Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ V КУРСА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ V КУРСА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Ф. Борисенко, Ф.Т. Чередниченко, В.В Черпак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ V КУРСА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

Основная задача организационно-методического отдела — обеспечение связи научной работы института с практикой здравоохранения. Отдел научной медицинской информации содействует повышению научно-методиче-ского уровня исследований.

Работа Научно-исследовательского института санитарии и гигиены комплексирована с рядом головных институтов страны, научными учреждениями системы Министерства здравоохранения и Академии наук Грузинской ССР, практическими организациями республики. Сотрудники института систематически участвуют в деятельности всесоюзных съездов, конференций и совещаний по разным отраслям гигиенической науки. Институт дважды (в Мексике и Японии) был представлен на всемирных конгрессах нутри-циологов. В 1975 г. Научно-исследовательский институт санитарии и гигиены организовал межинститутскую конференцию по вопросам гигиены окружающей среды, в том же году на его базе работало координационное совещание стран — членов СЭВ и СФРЮ, посвященное обсуждению этой же проблемы. При активном участии института организован IV Республиканский съезд гигиенистов. В настоящее время две научные темы, разрабатываемые в институте, включены в программу исследований СЭВ. Заключен договор о научном сотрудничестве с Институтом питания ВНР.

Научный авторитет Научно-исследовательского института санитарии и гигиены за последние годы значительно возрос благодаря усилиям коллектива по быстрейшей перестройке деятельности в соответствии с требованиями постановлений ЦК КПСС, Советского правительства, руководства республики.

В 1976 г. две работы, выполненные в институте, отмечены бронзовыми медалями ВДНХ СССР, а институт награжден соответствующим дипломом.

Все сказанное свидетельствует о значительном росте материально-технической базы и повышении качества научной продукции института, отмечающего 50-ю годовщину со дня основания.

I Поступила 5/Х1 1977 г.

УДК 378.661.3/.4

Доктор мед. наук Н. Ф. Борисенко, Ф. Т. Чередниченко, канд. мед. наук

В. В: Черпак

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ V КУРСА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

На Всесоюзном совещании по производственной практике студентов медицинских и фармацевтических высших учебных заведений (март 1975 г.) было отмечено, что, претворяя в жизнь Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» от 18ЛП1 1972 г., медицинские и фармацевтические вузы страны добились положительных результатов в организации проведения производственной практики.

Важнейшей задачей вузов и органов здравоохранения в настоящее время является повышение уровня практической подготовки будущих специалистов с учетом запросов практического здравоохранения.

В связи с этим введена новая программа производственной практики студентов V курса санитарно-гигиенического факультета.

Для того чтобы успешно выполнить задачи, поставленные новой учебной программой перед производственной практикой, на санитарно-гигиеническом факультете и в отделе производственной практики Киевского медицинского института на протяжении всего учебного года проводится боль-шая подготовительная работа. В частности, изучаются материально-техни-

2 Гигиена и саиитарня № 4

33

ческое оснащение базовых санэпидстанций, штатная укомплектованность их ведущими специалистами, уровень подготовки и квалификация специалистов, эпидемиологическая и санитарно-гигиеническая конъюнктура района и т. п. Эта работа заканчивается составлением специального паспорта на базовую санэпидстанцию. Санэпидстанций, которые в известной мере отвечают высоким требованиям базовых, всего 22, и размещены они в Киеве и в 4 областях республики.

Непосредственное руководство производственной практикой студентов V курса санитарно-гигиенического факультета осуществляют кафедры гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков, эпидемиологии. Производственное обучение проводится по всем разделам санитарной и противоэпидемической работы.

Отдел производственной практики института, деканат и, в частности, его рабочий орган — бюро по производственному обучению студентов проводят большую организационно-методическую работу с врачами санэпидуч-реждений — руководителями производственного обучения студентов, знакомят их с программой практики, разъясняют цель и задачи производственного обучения, характеризуют формы и методы его проведения.

Большое внимание уделяется также планированию работы руководителей практики и студентов, расписанию производственных учебных занятий, содержанию индивидуальных заданий по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС).

Руководители производственного обучения студентов составляют за 2— 3 мес до практики рабочие планы, которые собирает и рецензирует отдел производственной практики института. В этих планах значительный удельный вес занимают вопросы методического руководства работой студентов и вопросы совместной работы кафедры с базовыми санэпидучреждениями (помощь органам практического здравоохранения). В планы-графики работы студентов на базовых санэпидстанциях включаются все виды их деятельности, предусмотренные программой. Профильные кафедры представляют в отдел производственной практики перечень тем для УИРС и методические рекомендации по их выполнению.

