Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ'

СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — П.А. Карплюк, В.А. Жуков, Л.А. Окунева, Н.А. Волкова, В.И Попов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ»

УДК 613.2:668.386.3

п. А. Карплюк, В. А. Жуков, Л. А. Окунева, Н. А. Волкова, В. И. Попов,

Л. В. Рябова

СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ *

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

В грандиозной программе социального^развитня и повышения уровня жизни народа, намеченной XXV съездом КПСС на десятую пятилетку, перед органами здравоохранения нашей страны поставлена серьезная задача по улучшению медицинского обслуживания населения и усилению охраны окружающей среды.

Основными задачами санитарно-эпидемиологической службы в области гигиены питания являются государственный санитарный надзор за проведением мероприятий, направленных на оздоровление условий питания населения, предупреждение пищевых отравлений и заболеваний алиментарного происхождения, а также контроль и анализ санитарного состояния объектов, производящих и реализующих пищевые продукты, на основе действующих санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил.

Успешное выполнение указанных задач в значительной мере определяется уровнем профессиональных знаний медицинских работников и прежде всего врачей по гигиене питания. Поэтому в нашей стране серьезное внимание уделяется последипломной подготовке врачей, повышению их знаний в соответствии с современными достижениями медицинской науки и техники.

Уже в 1925—1927 гг. задачи повышения квалификации врачей нашли отражение в постановлении Совнаркома СССР «Об обязательном командировании на курсы усовершенствования участковых врачей» и постановлении Совнаркома РСФСР «О научных командировках врачей», в которых впервые была определена периодичность повышения квалификации (для сельских врачей — 1 раз в 3 года, для городских — 1 раз в 5 лет).

Постановлением ЦИК «О подготовке врачей» (1934) была окончательно определена единая система подготовки врачебных кадров во всех союзных республиках. Осуществлению этой программы в полной мере помешало нападение гитлеровской Германии на нашу страну.

В послевоенном периоде ощущалась нехватка врачебных кадров, значительное число врачей получили образование в годы войны по сокращенной программе и поэтому нуждались в повышении своей профессиональной квалификации. Основные задачи послевоенного периода и пути их решения отражены на 1-м и 2-м пленумах Совета по кадрам Наркомздрава СССР (1944 и 1946), на которых особое значение придавалось расширению работы по переподготовке врачей, быстрому восстановлению количества врачей-специалистов, повышению их

профессиональной квалификации. Основная ответственность за организацию специализации и усовершенствования возлагалась на главных специалистов органов здравоохранения.

Главным недостатком в планировании последипломного образования в 40-х годах являлось то, что министерства здравоохранения республик, краевые и областные отделы здравоохранения не выполняли планов направления врачей на специализацию и усовершенствование, отбор на курсы проводился формально, без учета практической потребности здравоохранения.

Создание централизованной государственной системы последипломного образования медицинских кадров начинается с 60-х годов, когда была введена система единого планирования с коор- ^ динацией всех планов по специализации и усовершенствованию в Главном управлении учебными заведениями Министерства здравоохранения СССР.

Исключительное значение в деле подготовки врачебных кадров, их последипломного образования, в том числе руководящих работников учреждений здравоохранения, имели постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1977) «О мерах по дальнейшему развитию народного здравоохранения» и «О дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства».

Специализация и повышение квалификации врачей осуществляются путем периодического комплексного обучения в институтах усовершенство- ^ вания врачей, на факультетах усовершенствования при медицинских вузах (центральные базы), а также путем простой подготовки на курсах информации и стажировки (местные базы).

Для санитарных врачей по гигиене питания в настоящее время установлены следующие виды обучения: специализация (4 мес), общее усовершенствование (3 мес), тематическое усовершенствование (1—2 мес). Циклы тематического усовершенствования проводятся по 6 разделам: избранные вопросы гигиены питания (в зависимости от контингента обучающихся имеются дифференцированные программы), гигиена промышленных предприятий, производящих пищевые продукты, гигиена предприятий мясной и молочной промышленности, гигиена предприятий пищевой промышленности, гигиена предприятий общественного пи- я тания и торговли, предупредительный санитарный надзор.

По существующему положению врачи доожны направляться на усовершенствование не реже 1 ра-

за в 5 лет, на тематическое усовершенствование — не чаще 1 раза в 2 года.

Перечисленные виды подготовки врачи должны проходить на центральных базах.

