УДК 37(479.24)(091)
история становления и развития
образовательной системы в Азербайджане в период российской империи
Организация средних школ в Азербайджане открыла путь в высшую школу, но только для молодых людей из состоятельных семей, беков и торговцев. Среди первых азербайджанцев, получивших высшее образование в России и за рубежом до конца XIX века, были выпускники бакинской реальной школы. С первой половины XIX века позитивная роль азербайджанских ориенталистов в развитии русской восточной мысли очевидна и неоспорима. Интеллигенция Азербайджана, получившая российское и европейское образование, в свою очередь знакомит российских ученых с культурой, литературой, историей и философией древнего Востока, а также с азербайджанским, персидским и арабским языками. Эта часть интеллигенции была высоким интеллектуальным потенциалом азербайджанской культуры того времени.
Ключевые слова: система образования, Азербайджан, Российская империя.
XIX век стал переломным в исторических судьбах азербайджанского народа. После Гюлистанского (1813) и Туркменчайского (1828) мирных договоров Азербайджан оказался разделенным между Российской империей и Ираном. Исторические пути Северного и Южного Азербайджана отныне во многом разошлись. Их развитие в составе двух крупных держав с разными социально-экономическими, политическими и культурными условиями предопределило глубокие различия в жизни разделенного народа.
Сеидбейли Мариам Гасановна
Доктор исторических наук, директор Института истории науки Национальной академии наук Азербайджана, Баку, Азербайджан; e-mail: [email protected]
В первой половине XIX в. Азербайджан переживает новый этап в развитии просветительско-школьной системы.
Особенностью национальной культуры Северного Азербайджана было открытие школ, культурно-просветительских учреждений, создание национальной печати и национального театра. Появилась национальная элита, получившая европейское образование.
В этот период начальное образование получали только в мек-тебах, которые являлись основным видом школ для азербайджанского населения и входили в ведение мусульманского духовенства. Эти мектебы зачастую помещались в мечетях, иногда на дому у мулл. Основной их целью являлось распространение религиозных воззрений. Обучение состояло из чтения Корана, изучения арабского и персидского языков, азербайджанскому же языку и литературе почти не уделялось внимания, так как не было учебных пособий на родном языке, и не только это — ситуация объясняется доминантным влиянием арабского и персидского языков во всей общественной жизни страны.
Мектебы не давали учащимся никаких научных знаний, так как духовенство этих школ противилось распространению всякой научной мысли, далекой от шариатских канонов. После присоединения Азербайджана к Российской империи усилиями азербайджанских просветителей были организованы азербайджано-русские школы, которые были открыты в 30-х гг. XIX в. в городах Шуше, Нухе, Баку, Гяндже, Шемахе и Нахичевани. В этих школах в основном обучались дети состоятельных лиц, преподавались русский и азербайджанский языки, география и шариат. Наряду со школами существовали училища, которые давали хорошую общеобразовательную базу, что не входило ни в какое сравнение с вышеупомянутыми школами.
Во второй половине XIX в. появляются первые средние учебные заведения, начинается новый период в развитии просве-тительско-школьной системы Азербайджана. В 1865 г. на базе высшего четырехклассного училища в Баку была открыта первая в Азербайджане мужская гимназия. В 1874 г. появилась первая в Азербайджане женская гимназия, впоследствии получившая название Мариинской. В 1881 г. был открыт Бакинский мореходный класс — первое профессиональное учебное заведение. Имеющееся до этого в Баку учебное заведение благотворительного общества
Святой Нины в 1897 г. было преобразовано в среднюю школу. В 1896 году была создана первая техническая школа. В 1905 году она получила статус средней технической школы, которая готовит специалистов инженеров и строителей.
Еще одна неполная средняя школа — женская прогимназия одноименного общества появилась в 1899 г. в Елизаветполе. После получения образования в этих школах нельзя было поступать ни в какие высшие учебные заведения, кроме Петербургского женского медицинского института. В 1901 г. Гасан бек Зардаби при финансовой поддержке нефтяного магната З. Тагиева создает первую женскую русско-мусульманскую школу. Основной целью открытия этой школы была борьба прогрессивной азербайджанской интеллигенции за раскрепощение женщин. Первыми выпускницами школы стали: Амина Мамедова, Марал Байрамалибекова, Айна Мусабекова, Сона Ахундова, Гюльшан Алибекова, Фатьма Султанова, Сейда Шейхзаде и др. Из вышесказанного видно, что организация средних школ в Азербайджане открыла путь в высшую школу, но только для молодежи из обеспеченных семей, бекского и купеческого происхождения.
