Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Г. Сухарев, В.И. Теленчи, И.Л. Яканевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Главным государственным санитарным врачам предоставлено право возлагать на научно-исследовательские учреждения и лаборатории санитарно-эпидемиологического профиля проведение гигиенической экспертизы. Этим правом необходимо пользоваться при гигиенической экспертизе проектов новых сложных производств и производств, на которые отсутствуют утвержденные нормы и правила, при оценке проектов новых технологических процессов и производственного оборудования.

В положении о государственном санитарном надзоре четко сформулированы обязанности врача по гигиене труда. Должностные лица государственного санитарного надзора обязаны на основании изучения условий труда рабочих и состояния заболеваемости бносить на рассмотрение дирекции предприятий и вышестоящего руководства предложения о проведении оздоровительных мероприятий, сообщать руководителям предприятий о несоблюдении подчиненными им работниками санитарно-гигиенических норм и правил, ставить перед ними вопрос о наложении на виновных лиц дисциплинарных взысканий, а также доводить до сведения партийных, профсоюзных и других общественных организаций о фактах нарушения санитарно-гигиенических норм и правил для принятия мер общественного воздействия к виновным лицам.

Готовя материалы по вопросам оздоровления условий труда и снижения заболеваемости рабочих для заслушивания в партийных, советских, профсоюзных органах, врачи по гигиене труда часто допускают серьезную тактическую ошибку: основными докладчиками по этим вопросам являются врачи, а не администрация предприятий. В результате все претензии, замечания и пожелания адресуются санитарно-эпидемиологической службе, а не администрации, которая повинна в неудовлетворительном состоя-I нии условий труда. Снижается острота и главное — эффективность такого мероприятия.

Правильное понимание и реализация правового статуса врача по гигиене труда в нашем обществе, несомненно, будут способствовать быстрому и эффективному решению задачи всемерного оздоровления условий труда и профилактики общей и профессиональной заболеваемости рабочих социалистического производства.

Поступила 18/1X 1978 г.

УДК 613.05:658.386.3

Проф. А. Г. Сухарев, кандидаты мед. наук В. И. Теленчи

и Л. Я- Каневская

ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

I Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

В соответствии с действующим положением последипломное обучение врача состоит из нескольких последовательных этапов: первый — специализация, т. е. приобретение врачом избранной специальности (для врачей по гигиене детей и подростков длительность ее 4 мес); второй — усовершенствование, т. е. дальнейшее углубление профессиональных знаний и навыков, необходимых для специалистов современного уровня подготовки. Усовершенствование подразделяется на общее и тематическое. Общее усовершенствование предусматривает повышение квалификации по всем разделам специальности, его длительность 3 мес. Цель тематического усовершенствования — повышение квалификации по отдельным, избранным раз-• делам или актуальным вопросам специальности. Продолжительность тематического усовершенствования от 1 до 2 мес.

Дополнительными этапами повышения квалификации с целью поддержания современного уровня профессиональной подготовки врача по гигие-

37

■___________________

не детей и подростков являются пребывание на рабочем месте, курсы информации, семинары на местных базах, в научно-исследовательских институтах, санэпидстанциях и медицинских институтах.

Основные этапы усовершенствования (специализация, общее и тематическое усовершенствование) осуществляются только на центральных базах, т. е. в институтах усовершенствования и на факультетах усовершенствования врачей. В настоящее время из 14 институтов усовершенствования врачей, имеющихся в Советском Союзе, лишь в 6 (в Москве, Харькове, Минске, Баку, Ташкенте, Алма-Ате) проводится повышение квалификации санитарных врачей по гигиене детей и подростков. Только в Центральном институте усовершенствования врачей (ЦИУ) имеется специальная кафедра гигиены детей и подростков, в других институтах усовершенствованием врачей по гигиене детей и подростков занимаются кафедры общей или коммунальной гигиены.

Ежегодно по данной специальности проводится 4—5 циклов с охватом по Союзу около 100 врачей, причем примерно половина приходится на долю ЦИУ. Поскольку общее число врачей по гигиене детей и подростков по штатному расписанию превышает 2000, существующая сеть институтов усовершенствования не может обеспечить необходимой периодичности (1 раз в 5 лет) и последовательности усовершенствования. Между тем качество последипломного образования санитарных врачей во многом определяется правильным планированием, необходимостью соблюдать последовательность повышения квалификации врачей и их соответствие целевым установкам циклов. Имеется много случаев , когда врачи, минуя специализацию и общее усовершенствование, сразу попадают на циклы тематического усовершенствования. Так, всего за период с 1971 по 1977 г. на кафедре гигиены детей и подростков ЦИУ прошло тематическое усовершенствование около 500 врачей. Из общего числа повысивших квалификацию более половины усовершенствовались по данной специальности впервые, минуя этапы специализации и общего усовершенствования.

