УДК 159.923
М. Т. Терзиева
болгарская педагогическая и методическая мысль по проблемам обучения родному языку от Освобождения до Цервой мировой воины (1878 - 1914)
3 статье анализируется, влияние немецкой и русской методической мысли на обучение родному языку в дошкольном возрасте в 'Ъолгарии в период с 1878 по 1914 годы, подчеркивается национальная специфика, данного обучения,которая опирается наконкретные личности и их взгляды
Ключевые слова: биографический метод, история методики, обучение,родной язык
М. Т. Terzieva
^>u£gaZian pedagogical and methodological thought on the pZobQems oft teaching native language feom the £ibeZation to JiZst woZ&d waZ (1878 - 1914)
Xhe articCe analyzes the influence oft QеГтап and. "Russian methodological, thoughts on teaching the native language at the preschooC age in ^uCgaria in the period from 1878 to 1914. QLighCights oft the national specificity of this training, which is based on specific personalities and their views
Keywords: biographical. method,the history of the methodoCogy,training,native language
СТ^Су1*^ осле Освобождения вопрос о до// школьном воспитании появляется в
(у первых болгарских законах о про-
свещении. В Восточной Румелии просветительскими проблемами занимается известный педагог и школьный деятель Иоаким Груев. Он по достоинству оценивает заслуги Фребеля по вопросам дошкольного воспитания и является сторонником реализации его идей в Восточной Румелии. В Законе о начальном обучении (1880) впервые в школьную систему включены детские учебные заведения для детей с 3 до 7 лет. Хотя они имеют необязательный характер, это является достижением в области образовательного дела.
На территории болгарских земель первая “школа для маленьких детей” была открыта Николой Живковым (1847-1901) в Велесе. Принято считать, что она была основана в 1874 году. Однако, некоторые исследования наводят на мысль, что это событие случилось весной 1875 года. После Освобождения с подобной целью созданы общественные учебные заведения для детей дошкольного возраста: в Свищове (1882 — снова Н. Живковым), Пловдиве (1884), Варне (1884), Софии (1888), Русе (1889), Станимака, сейчас Асеновград (1889), селе Клисура, сейчас город Клисура (1889), Пазарджике (1890). Будучи радетелем создания первых в нашей стране
детских садов, Никола Живков пишет, для целей воспитания и обучения в них, первое методическое руководство — “Детская мудрость. Руководство по воспитанию и обучению детей с 1 до 3 лет дома и с 3 до 7 лет в школах “Детские сады - Kindergarten” по методу Фребеля” (Варна, 1887). Хотя он указывает на влияние взглядов Фридриха Фребеля, автор актуализирует их, видоизменяет и обогащает, благодаря трудам русского педагога Елизаветы Водовозовой, у которой берет идею о массовом введении народных игр, песен, сказок и небылиц в работе по родномуязыку. Это видно в четвертом разделе “Детской мудрости” — “Материалыдля первого, второго и третьего года”, где широко используются “наглядные рассказы,... сказки, песни, загадки”. Автор говорит, что они болгарские по духу - “одни собраны среди народа, а другие составлены мною; так должно быть в болгарских школах”.
Третий раздел посвящен обучению детей с 3 до 7 лет, его цель научить “ребенка читать, писать, считать и, если можно, нескольким иностранным языкам”. Автор рекомендует систематическое знакомство с элементами букв, потом с целыми буквами и “одной книгой только для обучения чтению”. Основные методы, которые включает в языковое обучение — это демонстрация, имита-тивные упражнения, “любезные игры”.
Результаты практического применения его идей приходят сразу: газета “Новая Болга-рия”(1893, кн.20, 25 июня) отмечает, что на экзамене в конце года в детском саду в Русе родители воочию убеждаются в умениях детей читать стихи и рассказывать сказки. Эти результаты были получены благодаря систематическому проведению 20-минутных занятий как, например, “Рассказ по картинкам и живым предметам”, “Рассказывание, песни”, “Выдуманные сказки” и т.п.. Несмотря на то, что он не рекомендует специальных упражнений по правописанию, Никола Живков вводит занимательные виды деятельности, через которые развивает функции и координацию в действиях органов чувств.
