Научная статья на тему 'ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ — ВАЖНАЯ ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ — ВАЖНАЯ ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Ф. Борисенко, Е.И. Гончарук, А.Г. Глущенко, Ю.Д. Гоц, И.Н. Моргунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ — ВАЖНАЯ ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

основу современной гигиенической науки. Поэтому в программах следует полнее отразить систему специфических для гигиены гносеологических принципов, выделившихся из общей теории познания. Попытки выделять специфику методик несостоятельны. Для решения гигиенических задач используются методики многих других дисциплин. Очевидно, необходимо подчеркнуть специфику и принципы формирования гигиенических понятий и суждений, обработки материалов и др. Как показывает опыт преподавания, это позволяет уплотнить фактический материал, избежать поверхностности при изложении и изучении гигиены, поскольку знание принципов легко возмещает незнание отдельных фактов. Это важно и потому, что основная цель преподавания в настоящее время видится не только в реализации традиционной задачи — дать студенту больше информации, но главное в том, чтобы научить его с гигиенических позиций анализировать и обобщать факты, самостоятельно получать знания и др.

Приведенная в программах традиционная систематизация факторов окружающей среды не соответствует современным общим методологическим представлениям, которые студенты получают на кафедрах марксистско-ленинской философии и научного коммунизма. Окружающая среда складывается из трех реальностей — вещества (живого и неживого), энергии и информации. В действующих программах, как и раньше, речь идет лишь о физических, химических и биологических факторах.

В программах, на наш взгляд, уделяется мало внимания законодательно-организационным меро-. приятиям, составляющим юридическую основу профилактической деятельности врача. В них почти не отмечена необходимость овладения навыками пропаганды гигиенических знаний, гигиенического воспитания пациентов в лечебных учреждениях, обслуживаемого населения. Опыт показывает, что пропаганда гигиенических знаний для врача лечебного профиля представляет определенные трудности. Их можно преодолеть, если студенты за время прохождения курса подготовят и апробируют под руководством преподавателя 1—2 беседы. Нуж-

даются в уточнении перечни практических навыков, так как вряд ли, например, стоматологи в настоящее время при наличии широкой сети санэпидстанций будут определять радиоактивное загрязнение почвы, проводить лабораторные исследования воды и др.

Как показывает практика, подбор и формирование перечня практических навыков и других материалов, необходимых для будущей работы врача лечебного профиля, должны быть более жесткими. Они могут быть корректно проведены только на основе достаточно полного учета реальных тенденций в развитии практического здравоохранения.

Думается, что преодолеть ряд очевидных и сравнительно легко устранимых недочетов действующих программ поможет единая программа. Цели, объекты и методы воздействия едины для выпускников лечебных факультетов. Исходя из этого, можно и нужно говорить о целесообразности единой программы. Но дело не только в этом. В рамках единой программы легче устранить разнобой и недостатки и значит повысить эффективность и качество подготовки врачей лечебного профиля по гигиене.

Программа по гигиене, по нашему мнению, должна состоять из 2 частей — основной и 3 специальных. Основная часть должна быть единой для всех студентов лечебного профиля, а специальные части должны учитывать профилизацию по факультетам. Единая программа может стать реальным средством упорядочения преподавания гигиены студентам лечебных факультетов и, цлавное, подъема и дальнейшего улучшения медицинского обслуживания населения.

Нужно отметить и необходимость более полного и четкого согласования программ в области гигиены по вертикали и горизонтали с программами смежных дисциплин еще на стадии их подготовки. Это позволит, с одной стороны, избежать дублирования второстепенных вопросов, с другой — обеспечить преемственность и логичность в изложении и усвоении ряда важных вопросов гигиены.

Поступила 03.02.81

УДК 613.865:378.661

Н. Ф. Борисенко, Е. И. Гончарук, А. Г. Глущенко, Ю. Д. Гоц, И. Н. Моргунов, И. В. Савицкий, И. И. Слепушкина, Г. А. Степаненко, A.M. Шев-

ченко

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ — ВАЖНАЯ ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

, Киевский медицинский институт

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979) определены задачи дальнейшего совершенствования подготовки специалистов. Для успешного решения поставленных партией и правительством за-

дач необходимо непрерывно совераенствовать преподавание, на основе научной организации учебного процесса.

