Научная статья на тему 'Болгарская педагогическая и методическая мысль по проблемам обучения родному языку от Освобождения до первой мировой войны (1878 1914)'

Болгарская педагогическая и методическая мысль по проблемам обучения родному языку от Освобождения до первой мировой войны (1878 1914) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ / ОБУЧЕНИЕ / РОДНОЙ ЯЗЫК / BIOGRAPHICAL METHOD / THE HISTORY OF THE METHODOLOGY / TRAINING / NATIVE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терзиева Маргарита Тодоровна

В статье анализируется влияние немецкой и русской методической мысли на обучение родному языку в дошкольном возрасте в Болгарии в период с 1878 по 1914 годы. Подчеркивается национальная специфика данного обучения, которая опирается на конкретные личности и их взгляды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bulgarian pedagogical and methodological thought on the problems of teaching native language from the Liberation to First world war (1878 1914)

The article analyzes the influence of German and Russian methodological thoughts on teaching the native language at the preschool age in Bulgaria in the period from 1878 to 1914. Highlights of the national specificity of this training, which is b ased on specific personalities and their views

Текст научной работы на тему «Болгарская педагогическая и методическая мысль по проблемам обучения родному языку от Освобождения до первой мировой войны (1878 1914)»

УДК 159.923

М. Т. Терзиева

болгарская педагогическая и методическая мысль по проблемам обучения родному языку от Освобождения до Цервой мировой воины (1878 - 1914)

3 статье анализируется, влияние немецкой и русской методической мысли на обучение родному языку в дошкольном возрасте в 'Ъолгарии в период с 1878 по 1914 годы, подчеркивается национальная специфика, данного обучения,которая опирается наконкретные личности и их взгляды

Ключевые слова: биографический метод, история методики, обучение,родной язык

М. Т. Terzieva

^>u£gaZian pedagogical and methodological thought on the pZobQems oft teaching native language feom the £ibeZation to JiZst woZ&d waZ (1878 - 1914)

Xhe articCe analyzes the influence oft QеГтап and. "Russian methodological, thoughts on teaching the native language at the preschooC age in ^uCgaria in the period from 1878 to 1914. QLighCights oft the national specificity of this training, which is based on specific personalities and their views

Keywords: biographical. method,the history of the methodoCogy,training,native language

СТ^Су1*^ осле Освобождения вопрос о до// школьном воспитании появляется в

(у первых болгарских законах о про-

свещении. В Восточной Румелии просветительскими проблемами занимается известный педагог и школьный деятель Иоаким Груев. Он по достоинству оценивает заслуги Фребеля по вопросам дошкольного воспитания и является сторонником реализации его идей в Восточной Румелии. В Законе о начальном обучении (1880) впервые в школьную систему включены детские учебные заведения для детей с 3 до 7 лет. Хотя они имеют необязательный характер, это является достижением в области образовательного дела.

На территории болгарских земель первая “школа для маленьких детей” была открыта Николой Живковым (1847-1901) в Велесе. Принято считать, что она была основана в 1874 году. Однако, некоторые исследования наводят на мысль, что это событие случилось весной 1875 года. После Освобождения с подобной целью созданы общественные учебные заведения для детей дошкольного возраста: в Свищове (1882 — снова Н. Живковым), Пловдиве (1884), Варне (1884), Софии (1888), Русе (1889), Станимака, сейчас Асеновград (1889), селе Клисура, сейчас город Клисура (1889), Пазарджике (1890). Будучи радетелем создания первых в нашей стране

детских садов, Никола Живков пишет, для целей воспитания и обучения в них, первое методическое руководство — “Детская мудрость. Руководство по воспитанию и обучению детей с 1 до 3 лет дома и с 3 до 7 лет в школах “Детские сады - Kindergarten” по методу Фребеля” (Варна, 1887). Хотя он указывает на влияние взглядов Фридриха Фребеля, автор актуализирует их, видоизменяет и обогащает, благодаря трудам русского педагога Елизаветы Водовозовой, у которой берет идею о массовом введении народных игр, песен, сказок и небылиц в работе по родномуязыку. Это видно в четвертом разделе “Детской мудрости” — “Материалыдля первого, второго и третьего года”, где широко используются “наглядные рассказы,... сказки, песни, загадки”. Автор говорит, что они болгарские по духу - “одни собраны среди народа, а другие составлены мною; так должно быть в болгарских школах”.

Третий раздел посвящен обучению детей с 3 до 7 лет, его цель научить “ребенка читать, писать, считать и, если можно, нескольким иностранным языкам”. Автор рекомендует систематическое знакомство с элементами букв, потом с целыми буквами и “одной книгой только для обучения чтению”. Основные методы, которые включает в языковое обучение — это демонстрация, имита-тивные упражнения, “любезные игры”.