Сестра Николы Живкова — Вела Благоева (1858-1921), также является сторонником общественного дошкольного воспитания, и отстаивает эти идеи на страницах редактируемого ею журнала “Дело”. В программе детского сада она отводит место чтению и правописанию (каллиграфии). При обучении грамоте она рекомендует использовать метод К.Д.Ушинского. Вела Благоева дорожит народным творчеством, как источником нравственных ценностей для подрастающего поколения и составляет сборник “Подарок для детей” (1902), предназначенный для работы в младших классах и детских садах. Однако, она категорически не принимает волшебные сказки как средство воспитания, потому что в них нет “объективного содержания”. Вместо них автор рекомендует реалистические рассказы и сама составляет подобные, подчиняя их конкретным дидактическим требованиям. Вела Благоева издает учебник по дошкольному воспитанию, в котором есть раздел о предметном обучении, но рукопись, поступившая в МНП в 1892 году, теряется. Сохранились отдельные страницы под заглавием “О Фребелевых детских садах”, здесь указаны слабые стороны системы немецких педагогов, их строгость и наличие шаблонов.
Вклад семьи Живковых в дошкольное образование связан также с именем Георгия Живкова, министра в правительстве Стефана Стамбо-лова, который является инициатором принятия и применения Закона о народном просвещении от 1891 г., страница 14 этого закона гласит: “Начальное образование получается в детских учебных заведенияхи начальных школах”. Отмечается, что детские учебные заведения охватывают детей с 3 до 6-летнего возраста. Так впервые в объединенной Болгарии законодательным путем планируется создание таких образовательных учреждений.
Вопросами подготовки кадров для детских учебных заведений первоначально на добровольных началах занимается Никола Живков, а позже эта задача официально была возложена на швейцарку Генриету Моте. Она подписывает трехлетний договор и возглавляет в 1888 г.
государственный детский сад в Софии и курсы по подготовке детских воспитателей для него. Она обучает по системе Фр. Фребеля. В 1892 г. несколько болгарских детских воспитателей отправляются на обучение в Дрезден, где находится Фребелевский институт. После возвращения на родину они распространяют эти идеи в девических гимназиях и на специальных курсах по подготовке детских воспитателей. Самой активной среди них является Евгения Милкова. В Правилах о государственном экзамене детских воспитателей от 16.03.1894 г. от кандидатов требуются знания по “методике детских учебных заведений”, по “системе Фребеля и ее применении на практике”.
В 1898 г. в Самокове открыт американский детский сад, с руководителем Елисаветой (Ели-забет) Кларк. Позже ее переводят в столицу и с 1900 г. при нем организуются частные курсы детских воспитателей. Изучаются, прежде всего, педагогические и методические идеи Фридриха Фребеля. Характерным моментом в работе этих первых, подготовленных на курсах специалистов, является свобода при использовании метода немецкого педагога, особенно в обучении родному языку. Вместо нравоучительных стихотворений о развитии детского говора используются произведения народного творчества и видных болгарских писателей. Из Фребелевой системы сохраняются подвижные музыкальные игры, благодаря которым обогащаются средства формирования разговорно-коммуникативных умений у детей.
С помощью Болгарской экзархии в Солуне в 1894 г. открыты одномесячные курсы по подготовке детских воспитателей, которые имеют практический характер. Так, на территориях Македонии и Одринской Фракии, населенных болгарами, предоставляется возможность для раскрытия детских учебных заведений. Преподаватели на курсах: А.Наумов, А.Бадев,
Г.Попова и Р.Икономова.
В пределах Княжества использование педагогических отделов при девических гимназиях по подготовке детских воспитателей не дает удовлетворительных результатов, поэтому в 1905 г. при содействии И.Шишманова организуются государственные курсы по подготовке воспитателей в детских садах. В программе по болгарскому языку основное внимание уделяется “умению детей читать и рассказывать, а также знакомству с детской литературой”. К сожалению, курсы просуществовали только до 1907 г.
В период управления Демократической партии болгарская образовательная система в начале XX века приобретает свой окончательный вид после принятия Закона о народном просвещении от 1909 года. В нем предусматривается посещение детских учебных заведений (детских садов) с 4 до 7-летнего возраста, но оно не носит обязательного характера.
78 ISSN 2307-2447
Первый период методической рецепции идей обучения по родному языку характеризуется следующими особенностями:
1. В историко-педагогическом плане - регламентирование деятельности детских учебных заведений в просветительском законодательстве; возникновениеи распространения детских учебных заведений в Восточной Румелии, в Княжестве и Царстве Болгария, а также на территориях, населенных этническими болгарами; государственные и частные курсы
по подготовке будущих детских воспитателей.
2. В частно-методическом плане - сильное влияние Фребелевой методической системы; появление первого болгарского методического руководства с разделом по обучению родному языку.
3. В общественном плане — детский сад является предметом особой педагогическо-методической стратегией, которая стремится стать приоритетной для государственных институций.
1
2
3
4
5
6
7
8
9.
10. 11.
12.
13.
2.
3.
4.
5.
