Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ'

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ»

ЗА РУБЕЖОМ

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ

Кандидат медицинских наук Л. В. Михайлова

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР

В октябре 1960 г. делегация Министерства просвещения РСФСР посетила Народную Республику Болгарию (НРБ), где ознакомилась с работой детских учреждений, медицинским обслуживанием детей, научной работой по вопросам психологии, дефектологии, гигиены детей и подростков.

В Народной Республике Болгарии принят закон о перестройке народного образования и об усилении связи школы с жизнью, повсеместно осуществляется сочетание обучения с общественно полезным и производительным трудом на широкой политехнической основе.

Курс обучения в средней школе продлен до 12 лет, все учащиеся 10-го и 11-го классов в этом учебном году один день в неделю работают на различных предприятиях. Учащиеся средних классов получают практические навыки в мастерских, работают на пришкольных опытных участках. Режим учебных занятий в школах Болгарии довольно близок к режиму советской школы, но есть и некоторые отличия.

Учебные занятия в большинстве болгарских школ в первую смену начинаются в 7 часов 30 минут, во вторую — в 13 часов 30 минут. Продолжительность уроков 45 минут, в первых классах в начале года уроки продолжаются 35 минут. Количество учебных часов в день в первых классах 3—4, во 2—4-х—4, в 5—8-х—5, в старших — 5—6. Количество учебных дней в неделе 6. Начало учебного года в середине сентября. Распределение по сменам производится иначе, чем в наших школах. В крупных школьных зданиях, как правило, размещаются две школы. Каждая возглавляется своим директором, имеет свой педагогический коллектив. Иногда сочетаются две школы, одинаковые по составу классов, иногда различные, например, одна школа с 1-го по 7-й класс, а вторая — с 8-го по 12-й. В каждой школе занимаются только в одну смену и чередуются сменами по четвертям или полугодиям с другой школой. Такое распределение по сменам в тех случаях, когда в одном здании занимаются школы с разным распределением классов, как в приведенном примере, создает большие затруднения с использованием учебной мебели.

Остро стоит вопрос о режиме дня и учебной нагрузке школьников, особенно в старших классах. Исследования Института физического воспитания и школьной гигиены Болгарской академии наук свидетельствуют о том, что продолжительность классной и домашней учебной нагрузки в 9-х классах составляет около 10—12 часов, в 8-х — 9—11 часов, в 7-х — 8—10 часов в день.

Школьные здания, которые нам удалось осмотреть в Софии, Пловдиве, Варне, в большинстве трехэтажные с односторонней застройкой широких рекреационных коридоров, классы в новых школах имеют пло-

щадь примерно 50 м2 при наполняемости около 40 человек. Из особенностей внутренней планировки можно остановиться на отсутствии в большинстве школ центрального гардероба. Вешалки для верхней одежды расположены в рекреациях по этажам здания вблизи от входных лестниц. Следует отметить, что в октябре почти все дети ходили в школу без верхней одежды и лишь на некоторых вешалках висели 1—2 легких жакета. В коридоре первого этажа в ряде школ стоят специальные стеллажи или шкафчики для уличной обуви, которую дети снимают при входе в школу, меняя ее на туфли или тапочки. Полы в коридорах во всех школах, которые мы посетили, каменные.

Мастерские по обработке дерева, металла и др. в старых школьных зданиях располагаются в классах или других приспособленных помещениях, но наряду с этим ведется строительство специальных помещений для мастерских, рассчитаИных на одну или несколько школ. Строительство осуществляется как при помощи государственных средств, так и на общественных началах. Например, в 8-летней школе в селе Ракита здание для мастерских строят родители учащихся в свободное от работы время, педагоги, школьники. Во вновь строящихся школах запроектированы специальные площади для мастерских.

В школах Болгарии очень чисто. Классные комнаты заботливо убраны. На стенках картины, на небольших кронштейнах или полочках изящные вазоны с цветами, цветы на столах у преподавателя, в младших классах небольшие аквариумы, отсутствуют высокие громоздкие цветы на окнах. Дети сидят за двухместными партами. Окраска мебели больше светлая — цвета натурального дерева, иногда зеленая, реже черная. Парты с центральной связью с нулевой или даже отрицательной дистанцией сиденья, узким столом без откидной части.

