Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Ф. Борисенко, Е И. Гончарук, И И. Никберг, Н И. Омельянец, И Д. Танасиенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА»

ные циклы целесообразна заочная предцикловая подготовка, которая предполагает предварительное согласование индивидуального задания слушателя, частичное его выполнение до приезда » на ФПК.

Нельзя не отметить недостаточность координации и организации методической работы и обмена опытом по повышению квалификации преподава-' телей общей гигиены между кафедрами, осуществляющими такое повышение. Целесообразно, чтобы головная кафедра общей гигиены I МОЛМИ им. И. М. Сеченова усилила свои функции в этом отношении, периодически собирала заведующих базовыми кафедрами и кураторов

ФПК, инструктировала их, обеспечивала возможную унификацию методических подходов к реализации программ по общей гигиене на факультетах различного профиля.

Обмен мнениями по затронутым выше и другим проблемам повышения квалификации преподавателей кафедр общей гигиены на ФПК будет способствовать совершенствованию организации работы базовых кафедр, превращению их в активные центры педагогического общения, распространению передового опыта и прогрессивных методов преподавания.

Поступила 04.05.83

УДК 614.3:378.661

Н. Ф. Борисенко, Е. И. Гончарук, И. И. Никберг, Н. И. Омельянец.

И. Д. Танасиенко

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Производственное обучение студентов санитарно-гигиенического факультета медицинских институтов складывается из двух основных элементов: обучения, осуществляемого непосредственно в ходе плановых практических занятий, и специальной производственной практики.

Первый вид обучения реализуется непосредственно в течение академических семестров, обычно в форме отдельных практических занятий на базе санэпидстанций. Удельный вес и эффективность этой формы обучения относительно невелики, что в значительной степени обусловлено характером сотрудничества гигиенических кафедр с санэпидстанциями, существенно отличающимся от организации совместной работы клинических кафедр с базовыми стационарами. Нередко соответствующие занятия проводятся преимущественно как учебно-экскурсионные. Поэтому для профильного обучения на санитарно-гигиеническом факультете особое значение имеет специальная производственная практика на базе санэпидстанций в летнее время после сдачи курсовых экзаменов на III и V курсах. Необходимо отметить, что на всех этапах более чем 50-летней истории санитарно-гигиенических факультетов в нашей стране этой форме производственного обучения отводилась важная роль в системе преддипломной подготовки санитарных врачей и эпидемиологов.

Содержание, продолжительность, время прохождения специальной летней практики претерпевали изменения, однако принцип обязательности такой практики и признание ее важной роли в обучении оставались незыблемыми. При этом, в частности, учитывалось, что в отличие от студентов лечебного профиля, обучение которых на клинических кафедрах близко к реальной обстановке

будущей врачебной деятельности, студенты санитарно-гигиенического факультета первоначально знакомятся с такими условиями только в период производственной практики.

Между тем, как показывает проведенный нами анализ результатов государственных выпускных экзаменов и итогового контроля знаний, а также ознакомление с работой выпускников непосредственно в санэпидстанциях, практическая подготовка молодых специалистов не отвечает современным требованиям.

Действующий учебный план (1975 г.) предусматривает общую продолжительность учебной практики 14 нед, в том числе 4 нед после VI семестра в санэпидстанциях в качестве лаборантов, 6 нед после VIII семестра в качестве субординаторов в терапевтических, хирургических и акушерских отделениях больниц и 4 нед после X семестра в санэпидстанциях в качестве исполняющего обязанности санитарного врача и врача-эпидемио-лога( всего 14 нед из расчета 6-дневной рабочей недели). На долю практики по специальности при таком распределении приходится 57,2 %, на долю общеврачебной практики в лечебных учреждениях— 42,8% всего времени. Сохраняя приведенную структуру производственной практики, проект нового учебного плана снижает ее общую продолжительность до 13 нед (за счет отведения на практику в лабораториях санэпидстанций после VI семестра 3 нед вместо 4). При этом меняется удельное соотношение специальной и общеврачебной (лечебной) практики — первая снижается до 53,8 %, вторая увеличивается до 46,2 %.

Опыт проведения производственной практики в соответствии с действующим учебным планом и утвержденной в 1976 г. программой выявил ряд

недостатков, снижающих качество подготовки выпускников санитарно-гигиенических факультетов.

