Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И ЗАДАЧАХ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И ЗАДАЧАХ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И ЗАДАЧАХ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

бованиям как с гигиенической, так и с технической'точки зрения. Для эффективного экранирования костюм должен быть полностью замкнутым,, что, конечно, недопустимо с гигиенической точки зрения. Кроме того, нецелесообразно ставить вопрос об экранировании всего тела, так как уменьшение излучений у их источников описаниыми выше методами не встречает практических затруднений.

При нахождении в зоне излучения сантиметровых волн с интенсивностью более 10 [iW/см2 рекомендуется защищать глаза. Нами были разработаны два типа защитных очков для волн 10-сантиметрового' диапазона. Оба типа очков имеют вид полумаски из мелкой латунной сетки с выпуклыми поверхностями над глазами. Во избежание проникновения энергии волн под полумаску под всей прилегающей к лицу поверхностью проложена поглощающая прокладка. Очки дают ослабление интенсивности облучения в 50—100 раз.

Рассмотренные методы не охватывают, конечно, все случаи защиты от действия электромагнитных полей радиочастот. Примеры расчетов и конструкций даны только для устройств индукционного и диэлектрического нагрева и генераторов сантиметровых волн. Большое разнообразие применяемых в науке и технике генераторов радиочастот и быстрое расширение области их применения делают весьма затруднительной задачу всестороннего решения вопросов зашиты. Мы ставили своей задачей сказать помощь гигиенистам в решении этих вопросов для наиболее распространенных в промышленности видов источников полей и волн.

В заключение выражаем глубокую признательность кандидату технических наук Д. Н. Шапиро за ценные советы по вопросам экранирования.

ЛИТЕРАТУРА

Временные санитарные правила для работы с промышленными ламповыми установками высокочастотного нагрева. М., 1955. — Гордон 3. В., Пресман А. С Профилактические и защитные мероприятия при работе с генераторами сантиметро вых волн. М., 1956. — Краткий справочник по радиоизмерительным приборам. М.,

1956.— П р е с м ал А. С. Гиг. и сан., 1956, № 9, стр. 32—37,—О н же. Там же,

1957, № 1, стр. 29—35. — Ш а п и р о Д. Н. Радиотехника, 1955, т. 10, № 4. стр. 36—47.

Поступила 18/VI 1956 г.

PROTECTIVE MEASURES AGAINST THE ACTION OF RADIOFREQUENCY ELECTROMAGNETIC FIELDS IN INDUSTRY

A. S. Presman

The author has studied the main sources of electromagnetic fields and waves from a. high-frequency and a superhigh-frequency generator in industry. He describes the construction and calculation of a screening device against the field of various frequencies. The means of individual protection are discussed as well.

й ir it

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И ЗАДАЧАХ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

Проф. А. Я- Гуткин Из Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

В системе гигиенических наук, получивших значительное развитие за время, прошедшее после Великой Октябрьской социалистической революции, особое место занимает та ее отрасль, которая в наибольшей

мере способна «сделать развитие человека более совершенным, жизнь более сильной; упадок менее быстрым и смерть более отдаленной». Это гигиена детей и подростков. Она по праву заняла достойное место рядом с другими гигиеническими науками. Выводы ее внедряются в практику.

На XIII Всесоюзном съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов по вопросам гигиены детей и подростков было сделано 43 доклада. За последние годы издан ряд сборников и монографий, посвященных вопросам гигиены детей и подростков. Выросли новые молодые научные кадры. Однако сделано по сравнению не только с потребностями, но и с возможностями совершенно недостаточно.

На недостаточное внимание, уделяемое вопросам гигиены детства, в последнее время было справедливо указано широкой врачебной, педагогической и родительской общественностью. Этот вопрос был поставлен в числе наиболее актуальных и на страницах журнала «Гигиена и санитария»1 и остро обсуждался на XIII Всесоюзном съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов.

