Научная статья на тему 'ГАСАН-БЕК МЕЛИКОВ ЗАРДАБИ (1842—1907)'

ГАСАН-БЕК МЕЛИКОВ ЗАРДАБИ (1842—1907) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГАСАН-БЕК МЕЛИКОВ ЗАРДАБИ (1842—1907)»

ственно в каждом классе. Поэтому мы считаем возможным рекомендовать внедрение в практику строительства школьных зданий исследованный тип местной вентиляционной установки в комбинации с общепринятой системой естественной вытяжной вентиляции — через каналы, предусмотренные при строительстве школ.

ЛИТЕРАТУРА

Гельтищева Е. А. Информ. бюлл. Московского научно-исслед. ин-та санитарии и гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, 1958, № 22, стр. 21. — Кияницын И. И. Исследования над полезной работой разных систем искусственной вентиляции жилых помещений и критическая оценка этих систем. Киев, 1904. — Тимохович С. Я. Какой системе вентиляции для школ надо отдать предпочтение? СПб., 1908. — Ф е д ы н-ский В. И. Гиг. и сан., 1943, № 8—9, стр. 1. — Щеткин Д. А. Какому способу вентиляции отдать предпочтение? М., 1903.

Поступила 20/VI 1960 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF AN EXPERIMENTAL VENTILATION UNIT FOR

SCHOOLS

L. Ya. Kelstein, A. G. Antonov, G. G. Sliamtsiyan

A hygienic assessment of effective functioning of a ventilation unit, providing a local supply of pre-heated air into class-rooms, has shown the installation under investigation functions better than those of other ventilation systems used in schools, ensures good microclimatic conditions and feeling of comfort in class-rooms and thus may be recommended for use in newly constructed school buildings. The unit consists of two axial-type ventilators placed in an open shaft of the outer wall of a class-room; the inside apperture is provided with special receiving boxes directing the outside air current upwards to the ceiling and with a holder with removalbe kapron dust filters which may be easily flushed. The above unit may be used in,combination with the ordinary exhaust ventilation system.

"fr "fr

ГАСАН-БЕК МЕЛ И КОВ ЗАРДАБИ (1842—1907)

М. А. Ибрагимов, И. А. Рустамов

Из Азербайджанского института усовершенствования врачей и Азербайджанского университета имени С. М. Кирова

Гасан-бек Меликов Зардаби вошел в историю азербайджанского народа как первый азербайджанец-естествоиспытатель, ученый-дарвинист, выдающийся просветитель-демократ, создатель и редактор первой в России азербайджанской газеты «Экинчи» (Пахарь), видный общественный деятель.

Зардаби оставил многочисленные труды по различным отраслям естествознания, физиологии человека, растений, животных, которые дают полное основание назвать его одним из основоположников естественнонаучной мысли в Азербайджане. Он впервые создал терминологию по естествознанию на азербайджанском языке. Многогранной деятельности Зардаби как философа, журналиста, общественного деятеля посвящен ряд диссертаций, монографий, брошюр, статей и т. д. Что же касается его медицинских и естественнонаучных воззрений, то они до сих пор достаточно не изучены.

В 1861 г. Зардаби, окончив Тифлисскую гимназию, поступает на отделение естественных наук Московского университета. В 1865 г. после окончания университета он возвращается на родину, вначале работает на государственной службе, затем становится учителем естествознания в Бакинской гимназии.

Зардаби, воспитанный в духе лучших идей И. И. Мечникова. К- А. Тимирязева, И. М. Сеченова, И. П. Павлова и других выдающихся естествоиспытателей, вел большую плодотворную работу по распространению научно-гигиенических знаний в Азербайджане. Бывший ученик Зардаби по Бакинскому реальному училищу, ныне Герой Социалистического Труда акад. М. А. Павлов, характеризуя Зардаби как педагога и естествоиспытателя-дарвиниста, в своих воспоминаниях писал: «Учителем естественной истории был азербайджанец Гасан-бек... естественная же история проходилась в шестом классе. Гасан-бек объявил нам, что так как хорошего учебника по его предмету нет, то он будет диктовать свои уроки. Таким образом, он приходил к нам, диктовал и затем, вызывая, требовал знания этих записей. Что же он диктовал? Только несколько лет спустя я понял, что диктовал он нам теорию происхождения видов Дарвина, приводя много примеров естественного подбора (или, как теперь пишут, естественного отбора)»

