Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
газета «Экинчи» / национальная пресса / средства просвещения / национальное самосознание / националь-ная культура / рупор азербайджанской интеллигенции / Просветительское Общество «Ниджат». / newspaper "Ekinchi" / national press / means of education / national identity / national culture / mouthpiece of the Azerbaijani intelligentsia / Educational Society "Nijat".

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сулейман Ашурли

Статья посвящена изучению истории возникновения и развития азербайджанской национальной прессы в последней четверти 19-го – начале 20-го столетия. Подробно рассматривается история со-здания первой азербайджаноязычной газеты «Экинчи» и та роль, которую она сыграла в появлении дру-гих печатных изданий в указанный период. Рассматривается роль и место в общественно-политической и культурной жизни Баку таких изданий, как «Кешкюль», «Каспий», «Хейат», «Иршад», «Ниджат» и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE AZERBAIJAN NATIONAL PRESS

This article is devoted to the history of the emergence and development of the Azerbaijani national press in the last quarter of the 19th and beginning of the 20th century. The history of the creation of the first Azeri-language newspaper "Ekinchi" and the role that it played in the appearance of other printed publications in the specified period are considered in detail. The role and place of such publications as "Keshkul", "Caspian", "Hayat", "Irshad", "Nijat" and others are considered in the socio-political and cultural life of Baku.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ»

44

ART / «еЮкШШШМ-ЛШШаИ» S22W9), 2021

УДК745/749

Сулейман Ашурли Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-44-47

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ

Suleyman Ashurlu

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF THE AZERBAIJAN NATIONAL PRESS

Аннотация

Статья посвящена изучению истории возникновения и развития азербайджанской национальной прессы в последней четверти 19-го - начале 20-го столетия. Подробно рассматривается история создания первой азербайджаноязычной газеты «Экинчи» и та роль, которую она сыграла в появлении других печатных изданий в указанный период. Рассматривается роль и место в общественно-политической и культурной жизни Баку таких изданий, как «Кешкюль», «Каспий», «Хейат», «Иршад», «Ниджат» и других.

Abstract

This article is devoted to the history of the emergence and development of the Azerbaijani national press in the last quarter of the 19th and beginning of the 20th century. The history of the creation of the first Azeri-language newspaper "Ekinchi" and the role that it played in the appearance of other printed publications in the specified period are considered in detail. The role and place of such publications as "Keshkul", "Caspian", "Hayat", "Irshad", "Nijat" and others are considered in the socio-political and cultural life of Baku.

Ключевые слова: газета «Экинчи», национальная пресса, средства просвещения, национальное самосознание, национальная культура, рупор азербайджанской интеллигенции, Просветительское Общество «Ниджат».

Key words: newspaper "Ekinchi", national press, means of education, national identity, national culture, mouthpiece of the Azerbaijani intelligentsia, Educational Society "Nijat".

История национальной азербайджанской печати берет своё начало с создания первой газеты на азербайджанском языке «Экинчи» («Сеятель»). Первый номер газеты вышел 22 июля 1875-го года. Появление первой национальной газеты стало событием, которому суждено было стать основой, фундаментом будущей азербайджанской журналистики, и сегодня создателя «Экинчи» Гасан бека За-рдаби по праву называют родоначальником азербайджанской национальной журналистики, а дата выхода в свет первого номера отмечается в Азербайджане как День национальной прессы.

Конечно, у любой истории есть своя предыстория. Самое первое печатное издание появилось в Азербайджане на русском языке. 6 марта 1871 года в Баку вышла в свет газета «Бакинский листок». В ней нашли свое отражение общественные, социальные процессы того времени. Однако, именно создание «Экинчи» дало импульс появлению все новых печатных изданий, а Гасан бек Зардаби (Меликов) вошёл в историю Азербайджана, как редактор первой азербайджанской газеты.

Актуальность создания национальной прессы была обусловлена стремительным ростом и развитием Баку и его окрестностей. Понимая необходимость издания на родном языке газеты, как верного средства просвещения широких масс, пробуждения в них национального самосознания, развития национальной культуры Зардаби обращается к властям с просьбой о помощи (14).

