Научная статья на тему 'Эволюция политических взглядов Ахмед-бека Агаева (Агаоглу)'

Эволюция политических взглядов Ахмед-бека Агаева (Агаоглу) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
592
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Агаев (Агаоглу) / джадидизм / пантюркизм / кемализм / либерализм / Османская империя / Турция / agayev (agaoglu) / Jadidism / Pan-Turkism / Kemalism / liberalism / ottoman empire / Turkey

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жигульская Дарья Владимировна

В статье приводится анализ эволюции общественно-политических взглядов Ахмед-бека Агаева (Агаоглу), видного мыслителя азербайджанского происхождения, получившего известность как журналист, политиче­ ский деятель, активный участник движения джадидистов в царской России, а позже один из идеологов дви­ жения иттихадистов, государственный чиновник Османской империи и республиканской Турции. Предпринимается попытка условно разделить общественно-политическую деятельность Ахмед-бека Ага­ ева на три периода: 1) годы, проведенные в царской России, обучение во Франции, участие в джадидистском движении на Кавказе; 2) переезд в Османскую империю, участие в движении иттихадистов; 3) распад Осман­ ской империи, участие в национально-освободительном движении, республиканский период. Посредством этого условного деления предлагается хронологическая классификация развития идей Ахмед-бека Агаева по линии: иранизм, исламский реформизм, иттихадистский пантюркизм, кемализм (позже либеральный кемализм).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE POLITICAL VIEWS OF AHMED BEY AGAYEV (AGAOGLU)

The paper analyses the evolution of the social and political views of ahmed bey agayev (agaoglu), an outstanding thinker of azerbaijani origin who gained popularity as a journalist, politician, participant of the Jadidism movement in Tsarist Russia and, subsequently, one of the ideologists of the Ittihadist movement and a civil servant in the ottoman empire and the Republic of Turkey. an attempt is made to divide ahmed bey agayev's social and political activity into three periods: 1) the years spent in Tsarist Russia, study in france, participation in the Jadidist movement in the Caucasus; 2) emigration to the ottoman empire, participation in the Ittihadist movement; 3) dissolution of the ottoman empire, participation in the national liberation campaign, republican period. on the basis of this tentative division, a chronological classification of the development of ahmed bey agayev's thinking is given: Iranism, Islamic reformism, Ittihadist Pan-Turkism, Kemalism (and later, liberal Kemalism).

Текст научной работы на тему «Эволюция политических взглядов Ахмед-бека Агаева (Агаоглу)»

tion of Documents. 1917-1973]. Moscow: Pedagogika press, 1974. 559 p. (in Russ.).

6.Vperyed Newspaper. December 29, 1917 (in Russ.).

7. GKU Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. 2. Op. 3. D. 120. L. 39 [State Institutions National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 2. Bordereau 3. Individual File 120. P. 39] (in Russ.).

8. Proydennyyput'. Kistorii bor 'by za diktaturupro-letariata v Priural'e [Distance Covered. On the History of the Struggle for Proletarian Dictatorship in the Cis-Urals]. Ufa: Bashistpart, 1927. 84 p. (in Russ.).

9. Ocherki istorii Bashkirskoy organizatsii KPSS [Essays on the History of the Bashkir Organization of the CPSU]. Ufa: Bashknigoizdat, 1973. 728 p. (in Russ.).

10. Vperyed Newspaper. November 15, 1917 (in Russ.).

11. Vperyed Newspaper. December 1, 1917 (in Russ.).

12. Izvestia TslK - Bulletin of the Central Executive Committee Newspaper. November 29, 1917 ( in Russ).

13. Kul'turnoe stroitel'stvo v BashkirskoyASSR: dok. i materialy. 1917-1941 [Cultural Construction in the Bashkir ASSR: Documents and Materials. 1917-1941]. Ufa: Bashknigoizdat, 1986. 348 p. (in Russ.).

