природными условиями и сортовыми особенностями изучаемого продукта. В Болгарии в основном выращиваются табаки, принадлежащие к 1-й группе ботанического вида МсоШпа 1аЬасшп. Табаки, выращиваемые в США, относятся ко 2-й группе этого ботанического вида (Мериланд, Бурлей, Вирджиния и др.). Вместе с тем не исключено влияние и способа сушки табачных листьев. Естественная (солнечная) сушка, применяемая в Болгарии, позволяет получать более «чистое» сырье, тогда как при трубно-огневой сушке, используемой в США, возможно радиоактивное загрязнение табака за счет используемого горючего (Тбо и соавт.).
Таблица 2
Содержание Ро210 в табаках Народной Республики Болгарии, СССР и США (в пкюри/г)
Страна Ро"» в табачных листьях Источник
Народная Республика Бол- 0,425 Собственные данные
гария СССР (0,209—0,583) 1,127
(0,600—1,600) А. П. Ермолаева
(0,150—1,010) TSO и соавт.
США 0,490
(0,348—0,700) Gregory
(0,170—1,540) Berger и соавт.
Меньший диапазон колебаний радиоактивности болгарских Табаков по сравнению с табаками Советского Союза и США связан, по-видимому, и с более близкими природными условиями разных табаководческих областей Болгарии по сравнению с районами выращивания табака в этих странах.
ЛИТЕРАТУРА. Ермолаева А. П. Гиг. и сан., 1965, № 12. с. 40. — Gregory L. P., Sceince, 1965, v. 150, p. 74. — Т s о Т. С., Н а 1 г 1 1 е у, Alejan-der L. Т. Ibid., 1966, v. 153, p. 880. — T s о И. С., С а г г J. М., F е г г i Е. S. et al. Agronomy J., 1968., v. 60, p. 650.—В e г g e r J. C., Er hart W. H., F r a n с i s C. W., Science, 1965, v. 150, p. 1738.
Поступила 12/X 1971 r.
УДК 613.735-053.5(438)
О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛЬШЕ
Канд. мед. наук А. Г. Сухарев Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Знакомство с программами физического воспитания школьников в Польской Народной Республике дает основание утверждать, что в этой стране придается большое значение оздоровительной направленности в организации уроков физической культуры и спортивных занятий учащихся. Так, коллегия Министерства народного образования, проанализировав постановку обучения в школе, сочла физическое воспитание основным элементом в ее работе. В принятом решении предусмотрен в рамках существующего финансирования постепенный переход 1—4-х классов на обучение с 3 уроками физической культуры в неделю (прежняя программа, как и в СССР, предусматривала 2 урока физкультуры в неделю для учащихся всех классов). Одновременно намечено создать спортивную базу в школах, организовать курсы подготовки преподавателей и т. д.
Следует заметить, что уже теперь в ряде школ введен дополнительный (3-й) урок физической культуры в недельное расписание учащихся младших
классов. Например, в школе № 12 Кракова ученики 1—4-х классов дополнительно занимаются раз в неделю (по 45 мин.) в плавательном бассейне. Занятия преследуют оздоровительные цели, в ходе их дети учатся держаться на воде, лучшие пловцы отбираются в состав спортивных групп. Оплата труда инструкторов плавательного бассейна производится за счет бюджета района.
Определенный интерес представляет опыт занятий физической культурой и коррегирующей гимнастикой со школьниками, имеющими нарушения в осанке. По данным научно-исследовательского института матери и ребенка Министерства здравоохранения ПНР, 10—15% учащихся общеобразовательных школ имеют ортопедические заболевания. С работой одного из них (в Кракове) нам удалось ознакомиться. Это лечебно-профилактическое учреждение состоит из спортивного комплекса (4 спортивных зала по 60 м2, плавательный бассейн 25x8 м- и другие сооружения), обслужи--ваемого группой врачей-ортопедов и 20 инструкторами по лечебной гимнастике. Профилактическое лечение проходят более 1500 детей школьного возраста, страдающих нарушениями осанки. Занятия проводятся амбу-латорно 3 раза в неделю по 2 академических часа в день. Методика занятий коррегирующей гимнастики разработана на основе рекомендаций советских специалистов. Форма же организации центра реабилитации (использование врачей-ортопедов и методистов по лечебной физкультуре, создание необходимого комплекса спортивных сооружений с современным оборудованием) заслуживает внимания. По мнению польских специалистов, лечение оказывается эффективным в 20—30% случаев уже после года занятий. Кроме того, центр осуществляет методическое руководство группами коррегирующей гимнастики, создаваемыми в общеобразовательных школах для детей с начальными формами нарушений осанки. Как и в СССР, такие группы работают факультативно 3 раза в неделю по 2 часа в день.