6.
9.
10.
11.
12.
13.
ЛИТЕРАТУРА
Атанасов Ж., Стоянов Г., Стефанов С., Пиронкова М. История педагогики и болгарского образования. - София., 1995. Богданова Е. Вела Благоева О некоторых вопросах воспитания. - Дошкольное воспитание, 1983, С. 13-15.
Болгарское просвещение когда-то и сейчас. София., 1939.
Геракова Е. Педагогические идеи Николы Живкова - традиция и инновации. - Дошкольное воспитание, 2005, С.38-41. Димова Я. Йоаким Груев о дошкольном воспитании. - Дошкольное воспитание, 1983, С.17-18.
Дончев Д. Болгарская экзархия и развитие дошкольного воспитания в Македонии / Сборник "100 лет дошкольному воспитанию в Болгарии". София, 1984.
Еничарова Е. Детские учебные заведения в Болгарии в период 1891-1912 гг. - Дом, ребенок, детский сад, 1999.
Капинова Е.С. Биографический метод в обучении русскому языку студентов-нефилологов в Болгарии / Перспективы науки и образования, 2013. - №4. - С. 114-118.
Касабова П. Наброски по дороге жизни. София, Булвест, 2001.
Начева-Петкова В. Из истории дошкольного воспитания в Болгарии. София, УИ им. Св. Климента Охридского, 1999. Самусева ЕВ. Проблема становления личностного опыта младших дошкольников в учебно-воспитательном процессе / Перспективы науки и образования, 2013. - № 2. - С.40-48.
Чакыров Н., Начева-Петкова В. История дошкольного воспитания в Болгарии. София, 1961.
Чолева Л. Первые идеи о дошкольном воспитании у нас. - Дошкольное воспитание, 1981, С.16-22.
REFERENCES
Atanasov Zh., Stoianov С., Stefanov S., Pironkova M. Istoriia pedagogiki i bolgarskogo obrazovaniia [History of pedagogy and Bulgarian education]. Sofia, 1995.
Bogdanova E. Vela Blagoeva O nekotorykh voprosakh vospitaniia [On some problems of education]. 1983, pp. 13-15.
Bolgarskoeprosveshchenie kogda-to i seichas [Bulgarian education once and now]. Sofia, 1939.
Gerakova E. Pedagogicheskie idei Nikoly Zhivkova - traditsiia i innovatsii [Pedagogical ideas Nikola Zhikov - tradition and innovation]. 2005, S.38-41.
Dimova la. Ioakim Gruev o doshkol'nom vospitanii [Joakim Gruev on preschool education]. 1983, pp.17-18.
Donchev D. Bolgarskaia ekzarkhiia i razvitie doshkol'nogo vospitaniia v Makedonii / Sbornik "100 let doshkol'nomu vospitaniiu v Bolgarii" [Bulgarian Exarchate and the development of pre-school education in Macedonia / the Collection "100 years of preschool education in Bulgaria"]. Sofia, 1984.
Enicharova E. Detskie uchebnye zavedeniia v Bolgarii v period 1891-1912 gg. [Children's education institution in Bulgaria in the period 1891-1912]. 1999.
Kapinova E.S. Biographical method in teaching Russian students-nonphilologists in Bulgaria. Perspektivy nauki i obrazovaniia -Perspectives of science and education, 2013, no.4, pp.114-118 (in Russian).
Kasabova P. Nabroski po doroge zhizni [Sketches on the road of life.]. Sofiia, Bulvest, 2001.
Nacheva-Petkova V. Iz istorii doshkol'nogo vospitaniia v Bolgarii [History of pre-school education in Bulgaria]. Sofia, UI im. Sv. Klimenta Okhridskogo, 1999.
Samuseva G.V. ’tte problem of formation of the personality experience of younger preschool children in the educational process. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.2, pp.40-48 (in Russian).
Chakyrov N., Nacheva-Petkova V. Istoriia doshkol'nogo vospitaniia v Bolgarii [History of pre-school education in Bulgaria]. Sofiia, 1961.
Choleva L. Pervye idei o doshkol'nom vospitanii u nas [First ideas on preschool education from us]. 1981, pp.16-22.
Информация об авторе
Терзиева Маргарита Тодоровна
(Болгария, Бургас)
Профессор, докторпедагогических наук, заведующая кафедрой „Болгарский язык и литература” Университет им. проф. д-ра Асена Златарова) E-mail: [email protected]
Information about the author
Terzieva Margarita Todorovna
(Bulgaria, Bourgas)
Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of "Bulgarian language and literature" Bourgas Prof. Assen Zlatarov University E-mail: [email protected]