Научная статья на тему 'СЪЕЗД ГИГИЕНИСТОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ'

СЪЕЗД ГИГИЕНИСТОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЪЕЗД ГИГИЕНИСТОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ»

За рубежом

СЪЕЗД ГИГИЕНИСТОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ

Проф. С. М. Г ромбах, Г. Н. Сердюковская

Недавно в живописном уголке курортной местности Чехословакии— в Высоких Татрах — происходил съезд гигиенистов Чехословакии, посвященный гигиене детей и подростков. Съезд был созван секцией гигиенистов Чехословацкого общества врачей имени Пуркинье и Брати-славским университетом имени Коменского в честь 40-й годовщины со дня основания университета.

В работе съезда участвовали гигиенисты, школьные врачи, педиатры, архитекторы. На съезде присутствовали делегаты из СССР, Польши, Венгрии, ГДР, Югославии, Дании, Франции. В состав делегации Советского Союза входили главный инспектор по. школьной гигиене Министерства здравоохранения СССР Г. Н. Сердюковская, руководитель отдела гигиены детей и подростков Московского научно-исследовательского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР проф. С. М. Громбах и заведующий кафедрой гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института проф. А. Я. Гуткин.

Съезд гигиенистов Чехословакии был посвящен трем основным проблемам: развитию гигиены детей и подростков, гигиеническим проблемам проектирования детских и подростковых учреждений, гигиеническим проблемам педагогического процесса.

Основной доклад по первой проблеме на тему «Развитие гигиены детей и подростков в Чехословацкой республике» был сделан акад. В. Муха, проф. Кредба и доцентом Кукура. В докладе были показаны положительные сдвиги в состоянии здоровья населения республики, п, том числе детей и подростков, а также успехи гигиены детей и пол-ростков как науки. Положительным моментом является введение физиологических методов исследования в лабораторных условиях и в рамках естественного эксперимента.

Ближайшими задачами чехословацких гигиенистов, как указывалось в докладе, являются теоретическая разработка и практическая реализация гигиенических мероприятий, связанных с политехническим обучением школьников, дальнейшая разработка теории и практики борьбы с инфекционными болезнями, научные обоснования мероприятий по предупреждению искривлений позвоночника и близорукости у школьников, борьба с зубным кариозом и осуществление гигиенических принципов в строительстве школ и детских учреждений.

После основного доклада были заслушаны сообщения представителей других стран, принимавших участие в работе съезда. О содержании и направлении работы советских гигиенистов говорилось в докладе Г. Н. Сердюковской «Гигиена детей и подростков в СССР-*. С подобными же сообщениями выступили представители ГДР (проф. К. Винтер), Польши (доцент Янковяк), Венгрии (доктор Боч-нар), Югославии (доктор Василевич), Франции (начальник отдел 1 школьной гигиены Министерства просвещения доктор Дуади), Дании (доктор Бойлен). Эти сообщения показали, что чехословацкие гигиенисты в понятие гигиены детей и подростков (школьной гигиены) вкладывают такое же содержание, как и советские гигиенисты, т. е. вклю-

чают в нее все вопросы гигиены воспитания и обучения детей от рождения до 18 лет. В остальных же странах под школьной гигиеной понимают в основном вопросы медицинского обслуживания школ и детских учреждений.

По второй проблеме было заслушано 12 докладов.

Доклады врачей и архитекторов Чехословакии (доцент Ф. Янда, Б. Липкова, Молнар и др.) показали, что в последние годы в республике широко ведется строительство школ и детских учреждений. Однако с фондом школьных зданий в республике до сих пор положение тяжелое. Приводились причины этого: разрушение и повреждение школ во время войны, значительное расширение сети средних школ, повышение рождаемости и снижение смертности детей. По материалам паспортизации школ определена потребность в строительстве и реконструкции школьных зданий для полного удовлетворения нужд населения и ликвидации двухсменных занятий в школах.

