Научная статья на тему 'Русско-украинские связи на Юге России: основные направления деятельности «Просвит»'

Русско-украинские связи на Юге России: основные направления деятельности «Просвит» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"PROSVITA" / УКРАИНСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРНО-АРТИСТИЧЕСКОЕ УКРАИНСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО / "ПРОСВИТА" / UKRAINIAN ENLIGHTENMENT MOVEMENT / LITERARY AND ARTISTIC UKRAINIAN PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федина Татьяна Юрьевна

Украинское просветительское движение, вылившееся в 1905-1910 гг. в многочисленные товарищества под общим названием «Просвита», в первую очередь занималось издательской деятельностью на родном языке и формированием национальных библиотек. Рассматриваются и другие направления работы «Просвит» в Одессе, Екатеринославле, Екатеринодаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русско-украинские связи на Юге России: основные направления деятельности «Просвит»»

БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 1, с. 11-13

Библиотека в контексте культуры

УДК 94 (477)"1905/10" + 94 (470.6)"1905/10" ББК 63.3 (4Укр)5-7ж + 63.3 (235.7)53-7ж

РУССКО-УКРАИНСКИЕ СВЯЗИ НА ЮГЕ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОСВИТ»

© Т. Ю. Федина, 2011

Краснодарский государственный университет культуры и искусств 350072, г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33

Украинское просветительское движение, вылившееся в 1905-1910 гг. в многочисленные товарищества под общим названием «Просвита», в первую очередь занималось издательской деятельностью на родном языке и формированием национальных библиотек. Рассматриваются и другие направления работы «Просвит» в Одессе, Екатеринославле, Екатеринодаре.

Ключевые слова: украинское просветительское движение, литературно-артистическое украинское товарищество, «Просвита».

The Ukrainian enlightenment movement, resulted in 1905-1910 in numerous partnerships under the general title «Prosvita», was primarily engaged in publishing on the mother language and forming national libraries. This and some other areas of «Prosvita» in Odessa, Ekaterinoslavl, Yekaterinodar are considered.

Key words: Ukrainian enlightenment movement, literary and artistic Ukrainian partnership, «Prosvita».

Началом украинского просветительского движения можно считать учреждение в 1868 г. в Галиции, входившей в то время в состав Австро-Венгрии, товарищества «Просвита». Оно возникло как протест украинской интеллигенции против подавления этнической культуры со стороны государства. Основными направлениями деятельности этого товарищества были научное и просветительское. В дальнейшем, после того как в 1873 г. открылось Научное общество им. Т. Г. Шевченко, товарищество занималось только просветительской деятельностью: издавало и распространяло книги на родном языке (прежде всего, учебники); формировало фонды библиотек. Российская власть настороженно отнеслась к этой инициативе, опасаясь, что она найдет поддержку в Восточной Украине и приведет к сепаратистским настроениям. Поэтому в 1876 г. был запрещен ввоз в Россию изданий «на малорусском наречии» и введен ряд других ограничений для развития украинской культуры. Не представлялось возможными открытие подобных товариществ на территории России.

Манифест от 17 октября 1905 г., провозгласивший демократические свободы, способствовал, в том числе, и развитию украинского просветительского движения: изданию газет и журналов на украинском языке, открытию общественных организаций - «Просвит», научных обществ, различных клубов. Центрами просветительской деятельности были Одесса, Екатеринослав, Киев, Каме-

нец-Подольский, Николаев, Чернигов и другие города. «Просвиты» открывались и активно действовали не только в Малороссии, но и в ряде городов других регионов - Екатеринодаре, Минске, Баку, Владивостоке, и к 1907 г. они существовали уже в 35 городах Российской империи [1].

Именно на Юге России в октябре 1905 г. открылось первое в стране литературно-артистическое украинское товарищество «Просвита». Оно было зарегистрировано в Екатеринославе. Основал и возглавил эту общественную организацию известный историк, археолог, этнограф, фольклорист, лингвист, писатель Д. И. Яворницкий (Эвор-ницкий). При товариществе действовали четыре секции: драматическая, вокально-музыкальная с хором, литературная и библиотечная. Участники первых двух секций устраивали концерты, тематические вечера, выставки; литературная секция издавала научно-популярные книги, газету, организовывала книжные выставки; библиотечная - открыла библиотеку и пропагандировала в ней украинскую литературу. Особой популярностью в Екатеринославе пользовались литературные вечера, которые устраивались по субботам.

