ется недостаточная теплоизоляция обуви и рукавиц, а не общее охлаждение организма. Следовательно, можно заключить, что предложенный комплект одежды (пальто и полукомбинезон) обеспечивает надлежащую защиту от охлаждения 9—15-летних девочек в течение 40—110 мин прогулки зимой в Якутске и тепловое их состояние может быть улучшено за счет повышения теплозащитных функций рукавиц и обуви.
Учитывая возможные затруднения в изготовлении и эксплуатации разработанного комплекса одежды, мы посвятили специальную серию исследований физиолого-гигиенической оценке пальто без брюк (вместо них на девочек надевали 2 пары шерстяных рейтуз или 2 пары колгот и рейтузы). Результаты анализа теплоощущений и температуры кожи подтвердили сделанный ранее вывод о том, что пальто в данных метеорологических условиях не защищает организм от охлаждения (несмотря на повышенное тепловое сопротивление изделия). Дети жаловались на значительное охлаждение области ягодиц, бедер и колен. Температура кожи соответствующих участков, как и средневзвешенная температура кожи, в конце прогулки, несмотря на более высокую температуру воздуха, была существенно ниже, чем в предыдущей серии исследований, когда пальто одевалось вместе с полукомбинезоном.
Выводы
1. Защиту от холода девочек в возрасте 9—15 лет обеспечивает одежда, включающая комплект из пальто и полукомбинезона (брюк), имеющая суммарное термическое сопротивление в реальных условиях эксплуатации, при относительно спокойном воздухе 0,71 °С/м2-Вт и 0,62 °С/м2-Вт.
2. Достаточным термическим сопротивлением обладает комплект одежды, включающий пальто толщиной 16,3±0,5 мм и полукомбинезон (брюки) толщиной 7,9±0,5 мм с воздухопроницаемостью 7—60 дм8/м2-с (7—10 дм3/м2■ с для климатической зоны I А и 20—60 дм2/м2-с для климатической зоны I Б).
3. Температура кожи, соответствующая одним и тем же теплоощущениям, неодинакова у девочек разного возраста — у 9—11-летних она выше, чем у 12—15-летних, что следует учитывать при оценке теплового состояния и оценке и проектирования одежды.
4. Особое внимание следует уделить разработке гигиенических требований к обуви и рукавицам, так как охлаждение этих участков не компенсируется утеплением остальной поверхности тела и является причиной возникновения неприятных тепло-ощущений, ограничивающих время прогулки детей.
5. Полученные данные могут служить основой для разработки инструкции по изготовлению верхней зимней одежды для девочек школьного возраста, проживающих в I климатической зоне страны.
ЛИТЕРАТУРА
Афанасьева Р. Ф. Гигиенические основы проектирования
одежды дл защиты от холода. М., 1977. Афанасьева Р. Ф. — Гиг. и сан., 1977, № 5, с. 17—22. Терентьева Г. В. — Педиатрия, 1979, № 8, с. 60—61.
Терентьева Г. В. Тепловое состояние детей дошкольного возраста как критерий оценки теплозащитных свойств зимней верхней одежды. Автореф. дне. канд. М., 1965.
Поступила 27/VI 1980 г.
HYGIENIC REQUIREMENTS TO WINTER CLOTHING FOR GIRLS LIVING
IN THE FAR NORTH
R. F. Afanasieva and <3. V. Terentieva
Calculations and physiologic-hygienic studies in the North (city of Yakutsk) have made it possible to formulate requirements to clothing designed to protect girls frcm cold taking
into account météorologie factors, the time of continuous exposure to cold, the level of energy expenditure, and thermoregulatory responses.
УДК 613.32:546.491M76
В. M. Игнатьев
О ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ АЗОТНОКИСЛОЙ РТУТИ В ВОДЕ ВОДОЕМОВ
Центральный институт усовершенствования врачей, Москва
Проведено экспериментальное изучение влияния солей неорганической ртути на репродуктивную функцию животных и их потомство. Литературные данные по этому вопросу отсутствуют, а ПДК неор-ранических солей ртути для воды водоемов (0,005 мг/л) установлена без учета отдаленных последствий.
В опыте использована азотнокислая ртуть, широко применяемая в промышленности при органическом синтезе, золочении и бронзировании, расписывании фарфора, а также в медицине.
Для изучения действия азотнокислой ртути на гонады и потомство проводили ежедневную перо-ральную затравку самцов крыс в течение 68 и
и s ч *о
+1 5:
ч с
с
о С
■i я 11
л с
г с 2 >• ££■ 5 *
Su
о к
л с
2 ^ G.O.
