Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АЗЕРБАЙДЖАНА в 1905–1907 гг. (на страницах печати этого периода)'

ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АЗЕРБАЙДЖАНА в 1905–1907 гг. (на страницах печати этого периода) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пресса / газеты / татары / Кавказ / тюрко-мусульманское население / press / newspapers / tatars / Caucasus / turkic-muslim population

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панахова Ш. Э.

Данная статья посвящена значению прессы в развитии общественно-культурного возрождения азербайджанских тюрков. В статье освещаются вопросы важности органов печати в жизни азербайджанских тюрков. Предметом исследования являются средства массовой информации, проложившие путь идеалам республики, сохранив солидарность и национальную идентичность тюрко-мусульманского населения. Исследование базируется на данных газетных изданий 1905–1907 г., являющихся главной движущей силой национально-освободительного движения в Азербайджане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of public and political life of Azerbaijan in 1905–1907( on print pages of this period)

This article is devoted to the importance of the press in the development of the social and cultural revival of the Azerbaijani Turks. The article highlights the importance of press organs in the life of the Azerbaijani Turks. The subject of the research is the mass media that paved the way for the ideals of the republic, preserving the solidarity and national identity of the Turkic-Muslim population. The research is based on data from newspapers from 1905–1907, which are the main driving force of the national liberation movement in Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АЗЕРБАЙДЖАНА в 1905–1907 гг. (на страницах печати этого периода)»

Гуманитарные науки

17

УДК 070(471.632)

ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АЗЕРБАЙДЖАНА в 1905-1907 гг.

(на страницах печати этого периода )

Панахова Ш. Э., преподаватель кафедры международных отношений, Университет Одлар Юрду,

Азербайджанская Республика, г. Баку

E-mail:shovket.penahova.70@mail.ru

Данная статья посвящена значению прессы в развитии общественно-культурного возрождения азербайджанских тюрков. В статье освещаются вопросы важности органов печати в жизни азербайджанских тюрков. Предметом исследования являются средства массовой информации, проложившие путь идеалам республики, сохранив солидарность и национальную идентичность тюрко-мусульманского населения. Исследование базируется на данных газетных изданий 1905-1907 г., являющихся главной движущей силой национально-освободительного движения в Азербайджане.

Ключевые слова: пресса, газеты, татары, Кавказ, тюрко-мусульманское население.

ISSUES Of PUBLIC AND POLITICAL LIfE Of AZERBAIJAN IN 1905-1907( ON PRINT PAGES Of THIS PERIOD)

Panahova Sh. E., lecturer at the Department of international relations, Odlar Yurdu University,

The Republic of Azerbaijan, city of Baku

E-mail:shovket.penahova.70@mail.ru

This article is devoted to the importance of the press in the development of the social and cultural revival of the Azerbaijani Turks. The article highlights the importance of press organs in the life of the Azerbaijani Turks. The subject of the research is the mass media that paved the way for the ideals of the republic, preserving the solidarity and national identity of the Turkic-Muslim population. The research is based on data from newspapers from 1905-1907, which are the main driving force of the national liberation movement in Azerbaijan.

Key words: press, newspapers, tatars, Caucasus, turkic-muslim population.

Одним из первых исследователей истории азербайджанской прессы 1905-1907 гг. был Мирза Бала Мамедзаде. Он утверждал, что «одним из первых важных факторов начала и прогресса общественно-культурного возрождения азербайджанских тюрков была пресса» [5, с. 2]. В своей работе «Азербайджанская тюркская пресса» [5, с. 46], опубликованной в 1922 году, он впервые обратил общий взгляд на историю прессы Азербайджана с 1875-го по 1921 год, особо подчеркнув важность органов печати в жизни азербайджанских тюрков. «Когда-то говорили,что пресса - это седьмое государство», утверждал

Мирза Бала Джафарзаде. В период возрождения азербайджанских тюрков пресса была, пожалуй, первым государством. «Сила этого образа мышления сохраняется и сегодня», - говорил он. В этом произведении, переведенном с арабского на латинский в 2004 году [5, с. 2], М. Б. Мамедзаде справедливо отмечал: «Сильнейшее культурное движение среди азербайджанских тюрков по всем параметрам началось после 1905 года». Таким образом, пресса в Баку начала развиваться с 1905 года, издавалось до 63 газет и журналов. Именно в этот период нефтяной магнат Г. Тагиев привез в типографию «Каспий» большое коли-