Строительство школ и детских учреждений в Чехословакии проводится по типовым проектам. В настоящее время разработаны новые типовые проекты школ. С докладом по этой проблеме выступил также советский представитель проф. А. Я. Гуткин. Темой его доклада было: «Опыт и некоторые особенности гигиенической планировки школ в СССР». На этом же заседании выступил представитель ГДР доктор Ботмер с докладом «Строительство детских учреждений как фактор психогигиены». В нем была высказана правильная мысль о необходимости создания уюта в учреждениях для детей раннего возраста, однако нам кажется неправильной предпосылка автора, будто помещение ребенка в ясли является психической травмой для него.

Наибольшее количество докладов (21) было посвящено третьей проблеме — гигиене педагогического процесса. Основному докладу доцента Д. Ролного (Братислава) «Гигиенические проблемы педагогического процесса» была предпослана серия сообщений, освещающих методы исследования функционального состояния нервной системы детей в процессе учебной работы. Эти доклады показали, что научные работники Чехословакии глубоко и творчески восприняли учение И. П. Павлова и активно разрабатывают методы исследования, применимые в натурных условиях. В частности заслуживает внимания в .известной мере спорный, но интересный метод исследования высшей нервной деятельности школьников с помощью так называемой лабораторной печи (Грбкова), новый метол электроактографии (И. Ку-кура и Миклетич). Схема электроактографа, изобретенного авторами, была любезно представлена советской делегации.

В основном докладе и последовавших за ним сообщениях отражено неблагоприятное влияние большой учебной нагрузки на школьников (33 часа в неделю для девочек и 34 часа для мальчиков). В докладе доктора Ароховой (Чехословакия) было показано, что чрезмерная психическая нагрузка детей дошкольного возраста неблагоприятно влияет на их высшую нервную деятельность — замедляет скорость психической реакции. Из советской делегации по данной проблеме выступил проф. С. М. Тромбах с докладом «Гигиенические принципы нормирования учебной работы в школе».

Группа докладов была посвящена гигиене политехнического обучения и труда рабочих подростков. Среди этих докладов представляет интерес сообщение доцента Ф. Янда (Прага) «Опыт оценки физического напряжения в условиях политехнического преподавания и производственного обучения молодежи». Автор попытался определить оптимальную производительность 14—17-летних подростков, которая, по его данным, составляет 3,1—4,3 ккал/мин для юношей и 2,5—3,2 ккал'мин для девушек. Затем исследовались энергетические затраты при выполнении

юношами и девушками некоторых трудовых процессов в сельском хозяйстве, строительстве и машиностроении. В большинстве случаев она колебалась в пределах указанной выше оптимальной производительности. Однако автор отмечает, что энерготраты являются недостаточным показателем физического напряжения и функциональной выносливости подростков.

В докладе А. Фишер. Я. Мергаутовой и И. Сукоп на основании исследований координации мышечной деятельности при различных трудовых актах получены данные для определения гигиенически обоснованного времени перерывов в работе подростков. Оценка равномерности нагрузки в течение трудового времени использована в качестве показателей рациональной направленности физкультурных занятий в процессе работы.

Следует отметить прекрасную организацию работы съезда. Жесткий регламент для докладчиков (30 мин. для основных докладов и 10 мин. для последующих соообщений) позволил легко прослушать большое количество докладов. После двух дней работы съезда был установлен перерыв в заседаниях на целый день, в течение которого делегаты съезда совершили экскурсию по историческим местам Словакии, примыкающим к Высоким Татрам. Участники съезда, в том числе советская делегация, посетили Кежмарок, Левочу, Спышское Подградье, Мар-кушевце и Спышскую Новую Весь. В этих местах экскурсанты осматривали исторические и художественные достопримечательности, посетили две школы. Эта экскурсия протекала в непринужденной, дружеской обстановке, очень сблизила представителей разных стран.

На заключительном заседании была принята резолюция, наметившая дальнейшие пути развития гигиены детей и подростков в Чехословакии и определившая срок созыва следующего съезда чехословацких гигиенистов — в 1961 г.