Зардаби посвятил ряд статей теоретическим основам дарвинизма. В этих статьях он не просто переска-( зывал идеи Дарвина, а творчески их развивал. Так, в газете «Каспий», в 1901 г. Зардаби писал: «Беда в том, что работа естественного подбора идет значительно медленнее, чем наше интеллектуальное развитие, а вместе с тем и перемены в образе нашей жизни. Наша задача заключается теперь в том, чтобы вмешаться в работу естественного подбора, ускорить ее, изобрести средства, которые могли бы убивать вредную флору, стерилизовать толстые кишки» 2. Зардаби как выдающийся просветитель и демократ считал, что пропагандируя положения науки среди населения, повышая знания и культуру его, можно освободить народ от темноты и невежества. Газета «Экинчи», издаваемая и редактируемая Зардаби, наряду с освещением экономических вопросов, особенно сельского хозяйства, широко пропагандировала развитие просвещения, культуры. «Экинчи», — писал Зардаби, — это врач,— который горькими лекарствами — наставлениями хочет выбить из нас невежество, отогнать от нас черные его тучи. Он хочет вдохновить нас, агитировать за приобретение знаний. Он хочет вылечить нас от векового сна. Он хочет спасти будущее поколение от той болезни, которой болеет наш общественный организм»3. Зардаби на страницах газеты «Экинчи» большое место уделял вопросу борьбы с эпидемическими заболеваниями, чему в газете был отведен специальный раздел.

Следует указать, что Зардаби впервые в Азербайджане пропагандировал великие открытия И. И. Мечникова, что нашло свое отражение в ряде его статей.

Развивая идеи о теории фагоцитоза, открытой И. И. Мечниковым, Зардаби писал:

1 Акад. М. А. Павлов. Воспоминания металлурга. М., Металлургиздат, 1946. стр. 35.

2 «Каспий», 1901, № 83.

• «Экинчн», 1877, № 7.

М. А. Гасан-бек Меликов Зардаби.

«Мечников полагает, что при естественной невосприимчивости на микробов действуют элементы клеточек фагоцита или вещества, в них образующиеся; в приобретенной или искусственной невосприимчивости главную роль играют соки всего тела; что в первом случае сами элементы клеточек не только задерживают микробов и препятствуют их разрушительному действию, но и умерщвляют их, во втором же случае чувствительность организма к действию микробов притупляется и, таким образом, организм, так сказать, страхуется»1.

В своих статьях Зардаби широко пропагандировал значение профилактических прививок, как меру борьбы с инфекционными заболеваниями. Однако он считал, что наряду с профилактическими прививками, проведение которых зависит от врачей и от организации медицинской помощи, немалую роль в борьбе с заболеваниями играет личная гигиена, которая зависит от самого населения, свет и воздух.

Работа проф. И. И. Мечникова о долголетии привлекла внимание Зардаби. В 1900 г. в статье «Новое открытие профессора Мечникова» он с большим воодушевлением писал: «Несколько дней тому назад в газетах появилось известие, что нашему соотечественнику проф. И. И. Мечникову... удалось сделать открытие, обещающее в будущем дать мощное средство к обновлению старости, к продлению жизни»2. Высоко оценив открытия И. И. Мечникова, Зардаби считал его началом осуществления вековой мечты человечества.

В годы, когда Зардаби начал свою плодотворную деятельность по распространению научно-гигиенических знаний в Азербайджане, организация медицинской помощи населению была слишком малоразвита. Среди населения были широко распространены знахарство, суеверия. Исходя из своих религиозных убеждений, подавляющее большинство населения для исцеления недугов обращалось к знахарям, муллам, та-бибам и, как называл их Зардаби, к «доморощенным целителям». Зардаби, бичуя в статьях, в газетах «Экинчи» и «Каспий» этих целителей боролся за распространение научной медицины в Азербайджане. Он популяризировал открытия в области медицинских наук и их значение в лечении и профилактике некоторых болезней. Основываясь на теории Коха о том, что туберкулез является заразным заболеванием, Зардаби одновременно указывал, что в распространении туберкулеза имеют большое значение социальные условия: «Чем лучше, чем обильнее питание организма, тем полнее восстанавливаются силы его, тем безопаснее бациллы туберкулеза»3. Говоря о лечении туберкулеза, Зардаби на первый план выдвигал вопрос об условиях внешней среды и их значении: «и как средство от чахотки, — пишет Зардаби, — заключается в улучшении гигиенических условий жизни: свежий воздух, чистая вода, питательная, здоровая пища, светлое, сухое, просторное помещение»4.

