Научная статья на тему 'СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ГДР'

СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ГДР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ГДР»

ЗА РУБЕЖОМ

/ ...

I

УДК 371.78 : 370.179.1 (431.0)

СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В ГДР

Кандидаты мед. наук Р. Г. Сапожникова, А. Д. Храмцова

(Ленинград)

С 9 по 13/1Х 1963 г. в Берлине (ГДР) проходил интернациональный семинар по вопросу охраны здоровья детей и подростков в связи с политехническим обучением. Семинар был организован Берлинским институтом социальной гигиены для повышения квалификации врачей. На этот семинар из СССР для чтения лекций была командирована группа специалистов: А. А. Маркосян, директор Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР, Р. Г. Сапожникова, заведующая отделом Института гигиены детей и подростков АМН СССР, А. Д. Храмцова, ассистент кафедры гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института, О. И. Дедабришвили, зав. отделом Санитарного института Грузинской ССР.

В работе семинара, помимо немецких ученых, участвовали также научные сотрудники из Болгарии, Венгрии, Чехословакии.

В школах ГДР сейчас происходит перестройка политехнического обучения в связи с решением VI съезда Социалистической единой партии Германии, о чем сообщил в докладе т. Постлер, руководитель сектора политехнического обучения Министерства народного образования ГДР. С 1 /IX 1963 г. учащиеся 1—6-х классов работают в школе 1—2 часа в неделю; учащиеся 7—8-х классов проходят политехническое обучение на производстве в специальных политехнических кабинетах 4—5 часов в неделю, получая производственную ориентацию; учащиеся 9—10-х классов занимаются производственным обучением непосредственно в цехах заводов, фабрик и в сельском хозяйстве по 5 часов в неделю.

В связи с развитием техники и автоматизацией производства в программу обучения введены новые разделы. Поставлен вопрос о необходимости четкого планирования потребности народного хозяйства в различных профессиях.

Представитель Министерства здравоохранения ГДР д-р Шорр подчеркнул необходимость тесного контакта школьных врачей и педагогов. При этом отмечено недостаточное число врачей, обслуживающих детские учреждения (1 школьный врач приходится более чем на 6000 детей в возрасте от 3 до 14 лет). Мало врачей узких специальностей. Предполагается расширить консультационные пункты для проведения углубленных медицинских осмотров. В школах организованы и политехнические советы, которые состоят из школьных и заводских врачей, педагогов, мастеров и представителей общественности. Эти советы дают учащимся старших классов консультации по выбору профессии.

В докладе д-ра Кале (Берлинский институт гигиены труда) «Гигиена труда и политехническое обучение» указано, что психическая и физическая нагрузка учащихся в школах и на предприятиях часто довольно значительна, вызывает утомление. Лучшая работоспособность и меньше нежелательных сдвигов наблюдается при дополнительном дне отдыха в середине недели. Двухнедельные зимние каникулы школьников недостаточны, докладчик предлагает ввести зимой 3-недельные каникулы за счет укорочения летних.

Д-р Маркуссон (заведующий отделом гигиены детей и подростков Института социальной гигиены) сформулировал задачи врача по контролю за состоянием здоровья учащихся при политехническом обучении.

Разработана и предложена специальная карта учета состояния здоровья и физического рзвития учащихся в динамике. Карта ребенка ведется с его дошкольного возраста, при производственном обучении школьника она передается заводскому врачу. Эта карта—основной документ для определения профессиональной пригодности подростка.

В докладе были приведены наблюдения над 55 000 учащихся различных профессий, указывающие, что характер производственного обучения влияет на физическое развитие. Так, большая прибавка в весе выявлена у школьников, работающих в пищевой и вкусовой промышленности. Самый высокий рост к концу учебных занятий обнаружен у учащихся коммерческих профессий, затем деревообделочных, строительных и транспортных. У учащихся, работающих в текстильном производстве, показатели роста оказались ниже нормы.

Предложена перфокарта для регистрации несчастных случаев с возможностью обработки материала на счетно-вычислительных машинах. В течение 1962 г. в Берлине отмечено 32 ООО несчастных случаев у детей в возрасте от 6 до 14 лет по самым разнообразным причинам.