чество тюркских шрифтов. Кроме того, были и небольшие типографии в Баку, Гяндже и Тбилиси. Увеличение количества типографий было вызвано потребностью в прессе и результатом их работы [8, с. 84]. В 1905-1907 годах Мирза Бала Мамедзаде кратко описал каждую из них. Важно отметить, что в этот период в Азербайджане помимо газеты «Каспий» издавались газеты «Хаят» (1905), «Иршад» (1906), «Текамюл» (1906), «Йол-даш» (1906 г.), «Дават-Коч» (1906 г.), «Таза хаят» (1907 г.). Созданные в Азербайджане социальные и политические условия, а также финансовая поддержка способствовало росту числа журналистов, в том числе и иностранных [8, с. 42, 43]. Журналисты из Турции, Ирана и Крыма работали в бакинских типографиях. В целом в этот период, который называют периодом ренессанса в истории азербайджанской печати, издаваемой в Северном Азербайджане, прессу по направленности идей можно разделить на 3 группы: 1- национально-буржуазная, либеральная; 2 - революционно-демократическая; 3 - большевистская [3, с. 38, 39]. «Хаят», «Иршад», «Тазахаят» можно отнести к первой группе, «Гуммет» - ко второй, «Текамюл», «Йолдаш», «Дават-Коч», «Бакинский рабочий» - к последней группе газет. Публикация в прессе не была такой простой задачей. Так как царская власть и ее местные органы не только не разрешали выпуск газет и журналов на азербайджанском языке, но и всячески препятствовали созданию типографий и издательств. Цитата Шир-мамеда Гусейнова из газеты М. Шахтахтинского «Тифлисский листок» очень интересна и отражает действительность того времени: В своей статье М. Шахтахтинский так описал свою встречу с пресс-секретарем Петербурга, ярым шовинистом Соловьевым. «...Яумолял его изо всех сил, но ничего не вышло, он сказал, что не может допустить газеты на татарском языке. - Если хотите, разрешаю издать русскую газету. Пусть татары последуют вашему примеру и учатся читать на русском. Вы хорошо говорите по-русски, зачем вам татарская газета?

- Хочу помочь прогрессу всех моих соотечественников.

- Зачем людям газета? Пусть интеллигенция читает на русском языке, а рядовые татары пускай пасут свои стада [3, с. 39].

В 1903 году на Кавказе издавались 40 газет на русском языке, 7 - на грузинском языке и 6 - на армянском языке, но не было ни одной газеты или

журнала, которые издавались бы на азербайджанском языке [3, с. 39]. Как отметил Н. Нариманов в своем письме, опубликованном в газете «Каспий» от 1 февраля 1896 года, «было бы хорошо для всего Закавказья, если хотя бы одна газета выходила на азербайджанском языке... Тогда общественность читала бы газету на родном языке и узнала бы, что от нее требовалось и в чем она отстает. До тех пор пока нет такой газеты, образованные мусульмане, вместо того, чтобы тратить свое золотое время на написание бесполезных статей на языке, которого мусульмане не понимают, лучше будет, если они начнут издавать более умные книги по той или иной проблеме на простом азербайджанском языке... они бы поступили умнее» [10, с. 31]. Наконец, в 1903 году была разрешена к выпуску газета под названием «Русь-Восточная» -первая политическая и общественная газета на азербайджанском языке. Главным редактором газеты был М. Шахтахтинский, регулярные статьи писали О. Ф. Неманзаде, Дж. Мамедгулузаде, С. Гайибов, У. Гаджибеков, Р. Исмаилов, А. Бабаев, Ю. Эфендизаде и другие [11, с. 74].

В октябре 1904 г. под руководством С. М. Эфен-диева и М. Миргасимова вышел первый номер социал-демократической газеты «Гуммет» на азербайджанском языке. «Гуммет» тайно печатался в количестве нескольких сотен экземпляров. В газете публиковались статьи о борьбе с диктатурой, о необходимости освободить работающих женщин от кабалы капитала, об интеллигенции, отчужденной от народа, не знавшей жизни и языка «черной общины», разоблачении духовенства [3, с. 42]. Всего вышло 6 номеров газеты. В феврале 1905 года типография газеты «Гуммет» была разрушена полицией и ее издание было приостановлено. Следует отметить, что ни одна из 5-6 номеров газеты «Гуммет», издававшихся тайно в 1904-1905 годах, не найдена [3, с. 58]. Стоит обратить особое внимание на один момент в первоначальной деятельности газеты «Гуммет». Так в обращении «Гуммет», опубликованном в Астрахани в 1919 году под названием «Великое обращение «Гуммет» к мусульманам Востока и Запада», описывались исторические условия, создавшие газету и организацию: «19 лет тому назад был период самых страшных и гневных времен правления Николая. В то время все народы были угнетены и уничтожены политикой Николая. Но они не осмелились этому сопротивляться. В то время люди наблюдали за