14. Vperyed Newspaper. December 20, 1917 (in Russ.).

15. Carr, E. Istoriya Sovetskoy Rossii. Kn. 1. T. 1-2. Bol'shevistskaya revolyutsiya. 1917-1923 [The History of Soviet Russia. Book 1. Vol. 1-2. The Bolsheviks'

Revolution. 1917-1923]. Moscow: Progress, 1990. 768 p. (in Russ.).

16. Podgotovka i provedenie Velikoy Oktyabr 'skoy sotsialisticheskoy revolyutsii v Bashkirii: sb. dok. i ma-terialov [The Preparation and Carrying Out of the Great October Socialist Revolution in Bashkiria: Collection of Documents and Materials]. Ufa: Bashknigoizdat, 1957. 507 p. (in Russ.).

17. Vperyed Newspaper. December 25, 1917 (in Russ.).

18. Oktyabr 'v Bashkirii: sb. dok. i materialov [October in Bashkiria: Collection of Documents and Materials]. Ufa: Bashknigoizdat, 1979. 436 p. (in Russ.).

19. Vperyed Newspaper. January 12, 1918 (in Russ.).

20. Vperyed Newspaper. January 18, 1918 (in Russ.).

21. GKU Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. 2. Op. 1. D. 47. L. 132 [State Institutions National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 2. Bordereau 1. Individual File 47. P. 132] (in Russ.).

22. Vperyed Newspaper. March 27, 1918 (in Russ.).

23. Rashitov, A.K. Nachal'naya shkola v Bashkirii za 20 let [Primary School in Bashkiria during Twenty Years]. Ufa: Bashgosizdat, 1941. 141 p. (in Russ.).

24. GKU Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. 2. Op. 1. D. 61. L. 111-112 [State Institutions National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 2. Bordereau 1. Individual File 61. P. 111-112] (in Russ.).

Б01 10.24411/2223-0564-2018-10404 Д.В. Жигульская УДК 94

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АХМЕД-БЕКА АГАЕВА (АГАОГЛУ)1

Аннотация

В статье приводится анализ эволюции общественно-политических взглядов Ахмед-бека Агаева (Агаоглу), видного мыслителя азербайджанского происхождения, получившего известность как журналист, политический деятель, активный участник движения джадидистов в царской России, а позже - один из идеологов движения иттихадистов, государственный чиновник Османской империи и республиканской Турции.

1 Статья подготовлена в рамках гранта РНФ «Проблемы и перспективы международно-политической трансформации Ближнего Востока в условиях региональных и глобальных угроз», номер проекта 17-18-01614

Жигульская Дарья Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории Востока Института востоковедения РАН (Москва), e-mail: [email protected]

Daria V Zhigulskaya, Cand.Sc. (History), Senior Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow), e-mail: [email protected]

© Жигульская Д.В., 2018

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/4 (82)

Предпринимается попытка условно разделить общественно-политическую деятельность Ахмед-бека Ага-ева на три периода: 1) годы, проведенные в царской России, обучение во Франции, участие в джадидистском движении на Кавказе; 2) переезд в Османскую империю, участие в движении иттихадистов; 3) распад Османской империи, участие в национально-освободительном движении, республиканский период.

Посредством этого условного деления предлагается хронологическая классификация развития идей Ахмед-бека Агаева по линии: иранизм, исламский реформизм, иттихадистский пантюркизм, кемализм (позже либеральный кемализм).

Ключевые слова: Агаев (Агаоглу), джадидизм, пантюркизм, кемализм, либерализм, Османская империя, Турция

Daria V. Zhigulskaya

EVOLUTION OF THE POLITICAL VIEWS OF AHMED BEY AGAYEV (AGAOGLU)

Abstract

The paper analyses the evolution of the social and political views of Ahmed bey Agayev (Agaoglu), an outstanding thinker of Azerbaijani origin who gained popularity as a journalist, politician, participant of the Jadidism movement in Tsarist Russia and, subsequently, one of the ideologists of the Ittihadist movement and a civil servant in the Ottoman Empire and the Republic of Turkey.

An attempt is made to divide Ahmed bey Agayev's social and political activity into three periods: 1) the years spent in Tsarist Russia, study in France, participation in the Jadidist movement in the Caucasus; 2) emigration to the Ottoman Empire, participation in the Ittihadist movement; 3) dissolution of the Ottoman Empire, participation in the national liberation campaign, republican period.

