Маммадова Рашида Гамлет кызы
Диссертант, кафедра педагогики и психологии, Нахчыванский Г осударственный
Университет
УСЛОВИЕ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ПРЕССЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В
НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Статья посвящена анализу педагогического движения и условия, обусловливающего развитие прессы в Азербайджане в начале ХХ века. Показано, что открытие в Азербайджане в конце ХЫХ - в начале ХХ вв. новых светских школ, обновление содержания образования и методов обучения, привлечение детей школьного возраста к общему, обязательному и бесплатному обучению, осуществление образования женщин, разработка новых программ и учебников, открытие библиотек и читален, работа типографий, ведение обучения и подготовки кадров на родном языке, подготовка методических советов и теоретически-педагогической мысли, вытекающей из реальной практики, обнаружение рациональных путей национально-патриотического воспитания, а также упорные поиски просветительской интеллигенции в других областях, составляли лейтмотивы для практического педагогического движения. Отношение к вопросам родного языка и ведения обучения на родном языке, на уровне отношения народному житью, свободе и независимости, еще никогда не выдвигалось с такой остротой.
Общественно-педагогическое движение в России в конце XIX - в начале ХХ вв. оказало сильное влияние и на Азербайджан. Этот период был эпохой завершенного революционного движения, охватившего все области политической, экономической и культурной жизни России. Резкое осуждение крепостного воспитания, выступления против сословных школ и ранней специализации, борьба за общее образование и женское обучение, уважение к детской личности, требование увеличения числа народных школ в тот период были важными проблемами, к разрешению которых стремилась русская педагогическая мысль [1]. Однако наличие в России различных течений не позволяло прийти к общему заключению в этих вопросах. Представители этих течений объясняли педагогические вопросы с точки зрения представляемого ими класса. Самым передовым среди них было революционно-демократическое течение. Под влиянием этого течения, представителями которого были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, либеральнобуржуазного течения, представителями которого были Н. И. Пирогов, В. Ю. Стоюнин, Н. А. Корфун и буржуазно-демократического течения, представителями которого были В. И. Водавозов, М. Ф. Бунаков проводились реформы в школьной системе образования в России. Эти реформы отразились и на национальных окраинах России - и на Азербайджане. Общественно-политические события в Азербайджане, народная освободительная борьба обусловили выдвижение таких требований, как расширение школ и учебных заведений, общее и бесплатное обучение на родном языке и оказывали влияние на оживление педагогического движения. Даже некоторые просветители искали источники подготовки политической борьбы в осуществлении педагогического движения и в разрешении просветительских проблем. Охватившие Россию освободительное движение и буржуазно-демократическая революция (1905-1907), оказывали сильное влияние на развитие национального и педагогического движений в Азербайджане. Лидеры революционного пролетариата Н. Нариманов, М. Азизбеков, С. М. Эфендиев, А. Ахундов, М. Н. Мусави, Г. Терегулов и другие интеллигенты выполняли программу большевистской партии. Эта интеллигенция, сплотившаяся вокруг организации «Гуммет», принесла революционный дух в педагогическую мысль и по ее мнению, организация
нового воспитательного и образовательного дела было возможно за счет построения нового общества. Революционно-демократическая интеллигенция в лице Дж. Мамедкулизаде, М. А. Сабира, М. С. Ордубади, А. Назми, сплотившаяся в основном вокруг журнала «Молла Насреддин», в основных вопросах буржуазно-демократической революции придерживалась новаторских идей. Своей резкой критикой они в открытую осуждали реакционно-просветительскую политику, схоластические методы преподавания и старомодные школы. Самая известная группа интеллигентов с просветительско-демократическими идеями - Р. Эфендиев, С. М. Ганизаде, Ф. Агазаде, У. Гаджибеков, М. Магомаев и другие, считали основой нравственного развития народное просвещение, открытие школ на родном языке и школ нового типа, построение учебно-воспитательного дела на основе передовых идей и считали их ключом светского образовательного развития. А. Гусейнзаде, А. Агаев, Ахунд Мир Мохаммед Керим пропагандировали свои идеи посредством прессы, школ, театров. Интеллигенты же, придерживающиеся либерально-буржуазной позиции, такие как А. Топчубашев, А. Сабир, Ахунд Юсиф Талыбзаде отстаивали идеи А. Гусейнзаде и А. Агаева о сплоченности в тюркизме и исламе [2].
Старые школы и медресе не могли бы стать идейным и организационным центром-органом действия нового просвещения. Поэтому, перед движением «Усули-джадид» стояла задача изменить их, преобразовать в школу нового периода. Движение «Усули-джадид» связано с именем крымского татара Исмаил бека Каспиринского, открывшего в Бахчисарае школу с 12-ью учениками [3]. Течение «Усули-джадид» на протяжении веков вело борьбу с отсталостью в школьной системе и в области учебно-воспитательного процесса. Сторонники этого течения, под лозунгом модернизации, призывал азербайджанский народ к новому образу жизни и культуре. В распространении идей Каспиринского в Азербайджане заслуги А. Агаева, А. Гусейнзаде, А. Топчубашева и М. А. Расулзаде были велики [4]. Для этого они организовали общества, пропагандирующие учение, разработали на съездах российских мусульман специальную программу о национальных школах и просвещении [4].