Важным средством повышения качества преподавания, углубления учебного процесса является развитие ставшей традиционной учебно-нсследо-

вательской работы студентов (УИРС). В курсе общей гигиены это реализуется в различных формах: выполнение содержащих элементы научного исследования лабораторных работ, подготовка, обзорных рефератов, участие в анкетно-опросном, натурном или экспериментальном исследовании. Затем на профильных кафедрах тематика УИРС согласуется с проблемами конкретной науки. Расширяется методическое и инструментально-лабораторное обеспечение самостоятельных работ студентов. Главная задача этих видов УИРС — подготовка студента к большой самостоятельной деятельности по выполнению тематического задания на XII семестр во время специализации.

Дидактическая задача УИРС во время специализации — научить студентов организовывать сбор, проводить анализ и обобщение материалов гигиенических, эпидемиологических наблюдений и научно обосновывать комплекс оздоровительных мероприятий. Поэтому на всех профильных кафедрах УИРС является обязательным элементом деятельности субординатора и выполняется на современном научном уровне. Основная, форма ее — выполнение тематических заданий, работа над которыми дает возможность интегрировать знания и практические навыки, полученные за период обучения. Методика выполнения тематических заданий на профильных кафедрах несколько иная: на одних (гигиены труда, гигиены питания) субординаторы получают задание глубоко и всесторонне обследовать тот или иной объект (промышленное предприятие,. предприятие пищевой промышленности, общественного питания и др.), на других (эпидемиологии, гигиены детей и подростков) студенты глубоко изучают состояние актуального вопроса на ряде объектов, а на кафедре коммунальной гигиены используются обе формы. Первый этап осуществления УИРС — подбор и анализ соответствующей литературы, после чего субординаторы составляют планы самостоятельных исследований. В частности, на кафедре гигиены труда тематическое задание предусматривает детальное изучение гигиенических особенностей производственных помещений и технологического процесса, физиоло-го-гигиеннческую оценку основных профессиональных групп рабочих с использованием инструментальных и санитарно-химических методов исследования. Подробно изучается санитарно-гигие-ническое оснащение предприятий. Проводится анализ материалов, характеризующих состояние здоровья рабочих. Полученные данные подвергаются статистической обработке и обобщаются. На основании материалов собственных исследований и материалов литературы, а также руководствуясь соответствующими официальными документами, субординаторы самостоятельно разрабатывают комплекс мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и улучшение лечебно-профилактического и саннтарно-бытового обслуживания* рабочих.

-На кафедре коммунальной гигиены тематические

задания предусматривают как комплексное исследование коммунальных объектов, так и углубленное изучение отдельных частных вопросов («Сравнительная характеристика шумового ражима центральных магистралей с интенсивным движением транспорта», «Изучение влияния микроклимата лечебно-профилактических учреждений на состояние послеоперационных больных в хирургических отделениях» и др.). Задание включает два отдела — теоретический и экспериментальный. Последний выполняется по индивидуальному графику в течение 2 нед. При этом субординаторы самостоятельно проводят санитарное обследование различг ных коммунальных объектов с использованием ла| бораторно-инструментальных методов, анализин руют полученные данные, составляют заключение,, оформляют отчет, подготавливают справки для пар-» тийных и советских органов. \

На кафедре гигиены питания в порядке выполнения учебно-исследовательской работы субордн-наторы обследуют крупные пищевые предприятия или предприятия общественного питания. Комплексное обследование пищевых предприятий предусматривает изучение технологического процесса, оценку качества изготовленной пищевой продукции, а на предприятиях общественного питания — изготовленных блюд и суточных рационов. После анализа собранного материала разрабатываются предложения по улучшению санитарно-гигиени- * ческого режима и устранению обнаруженных недочетов.

На кафедре эпидемиологии субординаторы не только анализируют имеющиеся в эпидемиологическом отделе санэпидстанции статистические материалы, но и самостоятельно проводят углубленное эпидемиологическое обследование очагов и вспышек инфекционных заболеваний с использованием лабораторных методов («Эпидемиологический анализ вспышек инфекционного гепатита в детских дошкольных учреждениях», «Изучение причин заболеваемости корью привитых против этой инфекции», «Анализ эффективности противоэпидемических мероприятий при дизентерии» и др.). На кафедре пигиены детей и подростков субординаторы занимаются изучением особенностей медико-санитарного обеспечения детского населения («Состояние закаливания детей в детских садах и пути его улучшения», «Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения в школах и задачи по его улучшению», «Гигиеническая оценка современного полиграфического оформления школьных учебников», «Аминокислотный состав суточных рационов питания детей й детских садах», «Ожирение у детей ясельного, дошкольного и школьного возраста и меры его профилактики» и др.). При выполнении курсовой работы субординаторы под руководством преподавателей составляют программу, план исследований и намечают методику их выполнения, проводят сбор фактического материала, его статистическую обработку и анализ, литературное оформление с соответствующими иллюстрациями.