On the basis of this tentative division, a chronological classification of the development of Ahmed bey Agayev's thinking is given: Iranism, Islamic reformism, Ittihadist Pan-Turkism, Kemalism (and later, liberal Kemalism).

Key words: Agayev (Agaoglu), Jadidism, Pan-Turkism, Kemalism, liberalism, Ottoman Empire, Turkey

Ахмед-бек Агаев (Агаоглу) родился в 1869 г. в Российской империи (г. Шуша, Карабах). Рос в зажиточной шиитской семье, его отец Мирза Ха-сан, дядя Мирза Мехмед и дед Мирза Ибрагим обладали влиянием в местном обществе. Начальное образование получил в традиционной школе, где изучал персидский, тюркский и арабский языки. Затем поступил в российскую школу, которые стали появляться на Кавказе со второй половины XIX в. и носили название «Реальная школа» или «Русско-татарская школа». Они предлагали обучение по «классической» и «технической» программам. В 1884-1887 гг. учился в единственном в то время российском лицее в Баку - «Реальном училище».

Именно в Тифлисе Ахмед-бек Агаев познакомился с либеральным и революционным направлениями в российской общественно-политической мысли. Серьезное влияние на формирование его взглядов оказала русская классическая литература. Во многом эти факторы повлияли на выбор места дальнейшего обучения Агаева: в 1887 г. он направился в Санкт-Петербург для

учебы в Политехническом институте, но, не завершив первый год обучения, в 1888 г. прибыл в Париж, где поступил на факультет права Парижского университета, а также обучался в Коллеж де Франс (фр. le Collège de France).

Область научных интересов Ахмед-бека Агаева была довольно обширна: наряду с правовыми дисциплинами, он изучал восточные религии и цивилизации. Посещал занятия Джеймса Дарм-стетера2, известного своими работами по религии и культуре Ирана, брал уроки арабского и персидского языков у Шарля Шефера и Барбье де Мейнара в Институте восточных языков и культур (фр. École des Langues Orientales Vivantes). Кроме того, Агаоглу изучал работы ведущих интеллектуалов Франции того периода - Эрнеста Ренана и Ипполита Тэна, был знаком с работами Артюра де Гобино.

Важно отметить, что политический дискурс того периода оказал влияние на формирование индивидуалистического подхода у Агаева. В этот период он начал во многом разделять идеи либерализма и принципы Великой французской

! Иногда имя произносят как Жам Дармштетер.

революции. Идеи Эрнеста Ренана, указывающие на силу науки, понимание религии и нации на основании принципов личного волеизъявления, свободы и рационализма, серьезно сказались на дальнейшем развитии взглядов Агаева [6, с. 23].

Во время обучения в Париже особый интерес он уделял изучению восточных религий и культур до прихода ислама. Согласно утверждениям некоторых историков, этот интерес зачастую выходил за пределы научных исследований. Как писал Франсуа Джорджон, Агаев в статьях того периода отмечал свою принадлежность к иранской культуре, указывая на ее превосходство над тюркской и арабо-мусульманской [3, с. 12]. Другими словами, не представляется возможным утверждать, что в «парижский период» идеология пантюркизма была сколько-нибудь близка Агаеву.

После шести лет в Париже в 1894 г. Ахмед-бек Агаев вернулся на Кавказ, где начал давать уроки французского языка в Тифлисской гимназии. Процессы, происходящие в Российской империи начиная с 1905 г., постепенно приближали его к идее азербайджанской национальной идентичности, формирование и развитие которой происходило параллельно с проникновением в регион западной общественно-политической мысли. Представляется, что в начале ХХ в. в Азербайджане сформировалась политическая интеллигенция, получившая определенную легитимность со стороны российского правительства и поддерживаемая материально местной промышленной буржуазией. Именно в этот период можно говорить о сформировавшихся благоприятных условиях для поиска новой идентичности в Азербайджане.