смертью друг друга, как овцы... Поэтому деспотическая власть угнетала всех на своем месте и делала все, что хотела. Один не хотел заботиться о другом, потому что среди людей не было организованности. Также нужно отметить и то, что «люди не будут стремиться к свободе, если они не будут угнетены» [7, с. 13, 14]. В газете «Ачык сез», ссылаясь на текст статьи в 3-м номере «Гуммет», была дана следующая информация: «Пока мы пишем эти строки, в нашем распоряжении 3-й номер (речь идет о газете «Гуммет» 1904-1905 - ред.). В качестве примера цитируем следующую статью из этого номера... А теперь товарищи! Вместо того, чтобы каждому в отдельности создать свое общество и идти разными путями, каждый из нас должен объединиться и формировать друг друга своими мыслями и действиями» [3, с. 4]. Первоначальная деятельность газеты призывала к единству во имя счастья Родины и народа. В первые дни Первой русской революции у бакинских большевиков не было официальной пресс-службы. После закрытия газеты «Гуммет» большевики пытались создать новый орган партии, но безуспешно. В городе, в доме большевика Мамедбагира Ахундова тайно создали типографию. В этой типографии в апреле 1906 г. был напечатан первый номер газеты «Бакинский рабочий», самая долго издаваемая газета в истории азербайджанской печати. В число большевистских газет, издававшихся в Азербайджане в 1906-1907 гг., входили «Дават-Коч», «Призыв», «Текамюл», «Орер», «Гудок» и «Йолдаш». В отличие от газеты «Гуммет» эти газеты печатались легально. В период с 1906-1907 гг. был издан 61 номер этих газет [3, 64, 65]. 26 мая 1906 года вышел в свет первый номер газеты «Дават-Коч». Название газеты обычно дается на страницах азербайджанской печати «Дават-Коч», иногда «Дават» (для азербайджанского читателя из-за чтения арабского алфавита справа налево страница 1 начинается с «Дават»). «Коч-Дават», иногда его называют «Коч». Поэтому название газеты для нас - «Дават-Коч». Интересной особенностью этой газеты было то, что одна страница каждой газеты была на азербайджанском языке, а другая - на армянском. Цель состояла в том, чтобы продемонстрировать примирительную позицию между двумя странами. Султан Меджид Эфенди-ев, принимавший непосредственное участие в создании газеты, писал: «В целях укрепления общественного порядка и разоблачения вино-

вных в массовых убийствах газета «Коч-Дават издается на армянском и тюркском языках» [6, с. 113, 114]. В 1906 году под руководством Иса бека Ашурбекова вышло 19 номеров газеты «Дават-Коч». Эта газета, ставившая целью урегулирование армяно-азербайджанского конфликта, не достигла своей цели, и срок ее существования был недолгим. В организации и издании газеты активное участие приняли С. М. Эфендиев, М. А. Азизбеков, М. Х. Мовсумов, В. А. Радус-Зен-кович, П. Н. Мнацаканов, П. А. Чапаридзе, М. Г. Ма-ликян, И. П. Данилбек и другие. Редакция газеты располагалась в Баку, в доме Султанова на углу улиц Барятинского и Милютинского. Газету издает типография «Труд», принадлежавшая С. К. Берладиру [6, с. 77]. Газета имела более 20 различных заголовок. Из них 7 постоянных разделов. Газета подробно анализирует «армяно-азербайджанскую резню», длившуюся более года, и выдвигает вопрос о мирном урегулировании проблем. Газета критикует царских чиновников и буржуазных националистов как виновников массовых убийств и их идею вооружения национальных групп для достижения мира. Однако с помощью такой примирительной газеты похоронить армянский заговор, который не может закончиться и сегодня, было невозможно. Не случайно в 6-м номере газеты было опубликовано письмо из Агдама: «Автор газеты «Дават», вы должны знать, что вы очень плохо справились с написанием статей в этой газете, разве у тебя нет чести, ты говоришь, что мусульмане должны объединяться с армянами... Не пиши таких слов. Брось эту работу. Молчи!» [12, №19]. В декабре 1906 года вышла большевистская газета «Текамюл» (Эволюция ) [6, с. 77] - первая социалистическая газета, выходящая еженедельно на тюркском языке. Эта газета была известна в официальных кругах не как газета, а как журнал. Даже организаторы газеты часто называли ее «журналом». С. М. Эфендиев пишет: «Хотя название « Текамюл» не подходит для наших целей, тем не менее, организация начала издавать «Текамюл» при условии, что Гаджинский (Мехди бей. - Ред.) не будет вмешиваться в редакционную часть журнала» [7, с. 25]. Всего в 14 выпусках газеты опубликовано более 500 статей разного жанра и объема [6, с. 51, 52]. Самым интересным моментом является то, что в основной статье четвертого номера газеты дается краткое описание политических партий и групп, которые суще-