Нелегко было добиться разрешения на издание газеты «Экинчи» на родном языке в условиях царской колониальной системы. Но даже среди царских чиновников находились люди, симпатизировавшие молодому энергичному просветителю. Так Бакинский губернатор Дмитрий Старосельский благосклонно отнёсся к начинанию Зардаби и оказал помощь в издании газеты. Он же посоветовал Зардаби назвать газету так, чтобы она не вызвала лишних подозрений у цензуры и создать видимость, будто в «Экинчи» (азерб. эктд1 - сеятель) публиковались новости и рекомендации в области сельского хозяйства. Это тоже было крайне необходимо. Публикуя на страницах газеты статьи, посвященные жизни села, сельскому хозяйству, культуре земледелия, оросительным работам, Зардаби пытался помочь крестьянам преодолеть отставание в области сельского хозяйства. Наряду с этим, в газете печатались научные статьи на тему биологии и медицины, а также общественного и культурного состояния мусульман Кавказа (6, 3).

Вместе с тем, издавая газету Гасан бек прежде всего пытался добиться основной цели - пропагандировать идеи просвещения народа.

Немало трудностей пришлось преодолеть Га-сан беку на пути создания первой национальной газеты. Он не только сам привёз необходимое оборудование из Стамбула, но на первых порах был одновременно и издателем, и редактором, и корректором, и наборщиком газеты, то есть редакция газеты состояла всего из одного человека. С целью пробуждения интереса широких народных

«етуушшим-лшшаи» 2©21 / лят

45

масс он вынужден был большую часть тиража (первоначально газета издавалась два раза в месяц тиражом 300-400 экземпляров) распространять бесплатно, неся при этом значительные убытки.

Трудности поджидали Гасан бека и позднее. Ему пришлось вести борьбу против скрытых, а отчасти и открытых недоброжелателей из среды так называемого «ученого мира», предпочитавших персидский язык своему родному. Также споры вокруг выпуска газеты продолжались в связи с тем, что многие шиитские улямы (богословы) считали, что не надлежит использовать такие изобретения «неверных», как газеты.

Ради доступности книжного стиля для низшего класса, Зардаби предлагал реформировать литературную форму азербайджанского языка и исключить из него сложные словоформы, использовавшиеся разве что в религиозных текстах и классической поэзии. По этой причине «Экинчи» нередко становилась объектом критики образованного класса, который находил её стиль чересчур простонародным.

И все же само основание «Экинчи» было явлением революционным и с точки зрения зарождения национальной прессы на азербайджанском языке, и как начало процесса распространения информации среди народных масс.

Выход этой газеты получил широкий резонанс на всем Кавказе. И не только. Гасан беку писали из Омска, Оренбурга, Тюмени, Чистополя, Пензы, Тамбова, Рязани. Исмаил-бек Гаспринский обратился к нему с просьбой благословить издание газеты «Тарджуман», которая впоследствии сыграла важную просветительскую роль в жизни мусульман России.

Так как газета была отвергнута духовными лицами и недоступна для неграмотной части населения, «Экинчи» вскоре стал форумом, объединяющим прогрессивную азербайджанскую интеллигенцию. Газета была позитивно настроена к Турции, мягко критически к Ирану и склонялась к секуля-ризму. «Экинчи» привела к мощному толчку в развитии азербайджанской журналистики и основанию в дальнейшем других азербайджаноязычных газет, таких как «Зия» - в 1879 году, «Зия-и Кавка-зия» - в 1880 году, «Кешкюль» - в 1883 году, «Шарги-Рус» - в 1903, «Иршад» и «Хаят» - в 1905 году, «Фиюзат», «Текеммюль» и «Молла Насред-дин» - в 1906 году, после чего азербайджанская публицистика вступила в новый этап развития.

Газета «Экинчи» была закрыта российскими властями 29 сентября 1877 года, после начала русско-турецкой войны, в связи с её устойчивыми про-османскими симпатиями. Всего в 1875-1877 годах вышло 56 номеров газеты, тираж ее в 1877 г. достиг 600 экземпляров и выходила она уже каждую неделю.