Спустя некоторое время после возвращения на Кавказ Агаоглу стал одним из лидеров азербайджанского движения джадидистов. Идеология джадидизма выстраивалась вокруг трех основных принципов. Али-бек Гусейнзаде сформулировал их следующим образом: «Тюркизировать-ся, исламизироваться, европеизироваться» [4]. Возникший в этом контексте основной вопрос -это проблема идентичности. В основу новой идентичности джадидисты не закладывали исключительно исламские принципы. Социализм, конституционный либерализм, национализм европейского типа, иттихадистская идеология, хотя и в эклектичной форме, являлись основными факторами в ее формировании.

Начиная с 1900-х гг. Ахмед-бек Агаев активно издавал свои статьи, посвященные проблемам мусульман России, в таких изданиях, как «Каспий», «Шарг-и Рус» («Русский Восток»), «Хаят» («Жизнь»), «Иршад» («Путеводитель»), «Тарагги» («Прогресс»). Газета «Хаят» выступала защитником прав кавказских мусульман, а также поддерживала идею устранения внутрирели-гиозных противоречий. «Иршад» придерживался конституционно-демократической, либеральной линии и был одним из наиболее авторитетных изданий того времени. После его закрытия Агаев выступил в качестве редактора газеты «Тарагги», продолжившей линию «Иршада» и по этой причине вскоре закрытой официальными властями под предлогом обвинения в панисламистской направленности.

По мнению Агаоглу, создание новой социальной идентичности было неизбежно связано с переосмыслением шиитской идентичности и противоречий внутри различных течений в исламе. Наряду с Абдурашидом Ибрагимовым, Исмаилом Гаспринским, Алимардан-беком Топ-чибашевым, Юсуфом Акчуриным, он выступил инициатором создания Союза мусульман России, о котором было объявлено в августе 1905 г. на 1-м Всероссийском конгрессе мусульман в Нижнем Новгороде.

Можно сделать вывод, что после возвращения Ахмед-бека Агаева из Парижа на Кавказ произошло его постепенное отдаление, а затем и окончательный разрыв с концепцией иранизма. В этот период Агаев - реформист-националист, модернистский исламский реформатор, но пока еще не сформировавшийся идеолог тюркской идентичности.

В 1909 г. он покинул Российскую империю и прибыл в Стамбул, вскоре занял должность инспектора в Министерстве образования Османской империи (тур. Maarif ЫехагеН). Можно утверждать, что карьерных высот Ахмед-бек Агаев добился в «турецкий период» своей жизни. В Османской империи, а затем в республиканской Турции он занимал ряд важных должностей: профессиональный журналист, политик, член центрального комитета партии «Единение и прогресс» (тур. ittihat ve Тегакк Flrkasl), ученый, депутат османского, а затем республиканского парламентов, один из специалистов, ответственных за подготовку проектов конституций 1921 и 1924 гг. Среди занимаемых им должностей также стоит выделить членство в Комитете

в защиту прав мусульманских тюрко-татарских народов Российской империи, который действовал в странах Центральной Европы (тур. Rusyali Müslüman Türk-Tatarlarin Haklarini Savunma Ko-mitesi), должность декана факультета литературы университета в Стамбуле (тур. Darülfünun, позже переименован в istanbul Üniversitesi), советника в Кавказской исламской армии (тур. Kafkas islam ordusu) в Азербайджане и др.

В период после революции 1908 г. в Османской империи возникла потребность в новой идеологии, которая должна была заменить доказавшую свою несостоятельность идеологию османизма. Возникла потребность в определении гомогенного фактора, который мог бы лечь в основу государственности. Этой основой был определен фактор тюркской идентичности (тур. türkgülük). Данная концепция использовалась иттихадистским правительством в период Балканских войн в качестве альтернативной политической идеологии и до конца Первой мировой войны продолжила свое существование как основная политическая линия. В контексте новой идеологии создавались культурные ассоциации, издавались газеты и журналы.

