15 человек неизбежно ухудшает индивидуальное обучение, затрудняет контроль знаний слушателей, ухудшает условия производственного контакта с ними.
Нельзя не коснуться комплектования групп слушателей по стажу. ФПК преподавателей является инструментом усовершенствования, а не базой первичной специализации. Как известно, усовершенствование должно проводиться на уже приобретенном базисе. Поэтому минимальный стаж слушателя, посылаемого на учебу, должен быть не менее 2— 3 лет. Наш опыт показывает, что молодые преподаватели (со стажем до 1 года) хуже усваивают материал. У них нет достаточного опыта для сопоставления различных методов обучения, не накоплены соответствующие педагогические навыки. И наконец, несколько слов о внедрении новых методов обучения в педагогический процесс местных вузов. Если слушатель усвоит соответствующий материал на курсах ФПК, получит определенные навыки, но не внедрит их в педагогический процесс в своем вузе, следовательно, задача ФПК выполнена лишь частично. Большое значение имеет проведение периодических совещаний заведующих кафедрами определенных профессий с обсуждением вопросов преподавания конкретной дисциплины, с учетом подготовки преподавателей через систему ФПК.
Постоянное совершенствование педагогического мастерства, повышение научно-теоретического уровня преподавателей высших медицинских учебных заведений по специальности служат залогом успешной подготовки высокообразованных квалифицированных врачебных кадров.
Поступила 12/Х1 1971 г.
УДК 572. 51.087.1-053.2
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Проф. Ж. Ж. Рапопорт, канд. мед. наук Е. И. Прахин Красноярский медицинский институт
Под физическим развитием мы понимаем биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма. Как все биологические процессы, физическое развитие представляет собой генетически обусловленное, наследственно передаваемое свойство. С этим в значительной степени связаны расовые, национальные, региональные особенности физического развития детей, проживающих в различных климато-геогра-фических зонах. Физическое развитие — процесс динамический. Поэтому в оценке его необходимо учитывать темп и изменчивость. Вместе с тем должен быть и охарактеризован уровень физического развития, т. е. степень развития организма, достигнутая ко дню обследования ребенка.
В педиатрической практике для характеристики физического развития детей пользуются оценкой роста стоя, веса и окружности грудной клетки. Важнейшими особенностями детского возраста являются рост и развитие размерных признаков организма. Интенсивность нарастания длины и массы тела, подчиняясь биологическим законам, во многом зависит от разнообразных внешних воздействий, нередко нарушающих процессы роста и развития организма. Поэтому в основе изучения здоровых и больных детей центральное место должно занять познание этих закономерностей и возможно раннее выявление отклонений от нормы основных показателей физического развития детей.
Применяемые в настоящее время оценки физического развития детей могут быть разделены на 2 основные группы. К первой из них относятся оценки, констатирующие состояние физического развития ребенка на определенном возрастном этапе, ко второй — оценки физического развития по темпу, ритму и гармоничности его. Оценки, констатирующие физическое развитие ребенка на определенном возрастном этапе, сопровождаются разработкой всевозможных индексов, т. е. поисками оптимальных соотношений отдельных антропометрических признаков человека. Число математических индексов в настоящее время достигает нескольких десятков. В основном это весо-ростовые и грудо-ростовые отношения. Ряд авторов предлагал в качестве индексов использовать математические формулы, характеризующие геометрические фигуры. КоЬгег, например, высказал предположение, что между весом и ростом существует физиологическая корреляция, которая выражается формулой:
Я
/ = ]I,
где / — индекс; Р — вес; I — рост.
Каир считал, что между ростом и весом существует корреляция, выражаемая формулой:
Он исходил из того, что человеческое тело имеет форму цилиндра. Однако В. В. Бу нак показал, что истинный показатель степени, в которую нужно возвести рост для полу чения константного отношения, весьма вариабелен и колеблется от 1,90 до 2,60.
Удачным в свое время был метод Martin. Сущность его состояла в том, что физическое развитие индивидуума оценивалось в сравнении с физическим развитием группы, в которой он развивается. Критерием измерения являлось среднее квад-ратическое отклонение внутри распределения показателей физического развития (стандартов). А. Н. Покровский предложил в качестве самостоятельного признака при оценке физического развития выделить длину тела, а остальные признаки оценивать на фоне тех значений, которые соответствуют понятиям «средние», «ниже средних» и т. д. Для каждой возрастной группы автор предлагал составлять оценочные таблицы. В основе этого метода лежит используемый в настоящее время регрессионный анализ между ростом и другими признаками физического развития.
В оценке физического развития детей большое значение имеют соматоскопические признаки, в частности, для детей дошкольного возраста очень важна выраженность подкожно-жировой клетчатки, а для пубертатного возраста, кроме того, выраженность мускулатуры, вторичных половых признаков. Дети с избыточным весом за счет повышенного жироотложения в настоящее время составляют весьма значительную часть. Это отмечают В. Г. Властовский, И. Каяба, А. Бучко. По данным Haase и Но-senfeld, 47% детей с избыточным весом за счет повышенного жироотложения приходятся на возраст до 7 лет.