Профилактике нарушений осанки большое внимание уделяется и на уроках физической культуры, программа которых часто содержит элементы коррегирующей гимнастики.
Оздоровительная направленность отмечается и в организации спортивных классов, создаваемых в школах, где имеется хорошая спортивная база. Так, в Варшаве спортивные классы созданы в 50 школах, в Кракове — в 22. В чем сущность этих классов? Из числа учащихся, занимающихся спортом или способных к спортивным занятиям, формируется класс, специализированный по тому или иному виду спорта. Наиболее популярными в школах Польши являются спортивные игры, особенно ручной мяч, а также плавание и фигурное катание на коньках. При формировании спортивного класса специального отбора не производится, в нем может заниматься любой здоровый ученик, рекомендуемый учителем физической культуры, при согласии родителей. Учащиеся специализированного класса занимаются в школе по общепринятой программе и дополнительно 6—8 часов в неделю — общефизической подготовкой и спортивной тренировкой. Работу спортивного класса курирует преподаватель физического виспитания.
В одной из таких школ, которую мы посетили, спортивный класс создан из учащихся 5-х классов и существует уже 2 года. Класс не имеет второгодников, в 1970/71 учебном году у школьников отсутствовали неудовлетворительные оценки, а средний балл успеваемости был выше, чем в других классах. Ученики дорожат честью своего класса, помогают отстающим. По данным школьного врача, заболеваемость учащихся спортивного класса на 10—15% ниже общешкольной. Занятия в классе способствуют лучшему физическому развитию и расширению функциональных возможностей детского организма.
Положительный опыт введения увеличенного объема занятий физической культурой и спортом в массовых школах заслуживает пристального внимания. В то же время, на наш взгляд, подготовку юных спортсменов следует проводить не по типу специализированных классов, а путем созда-
ння школ-интернатов спортивного профиля, где можно правильно организовать питание детей, рационально сочетать учебно-тренировочный процесс и отдых, осуществлять врачебно-педагогический контроль и соответствующую воспитательную работу. Так готовят юных спортсменов в ГДР; создано несколько подобных интернатов и в СССР.
Санитарно-эпидемиологическая служба в Польше, как и в СССР, осуществляет санитарный контроль за местами занятий физической культурой и спортом школьников. Школьно-санитарные врачи изучают санитарное состояние объектов, обобщают и анализируют полученные данные, которые представляются в отделы народного образования, в Советы и партийные органы.
В связи с этим представляют интерес карты учета санитарного состояния и динамического наблюдения за детскими учреждениями, которые мы видели в санэпидстанции Плондского уезда. Эту карту наши польские коллеги иронически называют «историей болезни» детского учреждения и его спортивных сооружений. Здесь в лаконичной форме описаны устройство и состояние вентиляции, характер освещения и величина освещенности, оборудование спортивных площадок, их устройство и т. д. Один из разделов карты посвящен анализу школьного расписания и учебной нагрузки, использованию рекреации и пришкольных площадок для перемен и т. д. В заключительной части содержатся предписания школьно-санитарного врача. Наличие подобных карт в санэпидстанции позволяет систематизировать необходимые сведения и делать обобщения по всему уезду, брать под усиленный контроль те или иные объекты, составлять перспективные планы. Наличие карт обеспечивает также лучшую преемственность в работе школьных врачей санэпидстанции и дает возможность повысить контроль за их деятельностью. На наш взгляд, опыт школьно-санитарных врачей Польши следует учесть при организации контроля за санитарным состоянием объектов обучения и воспитания детей и подростков.
Крупным научным и учебным центром ПНР, воздействующим на развитие физической культуры в стране, является Академия физического воспитания. Выпускники академии работают преподавателями физического воспитания в школах всех типов, спортивными тренерами, организаторами физической культуры и туризма; кроме того, они используются в качестве специалистов по лечебной физкультуре в центрах реабилитации и т. д. Академия как научно-исследовательский центр развивает исследования в области гигиены физического воспитания и спорта, физиологии и биохимии физических упражнений, спортивной медицины и лечебной реабилитации, теории и методики физического воспитания и спорта, музыкально-двигательного воспитания, туризма и в ряде других направлений.