ствуют и действуют в Баку и в Азербайджане в целом. В статье читаем: «В Баку есть несколько партий, которые вышли на предвыборную арену. Первая из них - это «истинно русская» партия. Действия и взгляды этой партии можно выразить одним-двумя словами: «Россия принадлежит русским», «Кавказ тоже принадлежит русским». Вторая - кадетский блок «Дашнакцутюн». Одного имени Дашнакцутюн достаточно, чтобы их узнать. Это тот дашнакцутюн, который каждый день меняет свое лицо в зависимости от его желания и интересов. Третий - это мусульманский блок, чьи намерения - это пожелания и просьбы одного или двух человек. Четвертый -это сообщество, которое всегда боролось за благополучие общества и его счастья » [3, с. 104]. Несомненно, одной из самых интересных сведений в газете является разделение масс на группы по уровню политической культуры: «1-е - сторонники свободы, 2-е - невежественные... те, кто с опущенной головой и не смотрят по сторонам, кто так крепко спит, 3 - нейтральные (преобладающие среди мусульман). Они в курсе всего, но они не хотят ввязываться, они хотят добывать прибыль даже из воды, то есть они сами себе хозяева. И когда стол свободы откроется, и им нечего будет делать, они будут лениво подходить и сидеть вокруг стола, 4-е - «хулиганы, то есть противники свободы и сторонники угнетения и тирании», 5-е - неполные... На фабриках и заводах или на рынке тут и там заучивают слова «забастовка», «далой-малой», и в этот момент вы видите, что какая-то работа или какое-то слово не понравились и социалисты считаются кафирами [3, с. 114, 115]. «Текамюл» (Эволюция), которая начала публиковаться в 1906 году, была сначала под финансовой поддержкой Мехди-бека, а затем руководил редакцией М. А. Расулзаде. (Первый номер «Текамюл» вышел 16 декабря 1906 г., а последний 14-й - 26 марта 1907 г.) М. А. Расулзаде, С. М. Эфендизаде, А. Ахундов, М. С. Ахундов и многие другие выдающиеся публицисты Азербайджана опубликовали свои статьи в газете «Текамюл» [13]. «Текамюл» была закрыта правительством в том же году и заменена газетой «Йолдаш» [6, с. 51, 52]. Редактором газеты был Асадулла Ахундов. Однако газету можно было издать не больше одного номера [6, с. 52]. (Всего вышло 3 номера. - Ред.). В первом номере газеты «Текамюл», редакция решительно осудила атаку на типографию «Гейрат» в Тбилиси со стороны