Схемы, предложенные В. Г. Вла-стовским, А. А. Сычевым и Н. И.Ва-рич для индивидуальной оценки физического развития детей, предусматривают выделение детей с повышенным весом в группе с ухудшенным физическим развитием, если избыточный вес зависит от повышенного жироотложения. Эту меру следует считать целесообразной, так как ожирение сопровождается довольно значительными нарушениями обменных процессов, снижением иммунитета, повышением склонности к инфекционным заболеваниям, сахарному диабету и т. д. Мы рекомендуем для использования схему, включающую не только характеристику веса и окружности грудной клетки как абсолютных величин, но и качественные показатели для оценки в совокупности соматоскопических признаков. Каждой градации соответствует определенное число баллов (см. таблицу).
По показателям роста стоя дети подразделяются на низких, ниже средних, средних, выше
средних, высоких. Условным критерием роста является среднее квадратическое отклонение (а) от средней арифметической (М). К группе «средних» относятся дети^ величина роста которых находится в пределах х± 1а, к группе «ниже средних» — от х — 1а до х — 2а, группа «высоких» — от х + 1а до х + За. Если рост ребенка меньше, чем х — За, или больше, чем х + За, то эти состояния могут быть расценены как патологические. Условным критерием оценки зависимых признаков окружности грудной клетки и веса, служит так называемая частная сигма (aR), характеризующая отношение признака к росту. Подобная оценка отражает гармоничность развития. Допустимо увеличение веса или окружности грудной клетки до х + 2aR, особенно если оно зависит от повышенного развития мускулатуры. Сведения об этих величинах могут быть получены из таблиц разрабатываемых стандартов по крупным районам и городам нашей страны.
Для оценки соматоскопических признаков может быть применена трехбалльная система.
Таким образом, комплексная оценка физического развития ребенка ко дню обследования будет состоять из характеристики всех основных признаков физического развития. Она зависит от суммы набранных баллов: хорошее физическое развитие — при сумме баллов 11—14, нормальное физическое развитие — при сумме баллов 8—11, ухудшенное физическое развитие — при сумме баллов 5—8 и плохое физическое развитие — при сумме баллов менее 5.
В каждом конкретном случае при анализе слагаемых компонентов можно судить ci основной и сопутствующих причинах плохого или ухудшенного физического развития ребенка.
В дошкольных учреждениях может и должно быть организовано динамическое наблюдение за физическим развитием детей. С *'f№-/mt г/х-шг. гелгтзг /5/ОС-Шг этой целью можно применить графический ме-.' ' ' ' '___ тод. Внешне он напоминает метод, предложен-
ный Martin, но отличается от него принципи-
-Зб(б„) Дата измерения 1 Рост (/см) ЮВ Вес (8 кг) /5.3
/09 /И 117.5 /6.6 /7.5 /8
Оценка показателей физического развития Игоря Л.
1 — оценка роста (по о); 2 — оценка веса (по о); 3 — оценка веса (по а^); 4 — зона средних
оценок; 5 — зона выше средних оценок: 6— зона высоких оценок; 7 — зона ниже средних оценок; 8 — зона низких оценок.
ально тем, что график строится с учетом отношения веса и окружности грудной клетки к росту, а не по общей сигме признака.
Рассматриваемый ниже пример оценки индивидуального физического развития ребенка получен при динамическом наблюдении воспитанников одного из детских садов Красноярска. Для большей наглядности приводим техническую сторону построения и оценки графика для определения физического развития ребенка по предлагаемому методу.
Пример (см. рисунок). Игорь Л. родился 2/IV 1964 г. Анализировались показатели веса и роста в возрасте 4, 41/2 лет, 5 и 5'/г лет. По таблице для оценки физического развития детей дошкольного возраста Красноярска (Ж. Ж. Рапопорт, Е. И. Пра-хин) находим, что средняя арифметическая роста мальчиков 4 лет равна 102,55 см. Рост Игоря Л. в этом возрасте составлял 106 см, т. е. превышал средний рост мальчиков соответствующего возраста на 3,45 см, что в долях от общей сигмы (а = 4,20 см) составляет 0,82. На график выносится эта величина.
Вес мальчика в это время был равен 15,30 кг. По таблицам находим, что средний вес мальчиков 4 лет, имеющих рост 106 см, должен составлять 17,54 кг. Вес Игоря Л. меньше положенного на 2,24 кг. В той же таблице находим, что парциальная сигма равна 1,11 кг. Следовательно, в долях парциальной сигмы разница составляет 2,24 : 1,11 = 2. Так же проведен анализ последующих измерений антропометрических признаков у Игоря Л. В возрасте 41/г лет рост мальчика составлял +0,9а, в 5 лет +1,3а, в 5V2 лет —1,08 а. Следовательно, по росту мальчик относится к группе «средних» и «выше средних» в разные возрастные периоды.