В январе 1879 года в Тифлисе, на тюркском языке, начала издаваться газета «Зия». С 1880 года эта газета выходила под названием «Зия-и Кавка-зия». После выхода 104-х номеров газеты, в 1884 году она тоже была закрыта. В 1883 году в Тифлисе

увидела свет газета «Кешкюль». Издатель этой газеты Джалал Унсизаде хорошо был знаком с европейской культурой. О своих надеждах на помощь и поддержку прогрессивных деятелей азербайджанской интеллигенции, газета писала: «Начинающаяся жизнь нуждается в новой помощи и наставлениях. Надеемся, что вместе с нами доброжелатели и просветители нации помогут изданию этого листа, созданного во имя служения нашей нации». «Кешкюль» была близка к «Экинчи». На страницах газеты печатались публицистические статьи, материалы по вопросам языка, литературы, искусства, просвещения, рекомендации по общественно-политическим вопросам, отрывки из оригинальных произведений, переводы образцов восточной и европейской литературы. С газетой сотрудничали С. А. Ширвани, Ф.Кочарли, М.Шахтахтинский.

В связи с ростом количества газет, издаваемых на родном языке, в Баку, Шемахе, Гяндже и других городах создавались новые типографии, литографии. Если в 1889 году в Баку действовало 5 типографий и 1 литография, то уже в 1900 году количество типографий достигло 16.

Особый интерес представляет газета «Каспий», регулярно выходившая с момента своего появления сначала дважды в неделю, с июля 1881 года - трижды, а с 1884 года ставшая ежедневной. Наряду с тифлисской газетой «Кавказ» она играла важнейшую роль в развитии публицистической деятельности представителей образованных слоёв мусульманского общества, прежде всего в Бакинской и Елизаветпольской губерниях.

В 80-90-х годах газета «Каспий» была деловым органом буржуазии и не ставила своей целью освещение общеполитических вопросов.

Первая и четвертая страницы заполнялись объявлениями, на второй и третьей помещались отделы: Местная летопись, Общая летопись (из разных газет), Иностранные известия (из разных газет), Керосиновые рынки, Нефтяное дело. В некоторых номерах на первой полосе публиковались Телеграммы «Каспия». Раздел Фельетон «Каспия» содержал беллетристику (часто это были переводные рассказы), публицистические выступления на местные темы (13).

В 1895 году крупный предприниматель З. А. Тагиев, заплатив 57 000 руб., стал фактическим владельцем газеты «Каспий». В октябре 1898 г. редакция и типография переместились в один из его домов по Николаевской улице (ныне сквер Сабира) ([7, 56)

С приходом в том же году на пост редактора Алимардан бека Топчибашева (7, 57) местные авторы получили большие возможности публиковать свои статьи. С этого момента газета, несмотря на то, что она продолжала издаваться на русском языке, может считаться азербайджанской. С этого же времени «Каспий» утрачивает былую аполитичность. Так, освещая межнациональные столкновения февраля 1905 года, газета «Каспий» под руководством Алимардан бека Топчибашева неустанно разоблачала фальсификации мировой прессы по поводу этих событий. Таким образом, хотя в конце

46

лят / «еюшшшум-лшшаи» 2021

XIX - начале XX века в Баку выходило немало изданий на русском и других языках, освещавших местную экономическую, политическую и культурную жизнь, именно «Каспий» может считаться первой русскоязычной национальной газетой, выражавшей интересы азербайджанской национальной буржуазии.

З. А. Тагиев финансировал также газету «Хейат», выходившую в 1905-06 годах, которая при издателе А. Топчибашеве и таких редакторах, как А. Агаев и А. Гусейнзаде стала рупором азербайджанской интеллигенции во время революционных событий тех лет ([9, 16-17).

Несмотря на то, что изначально газета была ориентирована на важные политические и, прежде всего, экономические события, в ней постоянно поднимались и темы, связанные с историей и литературой.

Революционные события 1905-08 гг. вызвали большое оживление общественной жизни, в том числе и в Баку, что, в свою очередь, выразилось в увеличении тиражей существовавших на тот момент газет и журналов и вызвало к жизни появление новых изданий. Одним из них стала газета «Нид-жат», издавашаяся одноименным просветительским обществом.

Устав Мусульманского просветительского общества «Ниджат», созданного по инициативе Хаджи Ибрагим Аждар бека Ашурбекова, был зарегистрирован 22 августа 1906 года. В Уставе говорилось, что Общество имеет целью «распространение просвещения среди мусульман, вспомоществование учащимся-мусульманам в высших, средних и низших учебных заведениях, а также содействие развитию родного языка и родной литературы» (10, л.66 об.).

