Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ'

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»

СЪЕЗДЫ • СОВЕЩАНИЯ • КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

Старший научный сотрудник М. В. Антропова

Институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР 4—7 февраля 1958 г. в Москве была про ведена научная конференция по вопросам школьной гигиены. Было заслушано 53 доклада по проблемам гигиены политехнического обучения, режима дня детей и подростков, состояния их здоровья и физического развития, планировки, благоустройства и оборудования детских учреждений.

В конференции приняли участие научные и практические работники в области гигиены детей и подростков, а также педагоги и архитекторы Российской Федерации и 13 союзных республик.

В первый день работы конференции был заслушан доклад члена-корреспондента АПН РСФСР С. Г. Шаповаленко «Проблема учебного плана в советской общеобразовательной политехнической школе». Докладчик осветил преимущества нового учебного плана, введенного в 25% школ Российской Федерации. Вместе с тем он подчеркнул, что новый учебный план не устранил перегрузки учащихся, а в старших классах даже несколько увеличил ее. Он сообщил также и о том учебном плане, который введен в 50 опытных школах РСФСР и предусматривает после VIII класса в последующие 3—4 года сочетать обучение учащихся с их производственным трудом. Такая система обучения даст возможность кончающим школу поучить не только полное^среднее образование, но и освоить в значительной мере ту или другую специальность.

В сообщениях М. В. Антроповой, Л: В. Михайловой, Г. И. Сальниковой, Ц. Л. Усищевой, Л. Е. Любомирского (Научно-исследовательский институт физического .воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР), Е. И. Елочкиной и 'В. И. Теленчи (Центральный институт усовершенствования врачей), А. Д. Хромцовой (Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт) были изложены данные экспериментальных исследований, позволяющие уточнить гигиенические требования к организации труда учащихся в школьных учебных мастерских. Отмечалось, что влияние труда на учащихся в большой мере зависит от его организации, методики проведения, чередования отдельных операций, величины физической нагрузки и условий работы. В частности, исследования показали, что освещенность рабочих мест естественным светом при прочих равных условиях зависит от размещения в мастерских верстаков по отношению к окнам, что температура воздуха в столярных мастерских должна быть более низкой (14—15°), чем в слесарных (16—17°), что наиболее правильным является урок труда, в построении которого предусматривается смена одной операции другой; что наиболее благоприятное влияние на работоспособность учащихся оказывает труд, если он проводится на 3—4-м уроках. Демонстрировался

специально сконструированный и проверенный в лабораторных наблюдениях облегченный столярный инструментарий для учащихся младших и средних классов. Анализ результатов проверки этого инструментария позволил дать ему положительную оценку и рекомендовать Министерству просвещения РСФСР для широкого использования в школьных мастерских.

Вторая серия докладов по гигиене политехнического обучения была сделана работниками Украинского института коммунальной гигиены (В. В. Крыжановская, Е. В. Вайнруб, М. С. Приталкж), Киевского института гигиены труда и профессиональных заболеваний (И. Т. Крама-ренко, А. П. Яковлева) и Ужгородского института эпидемиологии, микробиологии и гигиены (Г. И. Кмит, Л. Л. Иткис, С. С. Белас). Доклады эти касались организации груда и производственной практики учащихся на промышленных производствах. В своих сообщениях авторы подчеркнули благоприятное влияние на организм учащихся старших классов правильно организованного производственного труда. Было установлено, что в первые дни производственного труда после каждых 40— 50 минут работы учащиеся нуждаются в 15-минутном отдыхе. Лишь после первого полугодия возможно устраивать 10—15-минутные перерывы спустя Р/2—2 часа работы. Динамика показателей работоспособности и различных физиологических реакций на протяжении работы позволяет считать допустимой для учащихся 4-часовую продолжительность производственного труда.