Уже в первый год своего существования «Про-свита» организовала 53 мероприятия - литературные и юбилейные вечера, концерты, спектакли [2]. Организацией театральной любительской деятельности занималась Наталья Васильченко-Доро-шенко [1, с. 134]. Екатеринославская «Просвита»

БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

активно действовала в течение десяти лет, затем была закрыта по решению властей. Безусловно, ее деятельность, направленная на пропаганду украинской культуры, способствовала активизации культурной жизни.

Вторым городом Юга России, в котором была открыта «Просвита», стала Одесса. В уставе, утвержденном 25 ноября 1905 г., оговаривалось, что товарищество занимается изданием книг, брошюр, открытием библиотек, читален, книжных лавок, устроением публичных лекций, просветительских курсов, спектаклей, литературно-музыкальных вечеров, выставок. Кроме того, оно может создавать школы, ясли, приюты и другие просветительские и благотворительные учреждения.

В дальнейшем товарищество не раз заявляло о себе как о беспартийной общественной организации, занимающейся культурно-просветительной деятельностью. Вступить в нее могли представители всех национальностей, особенно много здесь было русских, но все же 90% участников составляли украинцы.

Возглавлял одесскую «Просвиту» известный общественный деятель М. Комаров. Товарищество было своего рода клубом, в помещении которого по средам традиционно устраивались беседы, читались рефераты, посвященные украинской культуре. В качестве лекторов выступали юристы, учителя, литераторы, студенты.

В 1906 г. были организованы научная, литературная, вокально-музыкальная и драматическая секции. В течение года участниками «Просвиты» была прочитана 61 лекция. Все они были посвящены украинской истории и культуре. Одна лекция освещала жизнь и творчество кубанского писателя и этнографа генерала Я. Г. Кухаренко [3].

По субботам все три секции устраивали для участников товарищества литературно-музыкальные вечера. В их числе были и вечера, посвященные памяти Т. Г. Шевченко, других деятелей украинского искусства. В 1908 г. силами «Просви-ты» было поставлено несколько спектаклей. Товарищество устраивало также народные гулянья с ярмарками, украинскими киосками, а для детей -вечера с концертными программами [1, с. 240-241].

В Екатеринодаре товарищество «Просвита» открылось 3 июня 1906 г. Согласно уставу, утвержденному начальником Кубанской области, целью товарищества была просветительская деятельность: устройство школ, лекций, курсов, музеев, приглашение лекторов для поездок по области и т. д. Задачей общества являлась поддержка книгоиздательств, устройство собственных книжных киосков и рассылка агентов по распространению украинской литературы. «Просвита» имела право назначать стипендии талантливым представителям из народной среды.

Возглавлял Кубанское просветительское товарищество дворянин С. И. Эрастов. В деятельности правления принимали участие украинский актер, драматург, журналист В. А. Потапенко, поэт Я. В. Жарко, педагог И. Т. Ротарь, нотариус А. Р. Яловой и др. Правление занималось организацией культурно-просветительной деятельности. Для этого был арендован зал Екатерининской женской гимназии. В нем разместились читальня и библиотека «Просвиты».

Одной из форм культурно-просветительной деятельности кубанской «Просвиты» были музыкальные вечера с участием собственного хора. Участники товарищества устраивали для населения лекции, доклады, вечера, посвященные украинской истории, культуре, памяти выдающихся деятелей этого народа. Так, 16 декабря 1907 г. в зале 1-й екатеринодарской женской гимназии украинской интеллигенцией при участии «Прос-виты» был устроен вечер, посвященный памяти украинской писательницы Марко Вовчок (18331907). Был прочитан реферат о жизни и творчестве, рассказы и отрывки из повестей, исполнены на сцене «живые картины», иллюстрирующие произведения [4]. «Просвита» продолжила традицию проведения Шевченковских годовщин, сложившуюся на Кубани.