Прежде всего необходимо обратить внимание на организационно-методические дефекты практики в качестве исполняющего обязанности врачей и эпидемиологов (после X семестра). В этот период на работу по отдельным профилям отводится от 2 до 5 дней. Основной недостаток заключается в стремлении реализовать однотипные требования программы по каждому профилю. Например, в соответствии с программой все профильные гигиенические кафедры предусматривают участие в работе по отводу участка, приемке объекта, составлению различной оперативной документации и др. Предусматривается также выполнение учебных исследовательских работ студентов (УИРС) по каждому профилю. Опыт показал, что в условиях столь непродолжительной практики подобное дублирование однотипных заданий трудно реализуемо и порождает поверхностное отношение студентов к делу.

Выход из положения мы видим в отказе от жесткой регламентации времени работы в профильных отделениях санэпидстанций и организационно-методической перестройке практики на основе единой интегрированной программы. При этом имеется в виду, что студент в ходе практики должен усвоить указанные в программе умения и навыки деятельности санитарного врача независимо от того, на примере какой работы они будут развиты и усвоены. Например, нет необходимости обучать студента составлению акта санитарного обследования, протокола о санитарном нарушении и других однотипных документов, привлекать его к приемке в эксплуатацию готового объекта, выполнять УИРС по каждому профилю, так как соответствующими умениями и навыками можно овладеть при прохождении практики любого профиля.

Для подобной перестройки, помимо создания интегрированной программы, необходимо изменение организационной структуры практики. Представляется целесообразным прикрепление студента на весь период практики к одному опытному врачу-наставнику (любого профиля). Руководитель кафедры и главный врач санэпидстанции координируют работу студентов таким образом, чтобы обеспечивать их коллективное участие в общих мероприятиях (например, в приемке объекта вне зависимости от профиля подконтрольности этого объекта). Они же координируют выполнение одного на весь период задания по УИРС (такое задание целесообразно дать по профилю врача-наставника, который осуществляет непосредственное руководство работой студентов и ее повседневный контроль). Такая структура практики предполагает изменение соотношения времени работы в различных отделах (рекомендуемый вариант: 16 дней работы в профильных

санитарно-гигиенических отделениях и 8 дней — в эпидемиологическом отделе).

Предметом активного обсуждения и разноречивых мнений продолжает оставаться практика студентов III курса. Необходимо отметить, что даже соавторы данного сообщения придерживаются разного мнения относительно содержания этой практики. В ходе обсуждения выдвигаются два предложения. Первое: содержание практики после VI семестра следует радикально изменить, сделав ее практикой в качестве медицинских сестер в больницах (что будет отвечать тенденции усиления общемедицинской подготовки студентов), а элементы специальной лабораторной практики исключить либо перенести на V курс, включив в программу производственной практики в качестве исполняющего обязанности санитарного врача-эпидемиолога. Второе: лаборантская практика после VI семестра является неразрывным элементом предшествующих теоретических курсов пропедевтической гигиены и микробиологии, и без такой практики эти курсы нельзя считать завершенными, а студентов — подготовленными к полноценному восприятию и изучению профильных дисциплин. Сторонники второго предложения указывают и на то, что отказ от лаборантской практики в санэпидстанции после III курса вступает в противоречие с положением педагогики высшей школы о целесообразности как можно более раннего начала обучения студентов будущей специальной профессиональной деятельности. Переносить начало такого обучения на предпоследний курс — значит нарушить логику учебно-воспитательного процесса, нанести ущерб качеству профессиональной подготовки будущего санитарного врача, психологическим, деонтологическим сторонам его воспитания. Хотелось бы добавить, что предусматриваемое проектом учебного плана сокращение продолжительности этой практики с 4 до 3 нед значительно усложнит возможность реализации ее программы и учебно-воспитательных целей.

Что касается необходимой медсестринской подготовки, то надо принимать во внимание, что учебный процесс на клинических кафедрах в основном строится непосредственно на базе больничного стационара или поликлиники. Поэтому при рациональной его организации большинство видов медсестринских манипуляций может быть освоено на плановых занятиях и дежурствах.

Студенты санитарно-гигиенического факультета (во всяком случае при сохранении нынешней системы обучения преимущественно на базе кафедр) при изучении профильных дисциплин лишены такой возможности. Овладение практическими (лаборантскими и др.) навыками, знакомство с организацией и оперативными формами их будущей профессиональной деятельности возможны только в период специальной практики или специального обучения непосредственно на базе санэпидстанции. Этот вопрос требует дополнительного изучения.