В числе первых азербайджанцев, окончивших высшие учебные заведения в России и за рубежом до конца XIX века, были выпускники Бакинского реального училища Наджаф бек Везиров, Абдул Керим и Ибрагим Махмандаровы, Фаррух бек Везиров, Агалар бек Ханларов, Абдул Халыг Ахундов, Фатулла бек Рустам-беков. Эта молодежь представлялась будущим Азербайджана, его интеллектуальным потенциалом. Она внесла огромный вклад в его культурную и политическую жизнь, а также способствовала укреплению и развитию отношений с русским народом и народами Российской империи.
Социально-экономическое развитие Азербайджана в пореформенный период в XIX веке вызвало острую необходимость в квалифицированных специалистах разного профиля, в связи с чем началась перестройка в системе образования, безусловно отвечающая требованиям образовательной политики царизма на окраинах.
Студенты из Азербайджана стали обучаться в Петербурге, где были сосредоточены крупнейшие высшие технические учебные заведения, такие как Технологический, Политехнический,
Электротехнический, Горный институт и т. д. Меньшее их количество получило образование в технических вузах Киева, Москвы, Xарькова, Риги, а наиболее состоятельные студенты учились за рубежом — в Германии, Бельгии, Франции. Таким образом, было положено начало подготовке высококвалифицированных азербайджанских специалистов, что способствовало формированию национальной технической интеллигенции (Таирзаде 2009, 122).
Уже к концу XIX в. более десяти азербайджанцев, преимущественно выпускники Бакинского реального училища, успешно окончили высшие технические учебные заведения в России и за ее пределами. Одним из наиболее ярких представителей технической интеллигенции того времени был Фаррух бек Везиров, завершивший учебу в Петербургском горном институте и первым из азербайджанцев ставший дипломированным горным инженером. В общественной деятельности Ф. Везирова важное место занимали вопросы народного просвещения. Поддерживая открытие новых учебных заведений, он заботился об их благоустройстве, помогал нуждающимся учащимся. К примеру, он был одним из инициаторов сбора средств на постройку здания Шушинского реального училища. Он оказал материальную помощь первой русско-мусульманской читальне, открытой в 1894 г. в Баку. Благотворительность Ф. Везирова распространялась и за пределы Родины. В 1898 г. им была оказана помощь голодающим России. Он активно участвовал в национально-освободительном движении в Азербайджане, в борьбе за всеобщее обучение на родном языке, за подготовку соответствующих педагогических кадров, развитие азербайджанского языка (Таирзаде 2011, 42). В 1898 г. в Петербурге было образовано «Мусульманское благотворительное общество», организатором которого стал Абдулрагим бек Ахвердов. Основной целью деятельности этого общества было оказание молодежи материальной помощи в получении высшего и среднего образования.
На протяжении долгого времени Тифлисская мужская гимназия была единственным средним учеб—ным заведением, окончив которое закавказская молодежь имела право поступить в вуз. Потребность в квалифицированных специалистах усилила приток абитуриентов во все российские вузы, в том числе и университеты, на рубеже XIX—XX вв. крупнейшими из них являлись Санкт-Петербургский и Московский. В то время азербайджанским
студентам (детям военных и чиновников) выдавалась кавказская стипендия, которая в среднем составляла 300—350 рублей в год. Несостоятельным же студентам оказывалась денежная помощь благотворительными обществами («Ниджат», «Сафа» и др.), разными фирмами или частными лицами (Таирзаде 2009, 16—17). Первые азербайджанцы, направленные кавказской администрацией на учебу, в основном получали образование в столичных университетах и Военно-медицинской академии. Наиболее престижными считались юридический и медицинский факультеты. Научные и культурные связи между Северным Азербайджаном и Россией дали возможность некоторым ученым Азербайджана преподавать в высших школах России и в будущем стать известными. Например, Ага бек Едигаров (1823—1892) был первым азербайджанцем — воспитанником Петербургского университета. Вопреки политике русификации, проводимой царизмом, А. Едигаров сочетал в себе русскую образованность с глубоким знанием национальной культуры, уважением к ней, пониманием ее истинных насущных потребностей, чем содействовал ее прогрессивным тенденциям. А. Едигаров был квалифицированным востоковедом (там же, 28).
Как известно, в конце XVIII — начале XIX в. азербайджанские ученые-востоковеды играли важную роль в российском востоковедении. В их числе можно назвать Абу Тураба Везирова, Мирзу Мухаммеда Шафи, Османова, Садыхбека Джафарова, Мирзу Абдуллу Везирова, Мирзу Гасана Тагирова, Мухаммеда Алиева, Мирзу Абдулла Гафарова, Мирзу Джафара Ризаева и др.
