нения происходили в узких границах нормального распределения показателей веса маль чиков соответствующих возрастов. Следовательно, используя для оценки физического развития метод Martin, мы не уловили бы явных отклонений в динамике веса у Игоря Л.
Преимущество предлагаемого метода состоит в том, что он в основе своей содержит оценку гармонического развития зависимых признаков (веса, окружности грудной клетки и т. д.). Метод позволяет объективно оценить динамику физического развития ребенка. Оценка физического развития детей требует внимательного отношения родителей, медицинского персонала детских дошкольных учреждений и особенно врача. Абсолютные прибавки в весе, увеличение окружности грудной клетки могут быть истолкованы неправильно, если не придерживаться методических указаний о правильной оценке физического развития ребенка.
Графический метод позволяет правильно и своевременно выбрать и осуществить конкретный комплекс мероприятий, направленных на улучшение физического развития ребенка и способствующих его гармоническому развитию.
Уровень физического развития является положительной характеристикой состояния здоровья детей. Показатели эти, как правило, улучшаются параллельно с уменьшением заболеваемости и улучшением условий воспитания детей. Поэтому очень важно, анализируя работу детских учреждений, давать характеристику физического развития их коллективов. Характеристика физического развития коллектива должна складываться из индивидуальной оценки физического развития детей, определения относительного распределения групп детей с одинаковым физическим развитием, сравнения ряда распределений групп по физическому развитию в данном коллективе с предполагаемым нормальным распределением или с распределением соответствующих групп в другом коллективе.
ЛИТЕРАТУРА. БунакВ. В. Антропометрия. М., 1941. — Властов-с к и й В. Г. В кн.: Материалы Симпозиума по изучению состояния здоровья детей и подростков. М., 1965, с. 54. — П о к р о в с к и й А. Н. Методика исследования физического развития и телосложения подростков в целях профконсультации. М.— Л., 1931. — Ра-поп о р т Ж. Ж-, П р а х и н Е. И. Физическое развитие детей. Красноярск, 1970. — Сычев А. А., В а р и ч Н. И. Гиг и сан., 1966, № 3, с. 11. — M а г t i n R., Lehrbruch der Antropologie. Jena, 1928.
Поступила 5/X 1971 r.
УДК 378.861.<{049. 3)
0 ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ 1
М. И. Гжегоцкий Львовский медицинский институт
Вопрос о подготовке врачей санитарного профиля на санитарно-гигиенических факультетах медицинских вузов заслуживает внимания, всяческого одобрения и действительно неотложного решения.
Многие положения, выдвигаемые автором, представляются нам бесспорными. Прежде всего следует согласиться с его мнением о том, что санитарные врачи должны иметь более основательные общемедицинские знания. Справедливо и то, что санитарный врач является медицинским специалистом широкого профиля и не все выпускники санитарно-гигиенических факультетов могут быть санитарными врачами, тем более главными санитарными врачами и даже заведующими отделами санэпидстанций. Автор правильно говорит о необходимости 7-го года обучения (через интернатуру) на санитарно-гигиенических факультетах, а также о прохождении интернатуры выпускниками на базах республиканских, краевых, областных и крупных городских санэпидстанций, т. е. там, где имеются квалифицированные кадры и соответствующее оснащение лабораторий.
Однако нельзя согласиться с утверждениями В. П. Петрова, что выпускники санитарно-гигиенических факультетов должны владеть методами служебного делопроизводства, стенографией и машинописью, знать математику и кибернетику, располагать определенным кругом технических знаний, знать новую технологию производства и технику, а также основы ораторского искусства и др. Более того, автор предлагает, что «помимо освоения специальных дисциплин, было бы необходимо на санитарно-гигиенических факультетах уделить больше внимания изучению ряда гуманитарных наук, расширяющих общий кругозор студентов как будущих общественных деятелей». Нам кажется, что в этом отношении правы академик АМН СССР Ф. Г. Кроткое и проф. Г. И. Сидоренко, авторы другой статьи о подготовке санитарных кадров, опубликованной в журнале *.
Мы не должны забывать, что выпускники санитарно-гигиенических факультетов по роду своей службы должны изучать и вскрывать причины возникновения той или иной па-
1 По поводу статьи В. И. Петрова «О подготовке санитарных кадров». Гигиена и санитария, 1971, № 2, с. 86.
2 «Гигиена и санитария», 1969, № 10.
