Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ»

тологии и разрабатывать меры по устранению причин, способствующих ее развитию. Из санитарно-гигиенических факультетов выходят не только санитарные врачи и врачи-организаторы, но и эпидемиологи, вирусологи, паразитологи, микробиологи, будущие педагоги, научные работники различных научно-исследовательских институтов гигиенического и других профилей. Поэтому между выпускниками санитарно-гигиенических факультетов и их коллегами (выпускниками лечебных факультетов) должна быть лишь одна разница — они должны больше знать внешнюю среду, методы ее исследования, причины, способствующие возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения и рабочих различных предприятий, а также меры по устранению этих заболеваний и оздоровлению внешней среды. Кроме того, выпускники санитарно-гигиенических факультетов должны хорошо знать общую и специальную токсикологию, владеть методами эксперимента на животных, уметь ставить также эксперименты.

Нельзя представить себе, чтобы эпидемиолог, вирусолог, бактериолог не знал клиники инфекционных заболеваний, так же как и промышленно-санитарный врач и врач по гигиене питания не знали клинику отравлений, профессиональную патологию и т. д.

Поэтому все освободившиеся 200—250 учебных часов, о которых говорят в своей статье академик АМН СССР Ф. Г. Кроткое и проф. Г. И. Сидоренко, надо направить именно на улучшение преподавания профильных гигиенических дисциплин и на методы изучения факторов внешней среды, положительно или отрицательно влияющих на здоровье населения. Ведь без глубокого знания химии, биохимии, физиологии, патофизиологии, микробиологии и эпидемиологии, причин, способствующих развитир различных заболеваний среди населения, их диагностики, врачи гигиенического профиля не смогут обосновывать и разрабатывать оздоровительные мероприятия.

У студентов санитарно-гигиенических факультетов любовь к их будущей специальности нужно прививать с I курса в личных беседах, при встречах с различными специалистами гигиенического профиля (эпидемиологами, санитарными врачами, вирусологами, бактериологами и т. д.), на лекциях и т. п. Они должны знать, что из них готовят врачей не лечебного профиля, а врачей, в задачу которых входит выявление причин возникновения различных заболеваний среди населения, что их главная цель — предупреждать заболевания, обеспечить действенную профилактику, т. е. охранять здоровье здоровых людей. А это ведущая линия нашего советского здравоохранения. Тогда у выпускников санитарно-гигиенических факультетов не будет стремления перейти на лечебную работу. Они будут знать, что охранять здоровье здоровых людей лучше, чем лечить больного человека. Ведь ни для кого не секрет, что охранять здоровье целых коллективов — более благородное государственное дело, чем утешать зачастую безнадежно больных людей.

Мы согласны с В. И. Петровым, что для санитарных врачей, врачей-организаторов необходимы встречи с представителями партийных и советских органов (председателями районных, городских и областных исполкомов), важно знать методы служебного делопроизводства и владеть ими, изучать машинопись, знать основы ораторского искусства, математику, новую технологию и законы, но всему этому они должны обучаться не в институте, а в зависимости от избранного профиля (главные санитарные врачи, заведующие отделами, промышленно-санитарные врачи и др.) в интернатуре, а более детально — на курсах специализации и усовершенствования.

В медицинских институтах студенты санитарно-гигиенических факультетов, как и лечебных факультетов, должны получить общемедицинское образование, с той лишь разницей, которая была отмечена выше. Ведь это факультеты широкого медицинского профиля, после окончания которых выпускники могут работать по 17—20 различным медицинским специальностям. Это нужно учитывать и иметь в виду при рассмотрении и усовершенствовании программ преподавания на санитарно-гигиенических факультетах медицинских вузов.

Кроме того, следует обратить особое внимание на преподавание соответствующими специалистами гигиенических дисциплин в университетах (для педагогов, химиков и др.), в физкультурных, педагогических, политехнических (для инженеров-сантехников, инженеров по вентиляции, строителей и др.), лесотехнических, сельскохозяйственных (особенно в связи с широкой химизацией сельского хозяйства) и других институтах.

Поступила 12/У 197! г.

УДК 613/. 614(07)1.007:658.386.3

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

И. И. Никберг

Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца

Постоянное повышение научно-педагогической квалификации преподавателей высшей медицинской школы имеет чрезвычайно большое значение. Из статьи Т. А. Козловой обобщившей первый опыт работы факультета повышения квалификации преподавателей

1 Гигиена и санитария, 1971, № 5.