Знаковой же фигурой азербайджанского востоковедения был Мирза Казем бек (1802—1870), внесший заметный вклад в мировую ориенталистику. Мирза Казем Бек являлся «ординарным профессором восточной словесности в императорском Казанском Университете, членом-корреспондентом императорской С.-Петербургской Академии наук, членом обществ: Королевского Велико-Британского и Ирландского в Лондоне, Королевского Северных Антиквариев в Копенгагене и проч.» (Ф.1, опись. 32, ед. хр. 113). Свои первые научные труды, принесшие ему широкую известность, он опубликовал, будучи профессором Казанского университета. Имя Казем бека как крупнейшего ученого-востоковеда вошло во все русские энциклопедии, справочные словари о русских писателях и ученых, Русский биографический словарь.
Он трижды был награжден Демидовской премией (ИВАН Раз. 2. Оп. 2. № 82, 2—3). Также хочется отметить, что профессор Мирза Казем бек являлся основоположником создания научной грамматики азербайджанского языка. Им было написано более ста пятидесяти научных трудов по востоковедению. Многие из них были переведены в Англии, Франции и Германии. Среди этих работ следует отметить: «О появлении и успехах восточной словесности в Европе», «Дербенд-Намэ» (на английском языке), «Мурадизм и Шамиль», «Баб и бабиды», «История Ислама» и др. Мирза Казем бек был убежденным сторонником великой русской культуры. Переводя труды восточных ученых на русский язык, он искренне желал, чтобы все достижения народов Востока в области науки и культуры были переведены на русский язык (АПДУДПАР Ф. I. Оп. 32. Д. № 113).
В то же время одним из известных востоковедов был Мирза Джафар Топчибашев (1790—1869). Российское востоковедение, формировавшееся в первой половине XIX в., базировалось на четырех восточных языках: арабском, турецком, персидском и татарском (азербайджанском). Именно этими языками и владел М.Д. Топчибашев. За успешную работу в Петербургском университете в Российской Археографической Комиссии и в Азиатском департаменте МИД Российской империи М.Д. Топчибашев был награжден орденами Святой Анны I и II степени, Святого Владимира III степени, Святого Станислава I степени и знаменитым иранским орденом Шира-Хуршид. В конце жизни он обратился к декану юридического факультета с просьбой принять от него пятипроцентные государ-ственные банковские билеты на сумму тысяча рублей для учреждения «Топчибашевской премии» для студентов, особо отличившихся в административно-управленческой области. Набегавшие проценты на эти билеты за два года, составляли премию в сто рублей. На основании просьбы М.Д. Топ-чибашева позднее решением сената и с разрешения царя эта премия получила официальный статус (Гасанлы и др. 2014, 32—33). Среди известных востоковедов того времени хотелось также бы упомянуть Абдулу Саттара Казем бека, Мирзу Казем бек Абеди-нова, Мирзу Абдулла Гаффарова, Магомеда Садых Исмайловича Агабекзаде, сыгравших значительную роль в развитии российского и европейского востоковедения. Вышеупомянутые ученые пропа-
гандировали азербайджанскую литературу в странах Европы и в Америке. В 1900 г. в Баку было создано общество Востоковедения, основной целью которого было изучение истории языка, культуры народов Востока.
Таким образом, с первой половины XIX в. позитивная роль азербайджанских востоковедов в развитии русской востоковедческой мысли очевидна и неоспорима. Интеллигенция Азербайджана, получившая российское и европейское образование, в свою очередь, знакомит русских ученых с культурой, литературой, историей и философией древнего Востока, а также с азербайджанским, персидским и арабским языками. Эта часть интеллигенции являла собой высокий интеллектуальный потенциал азербайджанской культуры того времени.
Список литературы
Таирзаде Н. Из истории Азербайджанской интеллигенции. Баку: Адильоглы, 2009.
Таирзаде Н. Фаррух бек Везиров - первый горный инженер - азербайджанец IRS №3(51), 2011.
ИВАН Раз. 2. Оп. 2. № 82, 2-3.
АПДУДПАР Ф. I. Оп. 32. Д. № 113.
Гасанлы Дж. Алимардан бек Топчибашев: Жизнь за идею. Пер. с азерб. Х. Рзаева, под ред. Х. Пашаева. М.: ФЛИНТА: Наука. 2014.