Отделом планирования последипломной подготовки Центрального института усовершенствования врачей проведен анализ состояния последипломной подготовки врачей, в том числе санитарных врачей по гигиене питания, за 1972—1976 гг. Сведения о состоянии последипломного образования получены из отчетных форм 6-Т-здрав. и 90-обл. За указанное пятилетие на центральных и местных базах обучался 61% врачей по гигиене питания, из них только 37,9% прошли собственно усовершенствование в институтах и на факультетах усовершенствования, тогда как согласно существующим приказам Министерства здравоохранения СССР за пятилетие все врачи должны были пройти, хотя бы однократно, циклы общего или тематического усовершенствования.

Положение оказалось несколько лучше в ряде республик: Молдавской (96% прошли усовершенствование на факультетах или в институтах усовершенствования), Литовской (75%), Киргизской, Казахской и Украинской (около 50%). В то же время в некоторых республиках данные об усовершенствовании санитарных врачей по гигиене питания значительно хуже, чем среднесоюзный показатель. Так, охват усовершенствованием в Узбекистане за пятилетие составил 12,8%, в Грузии — 17,2%, в Эстонии — 17,6%, в Латвии — 18,5%.

Неравномерность в прохождении специализации и усовершенствования по отдельным республикам указывает на то, что в ряде республиканских министерств здравоохранения этому вопросу не уделяется должного внимания.

Главным специалистам республик следует взять под своей учет и контроль прохождение усовершенствования санитарными врачами по гигиене питания и планировать последипломное образование для каждого специалиста.

Для обеспечения необходимой пятилетней периодичности в прохождении усовершенствования врачами по гигиене питания должна быть соответствующая база. В настоящее же время из 14 имеющихся в стране институтов усовершенствования врачей только в 2 (Центральном и Киевском) имеются специализированные кафедры гигиены питания. За год на этих 2 кафедрах могут пройти усовершенствование 250 врачей, что в 3 раза меньше потребности санитарно-эпидемиологической службы. Если в расчет включить санитарных врачей по гигиеие питания, работающих в системе санитарно-эпидемиологических служб Министерств путей сообщения и гражданской авиации, то возможности необходимого регулярного усовершенствования еще более уменьшатся. Случайный характер носит прохождение усовершенствования санитарными врачами, работающими в ведомствах (в пищевой промышленности, мясной и молочной

промышленности, рыбном хозяйстве, торговле, Центросоюзе). Таким образом, существующая до последнего времени база для усовершенствования по гигиене питания была явно недостаточной. В 1979 г. кафедры гигиены питания Днепропетровского и Донецкого медицинских институтов;, начали проводить циклы усовершенствования, но и их включение в систему последипломной подготовки врачей не будет существенно способствовать созданию базы для регулярного усовершенствования гигиенистов питания.

На наш взгляд, следует пойти по пути расширения существующих кафедр гигиены питания в Центральном и Киевском институтах усовершенствования врачей, а также открыть дополнительные кафедры гигиены питания в Ленинградском и Алма-Атинском институтах усовершенствования врачей, которые могли бы взять на себя проведение усовершенствования врачей по гигиене питания, работающих в определенных регионах страны.

Улучшить положение с усовершенствованием кадров санитарных врачей по гигиене питания в отдельных республиках и областях помогают выездные циклы, которые систематически проводит Центральный институт усовершенствования врачей. Занятия на базе республиканских, краевых санэпидстанций или институтов усовершенствования врачей по программе, составленной с учетом специфических интересов каждой республики или определенного района, позволяют одновременно провести усовершенствование всех или большинства врачей по гигиене питания в республике, области. За последние 5 лет такую форму усовершенствования прошли врачи Литовской, Азербайджанской и Молдавской республик, Краснодарского края, Пермской области

Помимо более широкого охвата врачей по гигиене питания усовершенствованием, на протяжении последних лет в Центральном институте усовершенствования врачей вообще и на кафедре гигиены питания в частности большое внимание уделяется оптимизации учебного процесса с целью повышения эффективности применяемых при преподавании форм и методов, приобретению врачами высокой профессиональной компетенции.

С этой целью в рамках проблемной комиссии «Научные основы усовершенствования» изучается эффективность применяемых в обучении форм и методов преподавания.

[. Проведено сравнительное изучение эффективности обучения врачей по гигиене питания на очных циклах и с предцикловой подготовкой (двадцатилетний опыт кафедры в проведении заочно-очно-го обучения нуждался в научной оценке).

