ные циклы целесообразна заочная предцикловая подготовка, которая предполагает предварительное согласование индивидуального задания слушателя, частичное его выполнение до приезда » на ФПК.
Нельзя не отметить недостаточность координации и организации методической работы и обмена опытом по повышению квалификации преподава-' телей общей гигиены между кафедрами, осуществляющими такое повышение. Целесообразно, чтобы головная кафедра общей гигиены I МОЛМИ им. И. М. Сеченова усилила свои функции в этом отношении, периодически собирала заведующих базовыми кафедрами и кураторов
ФПК, инструктировала их, обеспечивала возможную унификацию методических подходов к реализации программ по общей гигиене на факультетах различного профиля.
Обмен мнениями по затронутым выше и другим проблемам повышения квалификации преподавателей кафедр общей гигиены на ФПК будет способствовать совершенствованию организации работы базовых кафедр, превращению их в активные центры педагогического общения, распространению передового опыта и прогрессивных методов преподавания.
Поступила 04.05.83
УДК 614.3:378.661
Н. Ф. Борисенко, Е. И. Гончарук, И. И. Никберг, Н. И. Омельянец.
И. Д. Танасиенко
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА
Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца
Производственное обучение студентов санитарно-гигиенического факультета медицинских институтов складывается из двух основных элементов: обучения, осуществляемого непосредственно в ходе плановых практических занятий, и специальной производственной практики.
Первый вид обучения реализуется непосредственно в течение академических семестров, обычно в форме отдельных практических занятий на базе санэпидстанций. Удельный вес и эффективность этой формы обучения относительно невелики, что в значительной степени обусловлено характером сотрудничества гигиенических кафедр с санэпидстанциями, существенно отличающимся от организации совместной работы клинических кафедр с базовыми стационарами. Нередко соответствующие занятия проводятся преимущественно как учебно-экскурсионные. Поэтому для профильного обучения на санитарно-гигиеническом факультете особое значение имеет специальная производственная практика на базе санэпидстанций в летнее время после сдачи курсовых экзаменов на III и V курсах. Необходимо отметить, что на всех этапах более чем 50-летней истории санитарно-гигиенических факультетов в нашей стране этой форме производственного обучения отводилась важная роль в системе преддипломной подготовки санитарных врачей и эпидемиологов.
Содержание, продолжительность, время прохождения специальной летней практики претерпевали изменения, однако принцип обязательности такой практики и признание ее важной роли в обучении оставались незыблемыми. При этом, в частности, учитывалось, что в отличие от студентов лечебного профиля, обучение которых на клинических кафедрах близко к реальной обстановке
будущей врачебной деятельности, студенты санитарно-гигиенического факультета первоначально знакомятся с такими условиями только в период производственной практики.
Между тем, как показывает проведенный нами анализ результатов государственных выпускных экзаменов и итогового контроля знаний, а также ознакомление с работой выпускников непосредственно в санэпидстанциях, практическая подготовка молодых специалистов не отвечает современным требованиям.
Действующий учебный план (1975 г.) предусматривает общую продолжительность учебной практики 14 нед, в том числе 4 нед после VI семестра в санэпидстанциях в качестве лаборантов, 6 нед после VIII семестра в качестве субординаторов в терапевтических, хирургических и акушерских отделениях больниц и 4 нед после X семестра в санэпидстанциях в качестве исполняющего обязанности санитарного врача и врача-эпидемио-лога( всего 14 нед из расчета 6-дневной рабочей недели). На долю практики по специальности при таком распределении приходится 57,2 %, на долю общеврачебной практики в лечебных учреждениях— 42,8% всего времени. Сохраняя приведенную структуру производственной практики, проект нового учебного плана снижает ее общую продолжительность до 13 нед (за счет отведения на практику в лабораториях санэпидстанций после VI семестра 3 нед вместо 4). При этом меняется удельное соотношение специальной и общеврачебной (лечебной) практики — первая снижается до 53,8 %, вторая увеличивается до 46,2 %.
Опыт проведения производственной практики в соответствии с действующим учебным планом и утвержденной в 1976 г. программой выявил ряд
недостатков, снижающих качество подготовки выпускников санитарно-гигиенических факультетов.
