Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (ОКТЯБРЬ 1917 - ИЮНЬ 1918 г.): ПЕРВЫЕ ИТОГИ'

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (ОКТЯБРЬ 1917 - ИЮНЬ 1918 г.): ПЕРВЫЕ ИТОГИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
власть / политика / народное образование / культура / учителя / партийно-государственное руководство / партийные организации / power / politics / public education / culture / teachers / party and state leadership / party organizations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янборисов Марат Хабибович

Статья посвящена анализу сложной и противоречивой общественно-политической ситуации, которая сло­ жилась в Уфимской губернии в первые месяцы советской власти. Особое внимание автор уделяет начальному этапу процесса формирования системы партийно-государственного руководства народным образованием. При этом он отмечает, что в условиях, когда у власти находились две политические партии большевики и левые эсеры, не было их тотального вмешательства во все сферы жизни советского общества. В то же время букваль­ но на глазах происходит ужесточение политического режима по отношению к оппозиции. Все это впослед­ ствии выльется во все ускоряющийся процесс утверждения монополии РКП(б) на власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SOVIET SYSTEM OF PARTY AND STATE LEADERSHIP OF PUBLIC EDUCATION IN THE UFA PROVINCE (OCTOBER 1917 - JUNE 1918): THE FIRST RESULTS

The article is devoted to the analysis of a difficult and controversial socio-political situation that developed in the ufa province in the first months of the soviet power. The author pays special attention to the formation of the system of party and state leadership of public education at the initial stage. At the same time, he notes that under conditions when two political parties, the bolsheviks and the left socialist-Revolutionaries, were in power there there had been no total intervention in all spheres of the life of the soviet society. At the same time, there was a process of tightening the political regime vis-a-vis the opposition. All that subsequently has grown into the regularly accelerating process of approval of the bolsheviks' power by the Russian communist party.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (ОКТЯБРЬ 1917 - ИЮНЬ 1918 г.): ПЕРВЫЕ ИТОГИ»

Late Middle Ages and Modern Times: (an Attempt at a Comprehensive Research)]. Novosibirsk: Nauka, 2010. 272 p. (in Russ.).

4. Vasiliev, F.V. Ranneyakutskiy ulus: sotsial'nye i voennye struktury [The Early Yakut Ulus: Social and Military Structures]. In: Etnos: traditsii i sovremennost': sb. nauch. trudov [Ethnos: Traditions and Modern Times: Proceedings]. Yakutsk: The Yakut Research Centre, the RAS Siberian Branch, 1994. P. 16-24 (in Russ.).

5. Pavlinov, D.N., Vitashevsky, N.A., Leventhal, L.G. Materialy po obychnomu pravu i obshchestvennomu bytu yakutov [Materials on the Common Law and Public Life of the Yakuts]. Leningrad, 1929. P. 242-243 (in Russ.).

6. Tokarev, S.A. Obshchestvennyj stroj yakutov XVII-XVIII vv. [The Yakut Social System in the XVII-XVIII Centuries]. Yakutsk: The Publishing House, 1945. 414 p. (in Russ.).

7. Ivanov, V.N. Sotsial'no-ekonomicheskie ot-nosheniya u yakutov. XVII vek [Socio-Economic Relationships among the Yakuts. XVII Century]. Yakutsk: NEFU Publishing House, 2015 (1966). 468 p. (in Russ.).

8. Popov, G.A. Tyurkskoe gosudarstvo na Srednej Lene? Rannij obshchestvenno-ekonomicheskij stroj u yakutov [The Turkic State in the Middle Lena? The Early Yakut Socio-Economic System]. Ilin Journal. 1996. No. 3. P. 48 (in Russ.).

9. Okladnikov, A.P. Sotsial'nyj stroj predkov yakutov [The Social Structure of the Ancestors of the Yakuts]. Sovetskaya etnografiya - Soviet Ethnography Journal. 1947. No. 2. P. 95-122 (in Russ.).

