Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРАХ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРАХ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРАХ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

кание новых форм работы с общественностью, а Общества Красного Креста с санэпидстанциями и также укрепление деловых контактов комитетов медицинскими работниками.

Поступила 17.10 80

УДК 613.95:378.184

Доктор мед. наук Н. Ф. Борисенко, проф. И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРАХ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Киевский медицинский институт

Известно, что одним из эффективных методов повышения уровня подготовки специалистов является повсеместное внедрение учебно-исследовательской работы студентов (УИРС). Кафедрой гигиены детей и подростков Киевского медицинского института накоплен положительный опыт в этой работе. Учебный процесс на кафедре организован таким образом, что большинство учебных заданий студентов носят учебно-исследовательский характер. Значительная часть заданий, которые выполняют студенты санитарно-гигиенического факультета уже в пропедевтическом курсе (10-й семестр), требует сбора, обобщения, анализа, синтеза материалов специальных гигиенических, клинико-амбулатор-ных, лабораторно-инструментальных исследований, иными словами, активной творческой деятельности. Так, учебные задания по оценке работоспособности школьников на различных уроках, разработка рекомендаций для родителей, направленных на улучшение состояния здоровья ребенка, оценка уровня нарушений осанки в зависимости от обеспеченности учащихся соответствующими росту партами, гигиеническая характеристика освещения рабочих мест и состояния зрения учащихся и др., естественно, требуют от студентов навыков самостоятельного творческого поиска, принятия адекватного решения, умения организовать и провести исследование, обобщить и проанализировать полученный материал.

Важной формой УИРС в 10-м семестре является также решение так называемых ситуационных задач. При изучении каждой темы студенту поручается решить в порядке внеаудиторных заданий не менее 4—5 ситуационных задач, например, оценить сдвиги в работоспособности учащихся по корректурной методике до и после занятий; разработать рекомендации по нормализации естественного освещения классной комнаты с учетом параметров помещения и расстановки школьных парт; предложить мероприятия по совершенствованию уроков физического воспитания на основании сдвигов в функциональном состоянии школьников и др. Выполнение ситуационных задач позволяет закрепить полученные знания и навыки по изучаемому разделу курса, Еыработать умение принять пра-

вильное решение в различных жизненных ситуациях.

С целью развития УИРС используется и летняя производственная практика после V курса, для чего кафедрой разработан специальный перечень тем: анализ инфекционной заболеваемости детей дошкольного возраста в зависимости от вместимости детских садов; оценка показателей организации питания в дошкольных учреждениях района за 5 лет; разработка комплекса оздоровительных мероприятий в пионерском лагере по представленным данным; рекомендации по совершенствованию рациона питания в детском саду в период летней оздоровительной кампании и др.

В 11-м семестре объем УИРС значительно расширяется. В частности, студенты в индивидуальном порядке самостоятельно, углубленно и комплексно обследуют детские учебно-воспитательные учреждения (детский сад-ясли, школу и др.). В процессе этой работы они детально изучают состояние здоровья детей и факторов, влияющих на него (условия воспитания, обучения, режим дня, физическое воспитание, закаливание, питание, обеспеченность мебелью в соответствии с ростом ит. д.). На основании полученных данных студент обязан разработать и научно обосновать комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий обучения и воспитания, а также непрерывное укрепление здоровья.

Таким образом, в процессе обучения в 11-м семестре студенты расширяют и закрепляют навыки самостоятельного научного поиска, анализа и обобщения материалов комплексных исследований, что способствует развитию творческой активности. Кроме того, комплексное санитарное обследование детских учреждений невозможно осуществить без интеграции знаний по гигиеническим и другим медицинским дисциплинам, что способствует, как показал наш опыт, формированию санитарного врача широкого профиля.

В период специализации (субординатура, 12-й семестр) практически все учебное время студенты затрачивают на выполнение УИРС. Это в первую очередь самостоятельное санитарное обследование различных типов детских учреждений (массовые,