В начальной школе учащиеся не имеют формы, одеты легко, многие в носках, мальчики в коротких штанишках. В старших классах девочки ходят в черных платьях или халатиках из блестящего искусственного шелка, у мальчиков те\що-серые брюки и короткие кители.

В каждой средней школе в городах есть два врачебных кабинета: один — для общих осмотров, прививок, текущей медицинской помощи и второй — стоматологический, где проводятся периодические осмотры полости рта и необходимое лечение.

В ряде школ в городах, а также и в селах есть полудневные дошкольные группы. В селе Ракита в дошкольную группу входят все дети 6-летнего возраста, которые на,будущий год пойдут в первый класс. В одной из школ Варны, которую мы посетили, имеется 4 полудневных дошкольных группы, две работают в первой смене и две — во второй. Дети приходят^ в группу на 4 часа, здесь проводятся организованные занятия, игры, прогулки, в утренние часы дается завтрак, в послеобеденное время — полдник. Групповые комнаты расположены в изолированном крыле первого этажа в помещениях, по площади соответствующих классным комнатам, снабжены необходимым оборудованием детского сада — мебелью, игрушками и пр. В коридоре располагаются умывальники и шкафчики для одежды.

Кроме полудневных детских садов, нам удалось посетить 4-й детский сад в Пловдиве и 20-й — в Софии. Оба располагаются в специальных хорошо оборудованных помещениях, имеют большие озелененные участки. Пловдивский сад рассчитан на 75—80 детей, имеет 3 группы, в 20-м детском саду — 4 группы, одна из них с круглосуточным пребыванием детей. Детский сад в Пловдиве одноэтажный, каждая групповая комната имеет выход на открытую веранду и оттуда на участок. Здесь устроен небольшой плавательный бассейн и душ, работающий в летнее время. На площадке каждой группы есть умывальники, где дети в нашем присутствии плескались в воде. Ребятишки, видимо, закалены, все очень легко одеты, несмотря на прохладную погоду: в

легкой обуви, носках, трусах, майках и цветных хлопчатобумажных халатиках.

С работой школьно-санитарной службы мы познакомились в Пловдиве и Варне. Опытный с большим стажем школьно-санитарный врач Иван Димов-Гецов из Пловдива и молодой врач С. М. Кривцова из Варны порадовали нас прекрасным знанием своих объектов, деловым контактом в работе с директорами школ и отделами народного образования. Здесь же нас познакомили с интересным опытом летней оздоровительной работы. Помимо обычных летних лагерей общего типа, в НРБ создается сеть специальных летних оздоровителБных лагерей для детей, имеющих какие-либо расстройства здоровья или перенесших то или иное заболевание, например лагерь для детей с нарушениями осанки и искривлениями позвоночника. В Пловдиве был организован лагерь для детей, перенесших гепатит. Дети, побывавшие в специальных оздоровительных лагерях, возвратились в школы со значительными улучшениями здоровья.

Научная работа по проблемам гигиены детей и подростков и возрастной физиологии ведется во многих учреждениях. Мы посетили секцию физического воспитания и школьной гигиены Института педагогики Болгарской академии наук, Санитарно-гигиенический институт Министерства здравоохранения, Институт педиатрии, Высший институт физической культуры, а также кафедры гигиены медицинских институтов в Софии и Пловдиве. Тематика научных исследований весьма разнообразна и направлена на решение теоретических и актуальных практических вопросов.

Одной из ведущих тем секции физического воспитания и школьной гигиены Института педагогики (руководитель Б. Янев) является «Физическое развитие и двигательные возможности детей дошкольного и школьного возраста». Эта тема представляет собой часть крупного исследования по изучению физического развития населения от рождения до 26 лет, проводимого институтами морфологии, педиатрии, физической культуры по единой и весьма обширной программе. Цель исследования — разработка национальных стандартов. Там же ведутся исследования функциональных изменений пубертатного возраста. Хр. Сеизов с сотрудниками лаборатории возрастных анатомических особенностей провел подробное клиническое обследование большой группы детей и подростков от 10 до 17 лет, изучал деятельность сердечно-сосудистой системы и типологические особенности нервной системы их.