В 1908 г. была основана первая культурная ассоциация пантюркистской направленности в Стамбуле «Türk Dernegi» («Тюрк Дернейи» -«Турецкая (тюркская) ассоциация»), основателем и генеральным секретарем которой стал Юсуф Акчурин (Акчура). Среди членов-основателей были Зийа Гёкальп и Ахмед-бек Агаев. Стоит выделить Неджипа Асыма, Веледа Челеби, Бур-салы Мехмеда Тахира, российских тюркологов Владимира Гордлевского, Василия Водовозова. Исмаил Гаспринский и Мухаммед-ага Шахтах-тинский также входили в ассоциацию [5].

В 1911 г. была основана организация «Türk Ocagi» («Тюрк Оджагы» - «Турецкий (тюркский) очаг»). Ее основателями были Мехмет Эмин Йурдакул, Ахмед-бек Агаев, Ахмет Ферит, Фуат Сабит. В качестве печатного органа этой организации выступил журнал «Türk Yurdu» («Тюрк Йурду» - «Турецкая (тюркская) родина»). Взгляды Агаева на тюркскую идентичность стали приобретать очертания именно в этом журнале.

Восприятие нации Агаевым во многом подкреплялось либеральной теорией нации Эрнеста Ренана. В качестве основополагающих факторов, которые ложатся в основу нации, Агаев выделил следующие: 1) язык (тур. dil); 2) религия

и традиции (тур. din, adet ve görenekler); 3) общность истории, патриотизм и осознание общности будущего (тур. ortak tarih, vatan ve gelecek duygusu) [1].

Еще одно ключевое понятие, которое он использовал, - это «marifet-i kavmiye» - национальное сознание (тур. milli biling). Именно национальное сознание, согласно Агаеву, служит завершающим фактором в формировании нации, объединяя язык, религию и историческую общность [6, с. 101].

В указанный период Агаоглу стремился сблизить идеи ислама и тюркской идентичности: «Biz, Türklük veya íslamiyet tabirlerini kullanmak-la, bu kelimelerin ifade edebilecekleri siyasi anlami kesinlikle göz önünde bulundurmuyoruz. £ünkü biz bütün Müslümanlarin veya bütün Türklerin birle-§erek siyasi bir birlik olu§turacaklari hülyasina dü-§enlerden degiliz. íslamiyet cereyani dedigimizde, Islam uygarliginin ihya, tecdid ve tesisini, Türklük cereyani dedigimizde ise Türklere özgü ya§am tarzina göre tesis edilmi§ bir uygarligi göz önüne aliyoruz» [1, с. 195-196] («Говоря о тюркской идентичности и исламе, мы не используем эти понятия в политическом смысле. Мы не верим в идею объединения всех мусульман или всех тюркских народов. Но, когда мы говорим об исламе, мы указываем на необходимость в реформе и обновлении, когда говорим о тюркской идентичности, то подразумеваем образ жизни и культуру, присущую тюркским народам»).

Было бы неправильно утверждать о том, что после революции 1908 г. идеология пантюркизма представляла собой монолитное (гомогенное) течение. Условно можно выделить группу идеологов пантюркизма российского происхождения. Выдающиеся представители этого направления -Агаев и Акчурин. Несмотря на то, что их взгляды полностью не совпадали, они формировали единую тенденцию.

Акчурин в своем известном сочинении «Ü? Tarz-i Siyaset» (1904; «Три вида политики») выдвигал идею федеративного устройства государства, защищая интересы этнических меньшинств и выступая за предоставление им автономии. Однако позже он отказался от этой идеи и стал выдвигать идею унитарного и гомогенного национального государства, подвергая сомнению жизнеспособность таких форм устройства, как империя, султанат и халифат. В этом свете Акчу-рина можно назвать первым современным идеологом турецкого национализма [6, с. 110].

В противовес этому подходу выступали Зийа Гёкальп и Фуат Кёпрюлю, идеалом которых было сохранение политического единства империи. Агаоглу в указанный период явно не артикулировал свое видение решения проблемы. Учитывая, что он был активным участником иттихадистского движения, Агаоглу избегал риторики упразднения империи. Можно сказать, что в этот период он скорее разделял подход Гёкальпа.