Анализ охвата тематическим усовершенствованием врачей по гигиене детей и подростков показывает крайнюю неравномерность по союзным республикам. С 1971 по 1977 г. ни один врач по гигиене детей и подростков Туркменской ССР не прошел повышения квалификации в ЦИУ, 7 республик представлены 3—4 врачами, 5 — 12—20 врачами. Наибольший охват установлен по УССР (96) и РСФСР (288). Такая неравномерность обусловлена разной численностью специалистов в союзных республиках.

Важное значение имеет заинтересованность органов здравоохранения в высокой квалификации специалистов, стоящих на страже здоровья подрастающего поколения, что проявляется в использовании такой формы усовершенствования, как выездные циклы в республики или областные центры. В РСФСР за эти годы по заявкам местных органов здравоохранения проведено 4 выездных цикла (в Пермь, Куйбышев, Ижевск, Магнитогорск). Аналогичные выездные циклы по заявкам республиканских министерств здравоохранения проходили в Ташкенте, Кишиневе, Вильнюсе.

Качество усовершенствования во многом определяется правильным планированием его на местах. Специальное анкетирование курсантов, проходящих усовершенствование по гигиене детей и подростков в ЦИУ, показало, что в комплектовании циклов не выдерживается рекомендуемый стаж работы (Л. В. Рябова и соавт.). Около 50% врачей имели стаж работы по специальности менее 3 лет. Сроки повторного усовершенствования не соблюдаются. Врачи нередко прибывают на повторное тематическое усовершенствование через 8—10 лет. Это обстоятельство выдвигает настоятельную необходимость обеспечения на местах четкого планирования контингентов, подлежащих повышению квалификации по данной специальности. Как выяснилось из анкетного опроса, основной причиной несвоевременного прохождения усовершенствования является отсутствие путевок на местах. Причинами также являлись семейные обстоятельства и невозможность^за-

мены на работе — врач по гигиене детей и подростков является часто единственным специалистом в санэпидстанции. Все опрошенные врачи отдали предпочтение тематическому усовершенствованию со сроками от 1 до 2 мес и с интервалами между повторными циклами 3 года.

Для повышения качества подготовки и преемственности на всех этапах усовершенствования специалиста важное значение приобретает наличие единой унифицированной программы. Такая программа позволит строго очертить объем теоретических знаний и практических навыков специалиста на каждом этапе последипломного обучения.

Все изложенное иллюстрирует определенные недочеты в системе повышения квалификации врачей по гигиене детей и подростков и выдвигает ряд задач:

— выявление на местах специалистов данного профиля и четкое планирование повышения их квалификации с учетом этапности и периодичности;

— направление врачей на усовершенствование в точном соответствии с целевой установкой цикла, учетом стажа работы, занимаемой должности и характера предыдущей подготовки;

— расширение последипломного образования врачей по гигиене детей и подростков путем создания новых кафедр или доцентских курсов по гигиене детей и подростков в ряде институтов усовершенствования врачей с возложением на них обязанности проводить специализацию и общее усовершенствование;

— увеличение числа выездных циклов, что позволит одномоментно охватить усовершенствованием большой контингент врачей союзной республики или области;

— разработку единой унифицированной программы последипломного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Рябова Л. В., Каневская Л. Жуков В. Л. и др. — В кн.: Научные основы усовершенствования врачей. М., 1977, с. 84—89.

Поступила 5/У11 1978 г.

Методы исследования

»

УДК 614.7:547.§

А. Я- Хесина, Г. А. Смирнов, Л. М. Шабад, М. Кертес, А. Хорват,

М. А. Киш, Б. Тот

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИХ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ В ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЫ

Онкологический научный центр АМН СССР, Москва; Государственный институт

гигиены ВНР, Будапешт

Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) привлекают особое внимание в связи с их широким распространением в загрязнениях воздуха, почвы, воды, различных промышленных и пищевых продуктов. Эти соединения оказывают токсическое, а также мутагенное и канцерогенное действие на животных и человека. В странах социалистического лагеря, где особое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, исследования ПАУ, особенно канцерогенных, в частности бенз(а)пирена (БП) как их индикатора, широко проводятся в течение многих лет (Л. М. Шабад; Кег-1е5г-$апг^ег и МогНп).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.