10. Borisov, A.A. Ysyakh Tygyna [The Feast of Tygyn]. Irkutsk: Ottisk Publishing House, 2018. 200 p. (in Yakut).

Б01 10.24411/2223-0564-2018-10403 М.Х. Янборисов УДК 37 (09)

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (ОКТЯБРЬ 1917 - ИЮНЬ 1918 г.): ПЕРВЫЕ ИТОГИ

Аннотация

Статья посвящена анализу сложной и противоречивой общественно-политической ситуации, которая сложилась в Уфимской губернии в первые месяцы советской власти. Особое внимание автор уделяет начальному этапу процесса формирования системы партийно-государственного руководства народным образованием. При этом он отмечает, что в условиях, когда у власти находились две политические партии - большевики и левые эсеры, не было их тотального вмешательства во все сферы жизни советского общества. В то же время буквально на глазах происходит ужесточение политического режима по отношению к оппозиции. Все это впоследствии выльется во все ускоряющийся процесс утверждения монополии РКП(б) на власть.

Ключевые слова: власть, политика, народное образование, культура, учителя, партийно-государственное руководство, партийные организации

Янборисов Марат Хабибович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Отечественной истории Института исторического и правового образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа), e-mail: kremenskl4@mail.ru

Marat H. Yanborisov, Dr. Sc. (History), Professor, Head of the Department of National History, Institute of Historical and Legal Education, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University (Ufa), e-mail: kre-mensk14@mail.ru

© Янборисов М.Х., 2018

Marat H. Yanborisov

FORMATION OF THE SOVIET SYSTEM OF PARTY AND STATE LEADERSHIP OF PUBLIC EDUCATION IN THE UFA PROVINCE (OCTOBER 1917 - JUNE 1918): THE FIRST RESULTS

Abstract

The article is devoted to the analysis of a difficult and controversial socio-political situation that developed in the Ufa province in the first months of the Soviet power. The author pays special attention to the formation of the system of party and state leadership of public education at the initial stage. At the same time, he notes that under conditions when two political parties, the Bolsheviks and the Left Socialist-Revolutionaries, were in power there there had been no total intervention in all spheres of the life of the Soviet society. At the same time, there was a process of tightening the political regime vis-à-vis the opposition. All that subsequently has grown into the regularly accelerating process of approval of the Bolsheviks' power by the Russian communist party.

Key words: power, politics, public education, culture, teachers, party and state leadership, party organizations

События октября 1917 года коренным образом изменили историческую судьбу России. С первых же дней провозглашения советской власти две политические партии - большевики и левые эсеры стремились утвердить свою монополию на власть. В то же время они пытались провести первые социальные реформы, в т.ч. в сфере народного образования.

Известие о победе вооруженного восстания в Петрограде пришло в Уфу утром 26 октября. В тот же день состоялось совместное заседание исполкомов Уфимского Совета рабочих и солдатских депутатов и губернского Совета крестьянских депутатов. Председатель Уфимского Совета - большевик А.И. Свидерский огласил телеграмму Петроградского военно-революционного комитета о свержении Временного правительства и переходе власти к Советам. Выступившие на заседании меньшевики и правые эсеры осудили вооруженное восстание в столице. Иную позицию заняли левые эсеры: они заявили, что не будут противодействовать новой власти и допускают ее деловую поддержку.

На объединенном заседании большинством голосов была принята резолюция о переходе власти в Уфе и губернии в руки Советов и был образован губернский революционный комитет (губревком). В него вошли большевики А.И. Свидерский, А.Д. Цюрупа, Н.П. Брюханов, А.К. Евлампиев, А.А. Юрьев и левые эсеры А.И. Бриллиантов и И.З. Штейнберг. Председателем был избран А.И. Свидерский [1, с. 53-54].

4 декабря объединенное заседание IV губернского съезда Советов рабочих и солдат-

ских депутатов и V губернского съезда Советов крестьянских депутатов образовало первый в истории края губернский исполком Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Исполком утвердил новый состав губрев-кома: в него вошли пять большевиков и пять левых эсеров, председателем вновь был избран А.И. Свидерский [2, с. 225].

При губревкоме было создано десять коллегий, в т.ч. и по народному образованию. Ее руководителем (губернским комиссаром по народному образованию) назначается член партии левых эсеров Е.Н. Семеновская [3]. Уже 9 декабря коллегия заслушала и утвердила доклад Е.Н. Семеновской «Общие направления просветительской деятельности в Уфимском крае». В нем подчеркивалось, что важнейшей целью советской власти является «...борьба против безграмотности и невежества, за новую демократическую культуру...». В качестве первоочередных выдвигались следующие задачи: достижение в кратчайшие сроки поголовной грамотности населения путем организации широкой сети школ для детей и взрослых, введение всеобщего обязательного и бесплатного обучения, сотрудничество с учителями и улучшение их материального положения, охват просвещением всех национальностей, создание национальных школ с преподаванием на родном языке [4].