о со
СО —
+1 +1 Г-
<n
о +1 о
см о +1 о
Ч>
о
+1
о
h- — —
Q0 —
+1 +1
О СО
о см см
о
+1
со
о
о о
+1 +1 00 о
0 о
ч- со*
¿' +|
iß «о
01 сч
о +1
СО
о +1 S
см о еэ о" +1 см о
о о
— ем
+1 +1 о t—
о_ о +1
о о
о о
+1 +1
t- со
о о
ю см
+1 +1
со о
СО СО
см
о +1
о
+1 СО
S
ем
+1 +1 00 t-С0 —
о
+1
о о +1 04 ю
со о о +1 ем о
о о
+1 +1 о см г— со
о +1 СО
—
О О
о о
+1 +1
со ем_
ю о
О СО
1»Г —
+1 +1
ю о
— оо см
оо о о +1 о со
о о
+1 см ю
о
+1 со ем о
Л]
» О
см см
о о
о о"
+1 +1
оо со
IO
о о
+1 +1
ю ст>
со ю
о" о
о о
о о
+1 +1
СО 00
»
О ч- СМ Ч" _
ЧГ о о о о о о
«—Г ем о о о о о
+i +1 +1 +1 +1 +1 -и
ем о СО •Ч" со е. ч< со о 1Й о" Ч-. о
о о +1 см ю
о
с
CJ
m §
X
о
« Т 55 = - °
5 S Sj
ii - cL
s « «Г S S с
H о = о
а ч.
2g к *
« S-
ж 1
te о о х г 2ч с
О. ^ X *
со я*
»X
а .
и О
s §
3.1 ¡§
н S
о о.
х £
^ 3 с Ui
• *
V X i О я и
во в
ы
ы» ы ci «0а
а>
х S х
А * х S и as s а aS» s в
"3**3
ri Е ш
-8
с*; О)
8?
X §
о о о о
+1 +1
X
е-
о
«
X а.
о о о
о о* о
+1 +1 +1
СМ Ч- чг
о о о
о о
+1 +1
SC0
о о"
о
+1 со
о о +1 +1 со т о
о
SS? о
X
а.
в 6
I
СО
х
<5
2 н
о
то ~ О ■х га г ьс X X 5 X я Ä = х х х х <и х V" о z э § г
чс
х о.
С
115 дней, в 40-дневный восстановительный период их не подвергали воздействию изучаемых веществ. Животные были разделены на 3 группы (по 25 крыс в каждой): 1-я являлась контрольной, животным
2-й группы ежедневно вводили дозу, равную 1 ПДК для неорганических солей (0,005 мг/л), а животным ^
3-й группы — 20 ПДК, что соответствовало 0,1 мг/л. Кроме того, исследовали влияние азотнокислой ртути на потомство первого поколения — группы 1а (контрольная, 2а и За).
Влияние азотнокислой ртути на генеративную функцию животных изучали согласно методическим рекомендациям Научно-исследовательского института гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР «Методы экспериментального исследования по установлению порогов действия промышленных ядов на генеративную функцию с целью гигиенического нормирования» (1978).
Время движения сперматозоидов определяли по методу В. К- Милованова в модификации Г. М. Егоровой (1961), изучение осмотической и кислотной резистентности сперматозоидов по В. К. Милова-нову. Общее количество сперматозоидов подсчитывали в камере Горяева. Определение количества ДНК в семенниках проводили по методу Бартона, * РНК по методу Дише и Шварца. Ранние и поздние резорбции, общую эмбриональную смертность подсчитывали по формуле, предложенной А. М. Ма-лашенко и И. Е. Егоровым.
Полученные результаты показали, что после 68-дневного перорального воздействия азотнокислой ртути в дозе 0,1 мг/л у крыс отмечалось статистически достоверное снижение осмотической резистентности сперматозоидов и содержания ДНК в семенниках. У животных опытной группы, подвергшихся воздействию азотнокислой ртути в дозе 0,005 мг/л, все показатели, характеризующие функциональное состояние сперматозоидов, коэффициенты массы семенников и содержание в них ДНК не отличались от контрольных. Щ
Спаривание экспонированных в течение этого срока самцов с интактными самками показало, что азотнокислая ртуть в дозах 0,1 и 0,005 мг/л не оказала влияния на течение беременности и внутриутробное развитие плода. Все показатели в опыте не отличались от контрольных, за исключением увеличения числа мертвых и резорбированных плодов, которые у животных обеих опытных групп превышали контрольные в 1,4—1,5 раза.