Результаты практического применения его идей приходят сразу: газета “Новая Болга-рия”(1893, кн.20, 25 июня) отмечает, что на экзамене в конце года в детском саду в Русе родители воочию убеждаются в умениях детей читать стихи и рассказывать сказки. Эти результаты были получены благодаря систематическому проведению 20-минутных занятий как, например, “Рассказ по картинкам и живым предметам”, “Рассказывание, песни”, “Выдуманные сказки” и т.п.. Несмотря на то, что он не рекомендует специальных упражнений по правописанию, Никола Живков вводит занимательные виды деятельности, через которые развивает функции и координацию в действиях органов чувств.

Сестра Николы Живкова — Вела Благоева (1858-1921), также является сторонником общественного дошкольного воспитания, и отстаивает эти идеи на страницах редактируемого ею журнала “Дело”. В программе детского сада она отводит место чтению и правописанию (каллиграфии). При обучении грамоте она рекомендует использовать метод К.Д.Ушинского. Вела Благоева дорожит народным творчеством, как источником нравственных ценностей для подрастающего поколения и составляет сборник “Подарок для детей” (1902), предназначенный для работы в младших классах и детских садах. Однако, она категорически не принимает волшебные сказки как средство воспитания, потому что в них нет “объективного содержания”. Вместо них автор рекомендует реалистические рассказы и сама составляет подобные, подчиняя их конкретным дидактическим требованиям. Вела Благоева издает учебник по дошкольному воспитанию, в котором есть раздел о предметном обучении, но рукопись, поступившая в МНП в 1892 году, теряется. Сохранились отдельные страницы под заглавием “О Фребелевых детских садах”, здесь указаны слабые стороны системы немецких педагогов, их строгость и наличие шаблонов.

Вклад семьи Живковых в дошкольное образование связан также с именем Георгия Живкова, министра в правительстве Стефана Стамбо-лова, который является инициатором принятия и применения Закона о народном просвещении от 1891 г., страница 14 этого закона гласит: “Начальное образование получается в детских учебных заведенияхи начальных школах”. Отмечается, что детские учебные заведения охватывают детей с 3 до 6-летнего возраста. Так впервые в объединенной Болгарии законодательным путем планируется создание таких образовательных учреждений.

Вопросами подготовки кадров для детских учебных заведений первоначально на добровольных началах занимается Никола Живков, а позже эта задача официально была возложена на швейцарку Генриету Моте. Она подписывает трехлетний договор и возглавляет в 1888 г.

государственный детский сад в Софии и курсы по подготовке детских воспитателей для него. Она обучает по системе Фр. Фребеля. В 1892 г. несколько болгарских детских воспитателей отправляются на обучение в Дрезден, где находится Фребелевский институт. После возвращения на родину они распространяют эти идеи в девических гимназиях и на специальных курсах по подготовке детских воспитателей. Самой активной среди них является Евгения Милкова. В Правилах о государственном экзамене детских воспитателей от 16.03.1894 г. от кандидатов требуются знания по “методике детских учебных заведений”, по “системе Фребеля и ее применении на практике”.

В 1898 г. в Самокове открыт американский детский сад, с руководителем Елисаветой (Ели-забет) Кларк. Позже ее переводят в столицу и с 1900 г. при нем организуются частные курсы детских воспитателей. Изучаются, прежде всего, педагогические и методические идеи Фридриха Фребеля. Характерным моментом в работе этих первых, подготовленных на курсах специалистов, является свобода при использовании метода немецкого педагога, особенно в обучении родному языку. Вместо нравоучительных стихотворений о развитии детского говора используются произведения народного творчества и видных болгарских писателей. Из Фребелевой системы сохраняются подвижные музыкальные игры, благодаря которым обогащаются средства формирования разговорно-коммуникативных умений у детей.

С помощью Болгарской экзархии в Солуне в 1894 г. открыты одномесячные курсы по подготовке детских воспитателей, которые имеют практический характер. Так, на территориях Македонии и Одринской Фракии, населенных болгарами, предоставляется возможность для раскрытия детских учебных заведений. Преподаватели на курсах: А.Наумов, А.Бадев,

Г.Попова и Р.Икономова.

В пределах Княжества использование педагогических отделов при девических гимназиях по подготовке детских воспитателей не дает удовлетворительных результатов, поэтому в 1905 г. при содействии И.Шишманова организуются государственные курсы по подготовке воспитателей в детских садах. В программе по болгарскому языку основное внимание уделяется “умению детей читать и рассказывать, а также знакомству с детской литературой”. К сожалению, курсы просуществовали только до 1907 г.

В период управления Демократической партии болгарская образовательная система в начале XX века приобретает свой окончательный вид после принятия Закона о народном просвещении от 1909 года. В нем предусматривается посещение детских учебных заведений (детских садов) с 4 до 7-летнего возраста, но оно не носит обязательного характера.

78 ISSN 2307-2447

Первый период методической рецепции идей обучения по родному языку характеризуется следующими особенностями:

1. В историко-педагогическом плане - регламентирование деятельности детских учебных заведений в просветительском законодательстве; возникновениеи распространения детских учебных заведений в Восточной Румелии, в Княжестве и Царстве Болгария, а также на территориях, населенных этническими болгарами; государственные и частные курсы

по подготовке будущих детских воспитателей.