на гигиенических кафедрах I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, видно, что в этом новом деле есть еще ряд спорных и нерешенных вопросов.

В связи с этим возникла необходимость в обмене опытом, в разработке единых методологических подходов к содержанию и организации повышения квалификации преподавателей гигиенических кафедр разного профиля. Особенно важно это для кафедр общей гигиены, обслуживающих все факультеты медицинских вузов.

Первый опыт кафедры общей гигиены Киевского медицинского института позволяет высказать некоторые предложения относительно оптимальной организации учебного процесса. При разработке программы и учебного плана мы исходили из того, что время усовершенствования преподавателей должно быть использовано для ознакомления с новейшими достижениями науки по важнейшим вопросам теоретической, клинической и профилактической медицины, взаимного обмена опытом, обновления и повышения знаний, относящихся к организации и ведению учебно-методической и идейно-воспитательной работы со студентами, изучающими общую гигиену.

В связи с этим в период обучения преподаватель должен расширить свои знания по таким основным вопросам учебно-методической работы, как организация учебного процесса на кафедре (программы и учебные планы, тематика лекций и практических занятий); учебно-методическая документация кафедры (методические разработки, домашние задания, контрольные и экзаменационные вопросы, академические журналы, протоколы методических совещаний, формы отчетности и т. п.); методика подготовки и проведения практических занятий различного типа (лабораторных, семинарских, учебно-экскур-сионных, организация и проведение отработок практических занятий); организация и методика производственной практики, в частности практики по гигиене лечебно-профилактиче-ских учреждений; организация и формы участия студентов в научной работе, руководство этой работой; организация, формы и методы идейно-воспитательной работы со студентами, в частности при прохождении курса гигиены; подготовка и проведение зачетов и экзаменов и др.

Для занятий с циклом продолжительностью 21/, месяца (10 недель) нами используется учебный план, предусматривающий общефакультетские (для слушателей всех циклов факультета усовершенствования) лекции по актуальным проблемам теоретической и клинической медицины и дидактики высшей школы (40 часов); посещение плановых лекций по гигиене, читаемых студентам различных факультетов на кафедре общей гигиены (40 часов); обобщающие лекции по актуальным проблемам гигиены и методики ее преподавания — специально для слушателей цикла (40 часов); практические занятия со слушателями (40 часов); посещение практических занятий, проводимых доцентами кафедры (40 часов); самостоятельное проведение и обсуждение практических занятий (40 часов); учебно-экскурсионные посещения и знакомство с работой научно-исследовательских институтов, профильных гигиенических кафедр, показательных объектов (60 часов); самостоятельная работа, работа в библиотеке и по индивидуальному плану (60 часов).

Учитывая продолжительность цикла, темп, способствующие повышению научно-теоретического уровня слушателей, следует излагать темы в виде обзорных обобщающих лекций по отдельным и актуальным проблемам гигиены. Помимо таких лекций, проводятся специальные занятия со слушателями, например на тему «Организация и документация учебного процесса на кафедре общей гигиены», «Методическая разработка к практическому занятию, ее значение, структура и содержание» и др.

Одновременно ведутся и показательные занятия по отдельным темам курса «Основы чтения строительных чертежей», «Расчетные методы контроля радиационной защиты» и т. д. К чтению лекций, беседам и практическим занятиям со слушателями активно привлекаются ведущие специалисты.

Широко применяются учебно-экскурсионные посещения. Помимо всех профильных гигиенических кафедр Киевского медицинского института, слушатели посещали другие гигиенические институты и различные объекты. Для преподавателя гигиены посещение показательных объектов санитарного надзора имеет особое значение, так как не во всех городах, откуда приехали слушатели, есть уникальные объекты (крупный речной водопровод, крупная станция биологической очистки и др.), хотя знакомство с ними имеет особенно большое познавательное значение.

Слушателям предоставляются также широкие возможности участия в различных научных конференциях и совещаниях, ученых советах, проводимых в период цикла.

