Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ НА XIII ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ГИГИЕНИСТОВ, ЭПИДЕМИОЛОГОВ, МИКРОБИОЛОГОВ И ИНФЕКЦИОНИСТОВ'

ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ НА XIII ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ГИГИЕНИСТОВ, ЭПИДЕМИОЛОГОВ, МИКРОБИОЛОГОВ И ИНФЕКЦИОНИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF SCHOOL HYGIENE RAISED AT THE XIII All-UNION CONGRESS OF HYGIENISTS, EPIDEMIOLOGISTS, MICROBIOLOGISTS AND INFECTIONISTS

At the XIII All-Union congress of hygienists, which took place in Leningrad from the 20th to 28th of June 1956, problems of school hygiene, physical development and condition of health of children and adolescents, the hygiene of education and upbringing, the hygienic principles of physical training and the sanitary order of establishments for children and adolescents have been reported. A number of reports were consecrated to the question of hygienic organization of the regime for schoolchildren. The congress decided that the main problem to be included in the investigations of the hygiene of the process of teaching, should be the hygiene of polytechnical training. The congress has pointed out the necessity of continuing and enlarging the investigations carried out on the questions of the effect of solar radiations, aeration, various hydropathic treatments and artificial hygienic factors (ultra-violet radiation, luminescent illumination, etc.) on the increase of the resistance of the organism and the lowering of the morbidity rate. The congress has pointed to the necessity of working out standard sanitary requirements for model school-buildings, boarding-schools, various establishments for small children and their equipment. At the congress the questions of teaching school hygiene in medical institutes, teachers ’ training colleges and nurses ’ training schools, have been discussed. It has been decided to introduce a special course of hygiene for children and adolescents at pediatrics faculties and a course of school hygiene in the universities. The congress has recognized the necessity of organizing an All-Union scientific-research institute of hygiene for children and adolescents in the system of the Academy of medical sciences of the USSR or of the Ministry of public health of the USSR.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ НА XIII ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ГИГИЕНИСТОВ, ЭПИДЕМИОЛОГОВ, МИКРОБИОЛОГОВ И ИНФЕКЦИОНИСТОВ»

ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ НА XIII ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ ГИГИЕНИСТОВ, ЭПИДЕМИОЛОГОВ, МИКРОБИОЛОГОВ И ИНФЕКЦИОНИСТОВ

Проф. С. Е. Советов

Вопросы школьной гигиены, гигиены детей и подростков, всесторонне обсуждались на XIII Всесоюзном съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. На съезде были подведены итоги большой научно-исследовательской работы в области гигиены детей и подростков, проведенной за последние 8—10 лет, и были выявлены существенные недостатки в организации научной и учебной работы по школьной гигиене.

Съезд показал, что главная задача здравоохранения — снижение заболеваемости и смертности населения, повышение его жизнеустой-чивости и средней продолжительности жизни — не может быть разрешена без решения основных вопросов гигиены детей и подростков Развитие школьной гигиены в направлении решения основной проблемы — повышения сопротивляемости детского организма — нашло свое выражение в докладе А. Я. Гуткина и С. Е. Советова «Современное состояние и задачи гигиены детей и подростков» и в многочисленных докладах по проблемам физического развития и состояния здоровья детей и подростков, гигиены учебно-воспитательной работы, гигиенических основ физического воспитания и санитарного благоустройства детских и подростковых учреждений.

На съезде получили осуждение глубоко ошибочные тенденции некоторых авторов рассматривать гигиену детей и подростков как часть педиатрии. Эта совершенно необоснованная, неправильная точка зрения угрожает недооценкой школьной гигиены как самостоятельной отрасли гигиеничесадх знаний, поглощением ее педиатрией в качестве клинической науки и отрывом ее от практики санитарного дела. Было подчеркнуто, что гигиена детей и подростков развивалась и развивается в единстве и взаимосвязи со всеми отраслями гигиенической науки и санитарной практики. Гигиену детей и подростков следует рассматривать как гигиеническую науку, изучающую реакции здорового детского организма на факторы внешней среды в их взаимодействии и разрабатывающую мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья детских и подростковых коллективов (детей ясельного и дошкольного возраста, учащихся школ, ремесленных училищ, техникумов и т. п.).