Задание выполняется в 10—12 детских учреждениях.

Только перечисление основных тематических заданий показывает, что работа требует творческой, исследовательской деятельности, закрепляет навыки научного поиска, обобщения и анализа, что способствует формированию творческого мышления, дает возможность приобрести опыт организации и осуществления научно-практической работы. Оформление отчетов по выполненным тематическим заданиям проводится на всех кафедрах по общепринятому типу отчета о научно-исследовательской работе: введение, аналитический обзор литературы, Методика исследования, анализ собственных исследований, заключение, выводы и рекомендации, список использованной литературы, приводятся < графику, таблицы, рисунки. Рукописи достигают / 50—80 страниц машинописи.

Для выполнения УИРС на высоком уровне субординаторы должны быть хорошо профессионально подготовлены, поэтому кафедры разбивают ее на несколько этапов. Например, первый этап — освоение основных разделов профессиональной деятельности врачей по избранной специальности, куда входит организационная работа, предупредительный и текущий санитарный надзор. В течение этого периода студенты отрабатывают методику планирования работы, составление комплексных планов по профилактике заболеваний и оздоровлению окружающей среды и др. На втором этапе УИРС субординаторы изучают и осваивают особенности учебно-профилактического обслуживания рабочих ведущих отраслей народного хозяйства, а также методики гигиенического обеспечения различных объектов коммунального хозяйства, учебно-воспитательных учреждений и др. и лишь после приобретения этих навыков (на третьем этапе) кафедры допускают субординаторов к выполнению тематического задания, которое требует интеграции приобретенных знаний и практических навыков за весь период обучения.

Кафедрами факультета проводится большая методическая работа, направленная на совершенствование методики выполнения тематических заданий, создан ряд методических указаний и рекомендаций. Так, на кафедре коммунальной гигиены подготовлены методические указания по гигиенической оценке микроклимата и воздушной среды жилых и общественных зданий, 'оценке эффективности деятельности очистных канализационных сооружений, санитарной оценке загрязнений атмосферного воздуха. Кафедрой гигиены труда подготовлены методические указания по гигиеническому обслуживанию рабочих промышленных предприятий, кафедрой гигиены детей и подростков разработано 20 методических пособий, в частности по организации воспитания детей в школах и группах продленного дня. оценке школьной зрелости детей и по другим вопросам.

Тематика заданий по УИРС ежегодно пересматривается и утверждается на совместном заседании

кафедр и соответствующих отделений санэпидстанций, с тем чтобы максимально приблизить ее к нуждам практического здравоохранения.

Д*я выполнения УИРС выделяется фиксированное время (2 нед) в пределах установленного государственной программой учебного времени (64 ч), а на других (например, на кафедрах гигиены детей и подростков и эпидемиологии) тематичёское задание выполняется в течение всего периода обучения в -XII семестре, что весьма положительно сказывается на результатах работы.

Завершающим этапом УИРС является итоговая конференция по материалам тематических заданий. Кроме преподавателей кафедры и студентов, на ней присутствуют профильные врачи санэпидстанций, педагоги, инженерно-технические работники, сотрудники отделов народного образования, что способствует активному обсуждению сообщений и значительно повышает ответственность субординаторов при выполнении тематических заданий.

Перед итоговой конференцией все тематические задания рецензируются преподавателями и предварительно дифференцированно оцениваются. Окончательная оценка по тематическому задания выставляется с учетом содержания и формы изложения материалов работы па итоговой конференции (демонстративность материала, ценность, конкретность и гигиеническая обоснованность предлагаемых оздоровительных мероприятий). Лучшие работы рекомендуются в качестве докладов на заседаниях соответствующих секций Киевского городского научного общества гигиенистов и эпидемиологов. Тематические задания экспонируются во время государственных экзаменов, с ними, как правило, знакомятся все члены государственной экзаменационной комиссии. Материалы исследований, выполненных студентами, передаются санэпидстанции соответствующего района и администрации предприятий, организации и учреждений, где проводилась работа, для внедрения оздоровительных рекомендаций. '

Таким образом, выполнение тематических заданий требует от исполнителя максимальной мобилизации организаторских способностей, знания специальной теоретической, методической и официальной литературы. Поэтому мы вправе полагать, что тематическое задание является высшей формой УИРС на санитарно-гигиеническом факультете, логическим завершением всей учебно-исследовательской деятельности студентов.