Рассматривая причины неудовлетворительного состояния научной деятельности в области гигиены детей и подростков, нужно указать на недооценку этой науки и ее особенностей широкими кругами врачей.

Более двух с половиной столетий назад Ян Амос Коменский, основатель рациональной педагогической гигиены, высказал незабываемую мысль «Дитя есть отец взрослого». Позднее она была вновь формулирована в известном «Отчете комиссии о детском труде» (1863), цитируемом К. Марксом, где указывалось «... что нездоровый ребенок в свою очередь становится нездоровым родителем» 2. Здоровье детей определяет здоровье взрослых: их работоспособность, жизнеустойчивость, физическое и умственное их развитие. «Нет, не белая доска есть душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности»,— писал В. Г. Белинский 3.

Забота о здоровье детей для жизни взрослых и их поколений — вот основная специфическая особенность гигиены детей и подростков. В. А. Левицким, а затем и 3. Г. Френкелем было впервые доказано, что чем ниже детская смертность, тем выше средняя продолжительность жизни населения и что выжившие из поколения с высокой детской смертностью имеют низкие показатели физического развития. Высокая детская смертность в Бразилии сопровождалась низкой средней продолжительностью жизни ее населения (около 20—23 лет)4. Детская смертность в Китае и Индии до освобождения их от колониальной зависимости была очень высока — средняя продолжительность жизни в них составляла 34 года и 26 лет. В царской России при детской смертности в 25—27% средняя продолжительность жизни населения не превышала 32—33 лет. Детская смертность в СССР в 1956 г. уменьшилась в 6 раз по сравнению с дореволюционным периодом, средняя продолжительность жизни населения значительно выросла.

В первую мировую войну со всех сторон дореволюционной России поступали сведения о плохом здоровье и низком физическом развитии новобранцев. Созданная комиссия «Главнонаблюдающего за физическим развитием населения» (комиссия генерала Воейкова) установила, что недобор солдат встречался чаше всего в тех губерниях, где детская смертность и заболеваемость были особенно значительны (в комиссию входили ныне здравствующий проф. А. Ф. Никитин, В. В. Гориневский, В. Стасенко)5. Тяжелые социально-экономические условия жизни населе-

1 Гигиена и саннтария, 1956, № 6.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XIII, ч. I, стр. 8, М., 1936.

3 В. Г. Белинский. Избранные сочинения. М., Изд. Академии педагогических наук, 1948, стр 48.

4 Проф. Жозуэ де Кастро. География голода. М., Изд. иностр. лит., 1954.

5 В. В. Гориневский. Избранные произведения. М., Изд. «Физкультура и спорт». 1951.

ния, бывшие причиной высокой детской смертности, являются также и причиной пониженных показателей физического развития среди выживших того же поколения. Все это определяет первую задачу гигиены детей и подростков — борьбу за сбережение здоровья и сохранение жизни каждого новорожденного с самых ранних ступеней его жизни.

Высокая реактивность организма детей раннего возраста, более частые среди них, чем среди детей старшего возраста, патологические процессы массового распространения, весьма редко и весьма недостаточно (кроме инфекционных заболеваний) составляют предмет специального внимания гигиенистов. Между тем научное изучение и рациональное решение гигиенического режима закаливания, микроклимата, питания и личной гигиены детей раннего возраста, направленные на неспецифическую профилактику, например рахита, при гипотрофии, одновременно служат и профилактике диатеза, пневмонии и катара верхних дыхательных путей, туберкулезной интоксикации, болезней лимфатической, нервной и сердечно-сосудистой систем. Меры проофилактики определенных заболеваний детей раннего возраста, находящихся в коллективе, способны одновременно воздействовать на предупреждение и ликвидацию многих других болезней детей не только данного, но и последующих возрастов. Недавно опубликованная Харьковским медицинским институтом и Харьковским научно-исследовательским институтом охраны материнства и младенчества методика применения ультрафиолетового облучения палат с недоношенными детьми (приводим этот пример в связи со значительным удельным весом смертности среди недоношенных) для профилактики аэрогенных инфекций1 может быть широко использована также и в домах ребенка, в яслях, в детских садах, в соматических детских больницах для профилактики не только аэрогенных инфекций.