К 1909 году руководство Обществом фактически переходит к Иса беку Ашурбекову. И, если еще в конце 1911 года Иса бек подписывается на различных документах как «товарищ (т.е. заместитель) председателя» (2) (формально председателем он был избран в 1914 году), то окружающие и пресса уже с 1909 г. называют его не иначе как председателем Об-ва (1; 3 и др.), что, повидимому, отражает реальное положение дел.

В начале сентября 1910 г. Правление мусульманского Просветительского Общества «Ниджат» в составе: Товарища Председателя Иса бека Ашур-бекова, Членов: Муртуза бека Палавандова, Али Гейдара Бабаева, Мехти бека Гаджибабабекова, Мирза Мамеда Алиева обратились к Бакинскому Градоначальнику Мартынову с просьбой о выдаче разрешения на издание под редакцией И. -б. Ашур-бекова ежедневной общественно-политической газеты «Ниджат». Программой издания предусматривались: передовые статьи, телеграммы собственные и С. -Петербургского телеграфного агентства, статьи по вопросам общественно-политической жизни, фельетоны, материалы из жизни и прессы мусульман, театр и музыка, нефтяной отдел, происшествия и др. Годовую подписную цену предполагалось установить в размере 3 руб. (12).

16 сентября Правлению «Ниджата» было выдано свидетельство за подписью градоначальника Мартынова о том, что им «разрешено издавать в гор. Баку под редакцией и полной ответственностью бакинского домовладельца, гласного Городской Думы Иса бека Ашурбекова ежедневную общественно-политическую газету «Ниджат». Первый номер газеты вышел в свет 14 ноября 1910 года (4).

В 1912 г. Иса бек Ашурбеков арендует у Таги-ева типолитографию «Каспий», одну из крупнейших в городе. В типографии «Каспий» им издавались сочинения народных учителей, учебники и другая учебная литература, издавалась художественная литература, например сочинения Мухаммеда Хади, рассказы Абдурагим бека Ахвердова и других литераторов. Сочинения М.А.Сабира впервые были напечатаны в этой типографии, причем 50% всех расходов Иса бек взял на себя. Печатались в ней также газеты и журналы: журнал для учителей «Шелале», журнал для школьников «Мектеб», юмористическое издание «Барабан», упомянутый уже «Ниджат», «Иршад», «Икбал» и др. (8).

Типография «Каспий» располагалась первоначально в доме Тагиева по ул. Николаевской, 12. Дом этот не сохранился, сейчас на его месте разбит сквер с памятником М. А. Сабиру. Но вскоре Иса бек перевозит оборудование и размещает типографию в подвале собственного дома на углу Старо -Почтовой и Персидской (при сов. власти Островского и Полухина, сейчас, соответственно, С.Та-гизаде и М.Мухтарова) (11, 203-204).

Большой популярностью пользовалась у читателей газета «Иршад», выходившая под редакцией Ахмед бек Агаева. Джейхун бек Гаджибейли, соавтор первой азербайджанской оперы «Лейли и Ме-джнун», говоря об участии Иса бека в ее постановке, писал, в том числе и об «Иршаде»:

«... Между тем наша инициатива введения на азербайджанскую сцену первой национальной оперы привлекла интерес и симпатию некоторых прогрессивных элементов (не говоря уже об Аб-дурахимбеке Ахвердове), объединившихся вокруг просветительского общества «Ниджат». Некоторые из его членов, убедившись в серьезности нашей затеи, стали принимать более близкое участие в судьбе первой национальной оперы.

Среди руководителей этого учреждения особенно деятельное участие в судьбе нашей инициативы принимал Исабек Ашурбеков, будучи одним из представителей известной своим влиянием и богатством семьи Ашурбековых. Тот же Исабек был меценатом, финансирующим газету «Иршад» под редакторством известного азербайджано-турецкого публициста и политического деятеля Ахмедбека Ага оглу (впоследствии депутата Турецкого Национального Собрания).

По газете «Иршад», в которой мой брат Узеир являлся одним из главных сотрудников (и где я сам начал свою журналистскую деятельность), а Иса-бек был издателем, этот последний был с нами в дружеских отношениях и потому всячески старался помочь нам» (5, 126-127).

«ШУУШШШУМ-ЛШТМак» #ШШ), 2©21 / ART

47

6. Гумбатова Тамара. Человек, пробудивший общество. Газ. «Азербайджанские известия», 22 июля 2005.