Прежде всего необходимо обратить внимание на организационно-методические дефекты практики в качестве исполняющего обязанности врачей и эпидемиологов (после X семестра). В этот период на работу по отдельным профилям отводится от 2 до 5 дней. Основной недостаток заключается в стремлении реализовать однотипные требования программы по каждому профилю. Например, в соответствии с программой все профильные гигиенические кафедры предусматривают участие в работе по отводу участка, приемке объекта, составлению различной оперативной документации и др. Предусматривается также выполнение учебных исследовательских работ студентов (УИРС) по каждому профилю. Опыт показал, что в условиях столь непродолжительной практики подобное дублирование однотипных заданий трудно реализуемо и порождает поверхностное отношение студентов к делу.
Выход из положения мы видим в отказе от жесткой регламентации времени работы в профильных отделениях санэпидстанций и организационно-методической перестройке практики на основе единой интегрированной программы. При этом имеется в виду, что студент в ходе практики должен усвоить указанные в программе умения и навыки деятельности санитарного врача независимо от того, на примере какой работы они будут развиты и усвоены. Например, нет необходимости обучать студента составлению акта санитарного обследования, протокола о санитарном нарушении и других однотипных документов, привлекать его к приемке в эксплуатацию готового объекта, выполнять УИРС по каждому профилю, так как соответствующими умениями и навыками можно овладеть при прохождении практики любого профиля.
Для подобной перестройки, помимо создания интегрированной программы, необходимо изменение организационной структуры практики. Представляется целесообразным прикрепление студента на весь период практики к одному опытному врачу-наставнику (любого профиля). Руководитель кафедры и главный врач санэпидстанции координируют работу студентов таким образом, чтобы обеспечивать их коллективное участие в общих мероприятиях (например, в приемке объекта вне зависимости от профиля подконтрольности этого объекта). Они же координируют выполнение одного на весь период задания по УИРС (такое задание целесообразно дать по профилю врача-наставника, который осуществляет непосредственное руководство работой студентов и ее повседневный контроль). Такая структура практики предполагает изменение соотношения времени работы в различных отделах (рекомендуемый вариант: 16 дней работы в профильных
санитарно-гигиенических отделениях и 8 дней — в эпидемиологическом отделе).
Предметом активного обсуждения и разноречивых мнений продолжает оставаться практика студентов III курса. Необходимо отметить, что даже соавторы данного сообщения придерживаются разного мнения относительно содержания этой практики. В ходе обсуждения выдвигаются два предложения. Первое: содержание практики после VI семестра следует радикально изменить, сделав ее практикой в качестве медицинских сестер в больницах (что будет отвечать тенденции усиления общемедицинской подготовки студентов), а элементы специальной лабораторной практики исключить либо перенести на V курс, включив в программу производственной практики в качестве исполняющего обязанности санитарного врача-эпидемиолога. Второе: лаборантская практика после VI семестра является неразрывным элементом предшествующих теоретических курсов пропедевтической гигиены и микробиологии, и без такой практики эти курсы нельзя считать завершенными, а студентов — подготовленными к полноценному восприятию и изучению профильных дисциплин. Сторонники второго предложения указывают и на то, что отказ от лаборантской практики в санэпидстанции после III курса вступает в противоречие с положением педагогики высшей школы о целесообразности как можно более раннего начала обучения студентов будущей специальной профессиональной деятельности. Переносить начало такого обучения на предпоследний курс — значит нарушить логику учебно-воспитательного процесса, нанести ущерб качеству профессиональной подготовки будущего санитарного врача, психологическим, деонтологическим сторонам его воспитания. Хотелось бы добавить, что предусматриваемое проектом учебного плана сокращение продолжительности этой практики с 4 до 3 нед значительно усложнит возможность реализации ее программы и учебно-воспитательных целей.
Что касается необходимой медсестринской подготовки, то надо принимать во внимание, что учебный процесс на клинических кафедрах в основном строится непосредственно на базе больничного стационара или поликлиники. Поэтому при рациональной его организации большинство видов медсестринских манипуляций может быть освоено на плановых занятиях и дежурствах.
Студенты санитарно-гигиенического факультета (во всяком случае при сохранении нынешней системы обучения преимущественно на базе кафедр) при изучении профильных дисциплин лишены такой возможности. Овладение практическими (лаборантскими и др.) навыками, знакомство с организацией и оперативными формами их будущей профессиональной деятельности возможны только в период специальной практики или специального обучения непосредственно на базе санэпидстанции. Этот вопрос требует дополнительного изучения.