Гигиену детей и подростков характеризует и выделяет из других гигиенических наук вторая ее особенность. Организм ребенка лабилен, пластичен, изменчив; следовательно, возможность влияния на его формирование под воздействием гигиенических факторов внешней среды является тем более значительной, чем в более раннем возрасте оно началось.

«Ребенок не уменьшенная копия взрослого, детский организм представляет важнейшие качественные отличия...» 2. Из этой особенности детского организма вытекает необходимость глубокого, более значительного изучения возрастной анатомии, физиологии, биохимии и психологии. Именно в детстве развиваются все органы и особенно нервная система, определяющие в дальнейшем функции труда (игрового, учебного, политехнического, производственного) — стимула всех жизненных процессов. На этой основе должна разрешаться одна из наиболее сложных задач гигиены детей и подростков — гигиеническое нормирование в возрастном разрезе.

Говоря о гигиеническом нормировании, нужно подчеркнуть необходимость изучения всех связанных с ним вопросов: труда, отдыха, быта, изучаемых всеми другими отраслями гигиены в отношении взрослых. Использование газа в быту широко распространено в СССР. Исследования воздуха на содержание СО, произведенные нашей кафедрой (Н. Т. Лебедева) в яслях и детских садах Ленинграда, показали его наличие в размерах, во много раз превышающих предельно допустимую концентрацию. Но предельная концентрация СО установлена для взрослых. Исследования воздуха на наличие паров ртути в кабинетах и лабораториях физики большого числа школ, произведенные санитарно-эпидемиологическими станциями Москвы, показали, что концентрация их выше предельной нормы," установленной для взрослых.

1 М. Л. Кошкин и С. А. Галь. Методическое письмо к применению ультра фиолетового облучения палат с недоношенными детьми для профилактики аэрогенных инфекций. Харьков, 1955.

2 С. Ф. Хотовицкий. Педиятрика. СПБ., 1847.

Мы не касаемся гигиенических норм строительства детских учебных, лечебных, оздоровительных, воспитательных учреждений, предметов детской одежды и обуви, труда, быта, оборудования, личной гигиены, физической культуры и пр., об отсутствии которых писалось уже не один раз. Более того, предстоящее широкое начало охвата в шестой пятилетке детей ясельного и дошкольного возраста (по желанию родителей) общественным воспитанием для последующего обеспечения им всех детей этого возраста, предстоящее осуществление в основном всеобщего среднего образования во всех городах и в сельских местностях, в общих и специального типа школах (интернатах) и т. д. — все это требует установления специфических возрастных норм.

Вся продукция советской промышленности, обслуживающей детей и подростков во всем разнообразии их потребностей, должна быть построена на возрастных гигиенических нормах. Мы не имеем права забывать, что решающую роль в борьбе за длительность жизни играет не предрасположение организма, а вся совокупность жизненной обстановки, во взаимодействии с которой живет и развивается изменчивый детский организм.

Огромное внимание, оказываемое органами здравоохранения (при малом участии гигиенистов), детям раннего возраста обосновано в большой степени высокой по сравнению со всеми другими возрастами смертностью. Смертность среди детей последующих возрастов значительно ниже, а среди детей среднего школьного возраста (10—14 лет) смертность является (по мировой статистике)1 наиболее низкой из всех возрастных ступеней человеческой жизни. В отношении детей более старших возрастов и подростков играет главную роль заболеваемость, ее характер и степень ее высоты.