Тем временем на мировой политической арене происходили серьезные изменения. Октябрьская революция в России, поражение советской России в Первой мировой войне, подписание Брест-Литовского (Брестского) мирного договора (3 марта 1918 г.) оказали серьезное влияние на процессы на Кавказе. Была провозглашена Закавказская демократическая федеративная республика, которая спустя чуть больше месяца распалась на три государства: Грузинскую Демократическую Республику, Азербайджанскую Демократическую Республику (АДР) и Республику Армения. В этот тяжелый период Азербайджан стал сценой действий различных игроков. Большевики не спешили признавать независимость Азербайджана. Азербайджанское правительство попросило военной поддержки у Османской империи. Османское правительство направило Кавказскую исламскую армию, в составе которой был Ахмед-бек Агаев.

Подписание 30 октября 1918 г. Мудросского перемирия изменило расстановку сил на Кавказе. Османская армия была выведена из региона. Судьба АДР была недолгой, и вскоре она попала в сферу влияния большевиков. Агаев был вынужден покинуть Азербайджан. В Стамбуле он был задержан англичанами и, как многие другие иттихадисты, был сослан в Лимни, а в 1919 г. - на Мальту.

Именно к этому периоду можно отнести резкий разрыв с идеалами иттихадистов и идеологией пантюркизма. На Мальте Агаев в 19191920 гг. написал свой известный труд «и? Medeшyet» («Три культуры»)3, в котором сравнил западную культуру/цивилизацию с буддийской и исламской и указал на превосходство первой. Это произведение можно считать поворотной точкой в эволюции политических взглядов Ахмед-бека Агаева и окончательный разрыв с иттихадист-ской идеологией.

3 Впервые опубликован в 1927 г.

В «Трех культурах» он настаивал на принятии западных ценностей не только путем ношения западной одежды или открытия учреждений западного типа, но своим мышлением, сердцем, взглядами и восприятием [2, с. 13]. Одними из основных свойств западной цивилизации Ага-оглу считал либерализм и свободу личности. В противоположность восточным цивилизациям, по его мнению, на Западе развитие индивидуума является основой развития общества [2, с. 86].

Важно отметить, что до написания этой работы Агаев предпринимал попытки «синтезировать» религию и национальную идею. В «Трех культурах» же роль религии в обществе он подверг жесткой критике, мораль (тур. аЫак) впервые рассмотрел отдельно от религии, помещая её в сферу универсальных/мировых ценностей.

После практически двухлетней ссылки на Мальту весной 1921 г. Агаев вернулся в Стамбул, а затем в Анкару, где начал работать с анкарским правительством. Свое первое назначение он получил лично от Мустафы Кемаля [6, с. 157]. В его обязанности входило вести пропаганду кемализ-ма по всему побережью Черного моря вплоть до Карса и рапортовать об увиденном в центр. Карс был выбран неслучайно: это пограничная область представляла собой стратегический регион с точки зрения установления отношений между Кавказом и Анатолией.

В конце 1921 г. Агаоглу возглавил Дирекцию печати и информации (тур. Matbuat ve istihbarat итит Mudurlugu). В этот период он внес существенный вклад в развитие турецко-советских отношений, в частности, при помощи газеты «Нак^уеЫ МИНуе» («Хакимиет-и Миллие»), главным редактором которой он стал в 1923 г.

Период с 1922 по 1927 год - наиболее насыщенный в карьере Ахмед-бека Агаева. В это время он работал в качестве главного редактора газеты, был депутатом парламента от Карса, преподавал на юридическом факультете Анкарского университета, входил в конституционную комиссию, в рамках которой готовил проекты конституции, участвовал в подготовке программы Народно-республиканской партии (НРП) (тур. Cumhuriyet На1к Flrkasl), входил в состав ее руководства. Кроме того, в 1924 г. по инициативе Ататюрка было создано информационное агентство «Anadolu Ajansl» («Анадолу Ажансы» -

«Агентство "Анадолу"»), генеральным директором которого был назначен Агаоглу.