Принятый документ имел важное значение. Он определял основы политики губревкома в сфере народного образования. Вместе с тем многие его положения носили декларативный характер: ни слова не говорилось о трудностях,

которые предстояло преодолеть, об источниках финансирования, о содержании школьного образования, отсутствовала какая-либо конкретизация сроков проведения реформ. Доклад в значительной степени повторял «Обращение» народного комиссара по просвещению А.В. Луначарского от 29 октября 1917 г. к гражданам России [5, с. 7-9].

В конце декабря Уфимский губревком заслушал доклад губернского комиссара по народному образованию о перспективах развития школьного дела на 1918 год. Губревком обратился к местным органам советской власти с требованием немедленно организовать уездные комиссариаты и волостные отделы по народному образованию [6].

Следует отметить, что в силу ряда причин (материально-финансовые проблемы, отсутствие кадров) процесс создания органов народного образования на местах затянулся до весны 1918 г. [7, л. 39]. Первые мероприятия в сфере просвещения носили во многом стихийный, слабо организованный характер. Школьная сеть сохранялась лишь благодаря инициативе и поддержке местных Советов, общественности и учителей [8, с. 23].

На положение в области народного образования неизбежно влияли общая экономическая обстановка в крае, нестабильная политическая ситуация, отсутствие должного внимания со стороны правящих партий - большевиков и левых эсеров. В первые месяцы советской власти вопросы просвещения и культуры практически никак не были отражены в документах губернских организаций РСДРП(б) и левых эсеров. Все усилия их в этот период оказались направленными на политическое противоборство с оппозицией в лице кадетов, меньшевиков и правых эсеров.

Уже 1 ноября 1917 г. Уфимский губревком ввел предварительную цензуру на все выходящие в Уфе издания [9, с. 175]. 15 ноября в газете «Вперед» председатель Уфимского губревко-ма А.И. Свидерский предупредил редакции кадетских газет «Уфимская жизнь» и «Уфимский вестник», что «...в случае продолжения антисоветской линии они будут немедленно закрыты». Такое же предупреждение, правда, в несколько смягченной форме - в форме просьбы «...быть более объективными и спокойными...» адресовалось редакциям социалистических газет - меньшевистской «Социал-демократ» и правоэсеров-ской «Социал-революционер» [10].

Несмотря на цензуру и недвусмысленные предупреждения, поток критики и обвинений со стороны оппозиционной прессы в адрес большевиков и левых эсеров не уменьшался.

В реальной политической жизни отношения между представителями соперничавших партий были значительно мягче: правые эсеры и меньшевики выступали на заседаниях Уфимского и местных Советов, проводили собрания и митинги. Права на проведение митингов не были лишены и кадеты. Главной причиной этого, вероятно, была позиция руководства губревкома, его стремление найти общий язык с оппозиционерами. Доказательством тому является, например, первоначальная поддержка губревкомом предложения «Викжеля» о создании однородного социалистического правительства [9, с. 174].

Однако в самом начале зимы положение меняется. 1 декабря Уфимский губревком принял постановление о запрещении деятельности партии кадетов на территории Уфимской губернии и закрытии газет «Уфимская жизнь» и «Уфимский вестник». Руководителей уфимских кадетов предупреждали, что в случае нарушения принятого постановления они будут немедленно арестованы и отданы под суд [11]. Следует иметь в виду, что появлению данного документа предшествовал декрет Совнаркома РСФСР от 28 ноября 1917 г. «Об аресте вождей гражданской войны против революции», который объявлял кадетов партией «врагов народа» [12].

Политика губревкома еще более ужесточается в связи с начавшейся в середине декабря забастовкой служащих государственных учреждений и активным участием в ней представителей оппозиционных партий. Забастовка явилась частью общероссийской кампании неповиновения советской власти и саботажа государственных чиновников, интеллигенции, в т.ч. и учителей - членов Всероссийского учительского союза (ВУС).

15 декабря антисоветски настроенная часть учительства предъявила уфимским властям ультиматум с требованием прекратить реорганизацию школы и невмешательства в ее жизнь [2, с. 346]. Справедливости ради, следует сказать, что реорганизация школ и вмешательство в деятельность педагогических коллективов не были в данный момент сколь-нибудь серьезными, если не считать решения губревкома от 5 декабря 1917 г. о передаче дела просвещения в ведение органов советской власти и достаточно туманного предложения учителям преподавать «по-новому» [4].