Ревматизм начинается в школьном возрасте (12—'13 лет) и встречается, по данным нашей кафедры (А. П. Родина), у 2,5% от общего числа школьников. По П. А. Герцену, всякого рода воспалительные процессы, в частности желудочно-кишечного тракта, гастриты, в известной мере колиты и т. п. составляют «то предрасположение, от которого начинается злокачественное новообразование». Функциональные заболевания желудка и кишок у школьников в известной степени связаны с неправильными условиями их учебного труда, неправильным режимом их питания, вызывающими нарушения рефлекторных взаимоотношений между рецепторами желудка и центральной нервной системы. А ведь известно, что из всех злокачественных новообразований около 40% заболевших и приблизительно такой же процент летальности падает на поражения желудка и кишок взрослых.

В 1954 г. сердечно-сосудистыми заболеваниями страдало свыше 3,5 млн. человек2. А. Л. Мясников требует внимания к профилактике гипертонической болезни со стороны педиатров3. М. С. Маслов говорит о «юношеской» гипертонии, Ф. Я. Примак4 о связи воспалительных процессов лимфатической системы, наблюдаемых у школьников и подростков, с гипертонией взрослых. Известна связь перенесенных в детстве стрептококковых инфекций со смертностью от болезней сосудов, коронарных в частности. Так, корни самых серьезных заболеваний и причины смерти взрослых лежат в дошкольном и школьном возрасте.

Близорукость, по отдельным исследованиям разных авторов, в отдельных коллективах среди школьников последних классов составляет

1 Démographique Jearbook, 1955. •

2 M. И. Барсуков. Задачи здравоохранения в свете решений XX съезда КПСС. Советская медицина, 1956, № 5.

3 А. Л. Мясников. Гипег-оническая болезнь. М., Медгиз, 1954.

4 Доклад на научной сессии Института клинической и эксперимен!альной кардиологии Академии наук Грузинской ССР в 1951 г.

20% и выше, тугоухость — около 5% (Г. И. Костырь), плоскостопие (по данным разных авторов) —до 7,5%, сколиозы — от 5 до 20% и выше. Исследования также говорят о наличии патологий (речевых функций детей, явлений гипотрофии, нарушений моторной сферы), связанных с учебно-трудовым режимом детей и подростков.

Нормализация учебной нагрузки составляет задачу, связанную с гигиеной умственного труда, проблема «нервного» школьника занимает не последнее место на нозологической лестнице. Между тем психиатры, невропатологи и педиатры почти не занимаются этими вопросами, а гигиенисты мало их стимулируют и сами мало участвуют в их изучении.

Для оценки состояния здоровья школьников органы здравоохранения вынуждены довольствоваться данными о болезненности, получаемыми на осенних медицинских осмотрах. Данные о заболеваемости дошкольников, школьников и подростков разрабатываются редко. Недостаток исследований заболеваемости компенсируется другими методами учета, например, пропущенных учебных дней по болезни. Эти исследования дают тревожные результаты. По данным О. И. Дедабришвили1, в 1954/55 учебном году в Тбилиси на одного ученика первых четырех классов приходилось в среднем 7,4 пропущенных учебных дня в год. Причинами большинства — от 47 до 78%—пропусков по болезни явились аэрогенные заболевания (катары дыхательных путей, бронхиты, ангины). Пропуски, связанные с инфекционными заболеваниями, были отмечены только в 3—4%, преимущественно в младших классах. Параллельно там же проведенные исследования А. И. Канчели* показали, что физическими упражнениями в основной группе занимались только 68,4% школьников, так как по состоянию здоровья 23,8% были отнесены к подготовительной и 7,8%—к специальной группе.

Эти факты говорят не только о состоянии здоровья детей и об особенностях его учета, но и о недостаточности материала для организации средств предупреждения заболеваемости. Ликвидация некоторых заболеваний населения, составляющая ближайшую и непрерывную задачу гигиены, должна начинаться и активно осуществляться с гигиены подрастающего поколения. Развитие последней значительно облегчит разрешение общей задачи гигиены, повысит эффективность труда гигиенистов. Возрастная гигиена включает гигиену подростков, отличающихся своими морфологическими особенностями и особенностями своего быта, учебного и производственного труда. В связи с политехническим обучением с трудовой направленностью советской школы и с развитием про-фессионально-трудовых процессов среди молодежи особое значение приобретают вопросы гигиены труда подростков и связанные с ними вопросы профессиональной патологии и отбора. В связи с новым законом о труде подростков, улучшающим их условия жизни, встают новые вопросы их санитарного быта.