Ключевой особенностью республиканского периода является факт того, что пантюркистское движение потеряло приставку «пан». Турецкий национализм стал основой внутренней политики государства. Политика периода национального пакта (тур. МИН Misak) оказала серьезное влияние на интеллектуальную атмосферу раннереспубли-канского периода. В этот период кемалистские идеологи резко отстранились от пантюркизма. В этих условиях они ограничились анатолийским тюркизмом (тур. Anadolu ТигЫи^и). Данная тенденция в восприятии и интерпретации заметна и в работах Агаева. Таким образом, турецкий национализм приобрел индивидуальные характеристики: воспевание доисламского прошлого, стремление очистить язык и религию от арабских и персидских элементов. Осуществлялись исторические исследования, задачей которых была легитимизация присутствия тюркского элемента на территории Анатолии. Велись многочисленные исследования истории хеттов и этрусков. В 1930-х гг. акцент был поставлен на центральноазиатском наследии с целью подчеркнуть значение доисламских мотивов и укрепить принцип лаицизма [6, с. 161].

Новая идеология национализма не противоречила идее развития по модели Запада (тур. ЬаПЫа^та), наоборот, отмечала точки соприкосновения тюркской идентичности и западной цивилизации. Агаоглу настаивал на необходимости формирования гражданского сознания. Новая турецкая идентичность получила свое четкое отражение в фигуре национального лидера - Мус-тафы Кемаля Паши. Нация, по Агаеву, представляла собой общество с развитым сознанием, состоящее из индивидуумов, руководствующихся свободой воли [6, с. 183].

1930-е гг. - важный период в истории республиканской Турции, к этому времени политические и общественные реформы в большей степени завершились, было достигнуто единство взглядов по основным принципам, на которые опирался режим. Можно наблюдать отдаление Ахмед-бека Агаева от темы турецкого национализма и смещение в область либерализма и критики однопартийного режима. В этом плане важно его участие в Свободной республиканской партии (тур. Serbest Cumhuriyet Flrkasl), опыт которой весьма показателен, хотя её существование было совсем недолгим. Партия была создана по

инициативе Ататюрка для установления баланса в условиях однопартийного режима и выявления политических предпочтений в обществе. Ахмед-бек Агаев был одним из создателей программы и устава партии. В этот период он характеризовал себя как приверженца принципов революционности, демократии, либерального этатизма и идеологии кемализма (тур. inkilapgi, demokrat, liberal devletgi ve Kemalist). После роспуска партии Агаев, в отличие от большинства других членов партии, вновь не примкнул к НРП. Отойдя от всех общественных постов, которые он занимал, переехал из Анкары в Стамбул.

Важно подчеркнуть, что Агаоглу в период оппозиции не отошел от идеологии кемализма, но трактовал ее несколько иным образом. Он никогда не отрицал принцип этатизма (тур. devletgilik), но в экономическом плане настаивал на умеренном этатизме. В 1930-е гг. Ахмед-бек Агаев в своих работах неоднократно обращался к теме свободы личности. В это время он написал труды «Serbest Insanlar Ülkesinde» (1930; «В стране свободных людей») и «Devlet ve Fert» (1933; «Государство и личность»), публиковал свои статьи в оппозиционной газете «Akin» («Акын»). С уходом на пенсию Агаоглу перестал писать на острые социально-политические темы и публиковал свои статьи в журналах «Kültür Haftasi» («Кюль-тюр Хафтасы» - «Культурный еженедельник») и «Insan» («Инсан» - «Человек»). Скончался 19 мая 1939 г. в Стамбуле.

Можно сделать вывод, что эволюция взглядов Ахмед-бека Агаева происходила под серьезным влиянием изменяющихся геополитического, социального и интеллектуального контекстов, в которых находился и вел свою деятельность этот незаурядный мыслитель и общественно-политический деятель. В упрощенной схеме эволюцию его взглядов можно резюмировать следующим образом: иранизм - джадидизм (здесь Агаев модернистский исламский реформатор, но не идеолог тюркской идентичности) - иттиха-дистский пантюркизм (с постепенным смещением в сферу анатолийского тюркизма или турецкого национализма) - кемализм (с последующим смещением в сторону либеральных ценностей, в частности, в экономической сфере).

