Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ»

тоспособности растущего организма даст возможность сопоставлять и оценивать полученные данные с точки зрения адаптации к различным условиям внешней среды, к специфике питания, учебного процесса, особенностям двигательного режима.

Поступила 22/1Х 1971 г.

Дискуссии и отклики читателей

УДК 378.126:613

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

Проф. Г. И. Румянцев, кандидаты мед. наук Т. А. Козлова и Е. П. Вишневская

Кафедра общей гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова

Важнейшей задачей высшей медицинской школы является улучшение качества подготовки врачей с учетом современного состояния науки и требований практики здравоохранения. Знания студентов, их профессиональная подготовленность в значительной мере определяются квалификацией и педагогическим мастерством профессорско-преподавательского состава вуза.

Педагогический труд является элементом умственного, творческого труда, требующего большого эмоционального напряжения и постоянной «стартовой» готовности. Преподаватель вуза должен обладать высокой культурой поведения, располагать навыками ораторского и импровизационного мастерства. От педагога требуется большая эрудиция в общественно-политических вопросах, глубокое владение марксистско-ленинской теорией, умение придать медицинским проблемам социальную и политическую направленность, что особенно важно в преподавании гигиенических дисциплин.

Качества педагога воспитываются как в процессе его профессиональной деятельности, так и путем индивидуального обучения в той или иной форме (факультеты усовершенствования, шефство старших товарищей, чтение специальной литературы и т. д.). В свете сказанного особое значение придается факультетам повышения квалификации (ФПК) преподавателей, организованным в крупных медицинских вузах. Задачей таких факультетов является повышение научно-теоретической и методической квалификации преподавателей медицинских вузов, обобщение и распространение передового опыта преподавания соответствующих дисциплин, разработка и внедрение новых методов и технических средств обучения, систематизация профессиональных знаний и навыков.

На кафедре общей гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова работа со слушателями ФПК преподавателей ведется 21/2 года. За этот срок прошли обучение 55 человек, из них 5 доцентов, 20 преподавателей со степенью кандидата медицинских наук, 13 преподавателей без ученой степени со стажем от 0 до 3 лет, 8 со стажем от 3 до 5 лет, 4 со стажем от 5 до 10 лет и 5 со стажем свыше 10 лет. Средний возраст слушателей 25—35 лет. В их число входили преподаватели медицинских вузов столиц союзных республик, а также Харькова, Ростова-на-Дону, Гродно, Витебска и других городов.

Известно, что педагогическое мастерство приходит не сразу, а является функцией времени и опыта. Тем не менее часто специалисты со стажем не умеют работать со студенческой аудиторией, недостаточно четко формулируют вопросы, боятся полемики. Работа со студентами требует от преподавателя быстрого реагирования на вопросы слушателей, умения последовательно и грамотно излагать материал; преподаватель должен быть методически подготовленным специалистом. Поэтому основой подготовки слушателей ФПК является повышение их педагогического мастерства, расширение и углубление методической подготовленности, овладение навыками воспитательной работы среди студентов.

Для повышения педагогического мастерства можно использовать несколько методов. Сюда следует отнести посещение слушателями ФПК практических занятий со студентами под руководством опытных преподавателей и доцентов кафедры с последующим методическим разбором каждого занятия. Для занятий с трудной тематикой целесообразно организовать посещение занятия параллельно у 2 преподавателей, что дает возможность со-

поставить различные методические приемы и способы подачи материала. Хотя посещение практических занятии является методом пассивным, он позволяет реально оценить мето дические приемы и методы, используемые преподавателями.

Важным методом повышения педагогического мастерства является самостоятельное проведение слушателями ФПК 2—4 практических занятии со студентами. При этом структура и содержание самостоятельных занятий излагаются в специальном методическом плане, который составляется слушателем за 1—2 дня до занятия. Все самостоятельные занятия детально разбираются на методических конференциях кафедры.