После одного из вечерних заседаний съезда была организована конференция представителей делегаций демократических стран, на которой организаторы съезда выдвинули ряд вопросов по дальнейшему международному сотрудничеству в области гигиены детей и подростков. В частности, были подняты вопросы об участии в III Международном конгрессе по школьной гигиене в Париже в 1959 г , об издании международного периодического печатного органа по гигиене детей и подростков и о последующих конференциях народно-демократических стран по этому вопросу.

Все участники, в том числе и советская делегация, дали положительную оценку проходящему съезду. Что касается остальных вопросов, то было принято постановление передать эти вопросы на рассмотрение министерств здравоохранения отдельных стран. Общее желание делегатов сводилось к организации следующего съезда по гигиене детей и подростков в Советском Союзе.

Окончание съезда совпало с кануном 41-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Советскую делегацию тепло поздравляли и приветствовали остальные делегаты съезда.

Следует отметить, что во время пребывания в Чехословакии советских делегатов тепло и радушно встречали их коллеги — врачи и все население и они чувствовали себя как среди близких друзей.

По окончании съезда советская делегация по приглашению Брати-славского университета выехала в Братиславу, где познакомилась с работой кафедры гигиены, руководимой ветераном чехословацкой гигиены и гигиены детства акад. В. Муха. Из работ этой кафедры для нас, специалистов по гигиене детей и подростков, представляют наибольший интерес исследования влияния минерального состава воды на здоровье и выживаемость младенцев, переведенных на искусственное вскармливание в первые б месяцев жизни (статья на эту тему прислана

в СССР для опубликования в одном из последующих номеров), а также разработка пылесвязываюицих веществ для обработки постельного белья в клиниках и институтах и полов в школах. На кафедре сконструирована микроклиматическая камера, позволяющая регулировать температуру, влажность воздуха и освещенность. Камера оборудована электротермометром и электропсихрометром с автоматической регистрацией.

Советская делегация приняла участие в торжественном собрании медицинского факультета Братиславского университета, посвященном 41-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. На этом собрании в присутствии профессоров, ассистентов и студентов старших курсов (всего около 150 человек) советские делегаты выступили с докладами «Основные проблемы гигиены детей и подростков в СССР» (проф. С. М. Громбах) и «Гигиена детей и подростков как основа долголетия» (проф. А. Я. Гуткин).

Затем советская делегация посетила областной институт гигиены в Братиславе (директор — доцент П. Мацух) и ознакомилась с тематикой и оборудованием отдела гигиены детей и подростков (заведующая — доктор В. Линкова). Отдел занимается изучением физического развития детей школьного возраста, высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста, санитарного состояния детских учреждений Словакии, а также глистных инвазий среди детей и мер борьбы с ними. Подавляющее большинство научных исследований отдел проводит на базе детских учреждений.

В Праге советская делегация находилась всего 2 дня. За это время мы смогли посетить кафедру гигиены медицинского факультета Пражского университета и Институт гигиены (директор — доцент Симон), а также несколько детских учреждений.

Знакомство с отделом гигиены детей и подростков (заведующий — доцент Ф. Янда) Пражского института гигиены показало следующее: отдел состоит из 7 сотрудников с высшим образованием и 7 лаборантов. Они ведут тщательное динамическое наблюдение за состоянием здоровья и развитием детей от рождения до юности, а также изучают влияние на школьников политехнического обучения и нормативы физической нагрузки для детей различного возраста. В своей работе они сочетают гигиенические, физиологические и клинические методы в основном на базе детских учреждений, причем сотрудники отдела являются врачами этих учреждений.

Краткость пребывания позволила составить лишь беглое впечатление о детских учреждениях Чехословакии. Школы, которые мы посетили, рассчитаны на 400 человек. Они расположены в 2-этажных зданиях. В школах имеется центральный гардероб, классы, спортивный зал с раздевальнями и душами, кабинеты физики, химии и биологии (в одной из школ кабинеты химии и биологии совмещены), пищевой блок, санитарные узлы и т. д. В одной из школ имеется специальное помещение для бесед учителей с родителями. Мастерские в одной из школ предусмотрены не были и расположены в приспособленном помещении. Актового зала нет, используется широкий коридор (б м). Размеры основных помещений: классов — 50 м2, лабораторий — 70 м2, спортивного зала — 288 м2 (12X24). Высота помещений — 3,2 м (в чистоте).