Состояние подготовки к производственной практике обсуждаем на цикловой методической комиссии и на Ученом совете факультета. Со студентами проводятся собрания, на которых они знакомятся с задачами и программой предстоящей практики и с распределением академических групп по базам. Отдел производственной практики совместно с бюро факультета по производственной практике разрабатывают и печатают в типографии учетную и отчетную документацию для студентов и преподавателей.

По окончании практики ежегодно проводится анализ итогов на кафедрах, курсе и факультете в целом, выявляются положительные и отрицательные моменты, которые учитываются в дальнейшем при организации и проведении производственной практики. Контроль за проведением производственной практики, выполнением ее программы осуществляют деканат и отдел производственной практики института.

Данные, представляющие количественную характеристику работы студентов во время производственного обучения за последние 5 лет, представлены в таблице. Как видно из данных, приведенных в таблице, количественные показатели, характеризующие практическую работу студентов за последние 5 лет, колеблются в одних пределах, что свидетельствует о стабилизации требований, с одной стороны, и относительном постоянстве объема работ, выполненных одним студентом, с другой.

В процессе практического обучения особое внимание уделяется вопросам предупредительного санитарного надзора. Так, данные таблицы свидетельствуют о том, что каждый студент в среднем 2 раза участвует в работе комиссии по отводу земельных участков под застройку, в санитарной экспертизе проектов, а также в работе комиссий по контролю за ходом строительства и в приемке объектов в эксплуатацию. Большое внимание мы уделяем

Количественные показатели производственной работы студентов V курса санитарно-гигиенического факультета (средние на одного студента)

Год

Предупредительные санитарный надзор

1973

1974

1975

1976

1977

х о> и

о 2 а Г

о

а о

" 5

к л

ь г; О 01

3 1

? «I >1*)

0,8 0,9 1,2 1,3 1.2

к V я "

■ £

и £

Щ и И

£ * £ Ь Л * у о га «г о в- о о. ^с с

1,2 1,2 1,4

1.3

1.4

2 «-с л

2

2,7

3

4

4,3

X

* 2

«и *

й> с; я

5 £

1

0,8 0,8 0,7 1,2

Текущий санитарный надзор

х ¿ . « 5 ч о

я 2 3 ь Ь *

£ = ° 55

= я *

о. * о о

СО Я! О» Я Н о Я

я а: я га

X и и В

га с О о и У ч ч

5 4

5,2 6

6,7

2 = •5

я =

Й И X * О га

5535

я ии я я о

9 8

10 13 15,2

се и и О»

О Я _

2 * я

я я 5

е-? «

О я "

Л 5 />

ч = я

10 12 11 12 13

% « Я

•я и М

я О я

О-ч а

О О (А

Й х О

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о. а. о

I55

га в о чо я

2 3

3

4

5

г в о * а

я н

по

О я а л

я

н к о я м о.* га сии

1.7 2,2 2,1 2,2 3,4

Организационная работа

о а и о я

882 а н ч я о О) о* с я о о Н О.Я о Е _

0,7 1

1,3

1.3

1.4

также освоению и обработке студентами таких организационных мероприятий, как планирование работы, подготовка проектов решений исполкомов, составление справок партийным, административным и общественным организациям по вопросам гигиены труда и др.

Противоэпидемические мероприятия включают контроль за своевременностью и качеством заключительной дезинфекции, надзор за проведением профилактических мероприятий в детских учреждениях, а также работу в кабинете инфекционных заболеваний. Некоторые индивидуальные задания по эпидемиологии предусматривают оценку уровня заболеваемости одной или несколькими инфекциями, выяснение причин инфекционной заболеваемости и разработку предложений по ее снижению.