2. В частно-методическом плане - сильное влияние Фребелевой методической системы; появление первого болгарского методического руководства с разделом по обучению родному языку.

3. В общественном плане — детский сад является предметом особой педагогическо-методической стратегией, которая стремится стать приоритетной для государственных институций.

1

2

3

4

5

6

7

8

9.

10. 11.

12.

13.

2.

3.

4.

5.

6.

9.

10.

11.

12.

13.

ЛИТЕРАТУРА

Атанасов Ж., Стоянов Г., Стефанов С., Пиронкова М. История педагогики и болгарского образования. - София., 1995. Богданова Е. Вела Благоева О некоторых вопросах воспитания. - Дошкольное воспитание, 1983, С. 13-15.

Болгарское просвещение когда-то и сейчас. София., 1939.

Геракова Е. Педагогические идеи Николы Живкова - традиция и инновации. - Дошкольное воспитание, 2005, С.38-41. Димова Я. Йоаким Груев о дошкольном воспитании. - Дошкольное воспитание, 1983, С.17-18.

Дончев Д. Болгарская экзархия и развитие дошкольного воспитания в Македонии / Сборник "100 лет дошкольному воспитанию в Болгарии". София, 1984.

Еничарова Е. Детские учебные заведения в Болгарии в период 1891-1912 гг. - Дом, ребенок, детский сад, 1999.

Капинова Е.С. Биографический метод в обучении русскому языку студентов-нефилологов в Болгарии / Перспективы науки и образования, 2013. - №4. - С. 114-118.

Касабова П. Наброски по дороге жизни. София, Булвест, 2001.

Начева-Петкова В. Из истории дошкольного воспитания в Болгарии. София, УИ им. Св. Климента Охридского, 1999. Самусева ЕВ. Проблема становления личностного опыта младших дошкольников в учебно-воспитательном процессе / Перспективы науки и образования, 2013. - № 2. - С.40-48.

Чакыров Н., Начева-Петкова В. История дошкольного воспитания в Болгарии. София, 1961.

Чолева Л. Первые идеи о дошкольном воспитании у нас. - Дошкольное воспитание, 1981, С.16-22.

REFERENCES

Atanasov Zh., Stoianov С., Stefanov S., Pironkova M. Istoriia pedagogiki i bolgarskogo obrazovaniia [History of pedagogy and Bulgarian education]. Sofia, 1995.

Bogdanova E. Vela Blagoeva O nekotorykh voprosakh vospitaniia [On some problems of education]. 1983, pp. 13-15.

Bolgarskoeprosveshchenie kogda-to i seichas [Bulgarian education once and now]. Sofia, 1939.

Gerakova E. Pedagogicheskie idei Nikoly Zhivkova - traditsiia i innovatsii [Pedagogical ideas Nikola Zhikov - tradition and innovation]. 2005, S.38-41.

Dimova la. Ioakim Gruev o doshkol'nom vospitanii [Joakim Gruev on preschool education]. 1983, pp.17-18.

Donchev D. Bolgarskaia ekzarkhiia i razvitie doshkol'nogo vospitaniia v Makedonii / Sbornik "100 let doshkol'nomu vospitaniiu v Bolgarii" [Bulgarian Exarchate and the development of pre-school education in Macedonia / the Collection "100 years of preschool education in Bulgaria"]. Sofia, 1984.

Enicharova E. Detskie uchebnye zavedeniia v Bolgarii v period 1891-1912 gg. [Children's education institution in Bulgaria in the period 1891-1912]. 1999.

Kapinova E.S. Biographical method in teaching Russian students-nonphilologists in Bulgaria. Perspektivy nauki i obrazovaniia -Perspectives of science and education, 2013, no.4, pp.114-118 (in Russian).

Kasabova P. Nabroski po doroge zhizni [Sketches on the road of life.]. Sofiia, Bulvest, 2001.

Nacheva-Petkova V. Iz istorii doshkol'nogo vospitaniia v Bolgarii [History of pre-school education in Bulgaria]. Sofia, UI im. Sv. Klimenta Okhridskogo, 1999.

Samuseva G.V. ’tte problem of formation of the personality experience of younger preschool children in the educational process. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.2, pp.40-48 (in Russian).

Chakyrov N., Nacheva-Petkova V. Istoriia doshkol'nogo vospitaniia v Bolgarii [History of pre-school education in Bulgaria]. Sofiia, 1961.

Choleva L. Pervye idei o doshkol'nom vospitanii u nas [First ideas on preschool education from us]. 1981, pp.16-22.

Информация об авторе

Терзиева Маргарита Тодоровна

(Болгария, Бургас)

Профессор, докторпедагогических наук, заведующая кафедрой „Болгарский язык и литература” Университет им. проф. д-ра Асена Златарова) E-mail: [email protected]

Information about the author

Terzieva Margarita Todorovna

(Bulgaria, Bourgas)

Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of "Bulgarian language and literature" Bourgas Prof. Assen Zlatarov University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.