По проблеме «Режим дня детей и подростков» было заслушано 15 докладов. Д. X. Нусбаум, Л. И. Александрова (Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР), Б. И. Темкин (Куйбышевский педагогический институт имени В. В. Куйбышева) охарактеризовали изменения в режиме дня учащихся массовых школ и школ, где обучение проводилось по новому учебному плану. В новом (экспериментальном) учебном плане в большей степени сочетаются уроки по общеобразовательным предметам с занятиями трудом, физической культурой, самостоятельными лабораторными работами. Однако этот учебный план не только не уменьшил учебной нагрузки школьников, но в старших классах даже увеличил ее, сделав режим дня учащихся еще менее упорядоченным, чем это имеет место в массовой школе. Так, у 3А учащихся IX классов школ, где введен этот учебный план, продолжительность сна значительно меньше рекомендованной для их возраста. Более половины этих учащихся совсем не отдыхает на свежем воздухе и не уделяет времени спорту. Физиологические исследования показали, что неупорядоченный режим учебных занятий и отдыха приводит к снижению работоспособности учащихся. Это положение было развито в докладе Г. В. Цицишвили (Научно-исследовательский санитарный институт Министерства здравоохранения Грузинской ССР). В течение учебного дня у 60,4%- учащихся, имевших сокращенную продолжительность сна, отмечалось ухудшение показателей высшей нервной деятельности, а с нормальной продолжительностью сна — только у 46,9% учащихся. В случаях уменьшения продолжительности сна сокращался и период глубокого сна. Введение у недосыпающих учащихся 1 — 1'/г-часового дневного сна благотворно влияет на функциональное состояние их нервной системы. А. И. Канчели (кафедра гигиены детей и подростков Тбилисского медицинского института) привел данные о прямой связи между успеваемостью учащихся и их режимом дня. Среди учащихся, имеющих неупорядоченный режим дня, хорошая успеваемость (отличные и хорошие оценки) отмечалась в 1'/г с лишним раза реже, чем среди учащихся, выполняющих режим дня.

В ряде докладов были изложены результаты наблюдения за изменением высшей нервной деятельности детей в течение школьного дня (А. С. Дмитриев, Башкирский университет) и в зависимости от длитель-

ности домашних учебных занятий (Р. В. Силла, Таллинский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены Ми-нистрЬства здравоохранения Эстонской ССР).

Представляют интерес, но требуют расширения и дальнейшего продолжения наблюдения В. Г. Хион (Таллинский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены Министерства здравоохранения Эстонской ССР). Он отмечает некоторые специфические особенности роста учащихся первых классов при обучении в первую и вторую смены в связи с различным построением их режима дня.

На конференции обсуждался также вопрос об организации режима дня воспитанников школ-интернатов. Н. С. Фокина (Научно-иссле-довательский институт физического воспитания и школьной гигиены ЛПН РСФСР) отметила, что значительная учебная нагрузка имеет место и у воспитанников школ-интернатов. Большая затрата времени на самостоятельные учебные занятия, а также на самообслуживание неблагоприятно сказывается на всем режиме дня. Особенно сокращается продолжительность пребывания детей на открытом воздухе. В некоторых школах-интернатах возникло иное по сравнению с рекомендованным распределение отдельных моментов режима: после первых двух уроков вводится часовой перерыв, во время которого дети гуляют. Затем занятия возобновляются, причем 4-й и 5-й урок отводят на самостоятельное выполнение домашних заданий под контролем преподавателя. С 16 до 18 часов вместо приготовления домашних заданий проводятся уроки пения, рисования, физкультуры и труда. Предварительные результаты исследования такого распорядка дня показывают целесообразность его введения в начальных классах школ-интернатов.

Несколько докладов было посвящено существенно важному в режиме дня фактору — увеличению времени пребывания детей на открытом воздухе. Исследования Ц. Л. Усищевой (Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР), Н. Т. Лебедевой (Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт) показали возможность проведения на открытом воздухе уроков физической культуры в течение всего учебного года в условиях средней полосы Советского Союза. У учащихся отмечались большие прибавки по показателям физического развития (жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки), чем у учащихся, уроки физической культуры с которыми проводились в зимнее время в помещении (Ц. Л. Уси-щева).

В. С. Людоговская (Ташкентский медицинский институт) отметила возможность проведения на открытом воздухе в течение половины учебного года не только уроков физической культуры, но и занятий по общеобразовательным предметам. В проектах школ нового строительства в климатических условиях Ташкента целесообразно в составе помещений предусматривать специальные классы на открытом воздухе. В условиях климата Тбилиси учебные занятия в школе могут весь учебный год проводиться при широкой аэрации классов. По этому вопросу результаты своих исследований доложил О. И. Дедабришвили (Научно-исследовательский санитарный институт Министерства здравоохранения Грузинской ССР). Его исследования еще раз подтвердили, какое огромное значение для работоспособности организма имеет гигиенически полноценный микроклимат в учебных помещениях.