Лекторы «Просвиты», как правило, пытались донести слушателям в завуалированной форме политические лозунги, в первую очередь - идею национальной автономии. Так, А. Лисовский в лекции, посвященной памяти Н. В. Гоголя, сравнил малороссийский тип с великорусским и польским. В основе великорусского типа, утверждал докладчик, лежит общинное чувство. Малоросс, напротив, любит одиночество, он ленив и мечтателен от природы. Для поляка же характерно «активное чувство личности». В течение тысячелетий великороссы строили сильную государственную власть, «спаянную прочным цементом <...> Внешней красоты в ней нет, угрюмо и мрачно построена она <.. .> Малороссы же, наоборот, стараются уйти от власти, по пословице "Моя хата с краю", - и свободные элементы, действительно, ушли на Восток, на острова Заднепровья, образовав Запорожскую Сечь» [5]. Подчеркивая особую ментальность украинского народа, с одной стороны, и «угрюмость» монархической власти - с другой, А. Лисовский подводит слушателей к мысли об их несовместимости.

Лидеры кубанской «Просвиты» сотрудничали с местными периодическими изданиями - газетами «Кубань», «Новая заря», на страницах которых они публиковали свои заметки не только о деятельности товарищества, но и о событиях общественной и культурной жизни региона.

Деятельность «Просвиты», открытой в Ека-теринодаре, быстро распространилась в городах

Т. Ю. Федина, 2011, № 1, с. 11-13

и станицах Кубанской области. С. И. Эрастов провел в уставе товарищества право открывать филиалы без особых на это разрешений. Им были учреждены 15 филиалов кубанской «Просвиты» в городах Темрюке и Майкопе, в станицах Пашков-ской, Платнировской, Северской, Тихорецкой, Новотатаровской, Каневской, Усть-Лабинской, Пензенской, Уманской, на хуторах Романовском и Зубова Балка.

Кубанское просветительское товарищество, несмотря на свою самостоятельность, безусловно, тяготело к всеукраинскому просветительскому движению. В своей легальной деятельности оно осуществляло те же просветительские задачи, что и все подобные украинские общественные организации. Однако кубанская «Просвита» была крайне политизирована. Более того, она служила для Эрастова и его помощников легальным прикрытием его революционной деятельности, что, в конечном счете, стало причиной его закрытия местной властью. Тем не менее нельзя отрицать вклад этой организации в просвещение населения, активизацию культурной жизни столицы Кубанской области -Екатеринодара и других городов и станиц региона.

В циркуляре от 20 января 1910 г., подписанном П. А. Столыпиным, внимание губернских властей обращалось на то, что образование обществ, преследующих узкие национально-политические цели, не соответствует государственным задачам. В дальнейшем на основании циркуляра началось закрытие ряда украинских организаций.

Итак, основными направлениями деятельности «Просвиты» были издание литературы на украинском языке и формирование библиотечных фондов. Но этим их деятельность не ограничивалась. Для привлечения к работе товарищества как можно большего числа украинцев создавались секции художественной направленности (драматические, литературные, музыкальные), которые занимались постановкой спектаклей, организацией концертов, тематических вечеров, проведением лекций и т. д. Активное участие украинцев (прежде всего, интеллигенции) в деятельности подобных обществ свидетельствует о том, что они идентифицировали себя как представители украинского этноса. Среди просветительских товариществ Юга России своей политизированностью выделялась кубанская «Про-свита», которая по этой причине просуществовала совсем недолго - немногим более года.

Список литературы

1. Очерк по истории «Просвиты» / Р. Иванычук [и др.]. -Львов ; Краков ; Париж : Просвита, 1993. - С. 56. -на укр. яз.

2. Нарис юторп матарного товариства Просв^и i огляд просвгших товариств у Канадг Winnipeg ; Manitoba: The Christian Press, 1968. - С. 235-236.

3. Просвитянин. Товарищество «Просвита» в Одессе // Украина. - 1907. - Янв. - С. 40.

4. Местная хроника. Украинский вечер // Новая заря (Екатеринодар). - 1907. - № 356.

5. Лекция А. Лисовского // Кубань и Черноморское побережье (Екатеринодар). - 1906. - № 197.

Материал поступил в редакцию 12.11.2010 г.

Сведения об авторе: Федина Татьяна Юрьевна - кандидат исторических наук, докторант, e-mail: cl2002krasn@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.