Надуманность обвинений подтверждается и материалами III Бирского уездного съезда Советов (март 1918 г.), в которых анализируются причины учительской забастовки. В материалах отмечалось: советская власть «...и не пыталась так или иначе вмешиваться в жизнь школы, ибо видела, что условий для этого пока нет. Когда же школа, благодаря благосклонному невмешательству и преступному бездействию отдельных педагогов, достигла полного развала, был приглашен директор реального училища Агров для собеседований по вопросу о ненормальностях школьной жизни и способах их устранения» [13, с. 38].

Но, так или иначе, забастовка началась и распространилась на города Стерлитамак, Бирск, Белебей, расколов учительство на три части: участвующих в ней, выступающих против и нейтральных. О своей поддержке забастовщиков объявили оппозиционные партии [14].

Попытки договориться с организаторами забастовки не дали результатов. Более того, 17 декабря была арестована группа правых эсеров во главе с Н.Д. Авксентьевым [15, с. 108], что явилось прецедентом применения подобных мер к представителям социалистической партии. Постановлением ВЦИК от 23 декабря 1917 г. распускался Всероссийский учительский союз [5, с. 17-18]. 5 января 1918 г. разгоняется Учредительное собрание.

Уфимский губревком, коллегия по народному образованию, губкомы РСДРП(б) и левых эсеров предпринимали немало усилий, чтобы мирными средствами остановить забастовку. Широко использовалась пресса, собрания, учительские съезды. Так, 17 декабря Уфимское городское совещание по народному образованию приняло резолюцию, в которой говорилось: «Мы учителя, учащиеся, представители от рабочих профессиональных союзов и родители... с глубоким негодованием протестуем против саботажа... Мы горячо призываем всех сознательных товарищей резко отмежеваться от этой контрреволюционной тактики и рука об руку с Советами и созданной ими коллегией по народному образованию немедленно и дружно взяться за коренное переустройство школьной психики, ее внутреннего и внешнего управления» [16, с. 256-257]. 25 декабря в газете «Вперед» было опубликовано письмо группы учениц женской гимназии с протестом против забастовки: «Мы считаем своим долгом сказать, что являемся противниками этой стачки, направленной против власти революционных масс ра-

бочих, солдат и крестьян» [17]. 8 января 1918 г. совместное собрание правления профсоюзов постановило «...объявить той части учительства, которая поддалась преступному призыву к саботажу, свое горячее возмущение и протест, как забывшим долг перед народом, преступниками против дела, которому они призваны служить» [16, с. 262].

В начале января 1918 г. в отношении руководителей и активных участников забастовки были применены карательные санкции. Как отмечалось в телеграмме председателя губревкома Совету народных комиссаров от 11 января 1918 г., «...для борьбы [с] забастовкой и организации занятий [в] учреждениях [Ревком] принимает решительные меры вплоть [до] увольнения, арестов, придания революционному трибуналу» [18, с. 62].

10 января закрываются оппозиционные социалистические газеты [19]. Примерно в это же время распускается Уфимское отделение ВУСа, а правые эсеры и меньшевики исключаются из состава Уфимского Совета [9, с. 181]. Кроме того, были использованы и методы психологического давления на забастовщиков. 18 января 1918 г. газета «Вперед» опубликовала информацию «О мерах Уфимского губревкома по налаживанию учебных занятий в школах г. Уфы». В ней, в частности, говорилось, что «...в коллегию по народному образованию приглашен полный комплект учителей для всех учебных заведений г. Уфы» [20]. Однако это был чистейшей воды блеф, чтобы поколебать и устрашить бастующих - никакого «полного комплекта учителей» не существовало: по данным губревкома на 15 января, в забастовке участвовала почти половина уфимских просвещенцев [21, л. 132]. Ту же цель преследовало и следующее сообщение газеты: «С бывшими учителями, принявшими участие в саботаже, ревком постановил ни в какие переговоры относительно принятия их на службу не входить, считать их уволенными» [20].

Все это вместе взятое сыграло свою роль: забастовка была сломлена, занятия в школах постепенно возобновлялись. 20 января 1918 г., выступая на заседании Уфимского Совета, А.И. Свидерский отметил: «...Бастующие учреждения принуждены признать Советскую власть и приступить к правильной работе. Школы открываются, школьное дело налаживается. Таким образом, забастовка чиновников и учителей аннулируется, планы саботажников рушатся. Советская власть укрепляется» [18, с. 69].