Изучение влияния азотнокислой ртути на животных после 115-дневного воздействия позволило заключить, что влияние ее на организм находится в прямой зависимости от дозы воздействия. Так, у подопытных животных, подвергшихся воздействию ртути из расчета 0,1 мг/л (табл. 1), изменилось функциональное состояние сперматозоидов: умень- ^ шилось время движения, количество их в придатках семенников, снизилась осмотическая резистентность. В семенниках выявлено снижение количества ДНК и повышение уровня РНК.
Азотнокислая ртуть в дозе 0,005 мг/л также оказывала неблагоприятное действие на функциональное состояние сперматозоидов и содержание ДНК и РНК в семенниках. Отмечено уменьшение времени движения сперматозоидов и содержания р, ДНК, а также увеличение количества РНК в се-' менннках, однако эти изменения выражены в меньшей степени, чем при воздействии азотнокислой ртути в дозе 0,1 мг/л. Коэффициенты массы семенников не отличались от контроля.
При прекращении воздействия азотнокислой ртути через 40 дней появилась тенденция к восстановлению показателей. Так, у животных 3-й группы отмечено восстановление до уровня контроля общего количества сперматозоидов в придатках семенников, осмотической резистентности сперматозоидов и содержания РНК в семенниках. Не восстановились до уровня контроля длительность движения сперматозоидов и содержание ДНК в семенниках. Во 2-й группе за данный период не нормализовался только один показатель — содержание РНК в семенниках.
После окончания затравки с целью выявления оплодотворяющей способности самцов и полноцен-ности эмбрионов экспонированных самцов спаривали с интактными самками. Половину беременных самок забивали на 21-й день беременности, а остальных доводили до естественных родов. Для спаривания в каждую группу отобрано по 20 нормально циклирующих самок.
Анализ эмбрионального материала показал, что у животных опытной группы, подвергшихся воздействию азотнокислой ртути в дозе 0,1 мг/л (табл. 2), было уменьшено число эмбрионов, приходящихся на 1 беременную самку, увеличена резорбция плодов, предымплантационная и общая смертность эмбрионов, снижен процент их выживаемости.
Воздействие азотнокислой ртути в дозе 0,005 мг/л не обусловливало сокращения количества эмбрио-w нов в помете беременных самок, но вызывало увеличение их резорбции. Выявлено возрастание эмбриональной смертности и сокращение процента выживаемости эмбрионов. Следует отметить, что степень выраженности этих изменений находилась в прямой зависимости от дозы воздействия. Под нашим наблюдением находилось 175 крысят, 80 из которых родились от контрольных животных. Воздействие азотнокислой ртути из расчета 0,1 мг/л на экспонированных и спаренных с интактными самками самцов вело к снижению плодовитости. Так, в данной опытной группе число родившихся крысят на 1 самку составило 8,6. У крыс, подвергшихся воздействию азотнокислой ртути в дозе 0,005 мг/л, не отмечено изменения плодовитости по сравнению с контролем (соответственно 9,8 и 9,6). ^ У потомства первого поколения крыс-самцов, родители которых подвергались воздействию азотнокислой ртути из расчета 0,1 мг/л — группа За (см. табл. 1), отмечено статистически достоверное снижение времени движения сперматозоидов, их
Таблица 2
Течение беременности и внутриутробного развития плодов жилетных при спаривании экспонированных самцов с интактными самками и интактных самцов с интактными самками (контроль)
Показатель Доза азотнокислой ртути мг/л
контроль 0.005 0.1
Число самок 11 9 9
Плодовитость 9,44
самок 11,18 11,67
Число мертвых
н резорбиро-
ванных пло-
дов на 1 сам- 0,55
ку 0,27 0,80
Число желтых 12,3
тел на 1 самку 11,4 11,6
Гибель эмбрио-
нов, %:
предым-
планта-
ционная 2,4±1,3 9,5±2,7* 23,4+4,0**
постимплан-
тацион- 5,9+2,2****
ная 2,4+1,4 7,6±2,5****
общая 5,0±2,0 17,0±3,5* 29,3±4,3***
Оплодотворяе- 69,2
мость, % 84,0 76,9
Выживаемость,
% 95,0 83,0 72,1
Примечание. Одна звездочка — степень достоверности 95%, две — степень достоверности 99%, три — степень достоверности 99,9%, четыре — данные [недостоверны.
кислотной резистентности и увеличение содержания РНК в семенниках. Азотнокислая ртуть в дозе 0,005 мг/л не влияла на функциональное состояние сперматозоидов потомства в опытной группе 2а, но отмечено увеличение содержания РНК в семенниках.
