ЛИТЕРАТУРА
Багдасарьян Г. А. Вопр. вирусол., 1962, №5, с. 551. — Бароян О. В., Гайлонская И. Н. В кн.: Кишечные вирусы и вызываемые ими заболевания. М., 1962. — Ворошилова М. К., Тольская Е. П., Лаврова И. К. В кн.: Полиомиелит, неполиомиелитные энтеровирусы и клещевой энцефалит. М., 1961, с. 170. — Григорьева Л. В., Ярошенко В. А., Чернина Г. П. и др. Врач, дело, 1964, № 12, с. 58. — Шекоян Л. А. Докл. АН СССР, 1961, т. 138, № I, с. 219. — Hoff ert W., Bates M., Cheever F., Am. J. Hvg., 1958, v. 68, p. 15. — К a s e 1 J., Rosen L., Evans H„ Proc. Soc. exp. Biol. (N. Y), a. med. 1963, v. 112, p. 979. — Klein M., Ear-ley E„ Zellat J., Ibid., 1959, v. 102, p. 1, —Lamont P., Betts A., Nature, 1958, v. "182, p. 608, —Ligth J., Hodes H„ J. Publ. Hlth., 1943, v. 33, 1451, —Moll Т., Finlayson A., Science, 1957, v. 126, p. 401. — Moscovici C., Ginevri A., M a g-garachio V., Am. J. vet. Res., 1959, v. 20, p. 625. — Moscovici C., La P 1 а с a M., M a i s e 1 J. et al„ 1961, v. 22, p. 852. — P i n d a k F., Clapper W„ Ibid., 1964, v. 25, p. 52. — R о s e n L„ Abinanti F., Am. J. Hyg., 1960, v. 71, p. 250. — S a b i n A., Science, 1959, v. 130, p. 1387. —
Поступила 15,'VI 1965 г.
ЗА РУБЕЖОМ
УДК 371.7(497.2)
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ БОЛГАРИИ
К. И. Лучина, М. А. Умнова Министерство здравоохранения СССР, Москва
Во время двухнедельного пребывания в Народной Республике Болгарии в конце 1964 г- мы ознакомились с состоянием охраны здоровья детей и подростков этой страны и в том числе с гигиеническими вопросами их обучения и воспитания.
В республике установлено обязательное 8-летнее обучение; 94% Детей, оканчивающих 8-летнюю школу, продолжают учиться в гимназиях (9—11-е классы), техникумах (с 4-годичным сроком обучения) и профтехучилищах (с 2-годичным сроком обучения).
Система медико-санитарного обслуживания детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях примерно аналогична нашей. Лечебно-профилактическую помощь учащимся (школ, профтехучилищ, техникумов) оказывают врачи-интернисты (педиатры, терапевты) с достаточной гигиенической подготовкой, а также врачи-стоматологи и медицинские сестры с подчиненностью этих специалистов детским отделениям городских объединений; норма обслуживания на 1 врача 1200—1500 учащихся.
Заслуживает внимания то, что школьным врачам предоставлена возможность ежедневной работы в поликлинике или стационаре. Представляет интерес врачебный контроль за физическим воспитанием учащихся, особенно детей, страдающих сколиозами, ведение историй болезни по месту учебы, постановка гигиенического воспитания (в том числе полового) молодежи, борьба с курением.
Профилактические и углубленные медицинские осмотры учащихся проводятся 3 раза в год (в сентябре, январе и апреле) строго по графику и под контролем дирекции учебного заведения, с диспансеризацией всех учащихся — здоровых и больных. Имеется преемственность в обслуживании больных поликлиникой, стационаром и школьным врачом. Все данные о заболеваемости учащихся концентрируются у школьного врача, что позволяет ему систематически анализировать состояние здоровья и физическое развитие детей, своевременно разрабатывать и осуществлять профилактические мероприятия в данном учебно-воспитательном учреждении.
Санитарный надзор за условиями и режимом обучения и воспитания учащихся осуществляют санэпидстанции; формы и методы санитарного надзора аналогичны нашим, однако в деятельности школьно-санитарных врачей имеются и некоторые отличия. В частности, на них возложен анализ данных о физическом развитии учащихся школ на обслуживаемой территории.
Вопросы народного образования и подготовки квалифицированных кадров (в профтехучилищах, техникумах, вузах) входят в компетенцию одного ведомства — Министерства просвещения.
На основании длительного изучения режима дня учащихся школ и настойчивых требований органов здравоохранения проведены мероприятия по уменьшению учебной нагрузки школьников: сокращено число учебных часов в неделю, практически ликвидирован шестой урок в старших классах, увеличено число часов, отводимых на физкультурно-оздоровительные мероприятия, и т. д.
Учебный год начинается 15 сентября и продолжается 29 недель для 8-го класса, 30 недель для 9-го класса, 31 неделю для 1—4-х классов, 32 недели для 9—10-х классов и 33 недели для 5—7-х классов. Занятия ведутся 6 дней в неделю. Перемены длятся по 10 мин. После 2—3 уроков дается 30-минутная перемена для завтрака и физкультурных занятий. Все перемены дети проводят на воздухе. Число учебных часов в неделю не превышает 31 для старших классов, а для 1-го класса — 22.