Интересно решены гардеробы. Они расположены в полуподвальном этаже и проволочной сеткой разделены на отделения, по одному на 2 класса. В каждом отделении 2 двери — одна против другой. В одну дверь учащиеся утром входят, снимают верхнее платье и переобуваются, выходят через вторую дверь в школьный коридор. По окончании занятий они проделывали тот же путь в обратном направлении.

В школах нет искусственной вентиляции. Вытяжные устройства предусмотрены только в химическом кабинете. Обмен воздуха производится путем проветривания. В каждом окне класса боковые створки откры-

ваются, средние же створки вращаются вокруг горизонтальной оси, т. е. представляют большую фрамугу, которая может открываться до желаемой степени.

Искусственное освещение — 6 точек (молочные шары) на класс и один или два рефлектора, освещающих доску. В одной из школ мы наблюдали интересное устройство классных досок в каждом классе. Две доски, не глухо прикрепленных к стене, а надетых на металлический стержень. С помощью блока доски перемещаются вверх и вниз: при подъеме одной доски опускается другая. Кроме того, каждая доска вращается вокруг вертикальной оси (металлического стержня) и во избежании бликов от солнечных лучей доски можно располагать под тем или иным углом по отношению к стене. В каждом классе — умывальник.

В детских яслях осуществлена полная изоляция групп. Помещения каждой группы состоят из фильтра, приемной, игровой, спальни, балкона, санитарного узла, бокса для заболевшего ребенка, соединенного с групповой большим окном, а также гардеробной для персонала и помещения для колясок. При группе для детей грудного возраста имеется своя молочная кухня. Общая кухня расположена в полуподвальном помещении. Пища подается в группы специальным подъемником. Здание радиофицировано и оборудовано внутренним телефоном, связывающим кабинет заведующей с каждой группой.

Детские горшки и большинство игрушек — из пластиката, небьющегося, хорошо моющегося и легко поддающегося дезинфекции. Правильно сконструированы бачки для грязных пеленок; это металлический каркас с крышкой, открывающийся с помощью педали. Внутри каркаса помещается мешок из материи, который легко вынимают вместе с его содержимым— грязными пеленками — и направляют в прачечную. Персоналу при этом не приходится пачкать руки. Спят дети на кроватках из металлических труб, на которые надето легко снимающееся полотнище. Кроватки складывающиеся, легкие и очень портативные. Благодаря съемным полотнищам их хорошо мыть. Недостатком, свойственным как яслям, так и детским садам, является то, что дети спят одетыми, даже в рейтузах и чулках. Закаливающие процедуры (обливание, прохладные ножные ванны и т. п.) не проводятся. В яслях очень чисто. Персонал, приходя в ясли, переодевается и меняет обувь. Посетители надевают на свою обувь матерчатые чехлы (как в музеях). В детских садах полной групповой изоляции нет: две группы пользуются одним входом. Групповая ячейка состоит из приемной, групповой, спален (раздельных для девочек и мальчиков), умывальной и уборной. В младших группах горшки не применяются — используются детские унитазы. Мебель удобная, портативная. Однако столы не симметричны и во время занятий часть детей сидит так, что свет падает с правой стороны.

Участие советских специалистов в работе съезда гигиенистов Чехословакии и последующие посещения учреждений значительно расширили наши познания в области состояния гигиены детей и подростков в странах народной демократии, усилили международные контакты по вопросам гигиены подрастающего поколения, начало которым было положено участием советской делегации в Международном совещании по гигиене детей и подростков в 1957 г. в Берлине. Был произведен широкий обмен научной информацией и литературой. Работники гигиены детей и подростков Чехословакии выражали желание продолжать и расширять научные контакты с советскими специалистами.

Перед советскими гигиенистами стоит задача продолжать международное сотрудничество в вопросах гигиены детей и подростков.

Поступила 9/11 1959 г.

-й- -¿г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.