Проводится изучение возрастных изменений холестерина крови у мальчиков и девочек 7—11 лет, ортостатических изменений в электрокардиограммах детей, возрастных изменений жевательной дееспособности, изменений костной системы, по данным рентгенографии, для разработки национальных возрастных стандартов.

Гигиеническая лаборатория того же института (Д. Илиев) изучает влияние микроклимата на организм подростков и разрабатывает зоны комфорта. Эти исследования проводят по методу естественного гигиенического эксперимента непосредственно в классах и лабораториях школ.

В лаборатории по физиологии и гигиене нервной системы (Б. Янев, Н. Балевский, психолог 3. Иванова) ведут экспериментальные психологические и физиологические исследования с целью разработки физио-лого-гигиенических основ обучения физике, математике, болгарскому языку: Изучают различные методические приемы преподавания, изменения в распределении учебного материала, место уроков физики, математики и др. в режиме учебных занятий. Исследуют динамику работоспособности школьников в течение учебного года, ведут медицинские и психологические наблюдения для выяснения причин плохой успеваемости школьников.

Это далеко не полный перечень работ секции физического воспитания и школьной гигиены Института педагогики Болгарской академии наук.

В отделе гигиены детей и подростков Санитарно-гигиенического института мы познакомились с работой Л. Кафеджиевой. Она изучает влияние профессионального обучения в училище полиграфической промышленности на работоспособность, функциональную активность и состояние здоровья подростков. Очень интересные исследования ведутся под руководством Л. Басан в лаборатории физиологии Института педиатрии. Здесь изучаются возрастные особенности дыхания, кровообращения,, обмена веществ, терморегуляции детей раннего возраста, а также особенности формирования двигательных навыков, развитие высшей нервной деятельности.

Интересны методические приемы изучения высшей нервной деятельности у детей дошкольного возраста. Камера для исследования условных рефлексов представляет собой игральный зал с обычной детской мебелью, игрушками. Исследования ведутся в процессе обычной деятельности: в зависимости от задачи исследования ребенок находится здесь разное время, играет с педагогами, ест, спит. Условные рефлексы вырабатываются у детей без предварительной инструкции.

Вопросами закаливания детей грудного возраста занимается Л. Исаева. Она изучает изменения в терморегуляции и газообмене у детей грудного возраста под воздействием воздушных ванн и водных процедур. Одним из показателей закаленности, по ее данным, является увеличение газообмена во время охлаждения.

На кафедре общей гигиены Пловдивского медицинского института (руководитель — доцент Димго Димчев) ведутся исследования по оценке физического развития и заболеваемости детей разных районов Пловдива в связи с различными бытовыми и социальными факторами. Работы болгарских ученых широко публикуются. Во всех научных библиотеках, в институтах и лабораториях собрана нацинальная литература по специальности, а также много книг и журналов на иностранных языках. Прекрасно знают в Болгарии русскую литературу.

ЛИТЕРАТУРА

Георгиев К., Ил и ев Д., Иванова 3., Томанов К. Наблюдения 31 влияние то на непроветрения въздух в класните стаи върху реактивността на учащите се. София, 1957. — Иванова 3. Изв. на Ин-та за физическо възпит. и училища хиг. София, 1956, кн. 2, стр. 424,—И в а н о в а 3., И л и е в Д. Гиг. и сан., 1960, № 3, стр. 78.—Исаева Л. Въпр. на педиат., акуш. и гинякол., 1960, № 4.—Кафеджи-ева Л. В кн.: Сборник трудове на Научно-изслед. сан. хиг. ин-та. София, 1960, стр. 195.

Поступила 31/1 1961 г.

Ъ Ъ -к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.