Среди лиц с удовлетворительной работоспособностью у 67 % средний балл был 4,4±0,06, у 33%—3,3±0,16. Средний балл успеваемости у лиц с плохой работоспособностью составил 3,2± ±0,06.
Для выяснения причин, определяющих исходный уровень работоспособности студентов, с помощью анкетирования изучены режим и характер их деятельности в предшествующий день и состояние здоровья. Анализ анкетных данных показал, что наиболее частые причины низкой работоспособности— нарушение режима сна и отдыха в связи с совмещением учебы с работой, уходом за ребенком, неоправданная неорганизованность, нарушение режима питания, острые заболевания (ОРЗ, обострение аллергии и др.).
Таким образом, нарушения режима во внеаудиторное время приводят к снижению показателей умственной работоспособности студентов, что в свою очередь обусловливает снижение учебной активности и, следовательно, ухудшение успеваемости. Следовательно, в совершенствовании режима дня студентов заложены немалые резервы для повышения производительности их труда и эффективности обучения.
Выводы. 1. При традиционно сложившемся режиме обучения студентов (субординаторов) на клинических кафедрах показатели их работоспособности и успешности обучения более благопри-
УДК 613:378.6611.007:1
Прошло более 10 лет после организационного оформления и распространения системы повышения педагогической квалификации преподавателей высших медицинских учебных заведений на специальных факультетах (ФПК) при ведущих медицинских вузах страны. Опыт работы этих факультетов позволяет положительно оценить обучение на ФПК как ведущую форму планового повышения квалификации преподавателей. Анализ материалов свидетельствует о значительном улучшении научно-профессиональной педагогической компетенции преподавателей, совершенствовании
ятны в первые 4 ч, а на 5-м и 6-м часах занятий они ухудшаются.
2. При рациональной организации режима занятий (45-минутный перерыв с горячим завтраком) оптимальной является 6-часовая их продолжительность.
3. Динамика работоспособности и успешности обучения студентов на протяжении занятия зависят от исходного уровня их работоспособности.
4. Исходный уровень работоспособности обусловлен характером режима во внеаудиторное время предшествующего дня.
5. Эффективность совершенствования обучения должна базироваться на данных физиолого-гигие-нической оценки функционального состояния организма и успешности учебной деятельности студентов.
Поступила 20.04.83
Summary. Work capacity iridiccs and academic achievements in 6-year students (physicians-interns) having 6-hour classes were studied. The first 3-hours of studies were shown to be most optimal, both physiologically and educationally, but towards the end of a 5—6-hour period students normally develop fatigue. Therefore, a long, 45-minute break and a hot meal proved effective. Physiological pattern of classes and their educational value are directly linked with the initial level of the student's work capacity. Improvement in the routine extracollege activity of students is regarded as a major way of enhancing the quality of medical students' training.
учебно-методической работы на кафедре, усилении личных контактов и активизации обмена передовым опытом преподавания общей гигиены на кафедрах различных вузов, использования этого опыта. Имеются и другие положительные стороны периодического обучения преподавателей на ФПК.
Вместе с тем анализ деятельности ФПК за прошедшие годы показал, что она имеет ряд существенных недостатков, без устранения которых (особенно в связи с введением новых квалификационных характеристик) эффективность дальнейшей
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
658.383.3
Н. И. Омельянец, И. И. Никберг
О НАЗРЕВШИХ ПРОБЛЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца
работы по повышению квалификации преподавателей общей гигиены может значительно снизиться и не будет соответствовать в полной мере задачам, возлагаемым на ФПК в современных условиях.
В этом аспекте наиболее актуален вопрос о научно-методической основе долгосрочного комплексного планирования повышения квалификации преподавателей, более четком и дифференцированном по профессионально-должностным категориям формировании программ и учебных планов, расширении форм и видов работы преподавателей на ФПК.