7. Ибрагимов М.Дж. Предпринимательская деятельность Г.З.А.Тагиева. Азернешр, Баку, 1990. - 112с.

8. ПР 34807, Следств. дело № 24557 Ашурбе-кова Иса бека Мехти Кули бек оглы.

9. Сеидзаде Д.Б. Азербайджанские депутаты в Государственной Думе России. Азернешр, Баку, 1991. - 144с.

10. Справочный ежегодник «Баку и его район» на 1911 год. Издание М.С.Шапсовича, Баку, 1910.

11. Сулейманов. М.Ф.Дни минувшие. Баку, Азернешр, 1990.

12. Шр:/^ага-а8ЬигЪеу1ип!о/аП1с1е.рЬр?пит_а=23 Ашурли С.Р. Реферат «Просветительская, меценатская и благотворительная деятельность Ашурбековых». Баку, 2000 г.

13. Шр://81аго8Иш^а7е1_ка8р1у.рЬр

14. Шр8://т^1к1реШа.о^1к1/%В0%97%В0 %В0%Б1%80%Б0%В4%00%В0%00%В 1%00%В 8,_%00%93%В0%В0%01%81%В0%В0%00%ВБ-0/(^00/аВ10/(С0%В50/(С0%ВА#Первая_азербайджан ская газета

Шамсаддинская Мехрибан Азер кызы Диссертант Азербайджанской Государственной Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2021-22109-47-50 ОТРАЖЕНИЕ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ДЕКОРАТИВНО-

ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Shamsaddinskaya Mehriban Azer

Post graduate student of Azerbaijan State Academy of Arts

REFLECTION OF ORNAMENT IN MODERN AZERBAIJANI DECORATIVE-APPLIED ART

Аннотация

Духовное богатство народа - это исторические и художественные ценности, которые современное искусство постоянно обновляет новыми произведениями искусства и выступают как единый неразрывный процесс азербайджанской культуры. Особое место здесь отведено декоративно-прикладному искусству и ремеслам. Современное декоративно-прикладное искусство Азербайджана отражает преемственность и развитие художественных традиций, объединяет тонкие связующие нити эпох и поколений, в которых творили незаменимые мастера художественного наследия. Существует богатая история ремесел, которые зародились в области человеческого труда и отражают его жизнь. Научные исследования в области декоративно-прикладного искусства показывают, что народное искусство не ограничено и с момента своего возникновения извлекало творческую пользу из прогрессивного искусства многих других народов. В статье исследуется современное состояние декоративно-прикладного искусства Азербайджана и роль орнамента в этом искусстве.

Abstract

The spiritual wealth of the people is the historical and artistic values that are updated by modern art with new works of art constantly and act as an integral part of the Azerbaijani culture. Here a special place is devoted to the decorative-applied arts and crafts. The modern decorative-applied art of Azerbaijan reflects the continuity and development of artistic traditions, combines the delicate connecting threads ofperiods and generations that are irreplaceable masters of artistic heritage.

There is a rich history of handicrafts that originated in the field of human labor and reflect the life. The scientific researches carried out in the field of decorative and applied arts shows that folk art is not limited and has creatively benefitedfrom the progressive art of many other nations since its inception. In the article the current state of Azerbaijani decorative-applied art and the role of ornament in this art are investigated.

Резюмируя все вышеизложенное можно сказать, что создание первой азербайджанской газеты, даже при том, что ее издание продолжалось всего чуть более двух лет, сыграло важнейшую роль в возникновении и развитии азербайджанской журналистики, в развитии печатного дела в Азербайджане, в важнейшем деле - просвещении народных масс, а также, в значительной степени, в самом процессе формирования азербайджанской национальной интеллигенции, развитии ее национального самосознания. Что, в свою очередь, послужило той благодатной почвой, на которой посеянное «Экинчи» семя дало дружные всходы в виде становления и развития азербайджанской национальной прессы, основоположником которой был Гасан бек Зардаби.

Литература

1. Газ. «Баку» от 26 апреля 1909 г.

2. ГИА АР ф.46, оп.2, д.467, л.1.

3. ГИА АР ф.312, оп.1, д.7, лл. 20, 21.

4. ГИА АР ф.46, оп.4, д.66, лл.1, 3, 4.

5. Гаджибейли Джейхун. Как была создана первая азербайджанская опера. В сб. «Избранное». Баку, Азернешр, 1993.

УДК745/749

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.