тологии и разрабатывать меры по устранению причин, способствующих ее развитию. Из санитарно-гигиенических факультетов выходят не только санитарные врачи и врачи-организаторы, но и эпидемиологи, вирусологи, паразитологи, микробиологи, будущие педагоги, научные работники различных научно-исследовательских институтов гигиенического и других профилей. Поэтому между выпускниками санитарно-гигиенических факультетов и их коллегами (выпускниками лечебных факультетов) должна быть лишь одна разница — они должны больше знать внешнюю среду, методы ее исследования, причины, способствующие возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения и рабочих различных предприятий, а также меры по устранению этих заболеваний и оздоровлению внешней среды. Кроме того, выпускники санитарно-гигиенических факультетов должны хорошо знать общую и специальную токсикологию, владеть методами эксперимента на животных, уметь ставить также эксперименты.
Нельзя представить себе, чтобы эпидемиолог, вирусолог, бактериолог не знал клиники инфекционных заболеваний, так же как и промышленно-санитарный врач и врач по гигиене питания не знали клинику отравлений, профессиональную патологию и т. д.
Поэтому все освободившиеся 200—250 учебных часов, о которых говорят в своей статье академик АМН СССР Ф. Г. Кроткое и проф. Г. И. Сидоренко, надо направить именно на улучшение преподавания профильных гигиенических дисциплин и на методы изучения факторов внешней среды, положительно или отрицательно влияющих на здоровье населения. Ведь без глубокого знания химии, биохимии, физиологии, патофизиологии, микробиологии и эпидемиологии, причин, способствующих развитир различных заболеваний среди населения, их диагностики, врачи гигиенического профиля не смогут обосновывать и разрабатывать оздоровительные мероприятия.
У студентов санитарно-гигиенических факультетов любовь к их будущей специальности нужно прививать с I курса в личных беседах, при встречах с различными специалистами гигиенического профиля (эпидемиологами, санитарными врачами, вирусологами, бактериологами и т. д.), на лекциях и т. п. Они должны знать, что из них готовят врачей не лечебного профиля, а врачей, в задачу которых входит выявление причин возникновения различных заболеваний среди населения, что их главная цель — предупреждать заболевания, обеспечить действенную профилактику, т. е. охранять здоровье здоровых людей. А это ведущая линия нашего советского здравоохранения. Тогда у выпускников санитарно-гигиенических факультетов не будет стремления перейти на лечебную работу. Они будут знать, что охранять здоровье здоровых людей лучше, чем лечить больного человека. Ведь ни для кого не секрет, что охранять здоровье целых коллективов — более благородное государственное дело, чем утешать зачастую безнадежно больных людей.
Мы согласны с В. И. Петровым, что для санитарных врачей, врачей-организаторов необходимы встречи с представителями партийных и советских органов (председателями районных, городских и областных исполкомов), важно знать методы служебного делопроизводства и владеть ими, изучать машинопись, знать основы ораторского искусства, математику, новую технологию и законы, но всему этому они должны обучаться не в институте, а в зависимости от избранного профиля (главные санитарные врачи, заведующие отделами, промышленно-санитарные врачи и др.) в интернатуре, а более детально — на курсах специализации и усовершенствования.
В медицинских институтах студенты санитарно-гигиенических факультетов, как и лечебных факультетов, должны получить общемедицинское образование, с той лишь разницей, которая была отмечена выше. Ведь это факультеты широкого медицинского профиля, после окончания которых выпускники могут работать по 17—20 различным медицинским специальностям. Это нужно учитывать и иметь в виду при рассмотрении и усовершенствовании программ преподавания на санитарно-гигиенических факультетах медицинских вузов.
Кроме того, следует обратить особое внимание на преподавание соответствующими специалистами гигиенических дисциплин в университетах (для педагогов, химиков и др.), в физкультурных, педагогических, политехнических (для инженеров-сантехников, инженеров по вентиляции, строителей и др.), лесотехнических, сельскохозяйственных (особенно в связи с широкой химизацией сельского хозяйства) и других институтах.
Поступила 12/У 197! г.
УДК 613/. 614(07)1.007:658.386.3
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
И. И. Никберг
Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца
Постоянное повышение научно-педагогической квалификации преподавателей высшей медицинской школы имеет чрезвычайно большое значение. Из статьи Т. А. Козловой обобщившей первый опыт работы факультета повышения квалификации преподавателей
1 Гигиена и санитария, 1971, № 5.