В ходе выполнения тематического задания студенты убеждаются в целесообразности проведения научно-исследовательской работы, полезности ее в практической деятельности санитарного врача и эпидемиолога; это, несомненно, является важным средством повышения квалификации будущих специалистов. При выполнении тематического задания студенты, как правило, не ограничиваются изучением программного курса, а прорабатывают монографическую и периодическую литературу,, при.

обретают собственное суждение по наиболее важным и актуальным вопросам.

' На основании обобщения и анализа материалов тематических заданий субординаторов считаем, что дальнейшее совершенствование УИРС должно осуществляться в следующих направлениях. Самосто-► ятельному выполнению тематических заданий должна предшествовать большая теоретическая и методическая подготовка студентов, начиная с первых курсов обучения; УИРС при завершении обучения должна включать несколько подготовительных этапов (изучение содержания и методики работы врача, ознакомление с особенностями санитарного и противоэпидемического обслуживания различных объектов и др.), целесообразно изучить вопрос о возможностях защиты на государственных экзаменах тематических заданий как дипломных работ,

следует чаще публиковать лучшие работы субординаторов в журналах, что будет стимулировать студентов к более качественному их выполнению, заслушивать материалы тематических заданий на научных конференциях студентов и заседаниях научных обществ при выполнении тематических заданий, шире использовать лаборатории профильных научно-исследовательских учреждений, практиковать выполнение комплексных тематических заданий с участием нескольких профильных кафедр, что будет способствовать подготовке санитарных врачей широкого профиля. Необходимо постоянно улучшать оснащение кафедр аппаратурой, приборами и оборудованием, которые требуются для выполнения тематических заданий.

Поступила 19.01.81

Методы исследования

УДК 614.72:661.311.121-073.524

В. В. Тарасов, Ш. М. Мирзаев

ФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХЛОРАТА МАГНИЯ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Узбекский НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент

Интенсивное развитие производства хлората магния и широкое применение его при дефолиации и десикации хлопчатника может приводить к загрязнению атмосферного воздуха. В литературе описан метод определения хлората магния (X. Я. Венгерская и Н. М. Демиденко), основанный на образовании окрашенного комплексного соединения ионов магния с титановым желтым. Однако этот метод недостаточно чувствителен (2 мкг в анализируемом объеме), окраска растворов стандартной шкалы неустойчива.

Нами разработан фотометрический метод определения хлората магния в воздухе, основанный на реакции взаимодействия иона магния с кислотным хромом. , '

Отбор проб воздуха проводят на фильтр АФА-В-18 со скоростью 10 л/мин в течение 10 мин. Далее фильтр помещают в колбу, заливают 10 мл воды, перемешивают стеклянной палочкой 5 мин и отбирают на анализ 5 мл раствора. Затем прибавляют по 1 капле 10 % раствора аммиака, 0,25 луг буферной аммиачной смеси и 0,2 мл кислотного индикатора хрома темно-синего. После добавления каждого реактива растворы перемешивают. Бу-

ферный аммиачный раствор готовят следующим образом: 2 г хлористого аммония растворяют в 100 мл 25 % раствора аммиака, из которого 10 мл помещают в мерную колбу на 100 мл и доводят водой до метки. Для приготовления 0,05 % раствора индикатора 0,025 г кислотного хрома темно-синего ТУ-75-14—69, растертого в мелкий порошок, вносят в мерную колбу на 50 мл, добавляют 1 мл буферного аммиачного раствора, взбалтывают 5—10 мин. Затем по частям при взбалтывании приливают этиловый спирт до метки и оставляют в темном месте на ночь. Рабочий раствор готовят разведением в 10 раз. Через 5 мин колориметри-руют, пользуясь зеленым светофильтром. При наличии хлората магния синий цвет раствора приобретает винно-красный цвет. Одновременно готовят шкалу стандартов, которая устойчива в течение 5 сут. Чувствительность составляла 0,5 мкг в анализируемом объеме раствора.

Л и»т е р а т у р а. Венгерская X. ЯДемиденко Н. М.— В кн.: Гигиена применения дефолиантов и десикантов в хлопководстве. Ташкент, 1974, с. 161 —163.

Поступила 20.03.81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.