царских властей [3, с. 63]. В 1907 году в Баку издавались «Йолдаш» на азербайджанском, «Бакинский пролетарий» - на русском, «Гудок» и другие СМИ. И во время первой русской революции, и после революции большевистские газеты и журналы, издаваемые в Баку, воспитывали массы в духе интернационализма и направляли борьбу рабочих против царизма [6, с. 78]. Комментируя ситуацию, в газете «Йолдаш» писалось: «... сегодня Кавказ, большая страна с множественным мусульманским населением лишена издания, достойного носить имя - пресса, и утешается только журналом «Молла Насреддин»... В такое время, в такой сложной политической ситуации, в таком политическом повороте, как бы трудно не было публиковать, необходимо публиковать везде. Это очень важно» [14.]. Газета «Йолдаш» издавалась в типографии братьев Оруджевых на Николаевской улице в Баку. Редакция также находилась в той же типографии. «Йолдаш» печаталась на 4 страницах в обычном формате. На первой полосе газеты говорилось, что это «политическая, экономическая, социальная и литературная» газета должна выходить два раза в неделю, каждую субботу и среду. В первом номере газеты было 29 статей. Эти статьи включали такие интересные стихи и статьи, как «Политическая борьба», «Посвящение общин» Мухаммеда Хади, а также специальная статья о втором съезде азербайджанских учителей, который начался в Гяндже в августе 1907 года [3, с. 148]. Следующий номер газеты, вышедший 29 августа, включает в себя основную статью «Баку, 29 августа», интересные статьи, такие как «Без ошибок», «Зангезур-цы», «Забастовка», «Забастовки больше нет». Третий номер газеты вышел 1 сентября. В этом номере основная статья была под названием «Как помочь нашей молодежи». 2 сентября издание газеты «Йолдаш» было запрещено из-за «вредной пропаганды» [3, с. 149]. При изучении данного периода нашей прессы в целом необходимо обращаться к материалам газеты «Йолдаш». Потому, что армяно-мусульманские отношения, позиция царской России по поводу массовых убийств мусульман, вызывают особый интерес на его страницах. Газета «Хаят» была одной из первых газет после русской революции, выходившая в типографии «Каспий». Первый номер газеты «Хаят» вышел 7 июня 1905 года под редакцией Ахмед бека Агаева и Али бека Гусейнзаде с участием Алимардан бека Топчубашова [6, с. 41].

Публикация прекратилась 3 сентября 1906 г. «Хаят» была ежедневной научной и литературно-политической газетой, издаваемой в национальном духе. Газета начала свой первый номер с заявления, в котором резюмируются политические взгляды Азербайджана: «Как мусульмане и граждане России, мы хотим прогресса в экономических и политических условиях российского государства. Как и все мусульмане, мы желаем нашим братьям и сестрам прогресса и мира от всего сердца, где бы они не находились. Мы также тюрки. И как тюрки желаем тюркам всего мира прогресса, процветания и счастья» [15, с. 48]. За короткий период своего издания «Хаят» стал трибуной для борьбы азербайджанской интеллигенции, литературных, общественных и политических деятелей, занимающих особое место в нашей истории. С этой трибуны прозвучала идея Алибека Гусейнзаде. Целью Алибека Ага-оглу была победа демократии в Азербайджане, проведение реформ в общественной жизни. Основные принципы Алибека Гусейн-заде: тюркизм, исламизм, европеизация (модернизация), азербайджанство; демократические поиски; продвигать идею единства и прогресса, продвигать идею «Союза и прогресса», реформировать общественное и политическое сознание, создавать форму самоуправления на основе парламента и конституции, укреплять движение инноваций, свободу слова и прессы, развитие идей и т. д. Лозунг «Тюркизм, Ислам и европейское развитие», который Гусейн-заде пропагандировал, стал популярным лозунгом и символизирован в 1918 году трехцветным флагом независимой республики в Азербайджане. Следует отметить, что этот лозунг был использован в его первых важных статьях, опубликованных в газете «Хаят» -«Кто такие тюрки и кто они?», «Какие науки нам нужны?» и «Наша письменность, наш язык». Основная идея первой статьи - показать и объяснить, что тюркские народы создали единое целое, единство, в основе которого лежит идея «тюрки-зации». Во второй статье Алибек выдвигает идею «модернизации», говоря: «Нам нужны современные науки» [1, с. 146]. В этой статье он также закладывает основы идеологической системы тюркских мусульманских народов - тюркизацию, исламизацию, европеизацию, пытается обосновать эти положения [1, с. 162]. У газеты «Хаят» было 36 постоянных авторов. Алибек Гусейн-за-де, Ахмед бек Агаев, Гасанбек Зардаби, Аббас