Для методической подготовки слушателей большое значение имеют специальные семинары, проводимые преподавателями-кураторами отдельных разделов гигиены. На этих семинарах подробно излагаются методические особенности каждого практического занятия, характер самостоятельной работы студентов, уделяется внимание оснащению занятий, разбираются методы контроля знаний студентов. На кафедрах, где занимаются студенты нескольких факультетов, слушатель ФПК наиболее глубоко знакомится с занятиями на факультете, который является для него ведущим; ознакомление с занятиями на других факультетах можно проводить в обзорном порядке.

При многопрофильное™ кафедры мы считаем правильным такой «однофакультетный» метод углубленной подготовки слушателей, который позволяет кафедрам периферийных вузов, систематически направляя преподавателей на усовершенствование, подготовить ведущие кадры для лечебного, санитарного и фармацевтического факультетов, а также по курсам радиационной гигиены и спецгигиены.

Параллельно ведется многосторонний обмен опытом преподавания различных курсов и разделов между преподавателями-слушателями ФПК и преподавателями I Московского медицинского института.

Важным элементом оптимизации учебного процесса, осуществляемой в последние годы, служат программированное обучение и программированный контроль знаний студентов. Кафедра общей гигиены в этом отношении накопила достаточный опыт. Слушатели ФПК подробно знакомятся с методами машинного и безмашинного контроля, с обучающими программами, учатся составлять контрольные опросные карты по материалам лекций и практических занятий.

Слушатели ФПК углубленно изучают содержание лекционного курса. При этом они не только присутствуют на лекциях, но и активно их обсуждают, делятся опытом чтения лекций по тому или иному разделу предмета. Такое взаимное обсуждение лекционного курса полезно как для кафедры, так и для слушателей ФПК, способствует улучшению качества лекционного курса.

На кафедре практикуется написание развернутого конспекта лекций слушателями-доцентами с тщательным рецензированием их содержания и конкретным разбором на методической конференции кафедры. В усовершенствовании педагогического мастерства и методической подготовленности слушателей существенное значение имеет понимание основ педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе. В I Московском медицинском институте для слушателей ФПК организован курс лекций по этой тематике, что является необходимым элементом в их общей подготовке.

Учебно-методическая и идейно-воспитательная работа в вузе представляют собой единое целое. Слушатели активно участвуют в идейно-воспитательной работе со студентами, которая ведется преподавателями кафедры, посещают студенческие комсомольские активы, собрания, участвуют в деятельности студенческого научного общества.

В наше время преподаватель вуза не только педагог и методист, но и специалист в конкретной области знаний. В связи с этим большое внимание уделяется повышению и научно-теоретических знаний слушателей ФПК по специальности. Используются различные методы обучения. Так, слушатели посещают лекции по основным медико-биологиче-ским проблемам и актуальным вопросам гигиенической науки. Повышению их научно-тео-ретического уровня способствуют специальные семинары, посвященные определенным научным проблемам. Эти семинары являются активной формой подготовки слушателей. За 7—10 дней последние прочитывают основные монографии и статьи последних лет по проблеме и на семинаре с профессором активно обсуждают тему с учетом современного состояния вопроса. Так, на кафедре общей гигиены проводятся подобные научные семинары на темы «Вибрационная болезнь», «Пневмокониозы» и т. д.

В течение курса обучения слушатели готовят 2 реферата на определенную тему, чаще всего связанную с дискуссионными научными вопросами, что дает возможность им высказать свое отношение к данной проблеме.

Во всех случаях слушатели имеют возможность получить консультации по научной работе как на кафедре, так и в соответствующих научно-исследовательских институтах.

Все это позволяет слушателям повысить уровень научно-теоретической подготовки, освоить новые методы исследования, усовершенствовать профессиональные навыки по своей специальности.

Таким образом, система обучения на ФПК преподавателей создает предпосылки для создания в медицинских вузах коллективов высококвалифицированных специалистов и педагогов с достаточной методической подготовкой.