Большое число докладов было заслушано о состоянии здоровья дошкольников, учащихся средних школ, школ-интернатов и ремесленных училищ. А. Г. Цейтлин (Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР) в докладе «Состояние здоровья и физическое развитие детей дошкольного и школьного возраста и задачи школьной гигиены» подчеркнул, что поступательное развитие школьной гигиены невозможно без учета особенностей физн-

ческого развития и состояния здоровья детского населения. Целый ряд вопросов состояния здоровья нуждается в неотложном решении, например вопросы охраны зрения, профилактики нарушений осанки и ее коррекции и др. Физическое воспитание и огранизация внешней среды в соответствии с требованиями гигиены являются одними из основных мероприятий, направленных на активное оздоровление детей.

А. Я- Гуткин (Ленинградский санитарно-гигиенический медицин ский институт) подчеркнул, что борьба за долголетие может быть успешной только тогда, когда она начинается и успешно ведется не только с первых дней рождения ребенка, но и до его рождения силами всех специалистов (акушеров-гинекологов, педиатров, организаторов здравоохранения и гигиенистов).

Г. П. Сальникова, М. В. Антропова, Ц. Л. Усищева и др. (Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР) и М. Д. Большакова, Н. Г. Дьячкова, В. Н. Карда-шенко, Л. П. Кондакова, Е. П. Стромская (кафедра гигиены детей и подростков I Московского ордена Ленина медицинского института име-ьи И. М. Сеченова) осветили результаты многолетних динамических наблюдений за физическим развитием учащихся средних школ поселка Глухово и Тулы. В 1956—1957 гг. средние показатели физического развития учащихся школ поселка Глухово и Тулы были значительно выше, чем во все предшествующие годы. Полученные стандарты физического развития школьников поселка Глухово и Тулы рекомендованы органам здравоохранения этих населенных пунктов для использования врачами в их повседневной практике.

Положительные сдвиги в физическом развитии и состоянии здоровья отмечены и у детей дошкольного возраста — воспитанников детских садов (М. И. Корсунская, Центральный институт усовершенствования врачей; Г. П. Голованова, Научно-исследовательский педиатрический институт Министерства здравоохранения РСФСР; А. А. Горюнова, Харьковский медицинский институт). Весьма характерно, что процент детей дошкольного возраста, имеющих среднее и выше среднего физическое развитие возрастает с увеличением срока их пребывания в детском саду.

Улучшение состояния здоровья и физического развития наблюдается также и среди подростков — учащихся ремесленных училищ. Это отметили в своих докладах А. В. Ходжаш и О. Н. Галецкая (Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР), В. М. Левин (Ленинградский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний), Т. К. Буткина (Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональной патологии), Е. Я. Гольберг-Котляр (Алатайский медицинских институт). В. М. Левин отметил наличие у подростков корреляции между отдельными формами патологии (ревматизм, тонзиллиты и др.) и показателями физического и полового развития. Е. Я. Гольберг-Котляр, сопоставляя результаты изучения физического развития подростков различных населенных пунктов Советского Союза за один и тот же год, выявила, что подростки Западно-Сибирского бассейна имеют наиболее 'высокий уровень сомато-физиометрических показателей. Это объясняется спецификой учебно-воспитательного процесса и производственной практики учащихся речных училищ. Учебное плавание на судах, шлюпочные походы, гребля, плавание и т. д. благотворно влияют на физическое развитие подростков.

Г. П. Юрко (Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР) сообщила, что за год пребывания в школе-интернате воспитанники окрепли, состояние здоровья и физическое развитие их улучшились. Наибольшие положительные сдвиги в физическом развитии отмечались у тех детей, которые до поступления в школу-интернат имели низкие показатели роста и веса.

Р. П. Сапожникова (Московский научно-исследовательский институт санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана) вела трехлетнее наблюдение за учащимися массовой школы, больными ревматизмом. Ее наблюдения подтвердили необходимость дифференцированного подхода к школьникам, больным ревматизмом.

Несколько докладов было посвящено проблеме использования искусственных источников ультрафиолетовой радиации. Группа сотрудников Института общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Сыснна АМН СССР (Н. М. Данциг, А. Й. Забалуева, Н. К. Таланова, И. О. Гущина) сообщила о своих наблюдениях по применению специальных бактерицидных источников ультрафиолетового излучения (лампы БУВ) в детских учреждениях с целью профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста. В. Г. Корниенко (кафедра общей биологии Ярославского медицинского института) охарактеризовала эффективность ультрафиолетовых облучений на организм детей школьного и дошкольного возраста.