Предцикловая подготовка проводилась как на циклах общего усовершенствования («Гигиена питания»), так и на тематических («Избранные вопросы гигиены питания», «Гигиена предприятий мясной и молочной промышленности», «Гигиена предприятий общественного питания»).

Для самостоятельной проработки в период пред-цикловой подготовки были выбраны наиболее трудоемкие разделы специальности, имеющие наибольший удельный вес по лекционным часам. Три основных раздела («Основы рационального питания», «Пищевые отравления и их профилактика», «Гигиена предприятий общественного питания») были вынесены в предцикловую подготовку. Для занятий в предцикловом периоде кафедра высылала специально подготовленные учебные пособия. За время проведения заочно-очных циклов кафедрой издано более 20 учебных пособий.

Вторая особенность проведения предцикловой подготовки заключается в том, что контрольные задания курсант выполняет только на собственном материале, проводя изучение и оценку питания определенных контингентов, анализируя случаи пищевых отравлений, давая гигиеническую оценку основным технологическим процессам и качеству блюд, изготовленных на предприятиях общественного питания, расположенных на подконтрольной территории.

Для оценки эффективности обучения на циклах с предцикловой подготовкой в сравнении с очными циклами проводилась тестовая оценка знаний по степени прироста конкретных знаний и навыков в соответствии с программой и целями обучения. При построении тестового задания учитывалась валидность содержания учебной информации, однозначность и надежность теста.

Для оценки полученных результатов тестового контроля использовали коэффициент успешности, который определялся нами как для индивидуальной характеристики курсантов, так и для группы в целом циклов очного и заочно-очного обучения.

Проведенная работа позволила прийти к заключению, что циклы с подготовкой — весьма эффективная форма обучения. Предцикловая подготовка позволила значительно поднять до среднего уровня базисные знания курсантов и в значительной степени устранить неоднородность знаний (без предцикловой подготовки коэффициент успешности при базисном контроле 0,6 с колебаниями от 0,52 до 0,68, при прохождении предцикловой подготовки — соответственно 0,75 и от 0,69 до 0,77).

Работа курсантов с учебными пособиями и рекомендуемой литературой во время заочного обучения позволяет в период очной сессии значительно сократить число лекций и большее количество часов отвести более активным и эффективным фор-

мам преподавания — семинарам, дискуссиям, конференциям по обмену опытом. Выполнение контрольных работ на местном материале позволяет повысить уровень практической деятельности врачей уже в период предцикловой подготовки.

При определении итогового уровня знаний на ряде циклов мы столкнулись с фактами недостаточной, на наш взгляд, профессиональной компетенции некоторых врачей (коэффициент успешности в среднем по группе 0,9 с колебаниями у отдельных курсантов от 0,70 до 1,0). Это заставило нас пересмотреть методику преподавания ряда разделов, значительно повысить удельный вес активных форм преподавания (самостоятельной работы курсантов над лекционным материалом, тренажа по контрольным вопросам, тестового контроля по ведущим разделам специальности, решения ситуационных задач, проведения семинаров-дискуссий, активного обсуждения результатов практических занятий на объектах, самостоятельного обследования пищевых объектов и др.).

Проведенный на циклах 1979 г. тестовый контроль уровня базисных и итоговых знаний курсантов по 200 основным вопросам специальности показал высокую эффективность этих форм занятий. ^ Коэффициент успешности возрос с 0,54 при базисном контроле до 0,95 по окончании цикла с незначительными колебаниями у отдельных курсантов (0,90—1,0).

Научно-технический прогресс, который внес и продолжает вносить серьезные изменения в природу, жизнь и производственную деятельность человека, оказал большое влияние на потребности человека в пище, в значительной степени видоизменил способы получения и переработки пищевых продуктов, поставил вопрос об изыскании и использовании дополнительных кормовых и пищевых ресурсов.

Происходящие в сфере производства пищевых продуктов и их потребления изменения требуют ^ высокой профессиональной подготовки врача по гигиене питания и постоянного совершенствования его знаний, поскольку от уровня знаний врача-гигиениста зависят качество и эффективность государственного санитарного надзора. В связи с этим мы и впредь будем совершенствовать содержание и формы преподавания, добиваясь высокой профессиональной компетенции врачей по гигиене питания, соответствующей возросшим требованиям практики.

Поступила 8/V 1980 г.

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.