Анализируя коэффициенты массы внутренних органов подопытных животных, следует отметить увеличение некоторых из них. Так, у крыс группы За оказались увеличены массовые коэффициенты простаты (0,39±0,035), селезенки (0,43±0,01) и семенников (0,56±0,2), а у животных группы 2а возросли массовые коэффициенты простаты, почек, селезенки и семенников до 0,35+0,03, 0,39±0,016, 0,39±0,03 и 0,59±0,02 соответственно.
Жизнеспособность крысят первого поколения в опытных группах была неодинаковой. Так, в группе За отмечено увеличение смертности крысят до 11.6% в течение 30 дней наблюдения, в группе 2а она составила 4%, в контрольной — 6,1%.
Родившиеся крысята обеих групп отличались меньшей массой тела, но к 10-му дню наблюдения она стала такой же, как у животных контрольной группы, и на протяжении 2 мес масса их тела не отличалась от контроля.
Таким образом, экспериментально установлено, что азотнокислая ртуть оказывает неблагоприятное действие на гонады, течение беременности и состояние потомства первого поколения. Имеется четкая разница в токсическом эффекте при дейст-
вии азотнокислой ртути в дозах 0,1 и 0,005 мг/л, причем большая дает более значительный токсический эффект.
Принятая в настоящее время ПДК неорганической ртути в воде водоемов 0,005 мг/л вызывает изменение количества ДНК и РНК в семенниках у экспонированных животных, повышение эмбриональной смертности, снижение процента выживае-
мости эмбрионов, у потомства — увеличение коэффициентов массы некоторых внутренних органов, рождение крысят с меньшей массой тела и изменение содержания РНК в семенниках. Принимая во внимание отмеченное, следует считать, что принятую предельно для неорганических солей ртути ПДК в воде водоемов на уровне 0,005 мг/л необходимо пересмотреть в сторону снижения.
ЛИТЕРАТУРА
Егорова Г. М. — В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1966, вып. 8, с. 33.
Милованов В. К■ Биология воспроизведения и искусственное осеменение животных. М., 1962. ,. . „ _ ,„„„ „ „ Disc he Z-, Schwarz К- — Mikrochim. Acta, 1937, Bd 2,
Малашенко А. M., Егоров И. Е. — Генетика, 1967. № 3, s 13—18
с. 759—768.
Поступила 2/VI 1980 г.
ON THE MAXIMUM ALLOWABLE CONCENTRATION FOR MERCUROUS NITRATE IN BODIES OF WATER
V. M. Ignatiev
Mercurous nitrate when administered chronically per os in experimental animals. Harmful effects of the compound i n a dose of 0.1 or 0.05 mg/1 had adverse effects on the male were also evident in the offspring from the exposed animals, gonads and on the course of pregnancy and fetal development
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
УДК 813/614-051:658.386.3(47 + 87)
Проф. В. Я■ Голиков, кандидаты мед. наук В. А. Жуков и Л. В. Рябова,
проф. А. Г. Сухарев
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СССР
Центральный институт усовершенствования врачей, Москва
Созданная после Великой Октябрьской социалистической революции система последипломного образования врачебных кадров призвана постоянно обеспечивать рост профессионального мастерства врачей всех специальностей, в том числе и врачей санитарно-гигиенического профиля.
Основные принципы организации последипломного образования врачей закреплены в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик здравоохранения», в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22/1X 1977 г. «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения», а также в целом ряде приказов министра здравоохранения СССР.
В этих документах последипломное образование врачебных кадров рассматривается как один из важнейших путей внедрения в практику здравоохранения современных достижений гигиенической науки.
В настоящее время в нашей стране последипломным обучением врачей санитарно-гигиенического
профиля занимаются 54 кафедры, 8 доцентских Р курсов в 12 институтах и на 7 факультетах усовершенствования врачей при медицинских вузах. Кроме того, главные врачи санэпидстанций проходят повышение квалификации на ряде кафедр социальной гигиены, организации и управления здравоохранением.
Как известно, основными формами последипломной подготовки врачебных кадров в институтах и на факультетах усовершенствования врачей являются специализация, общее и тематическое усовершенствование.
Для планирования и организации последипломного обучения врачей различных специальностей санитарно-гигиенического профиля необходимо знать структуру врачебных кадров и их численность по каждой специальности, а также показатели ох-вата врачей последипломным обучением на цен-тральных (институты и факультеты усовершенствования) и местных (санитарно-эпидемиологические станции) базах.