Открытие национальных школ интеллигенции, идеи преподавания на родном языке поддерживалось буржуазией. При материальной и моральной поддержке национальной буржуазии организовывались благотворительные общества, пропагандирующие просвещение, открывались национальные школы, созывались съезды (Ы и ЫЫ) мусульманских учителей. Вслед за «Экинчи», признанным основоположником национальной прессы, было создано несколько органов прессы, в том числе и «Шарги Рус». «Молла Насреддин» (1906-1931гг.) и «Фиюзат» (1906-1907гг) достигли апогея. Были созданы первые педагогические органы прессы, обеспечивавшие развитие педагогического движения. Начали издаваться журналы «Дебистан» (1906-1908 гг.) под редакторством А. И. Джафарзаде, «Рахбар» («Руководитель», 1906 г.) - под редакторством М. Махмудбекова и «Мектеб» («Школа», 1911-1917 гг.) - Кафура Решада Мирзазаде и Абдуррахмана Эфендизаде.
В ускорении педагогического движения в начале ХХ века, в распространении в Азербайджане прогрессивной западной культуры роль молодежи, обучающейся в центральных городах России и Западной Европы была велика. Завершив среднее образование они отправлялись в большие города и культурные центры России - в Петербург, Москву, Казань, Киев, Харьков и Минск для получения высшего образования. Высшее образование оказывало положительное влияние на их мировоззрение. Вернувшись в Азербайджан, они (Г. Зердаби, А. Гусейнзаде, А. Агаев, М. Шахтахтинский,
Н. В. Везиров, А. Б. Аквердиев, А. Топчубашев и др.) пропагандировали здесь прогрессивные общественные мысли, демократические идеи, передовые мысли связанные с школой и просвещением. В решении важных педагогических проблем того времени
особую активность проявляли выпускники Г орийской учительской семинарии (Н. Нариманов, У. Гаджибеков, Дж. Мамедкулизаде, Ф. Кочарли и др). Одним из источников, стимулизирующих развитие педагогического движения, являлось открытие культурнопросветительских учреждений- читален, библиотек, народных домов, клубов, типографий и издательств. Народные дома в черном городе (1902 г.) и на Баилова (1906 г.) являлись истинными культурно-просветительскими очагами. Первая читальня Азербайджана была открыта в Баку Г. Махмудбековым и С. М. Ганизаде. Для открытия читален в 1894 г. Н. Наримановым было спрошено разрешение у губернатора г. Баку. Новые читальни пользовались большим расположением народа.
В истории Азербайджана роль интеллигентных религиозных деятелей, мулл и сеидов в создании передовых обществ была исключительно велика. Еще в конце ХЫХ века в Шемахе, Губе, Ленкорани насчитывалось несколько библиотек. В Нахчыване по инициативе М. Т. Сидги, Дж. Мамедкулизаде, Г. А. Шарифова, А. М. Алекперова были открыты библиотеки, читальни, книжные магазины и лавки.
Через 11 лет после закрытия в Баку читальни, открывшейся по инициативе Н. Нариманова, здесь начала действовать читальня, организованная благотворительным обществом «Ниджат» («Спасение»). Позднее в Баку открылись еще 2 библиотеки, а также планировались библиотеки в Шуше, Нухе, Гяндже, Губе [5].
В 1905-ом году Джалилом Мамедкулизаде и Омаром Фаиком, при поддержке одного из сторонников национального движения, патриота и купца, под именем Багирзаде, в Тифлисе было организовано издательство «Гейрат» («Честь»). Здесь наряду с художественными произведениями издавались также детские рассказы и учебники. Учебник «Отеческий язык» А. О. Черняевского также был опубликован здесь.