Такой основой, по нашему мнению, должна стать модель преподавателя кафедры общей гигиены или общая модель преподавателя гигиенической кафедры с отражением частных требований к преподавателям общей гигиены и соответствующих профильных кафедр. В этой модели (квалификационной характеристике) должны быть указаны требования к знаниям и умениям по специальности и в обязательном порядке требования, касающиеся профессиональной пригодности специалиста к работе в вузе (в том числе знание педагогики и психологии высшей школы, лекторское мастерство, склонность к педагогической работе и др.). Создание и введение квалификационных характеристик преподавателя являются крайне важным и неотложным делом. Нельзя при этом не отметить известную парадоксальность ситуации — есть квалификационные требования к специалисту, выпускаемому вузом, и нет таких требований к преподавателю, призванному обеспечить соответствующую подготовку выпускника. Очевидно, что такие специальные квалификационные требования (дифференцированно для ассистентов, доцентов, профессоров и заведующих кафедрами) необходимы не только в связи с задачами оптимизации повышения квалификации преподавателей на ФПК, они были бы важными документами объективизации подбора и расстановки педагогических кадров в целом.
Слабым звеном в работе гигиенических кафедр продолжает оставаться комплектование циклов. Несмотря на то что этот вопрос поднимался, сохраняется недостаточно управляемое формирование ассистентских циклов. За редким исключением на ассистентские циклы продолжительностью 2,5 мес одновременно приезжают и преподаватели как с 10—15-летним стажем педагогической работы в вузе, так и не имеющие стажа. По опыту кафедры общей гигиены использование в этих случаях индивидуальных планов в какой-то мере позволяет дифференцировать обучение, по не снимает ряда серьезных проблем, обусловленных неоднородным составом цикла (особенно при коллективных формах учебного процесса) и в конечном счете снижает эффективность работы ФПК. Усугубляет положение и то, что кафедры часто получают путевки на совпадающие по времени
циклы ФПК разных базовых вузов н, направляя преподавателя, выбирают вуз по своему усмотрению. При этом не всегда соблюдается целесообразность чередования базовых кафедр, в результате чего преподаватель несколько раз подряд по- " падает на ФПК одной и той же кафедры.
В последние годы значительно увеличилось время, затрачиваемое слушателями ФПК на об- » щефакультетские лекции и занятия по педагогике высшей школы. Признавая в принципе объективную целесообразность этой тенденции, приходится вместе с тем констатировать диспропорцию разумного соотношения времени работы слушателей на кафедре педагогики и непосредственно на профильной кафедре. При осложнившемся соотношении учебных часов непосредственно на кафедре слушатели работают не более 3 дней в неделю (нередко 2 дня, так как 1, согласно типовому учебному плану, отводится на самостоятельную работу). Одним из последствий такой диспропорции является разрыв между уровнем педагогических знаний, приобретаемых слушателями на общефакультетских лекциях и занятиях, и возможностью его практической реализации при обучении на профильной кафедре. Необходимо повысить роль и удельный вес «прикладной» педагогики, для чего на базовой кафедре или по ее плану слушатели должны работать 4 раза в неделю (в том числе * 1 день самостоятельно).
Требует существенного улучшения материальное оснащение (прежде всего учебным оборудо- ♦ ванием, приборами, пособиями) кафедр, на базе которых осуществляется повышение квалификации. Далеко не всегда связанные с этим вопросы могут быть решены только за счет активности коллектива самой кафедры. Необходимо, чтобы базовые гигиенические кафедры в первую очередь оснащались централизованно, чтобы они располагали требуемым для учебного процесса количеством всех тех новых приборов, которые поступают в областные и крупные городские санэпидстанции. Назрела необходимость расширения форм повышения квалификации преподавателей и большей гибкости их применения.
Мы разделяем высказанное многими слушателями ФПК мнение о том, что при сохранении в качестве основы оправдавшей себя цикловой системы с целью обеспечения преемственности и непрерывности необходимо использовать и такие формы повышения квалификации, как тематические краткосрочные зональные семинары, учебно-методические конференции (в том числе на базе периферийных вузов). Для опытных доцентов и ассистентов, прошедших повторные циклы, возможна замена традиционной формы обучения на , ФПК целевой стажировкой на головной кафедре либо в научно-исследовательских и других учреждениях. Для усиления эффективности работы на ФПК и последующего внедрения приобретаемых знаний и навыков для приезжающих на повтор
ные циклы целесообразна заочная предцикловая подготовка, которая предполагает предварительное согласование индивидуального задания слушателя, частичное его выполнение до приезда » на ФПК.