Одним из наиболее распространенных заболеваний в дореволюционном Азербайджане являлась малярия, которая поистине была бичом азербайджанского народа. Вопросу борьбы с малярией Зардаби посвящает статьи «Малярия в Бакинской губернии» и «Изучение малярии». В этих статьях он описывал те колоссальные бедствия, которые малярия наносила экономике страны и здоровью людей. Выступая против официальных правительственных данных, публикуемых о малярии, он писал, что «больными малярией нужно считать не одних тех, которые слегли в постель и страдают лихорадкой и проч., но всех, кто носит в своем теле бактерии малярии и питает их своей кровью, а таких всегда в местах лихорадочных, по крайней мере, в 10 раз больше, чем слегших в постель. Поезжайте в конце лета на Куринскую низменность нашей

1 «Каспий», 1899, № 185.

2 Та м же, 1900, № 6.

»Там же, 1901, № 180.

* Там же, 1900, № 48.

губернии, в особенности на берега р. Куры и Аракса и посмотрите на вялых, малокровных, с землистым цветом лица, большими животами от увеличения печени и селезенки местных жителей, они двигаются, работают-и никто из них не скажет, что он болен, а между тем все они поголовно заражены малярией»1. Наряду с правильными взглядами о распространении малярии, ее профилактике и лечении Зардаби ошибочно высказывался о том, что якобы «вопрос о том, как происходит зараже-

Г ¿„-^ "

г^ОЦи СЛ.

Изаан1е группы студентов Мусульман г. К.сза № }

Г И Г I Е Н Я

Составил

Гасан-бек Мелик-заде

(Зардаби)

• иг-—— с. ^^

Тип Лит -Каяпв, и .и АшурЛкп»«. В.ку

Титульный лист.

«ие, еще не решен окончательно»2. Как известно, еще в 1895 г., т. е. 4 года до опубликования статьи Зардаби, ученым Россе было установлено, что передатчиком малярии является комар анофелес. По-видимому, открытие Россе не было известно Зардаби.

Зардаби широко пропагандировал среди населения профилактику общей заболеваемости. В статье «Борьба организма с болезнетворными началами» он писал в 1899 г.: «Солнечный свет и чистый, обильный кислородом воздух, вот то орудие, которое самою природой нам назначено для борьбы с болезнетворными началами. Чистый воздух, обильный

1 «Каспий», 1899, № 244.

! Там же.

кислородом, воздух озонированный и солнечный свет одинаково благотворно действуют на наш организм, они повышают жизненную энергию и оздоровляющую реакцию организма и, таким образом, являются условиями, наименее благоприятными для заразных начал»1.

Большой интерес из медицинских статей представляет статья Зар-даби «Мнимая смерть»! В этой статье Зардаби описывает летаргический сон как болезненное состояние, которое не распознавалось невежественными, доморощенными «целителями» и были случаи, когда больного заживо хоронили2.

Большим и ценным медицинским трудом Зардаби является его книга «Гигиена». Эта книга не была издана при его жизни и только в 1914 г., спустя пять лет после смерти Зардаби, по инициативе группы студентов-азербайджанцев Киевского университета книга была издана. Так как труд Зардаби «Гигиена» является библиографической редкостью, написан на арабском алфавите, мы решили несколько подробнее остановиться на вопросах, разбираемых автором.

Книга Зардаби — первый научно-медицинский труд по гигиене, изданный на азербайджанском языке. В ней автор на языке, доступном как для специалистов, так и для широкого круга читателей, описал основные вопросы общей гигиены. В первом разделе книги разбирается гигиена жилища. Автор прежде всего останавливается на гигиенических требованиях выбора площадок под строительство; описываются гигиенические требования при строительстве жилых домов; дается ряд полезных указаний об использовании местных материалов, разбираются гигиенические нормы кубатуры помещений, светового коэффициента, вентиляции помещений и ее значения для организма, отопления, озеленения. Описывая жилища, Зардаби неоднократно высказывался о том, что жилье, благоустроенное с соблюдением гигиенических требований, является одним из условий оздоровления населения. Эти высказывания Зардаби имели большое практическое значение, ибо, как известно, в то время подавляющее большинство населения жило в весьма неблагоустроенных жилищах и при строительстве не соблюдались самые минимальные гигиенические требования.