Саххат, Мухаммед Хади, Гасан Сабри Айвазов, Узеир Гаджибеков, Абдулрагим-бек Хагвердиев, М. А. Сабир, Нариман Нариманов, Мехди бек Маджински, М. А. Ганизаде и Ахунд Абутураб-оглы были бессменными публицистами «Хаят» [2, с. 116]. Объявление для подписчиков гласит: «Хаят» без цензуры во имя жизни (хотя только 102 номера «Хаят » не прошли цензуру, на самом деле она с первого номера вышла под цензурой. Газета платила губернатору 80 манатов в месяц в качестве оплаты за цензуру») опубликовано в популярной азербайджанской газете... ». В первом номере «Хаят» есть статья под названием «Профессия нашей газеты». Из этой статьи ясно, что задача газеты - служить смыслу жизни - правде. Очевидный недостаток наших газет, издававшихся до первой Русской революции, заключался в том, что не было дисциплинированности (то есть периодической публикации). Однако газета «Хаят» не была недисциплинированной. «Хаят» публиковал исторические, социальные, литературные и многие другие статьи. Исследователи истории нашей журналистики называют этот орган печати, «вступивший» в очень противоречивый и бурный период, хроникой мыслей и борьбы 1905-1906 годов [6, с. 42, 43]. Призыв к изданию газеты 16 апреля 1905 г. получил положительный отклик 22 апреля. Из-за идеологического и политического содержания газета не только подверглась жесткой цензуре, но и важные статьи, опубликованные в газете, были переведены на русский язык и отправлены в тбилисский цензурный комитет. Спустя полтора месяца после выхода газеты, по настаиванию армянских цензоров, председатель Цензуры Галлель обратился к депутату от Кавказа с призывом прекратить выпуск газеты «Хаят». Комитет по цензуре охарактеризовал газету и ее редактора Ахмед-бека Ага-оглу как «ярого поклонника панисла-мистских идей» и охарактеризовал его как «сторонника восхождения турецкого султана, халифа всех мусульман». С другой стороны, редакцию газеты считали «стойким исламистом» и «антиармянским пропагандистом» и говорили, что она разжигала мусульманский фанатизм на Кавказе [16, с. 5]. В результате таких клеветнических кампаний газета смогла продолжить свою деятельность более года. «Хаят» был распространен не только на Кавказе, но и в Поволжье, Средней Азии, Гаджарском Иране и Османской империи. Эта газета появилась одновременно с националь-

ным пробуждением тюркско-мусульманского населения и сыграла важную роль в продолжении этого процесса. В статье, опубликованной в первом номере газеты «Хаят», Ахмедбек Ага-оглу заявил, что азербайджанский народ, осознавая свою этническую принадлежность и национальное богатство, будет оставаться приверженным исламским ценностям: «Если мы хотим двигаться вперед и стать нацией с жизненным единством, мы должны сначала оставаться мусульманами. Наше желание двигаться вперед и наши усилия по улучшению условий жизни могут быть реализованы в соответствии с исламским правом» [2, с. 112, 113]. Оценивая религиозные проблемы с этой точки зрения, Ага-оглу написал в газете «Хаят» за номерами от 7 и 12 июня 1905 года статью под названием «Краткий очерк России», в которой анализируя политику царской России, сказал, что одной из основных причин недовольства людей против политики царской России были искусственно поставленные запреты на их религиозные убеждения. Как видно из содержания статьи Ага-оглу, люди стремились к свободе в интересах различных профессий, защите их интересов [2, с. 113]. Газета «Хаят» печаталась в 1905-1906 годах. Всего было издано 325 номеров газеты [2, с. 124]. 101-й номер «Хаят» вышел под редактированием Алибека Гусейн-заде и Ахмед-бека Агаева. После этого пути этих двух мыслителей разошлись [15, с. 11]. А. Гусейн-заде продолжил издавать «Хаят», а А. Ага-оглу начал издание газеты «Иршад» [2, с. 132, 133]. Ахмедбек Агаев покинул «Хаят» и начал издавать новую ежедневную газету «Иршад». А. Ага-оглу - один из интеллигентов Азербайджана, который в начале 20-го века сыграл исключительную роль в развитии националистических движений и национального самосознания в Северном Азербайджане. Он работал в типографиях газет «Хаят», «Иршад», «Тарагги» и т. д. Публиковал обширные статьи об общественно-политической жизни Азербайджана. Расул-заде сказал об А. Ага-оглу: «Деятельность Ага-оглу посвящена созданию независимого азербайджанского государства». Он создал партию «Дифаи» против армянских террористов. Он имел отличную репутацию среди населения Баку, Гянджи, Нахчывана и Карабаха. В 1905 году в Баку под редакцией А. Ага-оглу была издана газета «Иршад», которая стала второй издаваемой газетой в Азербайджане. Газета «Иршад» представляла демократов и представителей ли-