Особенностью обучения в школе является наличие факультативных предметов. К ним относятся стенография, русский, западный, латинский и тюркский языки, музыка, рисование и автодело (трактор). Занятия по этим предметам проводятся с 8-го класса (по русскому языку с 5-го класса). Число часов в неделю по этим предметам не превышает 2. Дирекция школ обращает особое внимание на правильный выбор числа факультативных предметов (не больше двух, причем один из них либо музыка, либо рисование).
Следует указать, что около 30% учебного времени в неделю в 8-летней школе отводится на такие предметы, как физкультура (2—3 часа), рисование (1—2 часа), пение (1—2 часа) и трудовое обучение — уроки труда и работы в мастерских (2—3 часа).
В 9—11-х классах введено производственное обучение, главным образом по специальностям токаря, слесаря и фрезеровщика, по автоделу, по специальностям, которые требуются для работы в виноградарской, консервной промышленности. По всем этим специальностям нет ограничений по возрасту и полу.
На производственное обучение отводится в 9-м классе 3 часа в неделю, в 10-м и 11-м классах по 6 часов. Кроме того, учащиеся 9-х классов проходят производственную практику в течение 12 дней и учащиеся
10-х классов — в течение 16 дней, по 6 часов в неделю (в июне). Производственное обучение проводится в основном в мастерских школ, а практика— на предприятиях в общих цехах. Вопросы профессиональной врачебной консультации и профотбора подростков полностью еще не разрешены. От производственного обучения освобождаются учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья.
По инициативе органов здравоохранения и просвещения осуществлен ряд государственных мероприятий, направленных на комплексное решение задачи физического воспитания школьников. Сюда входит подготовка и переподготовка кадров (медицинских, педагогических, дошкольных воспитателей), введение системы преподавания физкультуры в школах и организация внеклассной физкультурной работы, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста.
Основу физкультурно-оздоровительной работы в школе составляют уроки физкультуры — по 2 часа в неделю в 1—2-м и 6—10-м классах и по 3 часа в 4—5-х классах; ежедневная 15-минутная утренняя гимнастика перед началом занятий; физкультурные занятия в большую, 30-ми-нутную, перемену; спортивный полудень (учащиеся всех классов раз в неделю 3 часа занимаются туризмом, спортивными играми, совершают походы и т. д.). Кроме того, в школах введены внеклассные занятия физкультурой и спортом на свежем воздухе; зарекомендовал себя опыт одной из гимназий Софии, где занятия физкультурой проводятся на пришкольном участке в любую погоду, даже при температуре ниже нуля.
Изучение состояния здоровья подрастающего поколения показало сравнительно большое распространение нарушений опорно-двигательного аппарата. В связи с этим был разработан и внедрен в практику ряд мероприятий для профилактики и лечения сколиозов (введен комплекс физкультурных упражнений, изменен режим дня в школах, пересмотрены размеры парт). Повсеместно проведены семинары директоров школ и детских садов, учителей, школьных врачей и медицинских сестер по профилактике сколиозов. В каждом районе Софии есть специальные группы, в которых 3 раза в неделю проводятся специальные занятия. Руководят ими методисты по лечебной физкультуре из числа студентов последнего курса высшего института физкультуры. Летом Министерство просвещения развертывает сеть оздоровительных лагерей для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Срок пребывания в лагере 30 дней. Возглавляет его врач; в штат лагеря входит врач, преподаватель физкультуры, методист по лечебной физкультуре и медицинская сестра. В лагеря направляют школьников, имеющих следующие формы нарушений: предсколиоз, сколиоз I, II, III и IV степени (классификация сколиозов Министерства здравоохранения НРБ).
В школах придается серьезное значение гигиеническому воспитанию учащихся. В начальных классах они получают некоторые сведения о гигиене воды, почвы, воздуха и т. д., в учебные материалы по биологии, зоологии, физике и химии включены вопросы гигиены; в 7-м классе преподают анатомию и физиологию; этот предмет рекомендуется вести врачу или биологу.
Прививают детям гигиенические навыки и ведут пропаганду гигиенических знаний в школах организации Красного Креста Болгарии через санитаров в 1—4-х классах, санитарные посты в 5—8-х классах, курсовые мероприятия с пионерами 4—5-х классов на тему «Помогите другу» и пионерами 6—7-х классов по курсу «Будь готов к санитарной обороне», а также путем подготовки из числа учащихся 3—7-х классов санитарных инструкторов по специальной 10-часовой программе. Большое внимание уделяется противоалкогольной пропаганде и борьбе с курением.
Особый интерес представляет проводимый в школах для учащихся 10—11-х классов 8-часовой курс гигиены девушек и юношей по программе, разработанной Центральным комитетом Болгарского Красного Креста. Курс читают школьные врачи и акушеры-гинекологи раздельно для девушек и юношей. Подобная работа ведется уже 4-й год. Опыт показал, что до 70% юношей и девушек охотно посещают этот курс, не предусмотренный учебным расписанием. В помощь лекторам, а также слушателям разработаны и изданы методические материалы (лекции, брошюры и др.). Одновременно для родителей в школах организуются лекции об особенностях развития подростков в пубертатном периоде.