Были также заслушаны доклады о планировке, благоустройстве и обо рудовании детских учреждений. Архитектор В. А. Смышляев (Гипро-прос) представил обзор типового проектирования зданий общеобразовательных школ за 40 лет после Великой Октябрьской социалистической революции. Он выделил три этапа: проектирование и строительство школьных зданий до 1935 г., после 1935 г. и в послевоенный период. Первый период характеризовался включением в состав школьного здания большого количества таких помещений, которые не имели прямого отношения к педагогическому процессу. Кроме того, неоправданно были увеличены площади учебных помещений. Полезная площадь составляла только 30—35%, а объем зданий 30—40 м3 на одно учебное место. Завышенная кубатура зданий, а вследствие этого большая стоимость неблагоприятно сказывались на развитии школьной сети.

Историческую роль сыграло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 26 февраля 1935 г. «О строительстве школ в городах». К этому периоду относится создание типовых проектов общеобразовательных школ.

Послевоенный период разработки типовых проектов школ характеризуется дальнейшими поисками наиболее рациональных компактных решений. Архитекторы совместно с педагогами установили новые типы зданий средних школ. Состав помещений в этих школах предусматривает закрепленные помещения для учащихся I—VII классов и учебных кабинетов для учащихся VIII—X классов и отвечает задачам всеобщего среднего образования и политехнического обучения.

А. К. Чалдымов (Научно-исследовательский институт общественных зданий и сооружений Академии строительства и архитектуры) сообщил о развитии проектирования школьных зданий в седьмой пятилетке. Он отметил, что наиболее массовым в ближайшие годы типом школьного строительства являются школы продленного дня. Главнейшая задача при проектировании зданий школ в седьмой пятилетке — удешевление стоимости строительства и снижение эксплуатационных расходов на одно ученическое место. Успешное решение этой задачи требует внесения ряда коррективов в программу проектирования: разделение школьного здания на блоки (для младшего, среднего и старшего возраста), создание условий для отдыха учащихся во время перемен на открытом воздухе (раздевальни проектируются по принципу самообслуживания, устраиваются открытые веранды, здание школы имеет не более 3 этажей), создание условий для обеспечения горячими завтраками всех учащихся (столовые с подсобными помещениями), увеличение гимнастического зала до размеров 12X24X6 м.

л По докладам В. А. Смышляева и А. К. Чалдымова развернулись оживленные прения. Гигиенисты отметили ряд положений, принятых в

проектировании школ и ведущих к снижению санитарных нормативов, в частности уменьшение высоты помещений до 3 м 30 см, совмещение в ряде проектов отдельных помещений, размещение встроенных раздевальных шкафов в рекреации-коридорах и др. Украинские архитекторы И. Г. Криксунова (Украинская академия строительства и архитектуры). И. Ю. Каракис (Гипроград УССР) поделились своим опытом проектирования детских садов и школ. Интересные результаты своей научной работы доложил школьно-санитарный врач санитарно-эпидемиологической станции Ташкента В. Е. Поляк. Он обследовал 1213 школ, размещенных в отдельных областях Узбекистана. Классные комнаты в этих школах имели различную ориентацию. Углубленное исследование и анализ полученных данных позволили сделать вывод, что южная ориентация окон классных помещений в условиях, юга является оптимальной. Допустимыми могут быть восточная и юго-восточная ориентации классов и недопустимы юго-западная и западная. Е. К. Кунин и Е. Н. Выд-рина (Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена) привели результаты исследований, являющихся дополнительными обоснованиями к проектированию в школах большого гимнастического зала. И. Д. Кеслер (Московская областная санитарно-эпидемиологиче-ская станция) дал санитарно-гигиеническую оценку планировке и благоустройству школ-интернатов, строящихся в Московской области. Гигиеническую оценку школьных зданий Закарпатской области строительства различных лет провели Г. И. Кмит и М. И. Нездой (Ужгородский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены). Они отметили, что школы нового строительства имеют лучший •состав учебных и вспомогательных помещений, большую их площадь, более целесообразное расположение. К недостаткам относятся низкий уровень строительных работ. Параллельно с гигиенической оценкой школьных зданий авторы характеризовали состояние школьной мебели (парт) и практику ее использования.