беральной буржуазии, она основывалась на демократических традициях. Газета печаталась в 1905-1908 годах в Баку. Руководил типографией Ахмед бек Агаев (Ага-оглу). Ахмед-бек смог собрать вокруг газеты выдающихся писателей и редакторов эпохи. Среди них Г. Везиров, М. Е. Расулзаде, У. Гаджибейли и др. В 1908 г. М. Е. Ра-сулзаде стал временным редактором. Узеир бек Гаджибеков был одним из самых активных сотрудников «Иршад». Газета «Иршад» отражала идеи независимости,свободы, национального самосознания на своих страницах. Вскоре на основе этих идей была сформирована идея «тюр-кизации, исламизации и модернизации». Анализируя общественно-политическое положение царской России, А. Ага-оглу рассматривает свой исторический взгляд, раскрывает сущность колониальной политики и решительно критикует империалистические устремления тех, кто проводил эту политику. Члены «Иршада» борются за будущую независимость Азербайджана, следят за общественно-политическими процессами в соседних странах, пишут о них аналитические статьи. В этих статьях «Иршад» взял на передний план государственность и свободу, высоко оценил чувства национальной независимости и свободы. Деятельность «Иршада» и его сторонников, в том числе А. Ага-оглу, основывалась на идее свободного общества, независимого государства и целой родины, и подверглась давлению со стороны консервативных сил в свое время. Словарное значение слова «Иршад» - путеводитель, то есть освещающий путь. За время своего существования газета выходила только в Баку на азербайджанском языке. Ахмедбек Ага оглу, принесший на Восток лозунг Французской революции «Свобода, равенство, братство» и превративший его в эпиграф своей газеты «Иршад», отмечает наличие этих принципов в исламе [4, с. 192]. Основная цель газет «Иршад» и «Хаят» - показать борьбу царской России против политических прав тюрков, прекращение суннитско-шиитской вражды с целью объединения тюрков и открытие тюркских школ для просвещения людей [2, с. 112]. Первый номер «Иршада» вышел 17 декабря 1905 года, последний - 24 июня 1908 года. Ахмедбек Ага-оглу был редактором 116 номеров газеты в 1905-1906 годах. Однако по определенным причинам передал редакцию газеты. Ага-оглу, который был свидетелем клеветнической кампании против «Иршада» в то время, когда его под-

писка сокращалась, проявляя огромное терпение, написал: «Я искренно заявляю, если мой народ не доволен мною, если я не достоен руководить газетой, то я уступлю «Иршад» каждому, кто захочет, пусть руководят более достойные, пусть заберут, лиш бы этот источник благодати и прогресса не был утерян для нас. Смотри, сражайся, найди, мы готовы передать с трудом достигнутую славу другим во имя нации» [1, с. 146]. Издательство газеты было приостановлено с 17 июля 1907 года (после 115-го номера) до 17 ноября того же года. 17 ноября 1907 г. с помощью компании «Иршад-Прогресс» вышел в свет 116-й номер [1, с. 204]. Эта газета важна и с точки зрения изучаемой нами проблемы. Так, Али бек Гусейнзаде в статье, посвященной выходу первого номера газеты «Иршад» в газете «Хаят», написал: «Мы с большим удовольствием читаем первый номер газеты «Иршад», изданный сегодня: «Иршад» рассказывает нашему народу, как защитить нас, а также как защитить наши права и интересы. Кроме того, «Иршад» призывает всех народов живущих на Кавказе, особенно армян и мусульман, к миру, согласию и союзу, чтобы наша страна могла избавиться от большой опасности в будущем и в полной мере воспользоваться преимуществами свободы и культуры. Несмотря на осуждения цензоров, и тех, кто причастен к армянскому шовинизму, газета опубликовала резкие статьи, относящиеся к тому периоду. В первый год газета выходила три раза в неделю, во второй год четыре раза в неделю, а иногда и пять раз. После закрытия газеты «Иршад» Ахмед бек Агаев издавал газету «Тарагги». Газета «Таза Хаят» была