Во время производственной практики на ряде баз апробирована УИРС. Пример этих баз убедительно подтверждает реальность введения ее в производственную практику. Однако для введения УИРС в производственное обучение необходимо, чтобы кафедры составили четкие методические указания к ее проведению по рекомендуемым темам. УИРС, естественно, увеличивает производственную нагрузку на студента, поэтому необходимо тщательное планирование ее тематики. Нам представляется, что УИРС во время производственной практики может быть продолжением исследовательской работы, выполняемой студентом в течение всего учебного года, причем целесообразно темы учебно-исследовательских работ согласовывать с санэпидстанциями и учитывать санитарно-эпидемиологическую конъюнктуру районов. Вместе с тем анализ материалов первого опыта показывает, что УИРС помогает приобретению студентами новых знаний, расширяет их кругозор, повышает интерес к практике вообще и к своей специальности, помогает закрепить опыт работы с научной литературой и развивает умение использовать теоретические знания в практической работе.

Одной из активных форм глубокого овладения ленинским теоретическим наследием, а также совершенствования агитационно-пропагандистских навыков является общественно-политическая практика (ОПП). Участие студентов в этой работе влияет на формирование высоких моральных качеств, воспитывает их как активных проводников политики партии. В задачи студентов входит выступление с лекциями, докладами или беседами перед аудиторией, участие в политической жизни базового учреждения (комсомольская работа, производственные совещания, политинформации, выпуск стенгазет). Студенты санитарно-гигиенического факультета по количественным показателям ОПП занимают ведущее место в институте. Кроме того, студенты участвуют в спортивной и культурно-массовой работе, в подготовке сандружин, работают на субботниках, дежурят на медпунктах.

2

35

Студенты также посещают краеведческие музеи, проводят экскурсии по историческим и памятным местам, организуют встречи с ветеранами санитарно-эпидемиологической службы. Следует отметить высокую организованность студентов и их дисциплинированность во время проведения общественных мероприятий. ОПП сыграла немалую роль в успешном проведении производственной практики, являясь организующим и дисциплинирующим звеном.

Дальнейшее совершенствование производственного обучения студентов, по нашему мнению, должно осуществляться в следующих направлениях: совершенствование методических указаний по проведению производственной практики; разработка четкого перечня необходимых практических навыков и выработка ориентировочных контрольных нормативов для каждого вида работ; подготовка рекомендаций для составления студентами лекций и бесед на политические и санитарно-просветительные темы; составление перечня индивидуальных заданий по УИРС и разработка методических указаний к проведению ее. Целесообразно, кроме того, проводить итоговые студенческие конференции по материалам летней производственной практики; продолжать работу по улучшению материально-технического оснащения и обеспечения квалифицированными врачебными кадрами базовых санэпидстанций. Реализация этих мероприятий позволит повысить качество и эффективность производственного обучения студентов санитарно-гигиенических факультетов.

Поступила 4/1У 1978 г.

УДК 614.2(47-89):929 Петровский

Проф. Т. А. Бажан

ВЫДАЮЩИЙСЯ РЕВОЛЮЦИОНЕР Г. И. ПЕТРОВСКИЙ И ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ТРУДЯЩИХСЯ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Днепропетровский медицинский институт

Среди самоотверженных борцов за дело революции, политические и социальные права рабочего класса, воплощение ленинских идей об охране народного здоровья видная роль принадлежит профессиональному революционеру, ученику и соратнику В. И. Ленина, выдающемуся деятелю Коммунистической партии и Советского государства Г. И. Петровскому.

Вопросы охраны труда и здоровья рабочих занимали одно из важных мест в требованиях борющегося пролетариата дореволюционной России. В деле борьбы за выполнение программных требований партии в области охраны здоровья трудящихся большое значение имела деятельность Г. И. Петровского как депутата большевистской фракции IV Государственной думы. Печатные работы его составляют около 800 названий, из которых многие статьи, выступления, обращения и письма посвящены вопросам социального страхования, охране труда и здоровья рабочих.

Начало революционной деятельности Григория Ивановича Петровского относится к середине 90-х годов XIX века и связано с бывшей Екате-ринославской губернией (ныне Днепропетровская область). Родился Г. И. Петровский 22/1 (4/П) 1878 г. в с. Печенего, Волчанского уезда, Харьковской губернии в семье мелкого ремесленника. Учился он в школе при Харьковской духовной семинарии. С 12-летнего возраста начинается его трудовая биография, сначала он работает металлистом на Харьковской железной дороге, затем в Екатеринославе, куда переезжает в 1892 г. Уже по пути в Екатеринослав Г. И. Петровский знакомится с известным русским марксистом, организатором «Товарищества санкт-петербургских мастеровых» (1885) П. В. Точисским, сыгравшим большую роль в дальнейшей его революционной судьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.