Школьная парта была предметом особого обсуждения на конференции. М. В. Антропова и Л. В. Михайлова (Научно-исследовательский институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР) указали, что для учащихся начальной школы единственной приемлемой мебелью является парта. Для учащихся средних классов, помимо парты, могут использоваться учебные столы и стулья. Учебные кабинеты для учащихся старших классов допустимо оборудовать только учебными столами и стульями. В устройстве парты и учебного стола необходимо предусматривать простейший механизм, позволяющий переводить крышку стола из наклонного в горизонтальное положение. Крайне важно решить вопрос о наилучшей отделке школьной мебели и окраске парт и учебных столов в светлые тона. Д. С. Лещинский (Научно-исследова-тельский институт педагогики Белорусской ССР) и выступивший в прениях А. И. Кончели (Тбилисский медицинский институт) показали, что вопрос об обеспечении учащихся нужными им по росту партами может быть успешнее всего решен при занятиях как в первую, так и вторую смену параллельных по годам обучения классов, начиная с I по X. Такой оправдавший себя опыт проведен в ряде школ Тбилиси.

Вопросы естественного и искусственного освещения школ в СССР и за рубежом были подняты в докладах 3. А. Зиомбровской, Н. М. Данцига и Б. В. Шафранова (Институт общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Сысина АМН СССР). На конференции обсуждались также гигиенические требования к оформлению детских диафильмов (К. Е. Глушкова, Московский научно-исследовательский институт санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана) и требования к звукоизоляции ограждений основных учебных помещений (Е. А. Гельтищева, Московский научно-исследовательский институт санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана).

Конференция отметила необходимость дальнейшей разработки проблем гигиены политехнического обучения, режима дня детей и подростков, состояния здоровья и физического развития, гигиены физического воспитания, планировки, благоустройства и оборудования детских учреждений. Исследования по этим проблемам с широким применением гигиенических и физиологических методик позволяют одновременно разработать и установить ряд санитарных нормативов в области воспитания и обучения детей и подростков.

# V V

КОНФЕРЕНЦИЯ САНИТАРНЫХ РАБОТНИКОВ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. Б. Демко, Г. И. Упорова

В конце 1957 г. в Смоленске была проведена научно-практическая конференция санитарных врачей, эпидемиологов и бактериологов Смоленской области, в которой приняли участие научные работники Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР, Центрального института вакцин и сывороток имени И. И. Мечникова, представители Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения РСФСР

Главный врач Смоленской областной санитарно-эпидемиологи-ческой станции Н. С. Элленгорн доложила о достижениях здравоохранения в Смоленской области за 40 лет советской власти в деле улучшения санитарного состояния. В 1911 г. в губернии было 79 врачей и 179 фельдшеров. В 1957 г. в области работало 1086 врачей, 94 зубных врача и 5457 средних медицинских работников. В 1910 г. в распоряжении губернской земской управы для участия в борьбе с эпидемиями имелся один врач и два фельдшера, сейчас в области работает 72 санитарных врача и эпидемиолога вместе с санитарными фельдшерами, дезинфекторами, лаборантами.

Улучшилось санитарное состояние области, что явилось одной из ведущих причин снижения заболеваемости инфекционными болезнями. Общая смертность в последние годы снизилась по сравнению с дореволюционной более чем в 3 раза. В настоящее время в области ликвидированы малярия, возвратный тиф, заболеваемость сыпным тифом с 4335 случаев на 10 000 населения в 1924 г. снизилась до 0,4 в 1955 г. Заболеваемость дифтерией в 1956 г. была в 9 раз ниже заболеваемости в 1910 г.

Важнейшими задачами органов здравоохранения области являются снижение заболеваемости кишечными инфекциями и гельминто-зами, ликвидация дифтерии, предупреждение заболеваний вирусной этиологии, снижение туберкулеза, предупреждение заболеваний, связанных с природной очаговостью и неполноценным питанием.

Научными работниками Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР были представлены следующие доклады: «Задачи гигиены водоснабжения и санитарной охраны водоемов (доктор медицинских наук Л. С. Гурвич), «Методика санитарной экспертизы проектов» (кандидат медицинских наук А. М. Ломовский). «Вопросы гигиены труда в сельском хозяйстве» (доктор медицинских наук И. А. Арнольди), «Задачи санитарно-эпидемиологической стан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.