Новая квалификационная характеристика формулирует обширный перечень требований к обще-врачебнон подготовке санитарного врача-эпиде-миолога в части, касающейся знаний и умений по оказанию неотложной врачебной помощи, овладению клинико-диагностическими и лечебными манипуляциями. Считая целесообразным расширение и укрепление рбщеврачебных знаний и умений выпускника санитарно-гигиенического факультета, мы вместе с тем считаем, что обеспечение их усвоения не должно идти по пути уменьшения специального профильного производственного обучения. Это реально в связи с введения для студентов I—III курсов с 1982 учебного года производственной практики в качестве младшего медицинского персонала.
На санитарно-гигиеническом факультете нашего института разработаны специальные требования и интегрированная рабочая программа этой практики. Она проводится для студентов I—III курса соответственно на базе терапевтического и хирургического стационаров и клиники инфекционных заболеваний в форме дежурств — 4 ч в месяц на I курсе и по 8 ч на II и III курсах (т. е. 40 акад. ч на I и по 80 акад. ч на II и III курсе). Разработаны специальные методические указания по проведению этой практики, предусматривающие сдачу зачета. В ходе практики согласно программе студенты осваивают умение и навыки младшей медицинской сестры (прием и санитарная обработка больных, сопровождение и транспортировка их в отделение, туалет больных, смена нательного и постельного белья, кормление больных, оказание помощи при диагностических
и лечебных манипуляция^ приготовление и хранение дезинфицирующих растворов, влажная уборка помещений и др.). Студенты III курса уже могут работать в качестве медицинской сестры по уходу и выполнять ряд функций манипуляцион-ной медицинской сестры. Обучение этим функциям, последующая практика в качестве помощника лечащего врача в сочетании с глубоким изучением клинических дисциплин создает все предпосылки для того, чтобы выпускник санитарно-гигиенического факультета мог быть использован и на врачебной работе лечебного профиля. В частности, мы считаем, что выпускнику санитарно-гигиенического факультета должно быть предоставлено юридическое право работать в качестве врача здравопункта, школьного врача, инфекциониста, участкового врача и по другим врачебным специальностям, в которых велик удельный вес профилактической работы и где весьма важны специальные знания, приобретенные в процессе обучения на санитарно-гигиеническом факультете.
Характеризуя проблемы совершенствования профильного производственного обучения на санитарно-гигиеническом факультете, следует еще раз обратить внимание на необходимость коррекции административно-оперативной связи кафедр вузов с базовыми санэпидстанциями. Оптимальной формой явилось бы, по нашему мнению, создание объединения «Кафедра — санэпидстанция» по типу научно-учебно-производственного с соответствующими правами и обязанностями как преподавателей, так и практических врачей базовых санэпидстанций.
Поступила IS.03.83
УДК в14.3/.4+в1в.9-036.2]:37&вб1
П. Г. Ткачев
ОПЫТ ПЕРВИЧНОЙ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (СТАЖИРОВКИ) ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ
Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982) обязывает органы здравоохранения усилить работу по воспитанию медицинских кадров, повысить их ответственность за выполнение профессионального и служебного долга, за качество и культуру оказания медицинской помощи населению. Большое значение в решении этих важных государственных задач имеет такое звено в повышении квалификации молодых специалистов, как стажировка выпускников медицинских институтов санитарно-гигиенического профиля.
Основными задачами стажировки выпускников санитарно-гигиенических институтов (факультетов) являются освоение ими обязанностей по предупредительному и текущему санитарному надзо-
ру за всеми подконтрольными объектами и санитарно-эпидемиологическому обслуживанию населения. За прошедшие годы стажировка прочно вошла в жизнь как научно обоснованный и практически необходимый метод профессиональной подготовки молодых медицинских кадров.
Публикации по проблеме стажировки единичны. Так, в статье А. М. Шевченко и соавт.1 изложен первый опыт стажировки в Украинской ССР.
Стажировка активно проводится с 1977 г. в Нечерноземье и центре Российской Федерации. Рязанский медицинский институт и*, акад. И. П. Павлова оказывает методическую и консультативную помощь по стажировке санитарно-
• Гиг. и сан., 1979, № 11, с. 41—43.