В связи с этим важен вопрос об индивидуальной системе подготовки слушателей ФПК. Каждый из них в зависимости от стажа квалификации и степени педагогического мастерства работает по индивидуальному плану; поэтому одномоментно на кафедрах гигиенического профиля должны работать не более 6 слушателей. Увеличение групп до 10—

49

87

15 человек неизбежно ухудшает индивидуальное обучение, затрудняет контроль знаний слушателей, ухудшает условия производственного контакта с ними.

Нельзя не коснуться комплектования групп слушателей по стажу. ФПК преподавателей является инструментом усовершенствования, а не базой первичной специализации. Как известно, усовершенствование должно проводиться на уже приобретенном базисе. Поэтому минимальный стаж слушателя, посылаемого на учебу, должен быть не менее 2— 3 лет. Наш опыт показывает, что молодые преподаватели (со стажем до 1 года) хуже усваивают материал. У них нет достаточного опыта для сопоставления различных методов обучения, не накоплены соответствующие педагогические навыки. И наконец, несколько слов о внедрении новых методов обучения в педагогический процесс местных вузов. Если слушатель усвоит соответствующий материал на курсах ФПК, получит определенные навыки, но не внедрит их в педагогический процесс в своем вузе, следовательно, задача ФПК выполнена лишь частично. Большое значение имеет проведение периодических совещаний заведующих кафедрами определенных профессий с обсуждением вопросов преподавания конкретной дисциплины, с учетом подготовки преподавателей через систему ФПК.

Постоянное совершенствование педагогического мастерства, повышение научно-теоретического уровня преподавателей высших медицинских учебных заведений по специальности служат залогом успешной подготовки высокообразованных квалифицированных врачебных кадров.

Поступила 12/Х1 1971 г.

УДК 572. 51.087.1-053.2

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Проф. Ж. Ж. Рапопорт, канд. мед. наук Е. И. Прахин Красноярский медицинский институт

Под физическим развитием мы понимаем биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма. Как все биологические процессы, физическое развитие представляет собой генетически обусловленное, наследственно передаваемое свойство. С этим в значительной степени связаны расовые, национальные, региональные особенности физического развития детей, проживающих в различных климато-геогра-фических зонах. Физическое развитие — процесс динамический. Поэтому в оценке его необходимо учитывать темп и изменчивость. Вместе с тем должен быть и охарактеризован уровень физического развития, т. е. степень развития организма, достигнутая ко дню обследования ребенка.

В педиатрической практике для характеристики физического развития детей пользуются оценкой роста стоя, веса и окружности грудной клетки. Важнейшими особенностями детского возраста являются рост и развитие размерных признаков организма. Интенсивность нарастания длины и массы тела, подчиняясь биологическим законам, во многом зависит от разнообразных внешних воздействий, нередко нарушающих процессы роста и развития организма. Поэтому в основе изучения здоровых и больных детей центральное место должно занять познание этих закономерностей и возможно раннее выявление отклонений от нормы основных показателей физического развития детей.

Применяемые в настоящее время оценки физического развития детей могут быть разделены на 2 основные группы. К первой из них относятся оценки, констатирующие состояние физического развития ребенка на определенном возрастном этапе, ко второй — оценки физического развития по темпу, ритму и гармоничности его. Оценки, констатирующие физическое развитие ребенка на определенном возрастном этапе, сопровождаются разработкой всевозможных индексов, т. е. поисками оптимальных соотношений отдельных антропометрических признаков человека. Число математических индексов в настоящее время достигает нескольких десятков. В основном это весо-ростовые и грудо-ростовые отношения. Ряд авторов предлагал в качестве индексов использовать математические формулы, характеризующие геометрические фигуры. РоЬгег, например, высказал предположение, что между весом и ростом существует физиологическая корреляция, которая выражается формулой:

Я

/ = ]I,

где / — индекс; Р — вес; I — рост.

Каир считал, что между ростом и весом существует корреляция, выражаемая формулой:

Он исходил из того, что человеческое тело имеет форму цилиндра. Однако В. В. Бу нак показал, что истинный показатель степени, в которую нужно возвести рост для полу чения константного отношения, весьма вариабелен и колеблется от 1,90 до 2,60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.