Исследования по гигиене физического воспитания и спорта сосредоточены на кафедре гигиены (зав.— доц. А. Бродниевич). Здесь выполняются работы, связанные с оценкой суточных энерготрат, с гигиеной внешней среды во время занятий физическими упражнениями, личной гигиеной туристов и спортсменов и т. д. Рольские гигиенисты справедливо считают, что урбанизация и индустриализация создают специфические условия среды, которые могут оказаться неблагоприятными для здоровья человека. Поэтому усилия должны быть направлены не только на оздоровление внешней среды, но и на повышение устойчивости организма к изменяющимся условиям средствами физической культуры и спорта. Для сохранения здоровья и психофизической подготовленности человеку необходим двигательный режим спортивного характера. Этим объясняется тесное сотрудничество гигиенистов, физиологов и преподавателей физического воспитания. Заслуживает внимания ряд проводимых в Академии физического воспитания и других научных учреждениях методических разработок по оценке физической работоспособности человека в различные возрастные периоды. Некоторые из них целесообразно апробировать в исследованиях, проводимых в СССР. Унифицированный подход к оценке физической рабо-
тоспособности растущего организма даст возможность сопоставлять и оценивать полученные данные с точки зрения адаптации к различным условиям внешней среды, к специфике питания, учебного процесса, особенностям двигательного режима.
Поступила 22/1Х 1971 г.
Дискуссии и отклики читателей
УДК 378.126:613
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
Проф. Г. И. Румянцев, кандидаты мед. наук Т. А. Козлова и Е. П. Вишневская
Кафедра общей гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова
Важнейшей задачей высшей медицинской школы является улучшение качества подготовки врачей с учетом современного состояния науки и требований практики здравоохранения. Знания студентов, их профессиональная подготовленность в значительной мере определяются квалификацией и педагогическим мастерством профессорско-преподавательского состава вуза.
Педагогический труд является элементом умственного, творческого труда, требующего большого эмоционального напряжения и постоянной «стартовой» готовности. Преподаватель вуза должен обладать высокой культурой поведения, располагать навыками ораторского и импровизационного мастерства. От педагога требуется большая эрудиция в общественно-политических вопросах, глубокое владение марксистско-ленинской теорией, умение придать медицинским проблемам социальную и политическую направленность, что особенно важно в преподавании гигиенических дисциплин.
Качества педагога воспитываются как в процессе его профессиональной деятельности, так и путем индивидуального обучения в той или иной форме (факультеты усовершенствования, шефство старших товарищей, чтение специальной литературы и т. д.). В свете сказанного особое значение придается факультетам повышения квалификации (ФПК) преподавателей, организованным в крупных медицинских вузах. Задачей таких факультетов является повышение научно-теоретической и методической квалификации преподавателей медицинских вузов, обобщение и распространение передового опыта преподавания соответствующих дисциплин, разработка и внедрение новых методов и технических средств обучения, систематизация профессиональных знаний и навыков.
На кафедре общей гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова работа со слушателями ФПК преподавателей ведется 21/2 года. За этот срок прошли обучение 55 человек, из них 5 доцентов, 20 преподавателей со степенью кандидата медицинских наук, 13 преподавателей без ученой степени со стажем от 0 до 3 лет, 8 со стажем от 3 до 5 лет, 4 со стажем от 5 до 10 лет и 5 со стажем свыше 10 лет. Средний возраст слушателей 25—35 лет. В их число входили преподаватели медицинских вузов столиц союзных республик, а также Харькова, Ростова-на-Дону, Гродно, Витебска и других городов.
Известно, что педагогическое мастерство приходит не сразу, а является функцией времени и опыта. Тем не менее часто специалисты со стажем не умеют работать со студенческой аудиторией, недостаточно четко формулируют вопросы, боятся полемики. Работа со студентами требует от преподавателя быстрого реагирования на вопросы слушателей, умения последовательно и грамотно излагать материал; преподаватель должен быть методически подготовленным специалистом. Поэтому основой подготовки слушателей ФПК является повышение их педагогического мастерства, расширение и углубление методической подготовленности, овладение навыками воспитательной работы среди студентов.
Для повышения педагогического мастерства можно использовать несколько методов. Сюда следует отнести посещение слушателями ФПК практических занятий со студентами под руководством опытных преподавателей и доцентов кафедры с последующим методическим разбором каждого занятия. Для занятий с трудной тематикой целесообразно организовать посещение занятия параллельно у 2 преподавателей, что дает возможность со-