Стабилизация общественно-политической ситуации позволила коллегии по народному образованию приступить к практической деятельности. Проводились мероприятия по учету детей школьного возраста, развитию школьной сети. В феврале-марте 1918 г. в сельских районах было открыто 14 начальных школ [22]. Всего же в 1917/18 учебном году в губернии насчитывалось 2220 школ, 3218 учителей и 132 903 учащихся [23, с. 37].

Определенные сдвиги наблюдались и в организации ликвидации неграмотности взрослого населения. В конце 1917 - начале 1918 г. в губернии открылись 24 школы ликбеза; общее число их составило 79. Продолжалась подготовка педагогических кадров в среднем специальном учебном заведении повышенного типа - Уфимском учительском институте, где в 1917/18 учебном году обучалось 75 человек, и на нескольких краткосрочных педкурсах [24, л. 111-112].

Это были первые шаги новой власти в сфере народного образования и культуры. Они были прерваны начавшейся Гражданской войной и иностранной военной интервенцией.

Следует отметить, что в рассматриваемый период еще нет того, что будет происходить позднее - речь идет о тотальном партийном вмешательстве во все сферы жизни общества. Пока что власть стремится (или делает вид) хоть в какой-то степени соблюдать принципы демократии. Сохраняется также баланс интересов двух правящих партий. Плюс к этому отсутствие у них опыта и безмерное желание понравиться широким массам трудящихся. Что касается большевистских организаций Уфимской губернии, то они не обладали каким-то абсолютным авторитетом и влиянием (показательно то, что первая после октябрьских событий конференция большевиков прошла только в апреле 1918 г.).

В то же время по отношению к оппозиции наблюдаются явно выраженные давление и угрозы. Но пока что нет еще того ожесточения и беспощадности, которые возникнут в ходе Гражданской войны и сохранятся в обществе на долгие годы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Очерки по истории Башкирской АССР: в 2 т. Уфа: Башкнигоиздат, 1959. Т. 2. 643 с.

2. История Уфы. 2-е изд. Уфа: Башкнигоиздат, 1981. 600 с.

3. Вперед. 1917. 6 декабря.

4. Вперед. 1917. 10 декабря.

5. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974. 559 с.

6. Вперед. 1917. 29 декабря.

7. ГКУ Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 2. Оп. 3. Д. 120. Л. 39.

8. Пройденный путь. К истории борьбы за диктатуру пролетариата в Приуралье. Уфа: Башистпарт, 1927. 84 с.

9. Очерки истории Башкирской организации КПСС. Уфа: Башкнигоиздат, 1973. 728 с.

10. Вперед. 1917. 15 ноября.

11. Вперед. 1917. 1 декабря.

12. Известия ЦИК. 1917. 29 ноября.

13. Культурное строительство в Башкирской АССР: док. и материалы. 1917-1941. Уфа: Башкнигоиздат, 1986. 348 с.

14. Вперед. 1917. 20 декабря.

15. Карр Э. История Советской России. Кн. 1. Т. 1-2. Большевистская революция. 1917-1923. М.: Прогресс, 1990. 768 с.

16. Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Башкирии: сб. док. и материалов. Уфа: Башкнигоиздат, 1957. 507 с.

17. Вперед. 1917. 25 декабря.

18. Октябрь в Башкирии: сб. док. и материалов. Уфа: Башкнигоиздат, 1979. 436 с.

19. Вперед. 1918. 12 января.

20. Вперед. 1918. 18 января.

21. ГКУ Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 2. Оп. 1. Д. 47. Л. 132.

22. Вперед. 1918. 27 марта.

23. Рашитов А.К. Начальная школа в Башкирии за XX лет. Уфа: Башгосиздат, 1941. 141 с.

24. ГКУ Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 2. Оп. 1. Д. 61. Л. 111-112.

REFERENCES

1. Ocherki po istorii Bashkirskoy ASSR: v 2 t. T. 2 [Essays on the History of the Bashkir ASSR: In 2 Vol. Vol. 2]. Ufa: Bashknigoizdat press, 1959. 643 p. (in Russ.).

2. Istoirya Ufy [History of Ufa]. Ufa: Bashknigoizdat, 1981. 600 p. (in Russ.).

3. Vperyed Newspaper. December 6, 1917 (in Russ.).

4. Vperyed Newspaper. December 10, 1917 (in Russ.).

5. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazova-tel'naya shkola: sb. dokumentov. 1917-1973 gg. [Public Education in the USSR. Comprehensive School: Collec-

tion of Documents. 1917-1973]. Moscow: Pedagogika press, 1974. 559 p. (in Russ.).