внешкольные, специальные), что сопряжено с большой творческой деятельностью. Однако высшей формой УИРС субординатора является работа над тематическим заданием, которое выполняется на очень высоком научном уровне и может перерасти в научно-исследовательскую работу. При выполнении тематического задания студент самостоятельно подбирает, реферирует и анализирует соответствующую теме литературу, составляет программу и календарный план исследований, проводит изучение одного из актуальных вопросов медико-санитарного обеспечения детского населения. В качестве примера можно привести названия некоторых тематических заданий: оценка медико-са-нитарного обеспечения учащихся школы продленного дня; физиолого-гигиеническая характеристика воспитания в школе; гигиеническая оценка моторной дееспособности детей б—7 лет в зависимости от уровня их физического развития; школьная зрелость детей, воспитывающихся в подготовительных и старших группах детского сада; гигиеническая оценка трудового обучения в общеобразовательных школах и УПК; физическое развитие детей с различным сроком пребывания в детских учреждениях; заболеваемость детей в зависимости от продолжительности воспитания их в детском саду; гигиенические основы режима и условия обучения детей в школах-интернатах; работоспособность и успеваемость 10-классников и абитуриентов в зависимости от организации режима дня и состояния здоровья и др. Ежегодно перечень тематических заданий пересматривается с учетом запросов отделений гигиены детей и подростков санитарно-эпидемиологических станций. Задание выполняется на базе 10—12 детских учебно-воспитательных учреждений. Работа студента начинается с изучения и реферирования литературы по теме и обстоятельного санитарного обследования и описания объектов. Затем проводятся необходимые лабораторные, инструментальные, клинико-амбулаторные исследования, на объекте изучается состояние здоровья детей. Собранный материал обобщается в таблицы и подвергается математическому анализу (средние величины, достоверность разности, корреляционный и регрессионный анализ и др.).

Тематическое задание оформляется с учетом общих требований к структуре научной работы (введение, аналитический обзор литературы, организация и методика выполнения исследований, полученные результаты и их обсуждение, выводы и рекомендации, список использованной литературы). Объем работы 60—80 страниц машинописи с иллюстрациями (таблицы, рисунки, фотографии). ■Следует подчеркнуть, что некоторые субординаторы, увлекшись изучаемым вопросом, продолжают его дальнейшую разработку после окончания медицинского института, углубляя и расширяя исследование до уровня диссертационной работы.

Завершающим этапом УИРС является итоговая конференция по материалам тематических заданий. Кроле преподавателей кафедры и студентов,

на ней присутствуют врачи по гигиене детей и подростков СЭС, педагоги, инспектора районн ых и городских отделов народного образования, что способствует активному обсуждению сообщений и значительно повышает ответственность субординаторов при выполнении тематических заданий.

Перед итоговой конференцией все тематические задания рецензируются преподавателями и предварительно дифференцированно оцениваются. Окончательную оценку по тематическому заданию выставляют с учетом содержания, формы изложения на итоговой конференции (демонстративность материала, ценность, конкретность и гигиеническая обоснованность предлагаемых оздоровительных мероприятий). Лучшие работы рекомендуются в качестве докладов на заседании секции гигиены детей и подростков Киевского городского научного общества гигиенистов. Тематические задания экспонируются во время проведения государственных экзаменов, с ними, как правило, знакомятся члены Государственной экзаменационной комиссии. После государственных экзаменов материалы исследований студентов передаются санэпидстанции соответствующего района и администрации детских учебно-воспитательных учреждений, где проводилась работа, для внедрения рекомендаций по улучшению условий воспитания и лечебно-профилактического обслуживания детей.

Нам представляется, что УИРС субординаторов является логическим завершением всей учебно-исследовательской деятельности студентов, которая приучает будущего врача к организации самостоятельной научно-практической работы, необходимой в его будущей профессиональной деятельности. УИРС наглядно показывает студентам возможность и необходимость проведения научно-исследо-вательской работы в практической деятельности санитарного врача и, несомненно, является средством повышения качества подготовки специалистов, поскольку выполняется на качественно ином уровне. На вопросы членов Государственной экзаменационной комиссии по материалам тематических заданий субординаторы отвечают значительно глубже и полнее, чем по другим разделам курса. Студенты, как правило, не ограничиваются знаниями программного курса, а изучают по этому вопросу монографии и периодическую литературу, имеют собственное сужденене по спорным вопросам и т. д. Для дальнейшего совершенствования УИРС, как нам представляется, необходимо осуществлять следующее: чаще публиковать лучшие работы субординаторов, выполненных на уровне научно-исследовательских работ в соответствующих журналах, что будет стимулировать студентов к лучшему выполнению УИРС; заслушивать лучшие сообщения субординаторов на научных конференциях студентов и на заседаниях научного общества; учитывать результаты выполнения УИРС при оценке ответов студентов на государственных экзаменах по профильным дисциплинам; постоянно улучшать оснащение кафедр аппаратурой, приборами и обо-