Особо должны быть поставлены задачи, связанные с организацией и теорией гигиены детей и подростков: классификация и типизация детских и подростковых учреждений; организация единых, объединенных и преемственных воспитательных учреждений смежных возрастов (ясли— детсад, детсад — школа); связь и консолидация наук «о детях»; санитарный кодекс о детях; вопросы, связанные с обслуживанием студенческой молодежи, и т. п.

Необходимо объединить и координировать изложенные цели, задачи, пути и научные силы, в частности, выполнить одно из важных решений XIII съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфек-

1 Доклад на 2-й Республиканской конференции по гигиене детей и подростков

в Московском научно-исследовательском институте гигиены и санитарии имени Ф. Ф. Эрисмана в 1956 г.

3 Доклад на той же конференции.

ционистов — создать руководящий, научный центр по гигиене детей и подростков — всесоюзный институт с рядом вспомогательных учреждений и баз, умножить усилия гигиенистов относительно повышения здоровья детей и подростков для дальнейшего расцвета советского государства.

Поступила 17/IX 1956 г.

ДИНАМИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

ДЕТЕЙ В СССР

Доцент М. Д. Большакова

Физическое развитие является чутким критерием влияния меняющихся условий жизни на организм человека, в особенности детский. Еще в дореволюционной литературе встречалось много исследований, характеризующих состояние физического развития детей разных социальных групп и неблагоприятное значение для развития детей из необеспеченных слоев населения плохого питания, непосильного и преждевременного труда, тяжелых жилищных и бытовых условий (Ф. Ф. Эрисман, В. А. Левицкий, М. Н. Берлинерблау).

Исследования эти в большинстве ограничивались проведением однократных антропометрических измерений, нередко без соблюдения необходимых методических приемов и правил, затруднявших в последующем обобщение, анализ и выводы в оценке состояния физического развития. Регулярные же динамические наблюдения позволяют видеть характер происходящих сдвигов, своевременно выявлять намечающиеся измене-, ния в состоянии детей и предпринимать меры, устраняющие неблагоприятно действующие причины.

В советской литературе накопилось много работ, отражающих изменил в физическом развитии детей и подростков в годы пятилеток, в до военный и послевоенный периоды.

Большую методическую помощь в упорядочении собирания и разработки многочисленных антропометрических материалов сыграли организация специального Центрального антропометрического бюро (ЦАБ) при Институте социальной гигиены, возглавляемом А. В. Мольковым. издание справочника по методике антропометрических измерений под редакцией В. В. Бунака, апробация и выпуск унифицированного инструментария.

Помимо ежегодных антропометрических измерений, проводимых врачами в детских садах, школах, ремесленных училищах, в СССР широко практикуются выборочные обследования физического развития больших групп детей раннего, дошкольного и школьного возрастов в целях наблюдения за сдвигами и получения стандартов, столь необходимых практическим врачам в их повседневной деятельности. Подобного рода исследования выполняются кафедрами гигиены детей и подростков, педиатрии, организации здравоохранения, общей гигиены медицинских институтов, крупными санитарно-эпидемиологическими станциями.

Отдельные авторы (М. И. Корсунская, Д. И. Арон) на протяжении ряда лет систематически (в месяц рождения) изучают физическое развитие одних и тех же детей и таким образом прослеживают динамику их возрастных изменений.

Динамические наблюдения за детьми разных городов РСФСР (работы Л. А. Сыркина, В. В. Бунака, В. Г. Штефко, Д. И. Арон, М. И. Кор-сунской, Л. Н. Заглухинской, М. Д. Большаковой, М. В. Антроповой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.