6.Vperyed Newspaper. December 29, 1917 (in Russ.).

7. GKU Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. 2. Op. 3. D. 120. L. 39 [State Institutions National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 2. Bordereau 3. Individual File 120. P. 39] (in Russ.).

8. Proydennyyput'. Kistorii bor 'by za diktaturupro-letariata v Priural'e [Distance Covered. On the History of the Struggle for Proletarian Dictatorship in the Cis-Urals]. Ufa: Bashistpart, 1927. 84 p. (in Russ.).

9. Ocherki istorii Bashkirskoy organizatsii KPSS [Essays on the History of the Bashkir Organization of the CPSU]. Ufa: Bashknigoizdat, 1973. 728 p. (in Russ.).

10. Vperyed Newspaper. November 15, 1917 (in Russ.).

11. Vperyed Newspaper. December 1, 1917 (in Russ.).

12. Izvestia TslK - Bulletin of the Central Executive Committee Newspaper. November 29, 1917 ( in Russ).

13. Kul'turnoe stroitel'stvo v BashkirskoyASSR: dok. i materialy. 1917-1941 [Cultural Construction in the Bashkir ASSR: Documents and Materials. 1917-1941]. Ufa: Bashknigoizdat, 1986. 348 p. (in Russ.).

14. Vperyed Newspaper. December 20, 1917 (in Russ.).

15. Carr, E. Istoriya Sovetskoy Rossii. Kn. 1. T. 1-2. Bol'shevistskaya revolyutsiya. 1917-1923 [The History of Soviet Russia. Book 1. Vol. 1-2. The Bolsheviks'

Revolution. 1917-1923]. Moscow: Progress, 1990. 768 p. (in Russ.).

16. Podgotovka i provedenie Velikoy Oktyabr'skoy sotsialisticheskoy revolyutsii v Bashkirii: sb. dok. i ma-terialov [The Preparation and Carrying Out of the Great October Socialist Revolution in Bashkiria: Collection of Documents and Materials]. Ufa: Bashknigoizdat, 1957. 507 p. (in Russ.).

17. Vperyed Newspaper. December 25, 1917 (in Russ.).

18. Oktyabr 'v Bashkirii: sb. dok. i materialov [October in Bashkiria: Collection of Documents and Materials]. Ufa: Bashknigoizdat, 1979. 436 p. (in Russ.).

19. Vperyed Newspaper. January 12, 1918 (in Russ.).

20. Vperyed Newspaper. January 18, 1918 (in Russ.).

21. GKU Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. 2. Op. 1. D. 47. L. 132 [State Institutions National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 2. Bordereau 1. Individual File 47. P. 132] (in Russ.).

22. Vperyed Newspaper. March 27, 1918 (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Rashitov, A.K. Nachal'naya shkola v Bashkirii za 20 let [Primary School in Bashkiria during Twenty Years]. Ufa: Bashgosizdat, 1941. 141 p. (in Russ.).

24. GKU Natsional'nyy arkhiv Respubliki Bashkortostan. F. 2. Op. 1. D. 61. L. 111-112 [State Institutions National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 2. Bordereau 1. Individual File 61. P. 111-112] (in Russ.).

Б01 10.24411/2223-0564-2018-10404 Д.В. Жигульская УДК 94

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АХМЕД-БЕКА АГАЕВА (АГАОГЛУ)1

Аннотация

В статье приводится анализ эволюции общественно-политических взглядов Ахмед-бека Агаева (Агаоглу), видного мыслителя азербайджанского происхождения, получившего известность как журналист, политический деятель, активный участник движения джадидистов в царской России, а позже - один из идеологов движения иттихадистов, государственный чиновник Османской империи и республиканской Турции.

1 Статья подготовлена в рамках гранта РНФ «Проблемы и перспективы международно-политической трансформации Ближнего Востока в условиях региональных и глобальных угроз», номер проекта 17-18-01614

Жигульская Дарья Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории Востока Института востоковедения РАН (Москва), e-mail: dvzhigulskaya@gmail.com

Daria V Zhigulskaya, Cand.Sc. (History), Senior Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow), e-mail: dvzhigulskaya@gmail.com

© Жигульская Д.В., 2018

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/4 (82)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.