издана З. Тагиевым под редакцией Г. Везирова. Первый номер вышел 1 апреля 1907 года. Газета была литературно-политической газетой [4, с. 189-194]. Газета «Таза Хаят» была закрыта 7 октября 1908 года. Г. Везиров, С. Садик, А. Музниб, М. Хади, Х. Гасымов и другие опубликовали статьи в этой газете. Газета «Иттихад». Эта газета была выпущена Г. Везировым после закрытия газеты «Таза Хаят». Газета была напечатана не в типографии «Каспий», а в недавно созданной типографии братьев Оруджевых. Первый номер газеты вышел 1 декабря 1908 года. Он был закрыт правительством в 1909 году. Странно, что вместо наказания редактора газеты Г. Б. Везирова Рашид-бека Юсиф-заде депортировали в Турцию [6, с. 134]. В целом газеты, выходившие в 19051907 годах, были главной движущей силой национально-освободительного движения в Азербайджане. В так называемый период становления национальной политической прессы в 19051907 годах пресса играла ведущую роль в процессах национального пробуждения, национального самосознания, способствовала повышению политической и идеологической активности азербайджанского общества. В частности, «Иршад» показал людям путь к свободе, право на сосуществование, а газета «Хаят» воплотила национальную идентичность. Они являлись серьезным препятствием для армяно-дашнакской пропаганды. Эти средства массовой информации, основанные Ахмедбеком Ага-оглу и Али-беком Гусейнзаде, проложили путь идеалам республики, сохранив солидарность и национальную идентичность тюрко-мусульманского населения, которое было лишено всяческих прав царской Россией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмедли Р. А. Идеология национально-демократической государственности Азербайджана: тюркизм, современность, исламизм. Баку: Эльм, 2007.

2. Велиев А. А. История азербайджанской печати (1875-1920). Баку: Наука и образование, 2009.

3. Гусейнов Ш. А. Вестник правды и справедливости. Баку: Азернешр, 1988.

4. ГулиеваК. Д. Приход Гашим бека Везирова в журналистику // Новости Бакинского Университета. Серия гуманитарных наук. 2012. № 2.

5. МамедзадеМ. Азербайджанская тюркская пресса: национальная пресса с 1875-го по 1921 год. Баку: Издание отдела полиграфа Азербайджанского Национального Экономического Совета, 1922.

6. Шахвердиев А. Б. История азербайджанской прессы: Учебник. Баку: 2006. Азербайджанская тюркская пресса, 2004.

7. Эфендиев С. М. Из истории революции азербайджанского пролетариата. Баку, 1957.

8. Азербайджанская турецкая пресса [Текст] / М. Мамеддзаде; редактор Дж. Мамедли; рецензенты - Г. Велиев, М. Мехтиев; перевод с арабского алфавита, автор предисловий, словаря и заметок: А. Байрамоглу. Баку: [Бакинский университет], 2004.

9. Периодические издания Азербайджана 1875-1990 гг. Библиография (на основе экземпляров, хранящихся на арабском алфавите). Баку: Азернешр, 1993.

10. Статьи и выступления [Текст]: в двух томах: февраль 1896 г. - март 1920 г. / Н. Н. Нариманов; оформил изд. Дж. Б. Гулиев (ред.) И. А. Алиев, М. С. Яхязаде, Х. А. Рафиев; изд. X. Г. Везиров. Баку: Азернешр, 1971.

11. Мои воспоминания [Текст] /О. Ф. Неманзаде; редактор, К. Мамедов; автор предисловия и подготовка текста Ш. Гурбанов. Баку: Гянджлик, 1985.

12. Газета «Дават-Коч», № 6, 19 июня.

13. Газета «Текамюл», 1907 г., 27 января.

14. Газета «Йолдаш», 1907 г., 22 августа.

15. «Хаят», 7 июня 1905 г.; Россия и Азербайджан [Текст]: При переходе в приграничный регион / Тадеуш Святочевский; ред. Г. Исаханлы; перевод - Л. Мирджафарова, Б. Гаджиев. Баку: Университет Хазар, 2000 г.

16. Значение газеты «Хаят» в истории нашей государственности. Газета «Шарг», 2011, 5 февраля.

17. Газета «Шарг», 2019, 27 июля.

18. Газета «Хаят»: Хроника мыслей, и борьбы в 1905-1906 годов, газета «Народный фронт», 17 декабря 2014 г.

19. Газета «Иршад» Ахмед бек Ага-оглу - идея «Единства, Равенства и Братства» была главным лозунгом этой газеты. «Шарг», 2019, 21 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.