ЛИТЕРАТУРА

1. AgayefA. Türk Alemi // Türk Yurdu. 1328. I/10 (Агаев А. Тюркский мир // Тюрк Йурду. 1328. 1/10).

2. Agaoglu A. Ü Medeniyet. istanbul, 2013 (Ага-оглуА. Три культуры. Стамбул, 2013).

3. Georgeon F. Azerbaycanli Bir Entelektüelin Ortaya Qiki§i: Ahmed Agaoglu'nun Fransa Yillari 1888-1894 // Toplumsal Tarih. 1994. 8. (Жоржон Ф. Появление азербайджанского мыслителя-интеллектуала: французский период жизни Ахмеда Агаева 1888-1894 // Социальная история. 1994. 8).

4. Hüzeyinzade A. in'ikad Ediyoruz intikad Olunuyoruz // Füyuzat. 1907 (Гусейинзаде А. Мы объединяемся и подвергаемся критике // Фюйузат. 1907).

5. Landau J.M. Pan-Turkism in Turkey, A Study of Irredentism. Connecticut, 1981 (Ландау Я.М. Пантюркизм в Турции. Изучение ирредентизма. Коннектикут, 1981).

6. Özcan U. Ahmet Agaoglu ve Rol Degi§ikligi. istanbul, 2010 (Озджан У. Ахмет Агаоглу и его роль. Стамбул, 2010).

REFERENCES

1. Agayef, A. TurkAlemi [Turkic World]. Turk Yurdu [Turkic Native Land]. 1328. I/10 (in Turkish).

2. Agaoglu, A. UgMedeniyet [Three Cultures]. Istanbul, 2013 (in Turkish).

3. Georgeon, F. Azerbaycanli Bir Entelektuelin Ortaya Qki§i: Ahmed Agaoglu'nun Fransa Yillari 18881894 [Emergence of an Azerbaijani Intellectual: Ahmed Agaoglu's Years in France. 1888-1894]. Toplumsal Tarih [Social History]. 1994. 8 (in Turkish).

4. Huzeyinzade, A. In'ikad Ediyoruz Intikad Olunuyoruz [We Consolidate and Are Being Criticized]. Fuyuzat. 1907 (in Turkish).

5. Landau, J.M. Pan-Turkism in Turkey, A Study of Irredentism. Connecticut, 1981.

6. Ozcan, U. Ahmet Agaoglu ve Rol Degi§ikligi [Ahmet Agaoglu's Role Change]. Istanbul, 2010 (in Turkish).

Б01 10.24411/2223-0564-2018-10405 Э.В. Мигранова УДК 39(470.57)

РЕЛИКТЫ ТРАДИЦИОННЫХ ЗАПРЕТОВ В СОВРЕМЕННОМ БАШКИРСКОМ ОБЩЕСТВЕ1

Аннотация

Данное исследование подготовлено на основе этнографических материалов, собранных в 2018 г. среди башкирского населения различных городов и районов Республики Башкортостан. Всего исследованием было охвачено более 250 чел. различных половозрастных и социальных групп. Для сбора полевого материала использовался подготовленный нами вопросник, затрагивающий различные стороны традиционной культуры. Собранный материал дает возможность лучше представить этническое мировоззрение и своеобразие башкирского народа и может помочь в решении ряда актуальных этнологических проблем. В статье рассматриваются древнейшие запреты, связанные с окружающим миром, природными объектами и явлениями, затрагиваются и повседневные запреты, а также предписания, регулирующие обряды жизненного и календарного циклов.

Ключевые слова: башкиры, запреты, предписания, обряды, традиции, трансформация общества

1 Исследование выполнено при поддержке РФФИ. Проект 18-49-020005 р_а «Трансформация башкирского общества в конце XX - начале XXI в. (на материалах Башкирской этнографической экспедиции 1986 г. и современных этносоциологических исследований)»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мигранова Эльза Венеровна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: [email protected]

Elza V Migranova, Cand.Sc. (History), Senior Research Fellow, Department of Ethnology, Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: [email protected]

© Мигранова Э.В., 2018

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/4 (82)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.