Ввиду неоднородности научно-педагогической квалификации слушателей (нередко в одном цикле оказываются преподаватели, только что окончившие институт и имеющие более 10—15 лет педагогического стажа) совершенно необходима индивидуализация заданий. Составляя индивидуальный план, мы стремимся в максимальной степени сочетать изложение материалов, предусмотренных общецикловой программой и учебным планом, с конкретными пожеланиями каждого слушателя и руководителя кафедры, которую этот слушатель представляет. В число обязательных заданий входят самостоятельная подготовка методической разработки и вспомогательных материалов (домашние задания, программированные контрольные вопросы, учебная инструкция и др.) к одному практическому занятию, составление рецензии на аналогичную методическую разработку, подготовленную другим слушателем; подготовка сообщения (реферата) по учебно-методическим вопросам на одном из семинарских занятий и т. д.

Важно поставить дело так, чтобы слушатель мог не только самостоятельно подготовить методическую разработку, но и провести по ней показательное занятие со сту-

дентами. Каждое самостоятельно проведенное слушателями практическое занятие подвергается взаимному рецензированию, детальному разбору и обсуждению. Следует отметить, что при этом нередко применяется магнитофонная запись занятия.

Учитывая значение идейно-воспитательной работы со студентами, изучающими гигиену, кафедра обращает большое внимание на подготовку слушателей в этой области. Еженедельно один из них делает развернутое сообщение «Новое в политической, экономической и культурной жизни в СССР и за рубежом». Вопросам идейно-воспитательной работы посвящается 1—2 специальных семинарских занятия.

Преподавателям, обучающимся на факультете, еженедельно предоставляются 1—2 дня для работы в библиотеке по сбору и оформлению научной информации.

В течение всего периода обучения слушатели ведут ежедневный дневник.

За 2—3 дня до окончания цикла каждый слушатель все подготовленное в соответствии с индивидуальным 'планом?задания собирает в виде сводного отчета с приложением дневника и сдает ^для просмотра и рецензирования руководителю цикла. Цикл завершается итоговым собеседованием с участием заведующего^ доцентов кафедры.

Следует отметить, что нерегулируемое централизованно направление преподавателей на усовершенствование приводит к формированию циклов, крайне неоднородных по возрастному составу, врачебному стажу и научно-педагогической квалификации слушателей. Вследствие этого усложняется организация учебного процесса, даже индивидуализация его на основе личных планов не устраняет трудностей, обусловленных неоднородностью контингента слушателей. Нам представляется, что формирование цикла не может быть поставлено исключительноТв'зависимости от возможностей каждой кафедры, а должно осуществляться ¿централизованно, на основе заранее составленного и согласованного с заинтересованными кафедрами перспективного плана, учитывающего данные о научно-педагогической квалификации ! каждого преподавателя.

Характеризуя проблемы повышения квалификации преподавателей гигиены, нельзя не упомянуть о необходимости научной организации их труда. Нам представляется, что одним из важных путей, неразрывно связанных с оптимизацией учебного процесса в целом, является унификация методических материалов и пособий.

Первый опыт очного повышения квалификации преподавателей кафедр общей гигиены свидетельствует о пользе этой важной формы совершенствования их научно-педагогического мастерства и является фактором оптимизации учебного процесса в целом.

Поступила 16/1X 1971 г.

Из практики

УДК 614.7:вв9.2/.8

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ВОКРУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

Канд. мед. наук Д. П. Парцеф, И. В. Прозоровская

Московская городская санэпидстанция

В Москве размещено более 10 предприятий по переработке лома цветных металлов различного профиля, мощности и технологии. Данные об оценке санитарно-защитных зон подобных предприятий с СН-245-63 отсутствуют. Все они относятся к предприятиям вторичной переработки цветных металлов; в зависимости от мощности производства вокруг них должна;создаваться санитарно-защитная зона от 300 до 1000 ж.

Между тем данных, касающихся оценки величин санитарно-защитных зон в зависимости от содержания в перерабатываемом сырье меди, цинка, алюминия и т. д., по сей день нет. В то же время сырье оказывает решающее влияние на количественный и ша-чественный состав выбросов в атмосферный воздух. Большое значение имеет и технологический процесс — способ плавки, используемое топливо, флюсы и т. д.

Все это трубует специальных исследований по обоснованию размеров санитарно-защитных зон. В качестве примера нами взяты 2 московских завода по вторичной переработке цветных металлов: медеэлектролитный завод и завод алюминиевых сплавов. Эти предприятия перерабатывают примерно одинаковое количество лома цветных металлов. На медеэлектролитном заводе медьсодержащее сырье проходит 3 стадии металлургической переработки: в шахтных печах, конверторах и анодных печах. На первых 2 этапах ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.