рудованием, необходимым для выполнения учебно-исследовательских заданий; шире использовать при выполнении тематических заданий лаборатории профильных НИИ; необходимо подготовить и опубликовать методические указания для проведения УИРС на весь период обучения; разработать и подготовить к изданию межкафедральную методическую разработку «Формы и методы организации УИРС на санитарно-гигиеническом факультете»; организовывать выставки законченных работ; прак-

тиковать проведение итоговых студенческих конференций; переходить на выполнение комплексных тематических заданий с участием всех профильных кафедр, что будет способствовать подготовке санитарных врачей широкого профиля. Все это должно способствовать повышению уровня и качества учебно-исследовательских работ студентов и в конечном итоге скажется на уровне квалификации будущего врача-гигиениста.

Поступила 13.10.80.

Методы исследования

УДК 814.777-074:66.062.522.9

Канд. хим. наук Л. В. Кузнецова, Т. Ф. Чумакова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЭТИЛЕНХЛОРГИДРИНА В ВОДЕ

ВОДОЕМОВ

НИИ гигиены труда и профзаболеваний, г. Горький

Этиленхлоргидрин широко применяется в производствах эпоксидных смол, тиокола и окиси этилена. При производстве его и применении в различных технологических процессах не исключено поступление его со сточными водами в поверхностные водоемы. Методов анализа этиленхлоргидрина в водоемах в доступной литературе авторами не найдено. Известен метод определения содержания этиленхлоргидрина в воздухе производственных помещений (А. А. Беляков и Е. Ш. Гронсберг). Для анализа воды водоема метод недостаточно чувствителен и специфичен. Для повышения чувствительности метода необходимо разработать условия концентрирования этиленхлоргидрина. Концентрирование водных растворов простой отгонкой воды не удается, видимо, вследствие образования азеот-ропных смесей (П. В. Зимаков).

Нами показано, что добавление к водным растворам этиленхлоргидрина 30 вес.% хлорида натрия позволяет весь этиленхлоргидрин отогнать с V» частью дистиллята. Для предотвращения гидролиза этиленхлоргидрина пробу подкисляют серной кислотой до рН 3,0. Дистилляция пробы позволяет избавиться не только от природной цветности и мутности воды, но и от ряда сопутсвующих этиленхлоргидрину примесей. Так, мы подтвердили экспериментально, что при дистилляции х/8 части пробы воды глицерин, этиленгликоль остаются в кубе и определению этиленхлоргидрина не мешают. Мешающее влияние окиси этилена и формальдегида можно учесть, если дистиллят анализировать до гидролиза этиленхлоргидрина и после его гидролиза щелочью.

По разности формальдегида, найденного после

щелочного гидролиза, и формальдегида, найденного до гидролиза, рассчитывают количество формальдегида, ответственное за содержание этиленхлоргидрина. Отдельными опытами было показано, что количество свободного формальдегида и окиси этилена в дистилляте в условиях гидролиза этиленхлоргидрина не меняется.

Определение содержания этиленхлоргидрина в воде водоема рекомендуется проводить в следующей последовательности. 100 мл пробы воды подкисляют 10% серной кислотой до рН 3,0—3,5. Добавляют 30 г хлорида натрия, отгоняют при атмосферном давлении или в вакууме 20 мл дистиллята. В две пробирки с притертыми пробками отбирают 5 и 8 мл дистиллята. В пробирку с 8 мл добавляют 1 мл 5,5% №ОН и кипятят в течение 30 мин на кипящей водяной бане. После охлаждения из пробирки отбирают также 5 мл и вместе с первой пробой обрабатывают следующим образом. Добавляют 0,5 мл йодной кислоты, оставляют на 30 мин при комнатной температуре. Приливают 4—5 капель 20% раствора сульфита натрия, 5 мл хромотроповой кислоты, осторожно перемешивают и нагревают на кипящей водяной бане 30 мин. После охлаждения объемы растворов доводят до 20 мл дистиллированной водой и снова охлаждают. Измеряют оптическую плотность при 574 мм в кювете с толщиной слоя 5 см. Холостую пробу готовят из 5 мл дистиллированной воды и обрабатывают аналогично опытным пробам. По калибровочному графику находят содержание формальдегида в обеих пробах. Калибровочный график строят по формальдегиду общепринятым способом (Ю. Ю. Лурье). Концентрацию этиленхлоргидрина определяют по следую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.