Нельзя не отметить недостаточность координации и организации методической работы и обмена опытом по повышению квалификации преподава-' телей общей гигиены между кафедрами, осуществляющими такое повышение. Целесообразно, чтобы головная кафедра общей гигиены I МОЛМИ им. И. М. Сеченова усилила свои функции в этом отношении, периодически собирала заведующих базовыми кафедрами и кураторов
ФПК, инструктировала их, обеспечивала возможную унификацию методических подходов к реализации программ по общей гигиене на факультетах различного профиля.
Обмен мнениями по затронутым выше и другим проблемам повышения квалификации преподавателей кафедр общей гигиены на ФПК будет способствовать совершенствованию организации работы базовых кафедр, превращению их в активные центры педагогического общения, распространению передового опыта и прогрессивных методов преподавания.
Поступила 04.05.83
УДК 614.3:378.661
Н. Ф. Борисенко, Е. И. Гончарук, И. И. Никберг, Н. И. Омельянец.
И. Д. Танасиенко
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ САНИТАРНОГО ВРАЧА
Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца
Производственное обучение студентов санитарно-гигиенического факультета медицинских институтов складывается из двух основных элементов: обучения, осуществляемого непосредственно в ходе плановых практических занятий, и специальной производственной практики.
Первый вид обучения реализуется непосредственно в течение академических семестров, обычно в форме отдельных практических занятий на базе санэпидстанций. Удельный вес и эффективность этой формы обучения относительно невелики, что в значительной степени обусловлено характером сотрудничества гигиенических кафедр с санэпидстанциями, существенно отличающимся от организации совместной работы клинических кафедр с базовыми стационарами. Нередко соответствующие занятия проводятся преимущественно как учебно-экскурсионные. Поэтому для профильного обучения на санитарно-гигиеническом факультете особое значение имеет специальная производственная практика на базе санэпидстанций в летнее время после сдачи курсовых экзаменов на III и V курсах. Необходимо отметить, что на всех этапах более чем 50-летней истории санитарно-гигиенических факультетов в нашей стране этой форме производственного обучения отводилась важная роль в системе преддипломной подготовки санитарных врачей и эпидемиологов.
Содержание, продолжительность, время прохождения специальной летней практики претерпевали изменения, однако принцип обязательности такой практики и признание ее важной роли в обучении оставались незыблемыми. При этом, в частности, учитывалось, что в отличие от студентов лечебного профиля, обучение которых на клинических кафедрах близко к реальной обстановке
будущей врачебной деятельности, студенты санитарно-гигиенического факультета первоначально знакомятся с такими условиями только в период производственной практики.
Между тем, как показывает проведенный нами анализ результатов государственных выпускных экзаменов и итогового контроля знаний, а также ознакомление с работой выпускников непосредственно в санэпидстанциях, практическая подготовка молодых специалистов не отвечает современным требованиям.
Действующий учебный план (1975 г.) предусматривает общую продолжительность учебной практики 14 нед, в том числе 4 нед после VI семестра в санэпидстанциях в качестве лаборантов, 6 нед после VIII семестра в качестве субординаторов в терапевтических, хирургических и акушерских отделениях больниц и 4 нед после X семестра в санэпидстанциях в качестве исполняющего обязанности санитарного врача и врача-эпидемио-лога( всего 14 нед из расчета 6-дневной рабочей недели). На долю практики по специальности при таком распределении приходится 57,2 %, на долю общеврачебной практики в лечебных учреждениях— 42,8% всего времени. Сохраняя приведенную структуру производственной практики, проект нового учебного плана снижает ее общую продолжительность до 13 нед (за счет отведения на практику в лабораториях санэпидстанций после VI семестра 3 нед вместо 4). При этом меняется удельное соотношение специальной и общеврачебной (лечебной) практики — первая снижается до 53,8 %, вторая увеличивается до 46,2 %.
Опыт проведения производственной практики в соответствии с действующим учебным планом и утвержденной в 1976 г. программой выявил ряд