Мероприятия по охране здоровья подрастающего поколения удалось осуществить благодаря согласованной работе министерств здравоохранения и просвещения, целеустремленной научно-исследовательской работе, направленной на изучение динамики состояния здоровья, физического развития и дееспособности детей и подростков, изучение учебной нагрузки школьников, режима учебного и трудового обучения.
Существует междуведомственная комиссия в составе представителей Министерства просвещения и Министерства здравоохранения, комсомольской и профсоюзной организаций, Общества Красного Креста и др., которая рассматривает и подготавливает предложения для министерств, касающиеся летнего отдыха учащихся, плана издания санитар-но-просветительной литературы, программы повышения квалификации школьных врачей, работы школьной поликлиники, учебной нагрузки школьников и т. д. Широко практикуется принятие совместных решений, и, как мы смогли убедиться, это дает большие положительные результаты.
Нельзя не упомянуть о некоторых особенностях строительства зданий школ в Болгарии. Согласно действующим нормам, проектируются школы на 8—16—24—28 классных помещений. Как архитекторы, так и гигиенисты не считают целесообразным сооружать школы большей вместимости. Школы размещаются в 3-этажных зданиях, однако в Софии и других крупных городах (Пловдиве, Варне) разрешается строить 4-этажные здания.
Как правило, здания имеют цокольный этаж, который используется для размещения пищеблоков и мастерских. Высота учебных помещений установлена в 3,4 м в чистоте. Площадь и набор помещений в основное аналогичны нашим.
Ознакомление со зданиями школ, выстроенными в последние годы по типовым и индивидуальным проектам, а также с типовыми проектами зданий школ на 8—16—24 классных помещения позволило выявить ряд особенностей, диктуемых, с одной стороны, особенностями учебно-воспитательного процесса и режима в школах, а с другой — некоторыми климатическими особенностями. В частности, отсутствуют централизованные вестибюли и гардеробы; гардеробы рассредоточены по этажам и устроены в коридорах при каждом классе или в торцах коридора на группу классных помещений; хранение одежды открытое. Физкультурные залы и мастерские располагаются, как правило, в особом здании, связанном с основным утепленным переходом или навесом. В здании школ на 16—24—28 классов специально оборудуют кабинеты музыки и рисования по 65 м2. (В зданиях старой постройки под эти кабинеты выделяют одно из классных помещений.) Для гимназий (9—11-е классы) проектируют и строят отдельно стоящие 2-этажные здания учебно-производственных мастерских. Состав этих помещений дает возможность в пределах учебных программ овладеть теми или иными профессиональными- навыками (мастерские по деревообработке, металлу, швейные, кабинет по автотракторному делу, машинное отделение, складские помещения, рекреации, гардероб, туалетные). С 1964 г. для гимназий по-новому проектируют кабинеты физики, химии и биологии, кото-
рые имеют по 3 помещения: аудиторию (65 м2), лабораторию (50 м2) и лаборантскую (34 м2).
Рекреации, в нашем понимании их назначения, отсутствуют в болгарских школах. Они представлены в виде коридоров шириной немногим более 2 м с односторонней застройкой и гардеробами (8-летняя школа в Самокове постройки 1964 г.), с двусторонней застройкой примерно той же ширины без гардеробов (школа № 107 в Софии) и со смешанной застройкой шириной около 3 м (гимназия в Варне). Эти коридоры служат главным образом транзитным целям — в любую погоду дети проводят перемены на свежем воздухе. Для предохранения их от неблагоприятного воздействия погоды над площадками устраиваются навесы.
Строятся здания школ компактные и блочные, лаборатории располагаются по вертикали, соблюдается повозрастное распределение учащихся по этажам. Площадь и состав помещений пищеблока (включая столовую) рассчитываются так, чтобы на 1 место приходилось 0,9 м2 (в столовой) и одновременно обеспечивалось обслуживание 50% учащихся одной смены.
Особенностью проектирования и строительства зданий школ последних лет является наличие помещений для детей дошкольного возраста (6 лет). На первом этаже здания школы с отдельным входом располагаются гардероб (8 м2), детская (50 м2), буфетная (3 м2) и санитарный узел (6 м2). Эти помещения рассчитываются на одну группу детей (25—30 человек), с которыми проводятся занятия и игры с 8 до 12 и с 14 до 18 часов. Но могут быть и 2 группы: одна занимается до обеда, а другая —после обеда. Опыт работы таких групп свидетельствует о том, что дети, занимающиеся в них, привыкают к школьным условиям, оказываются лучше подготовленными к учебным занятиям. Кроме того, организация 4-часовых групп детей дошкольного возраста приносит большую пользу матерям, занятым на работе неполный день.
Опыт решения гигиенических вопросов обучения и воспитания детей в школах Народной Республики Болгарии, безусловно, может быть использован в практике советского здравоохранения.
Поступила 13/1X 1965 г.