Новая квалификационная характеристика формулирует обширный перечень требований к обще-врачебнон подготовке санитарного врача-эпиде-миолога в части, касающейся знаний и умений по оказанию неотложной врачебной помощи, овладению клинико-диагностическими и лечебными манипуляциями. Считая целесообразным расширение и укрепление рбщеврачебных знаний и умений выпускника санитарно-гигиенического факультета, мы вместе с тем считаем, что обеспечение их усвоения не должно идти по пути уменьшения специального профильного производственного обучения. Это реально в связи с введения для студентов I—III курсов с 1982 учебного года производственной практики в качестве младшего медицинского персонала.

На санитарно-гигиеническом факультете нашего института разработаны специальные требования и интегрированная рабочая программа этой практики. Она проводится для студентов I—III курса соответственно на базе терапевтического и хирургического стационаров и клиники инфекционных заболеваний в форме дежурств — 4 ч в месяц на I курсе и по 8 ч на II и III курсах (т. е. 40 акад. ч на I и по 80 акад. ч на II и III курсе). Разработаны специальные методические указания по проведению этой практики, предусматривающие сдачу зачета. В ходе практики согласно программе студенты осваивают умение и навыки младшей медицинской сестры (прием и санитарная обработка больных, сопровождение и транспортировка их в отделение, туалет больных, смена нательного и постельного белья, кормление больных, оказание помощи при диагностических

и лечебных манипуляция^ приготовление и хранение дезинфицирующих растворов, влажная уборка помещений и др.). Студенты III курса уже могут работать в качестве медицинской сестры по уходу и выполнять ряд функций манипуляцион-ной медицинской сестры. Обучение этим функциям, последующая практика в качестве помощника лечащего врача в сочетании с глубоким изучением клинических дисциплин создает все предпосылки для того, чтобы выпускник санитарно-гигиенического факультета мог быть использован и на врачебной работе лечебного профиля. В частности, мы считаем, что выпускнику санитарно-гигиенического факультета должно быть предоставлено юридическое право работать в качестве врача здравопункта, школьного врача, инфекциониста, участкового врача и по другим врачебным специальностям, в которых велик удельный вес профилактической работы и где весьма важны специальные знания, приобретенные в процессе обучения на санитарно-гигиеническом факультете.

Характеризуя проблемы совершенствования профильного производственного обучения на санитарно-гигиеническом факультете, следует еще раз обратить внимание на необходимость коррекции административно-оперативной связи кафедр вузов с базовыми санэпидстанциями. Оптимальной формой явилось бы, по нашему мнению, создание объединения «Кафедра — санэпидстанция» по типу научно-учебно-производственного с соответствующими правами и обязанностями как преподавателей, так и практических врачей базовых санэпидстанций.

Поступила IS.03.83

УДК в14.3/.4+в1в.9-036.2]:37&вб1

П. Г. Ткачев

ОПЫТ ПЕРВИЧНОЙ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (СТАЖИРОВКИ) ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ

Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982) обязывает органы здравоохранения усилить работу по воспитанию медицинских кадров, повысить их ответственность за выполнение профессионального и служебного долга, за качество и культуру оказания медицинской помощи населению. Большое значение в решении этих важных государственных задач имеет такое звено в повышении квалификации молодых специалистов, как стажировка выпускников медицинских институтов санитарно-гигиенического профиля.

Основными задачами стажировки выпускников санитарно-гигиенических институтов (факультетов) являются освоение ими обязанностей по предупредительному и текущему санитарному надзо-

ру за всеми подконтрольными объектами и санитарно-эпидемиологическому обслуживанию населения. За прошедшие годы стажировка прочно вошла в жизнь как научно обоснованный и практически необходимый метод профессиональной подготовки молодых медицинских кадров.

Публикации по проблеме стажировки единичны. Так, в статье А. М. Шевченко и соавт.1 изложен первый опыт стажировки в Украинской ССР.

Стажировка активно проводится с 1977 г. в Нечерноземье и центре Российской Федерации. Рязанский медицинский институт и*, акад. И. П. Павлова оказывает методическую и консультативную помощь по стажировке санитарно-

• Гиг. и сан., 1979, № 11, с. 41—43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.