Вес мальчика при поступлении в детский сад находился на уровне —2 aR, т. е. был значительно снижен. Пребывание в детском саду положительно повлияло на физическое развитие Игоря Л. Его вес приблизился к показателям сверстников. В течение лета 1969 г. мальчик перевес кишечную инфекцию. Вероятно, поэтому прибавка в весе у него уменьшилась: за эти летние 472 месяца он поправился только на 0,5 кг и в возрасте 5*/2 лет вес его находился на границе—2,2 aR, что соответствует плохому физическому развитию.
Отложенные на графике показатели физического развития в долях oR иллюстрируют сказанное. Для сравнения предлагаемого метода и принятого ранее метода Martin мы оценивали вес также по отношению к общей сигме. Кривая в меньшей степени отражает изменения, происходящие в состоянии физического развития ребенка, да и все эти изме-
нения происходили в узких границах нормального распределения показателей веса маль чиков соответствующих возрастов. Следовательно, используя для оценки физического развития метод Martin, мы не уловили бы явных отклонений в динамике веса у Игоря Л.
Преимущество предлагаемого метода состоит в том, что он в основе своей содержит оценку гармонического развития зависимых признаков (веса, окружности грудной клетки и т. д.). Метод позволяет объективно оценить динамику физического развития ребенка. Оценка физического развития детей требует внимательного отношения родителей, медицинского персонала детских дошкольных учреждений и особенно врача. Абсолютные прибавки в весе, увеличение окружности грудной клетки могут быть истолкованы неправильно, если не придерживаться методических указаний о правильной оценке физического развития ребенка.
Графический метод позволяет правильно и своевременно выбрать и осуществить конкретный комплекс мероприятий, направленных на улучшение физического развития ребенка и способствующих его гармоническому развитию.
Уровень физического развития является положительной характеристикой состояния здоровья детей. Показатели эти, как правило, улучшаются параллельно с уменьшением заболеваемости и улучшением условий воспитания детей. Поэтому очень важно, анализируя работу детских учреждений, давать характеристику физического развития их коллективов. Характеристика физического развития коллектива должна складываться из индивидуальной оценки физического развития детей, определения относительного распределения групп детей с одинаковым физическим развитием, сравнения ряда распределений групп по физическому развитию в данном коллективе с предполагаемым нормальным распределением или с распределением соответствующих групп в другом коллективе.
ЛИТЕРАТУРА. БунакВ. В. Антропометрия. М., 1941. — Властов-с к и й В. Г. В кн.: Материалы Симпозиума по изучению состояния здоровья детей и подростков. М., 1965, с. 54. — П о к р о в с к и й А. Н. Методика исследования физического развития и телосложения подростков в целях профконсультации. М.— Л., 1931. — Ра-поп о р т Ж. Ж-, П р а х и н Е. И. Физическое развитие детей. Красноярск, 1970. — Сычев А. А., В а р и ч Н. И. Гиг и сан., 1966, № 3, с. 11. — M а г t i n R., Lehrbruch der Antropologie. Jena, 1928.
Поступила 5/X 1971 r.
УДК 378.861.<{049. 3)
0 ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ 1
М. И. Гжегоцкий Львовский медицинский институт
Вопрос о подготовке врачей санитарного профиля на санитарно-гигиенических факультетах медицинских вузов заслуживает внимания, всяческого одобрения и действительно неотложного решения.
Многие положения, выдвигаемые автором, представляются нам бесспорными. Прежде всего следует согласиться с его мнением о том, что санитарные врачи должны иметь более основательные общемедицинские знания. Справедливо и то, что санитарный врач является медицинским специалистом широкого профиля и не все выпускники санитарно-гигиенических факультетов могут быть санитарными врачами, тем более главными санитарными врачами и даже заведующими отделами санэпидстанций. Автор правильно говорит о необходимости 7-го года обучения (через интернатуру) на санитарно-гигиенических факультетах, а также о прохождении интернатуры выпускниками на базах республиканских, краевых, областных и крупных городских санэпидстанций, т. е. там, где имеются квалифицированные кадры и соответствующее оснащение лабораторий.
Однако нельзя согласиться с утверждениями В. П. Петрова, что выпускники санитарно-гигиенических факультетов должны владеть методами служебного делопроизводства, стенографией и машинописью, знать математику и кибернетику, располагать определенным кругом технических знаний, знать новую технологию производства и технику, а также основы ораторского искусства и др. Более того, автор предлагает, что «помимо освоения специальных дисциплин, было бы необходимо на санитарно-гигиенических факультетах уделить больше внимания изучению ряда гуманитарных наук, расширяющих общий кругозор студентов как будущих общественных деятелей». Нам кажется, что в этом отношении правы академик АМН СССР Ф. Г. Кроткое и проф. Г. И. Сидоренко, авторы другой статьи о подготовке санитарных кадров, опубликованной в журнале *.
Мы не должны забывать, что выпускники санитарно-гигиенических факультетов по роду своей службы должны изучать и вскрывать причины возникновения той или иной па-
1 По поводу статьи В. И. Петрова «О подготовке санитарных кадров». Гигиена и санитария, 1971, № 2, с. 86.
2 «Гигиена и санитария», 1969, № 10.