В книге подробно говорится о воздухе, его составе, гигиеническом значении, бактериальной загрязненности.

В разделе о воде он касается ее качеств, физиологической нормы потребления, описывает устройство колодцев, благоустройство родников, требуя систематического наблюдения за качеством питьевой воды. Большой раздел книги посвящен питанию. В нем описывается физиология пищеварения, химический состав продуктов питания, требуемое суточное количество калорий.

Последний раздел книги посвящен личной гигиене. Здесь Зардаби описывает тяжелые условия жизни в городах и указывает, что в результате существующего строя «одни как лимон желтеют, другие от избытка жира меняют человеческий образ... наша эпоха, эпоха печали»3. Говоря о личной гигиене, Зардаби останавливается на вопросе физической закалки, указывает, что «труд для организма является неотъемлемым и нужным». Лица, не занимающиеся физическим трудом, должны обязательно заниматься физическими упражнениями. В первую очередь он это рекомендует учащимся и лицам, ведущим сидячий образ жизни. Описывая гигиенические требования к нательной и верхней одежде, Зардаби подвергает критике некоторые восточные одеяния, указывая, что, если в последнее время мужчины постепенно начали носить европейскую одежду, то одежда женщины продолжает сохранять средневековые фасоны.

1 «Каспий», 1899, № 185.

2 Та м же, 1902, № 173.

3 Зардаби. Гигиена. Баку, 1914, стр. 51.

4 Гигиена и санитария, Ке 3

49

В данном сообщении мы остановились только на некоторых работах и статьях Зардаби. Его многогранная деятельность в области распространения научно-медицинских знаний в Азербайджане подлежит дальнейшему специальному исследованию.

Поступила 24/VIII 1960 г.

ТЙГ Ъ Ъ

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ САНИТАРНЫХ КАДРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНОГО МЕДИЦИНСКОГО СОВЕТА НАРКОМЗДРАВА РСФСР

(1918—1932 гг.)

Е. А. Кустова

Из Института организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашко

С начала становления советского здравоохранения Коммунистическая партия и Советское правительство много внимания уделяли обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия страны и в связи с этим вопросам подготовки врачебных кадров, в том числе санитарных врачей, эпидемиологов и бактериологов.

Значительное место занимал вопрос о медицинских кадрах (подготовка врачей, их стажирование, усовершенствование и специализация) и в деятельности Ученого медицинского совета Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Эта работа отражена в ряде архивных материалов, хранящихся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции. Достойны быть особенно отмеченными выступления по этому вопросу Д. К- Заболотного, Л. А. Тарасевича, П. Н. Диатро-птова и других видных деятелей медицины.

Большой интерес представлял доклад проф. Д. К- Заболотного «О подготовке врачей-специалистов по эпидемиологии» на заседании Ученого медицинского совета 1 ноября 1918 г. Этот вопрос имел в то время большую остроту в связи с грозной опасностью распространения эпидемических заболеваний. Д. К- Заболотный отметил необходимость учреждения на всех существовавших тогда медицинских факультетах трех новых кафедр — общей бактериологии, эпидемиологии и социальной медицины, инфекционных болезней с клиникой. Эти предложения Ученым медицинским советом были приняты.

Почти через два года 17—20 июня 1920 г. Ученый медицинский совет вновь вернулся к рассмотрению вопроса о подготовке врачебных кадров, в том числе санитарных. Он вынес решение, чтобы при преподавании гигиены на медицинских факультетах университетов было предусмотрено прохождение раздела по организации врачебно-санитарного дела. Было признано необходимым организовать кафедру медицинской микробиологии, а также рекомендовано ввести на медицинских факультетах преподавание истории медицины как научной дисциплины

На этом же заседании было принято постановление о создании на медицинских факультетах университетов новых кафедр: социальной гигиены, санитарной статистики, эпидемиологии, профессиональной и школьной гигиены в связи с новыми стоявшими тогда задачами значительного укрепления врачебно-санитарного дела в стране2. Ученый медицинский совет считал также весьма важным включить в число госу-

1 Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР), фонд 482, опись 25, ед. хран, 103.

2 Т а м же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.