Открытие первой типографии в Баку приходится на 70-е гг. ХЫХ века. Владельцем этой типографии, под названием «Бакинские известия», был Б. Б. Неручев. К 1894-му году в Баку насчитывалось уже 10 типографий. Первая книга на азербайджанском языке была издана в типографии «Арор», организованной в 1900-ом году. Типографию «Каспий», работавшую с 1900-го года, в 1905-ом году выкупил Г. З. Тагиев. С 1881-го по 1919-ый год в типографии под редакторством А. Гусейнзаде, Г. Зердаби, А. М. Топчубашева выходила газета «Каспий», которая сыграла важную роль в развитии школьного образования и педагогической мысли и шла в первых рядах в борьбе за демократизацию образования. Самой крупной типографией в Баку была электрическая типография братьев Оруджа, Гамбара и Абузара Оруджевых. В дальнейшем, на основе данной типографии было создано издательство. Типография, организованная Кафуром Решадом Эфендиевым называлась «Сефа» («Радость»). Здесь в основном занимались изданием детского журнала «Мектеб» («Школа»). В результате же объединения типографий «Гюнеш» («Солнце») и «Сефа» («Радость») образовалась новая типография под названием «Туран». Наряду с перечисленными типографиями в Баку действовали также типографии «Новруз», «Вермишев» и «Ачыг сез» («Открытое слово», [6]). Братья-просветители Аскер и Ахмед Гасанзаде владели в Гяндже частной типографией, в которой предпочтение отдавалось изданию книг для чтения. Учебники учителя русско-мусульманской школы в Гяндже под названием «Тюркский язык или чтение по тюркски» (1907 г.), «Краткая арифметика с дополнениями» (1908 г.) учителей духовной школы в Гяндже А. М. Пишнамаззаде и Зеки Рзы, «Научная и теоретическая подробная арифметика» (1908 г.) Г. Юсифбекзаде и И. Фаика были напечатаны в этой типографии. Гянджинские типографии «Губернские правления», «Ширкет» («Компания») и типография Рзаева и Абилова также издавали учебники и другие книги для чтения за счет средств благотворительных обществ. «Тюркский алфавит первого года» (1908 г.) М. А. Аббасзаде, «Исламская читальня» (1908 г.) А. Р. Шамсизаде и другие книги также вышли в свет в типографиях Гянджи. В связи с общим культурным подъемом в начале ХХ века в
Азербайджане образовались благотворительные общества «Ниджат», «Няшри-маариф», «Сефа», «Сеадет» («Счастье») и др [7]. В результате деятельности этих обществ все сферы жизни в Азербайджане - просвещение, наука, искусство, театр, кадровая подготовка, пресса, литература вступили на новый этап своего развития. Эти благотворительные общества основательно оказали влияние на развитие науки. Были достигнуты определенные успехи в развитии географии, а также в области естественных наук. Ы (1906 г.) и ЫЫ (1907 г.) съезды азербайджанских учителей, проведенные по инициативе просветителей, сплотившихся вокруг благотворительного общества «Ниджат» («Спасение»), стали кульминационным этапом в развитии педагогического движения. Педагоги с передовыми мыслями, предлагающие идею открытия новых школ, выдвинули идею обновления организации школьного дела, содержания и методов обучения. Они стали инициаторами составления новых программ и учебников. Стало появляться много учебников по образцу школьного учебника составленного новым методом К. Д. Ушинским. Вышли в свет учебники «Ушаг чешмейи» («Детские очки», 1907 г.) А. Шаика, «Биринджи ил мусаввар тюрк элифбасы ве илк гираэт» («Иллюстрированная тюркская азбука первого года и первое чтение», 1907 г.) М. Махмудбекова, «Икинджи ил» («Второй год», 1908 г.) С. Абдуррахманбекова, М. Махмудбекова, С. Ахундзаде, Ф. Агазаде, А. Талыбзаде и А. Эфендизаде, «Йени мектеб» («Новая школа», 1909 г. А. С. Мехтизаде и М. Махмудбекова, «Гюльзар» («Цветник», 1912 г.) А. Шаика и «Эдебиййат меджмуэси» («Литературный журнал», 1912 г.) Ф. Агазаде.
Открытие в Азербайджане в конце ХЫХ - в начале ХХ вв. новых светских школ, обновление содержания образования и методов обучения, привлечение детей школьного возраста к общему, обязательному и бесплатному обучению, осуществление образования женщин, разработка новых программ и учебников, открытие библиотек и читален, работа типографий, ведение обучения и подготовки кадров на родном языке, подготовка методических советов и теоретически-педагогической мысли, вытекающей из реальной практики, обнаружение рациональных путей национально-патриотического воспитания, а также упорные поиски просветительской интеллигенции в других областях, составляли лейтмотивы для практического педагогического движения. Отношение к вопросам родного языка и ведения обучения на родном языке, на уровне отношения народному житью, свободе и независимости, еще никогда не выдвигалось с такой остротой.
Литература
1. Ахмедов Г. Азербайджанская школа ХЫХ века. Баку, Маариф («Просвещение»), 1985, 300 с.
2. Агаев А. Наша педагогическая мысль: вчера, сегодня. Баку, Элм (Наука), 2000, 300 с.
3. Сеидов Ф. О воспитании и школьной истории тюркских народов. Баку, 1997, 188 с.
4. Довлят Н. История национальной борьбы тюрков, проживающих на территории России (1905-1907). Баку, Агрыдаг, 2002, 203 с.
5. Ахмедов Н. История азербайджанской школы и педагогической мысли. Баку, АМУ, 2001, 319 с.
6. Байкара Г. История борьбы за независимость в Азербайджане. Баку, Азернешр (Издательство Азербайджан), 1992, 276 с.
7. Ахмедов Г. Просветительская деятельность благотворительных обществ Азербайджана. Баку, Мутерджим (Драгоман), 1997, 56 с.