Специфику политехнического обучения во вспомогательных школах раскрыл д-р Бартш (отдел гигиены детей и подростков Института социальной гигиены). Он привел материалы наблюдения над умственно отсталыми учащимися 8—9 классов и сообщил, что обучение этих учащихся строилось на основе максимального включения в работу осязательно-моторных анализаторов, развитие которых активизировало кору больших полушарий и улучшало ряд функций. Политехническое обучение повышает потенциальные возможности учащихся вспомогательных школ, однако эффективность его зависит от правильной педагогической и гигиенической организации дальнейшей трудовой деятельности подростков.

Участники семинара заслушали серию интересных докладов заводских врачей ГДР, работающих в различных отраслях промышленности. Были представлены научные наблюдения, оценивающие влияние производственных условий на организм школьников, а также даны практические советы школьным врачам по определению профессиональной пригодности учащихся.

В докладах научных сотрудников из Чехословакии проф. Ф. Янда, М. Ванечковой, И. Фишера (Прага), В. Липковой (Братислава) отмечено значительное улучшение политехнического обучения в школах при совместной деятельности органов здравоохранения и просвещения. Так, В. Липкова в, докладе «Изучение отдельных физиологических функций у учеников и учениц в производственной работе» коснулась спирографических исследований, позволяющих записывать функции дыхания в процессе работы. Этот метод позволил четко выявить половые различия при работе школьников. Поэтому необходимо дифференцировать физическую работу школьников не только в соответствии с их возрастом, но и полом. Предложено внести соответствующие изменения в программы политехнического обучения.

<6 Гигиена и санитария, № 12

81

В докладе д-ра Катона (Венгрия) освещены вопросы профессиональной консультации школьников, к которой приступили с 1962 г.

Д-р Кафеджиева (Институт гигиены, София) показала опыт использования для производственной подготовки учащихся помещений цехов в те дни, когда взрослые рабочие отдыхают. Эти дни по согласованию с администрацией предприятий выделяются в середине недели. Представляется возможность создать школьникам режим работы, соответствующий их возрастным возможностям.

Проф. А. А. Маркосян сделал доклад «Физиологический механизм утомления при мышечной деятельности и пути его изучения у детей и подростков», осветив проблему утомления и основные показатели его диагностики. Доклады Р. Г. Сапожниковой «Вопросы режима труда школьников при политехническом обучении», А. Д. Храмцо-вой «Гигиеническая характеристика режимов работы учащихся в сельском хозяйстве», О. И. Дедабришвили «Принципы нормирования выработки продукции учащихся при производственном обучении» содержали обобщенные материалы исследований советских гигиенистов . и собственные данные.

Участники семинара посетили в Берлине опытно-показательную школу № 8, где работает группа научных сотрудников под руководством проф. Е. Шмидт-Кольмер, занимающаяся исследованиями по гигиене учебных занятий. Школа рассчитана на 700 учащихся (21 класс), работает в одну смену; 60% учащихся ее находятся на продленном дне с двухразовым питанием и дневным сном (в рекреационных помещениях) для младших школьников. Школа занимает 3-этажное здание с блочным размещением отдельных помещений; физкультурный зал в виде пристройки высотой 6 м соединен утепленным коридором с главным корпусом. В школе полный набор помещений для учебно-воспитательной работы и отдыха (музыкальная комната, клубные комнаты, кинозал и др.). Хорошо продумана аэрация помещений, имеется подсчет со стороны коридора, что обеспечивает постоянное проветривание классов и рекреаций.

Большое внимание уделяется физическому воспитанию детей. Два—

три раза в неделю проподятся занятия физкультурой, предусмотренные программой, организована внеклассная спортивная работа. Учащиеся занимаются в гимнастическом зале босиком и в облегченной спортивной одежде; после окончания урока физкультуры все они в обязательном порядке принимают душ. В туалетных комнатах имеются ножные ванны. Во время перемен школьники. отдыхают преимущественно на

открытом воздухе.

• : ■

Поступила 10/УН 1964 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.