Доклады, заслушанные на съезде, и их обсуждение показали, что развитие школьной гигиены за последние годы характеризуется творческим применением в исследованиях по гигиене детей и подростков экспериментальных физиологических методов в сочетании с методом естественного гигиенического эксперимента. Одновременно успешно применяются физико-химические, микробиологические, санитарно-ста-тистический, клинический и другие методы исследования. Комплексное применение этих методов позволило выявить и установить положительное влияние ряда факторов внешней среды (аэрации, солнечной радиации, водных процедур, искусственного ультрафиолетового облучения.

люминесцентного освещения и др.) на детский организм и установить условия, дозировку и способы их применения в гигиенических целях.

Многие исследования школьных гигиенистов, проведенные за последние годы, позволили установить и обосновать условия и продолжительность отдельных моментов режима, в частности домашних учебных занятий и отдыха детей и подростков, их сна, выявить гигиеническое значение взаимосвязи анализаторов (слухового, зрительного) и внести гигиенические коррективы в нормы освещенности учебных помещений. Значительная группа исследований проведена по изучению утомления школьников и учащихся ремесленных училищ, их трудовой деятельности, заболеваний, имеющих заметное распространение среди детей разных возрастов (ревматизм, близорукость и др.), гигиены планировки и строительства различных типов детских учреждений, их оборудования, учебных пособий, игрушек и т. д.

Такова общая характеристика исследований по школьной гигиене, данная на съезде и отражающая деятельность в области гигиены детей и подростков за последние годы. Наряду с этим была отмечена недостаточная разработанность физиологических методов исследования реакций детского организма, применение которых возможно в массовом эксперименте при проведении его в детских учебно-воспитательных учреждениях. Недостаточно разработаны также методы, которые позволили бы улавливать незначительные изменения в детском организме в результате колебаний состояния внешней среды.

Серия докладов была посвящена вопросам физического развития и состояния здоровья детей и подростков. В докладе В. С. Фарфе-ля «Возрастные изменения движений у школьников как показатель их физического развития» были приведены данные исследований возрастных изменений у школьников различных двигательных рефлексов (тонические реакции мышц на действие растягивающих сил и силы тяжести, скоростные и скоростно-силовые параметры мышечных сокращений, пространственные оценки движений, оценки движений во времени и амплитуда легочного давления, создаваемого действием дыхательных мышц). Таким образом, в качестве показателей физического развития школьников, помимо общепринятых, могут служить различные показатели моторики и спортивной подготовленности. Наиболее резко возрастное совершенствование двигательной функции проявляется в младшем и среднем школьном возрасте. В старшем школьном вЪзрасте эти показатели мало или вовсе не изменяются. lio в этом возрасте значительно изменяются показатели движений, зависящие от массы и размеров тела. Отсюда вытекает необходимость выработки разнообразных двигательных навыков (трудовых, спортивных) в среднем школьном возрасте, когда наиболее интенсивно развивается двигательный анализатор. Совершенствование движений, требующих силы, выносливости и большой амплитуды, связано в значительной мере с особенностями старшего школьного возраста.

Ряд докладов был посвящен вопросам состояния здоровья и физического развития школьников Москвы, Ленинграда, Еревана и Смоленска (Ф. М. Туровская, Е. П. Нагорнова, С. М. Левиант, В. Р. Ако-пян, В. Г. Белецкий, Н. Н. Белгородская). Полученные по Москве (в 1952—1953 гг.) показатели физического развития при сравнении их с опубликованными в литературе данными за 1936—1937, 1939—1940, 1950—1951 гг. выше во всех половых и возрастных группах в отношении всех трех показателей (рост, вес, окружность груди). Аналогичные данные получены также в Ленинграде, Смоленске и Ереване. Рост, вес и окружность груди школьников не только достигли предвоенных величин, но и превзошли их, причем отмечена устойчивость основных признаков физического развития на протяжении последних лет.

Средние показатели туберкулезной интоксикации среди школьников Москвы снизились, особенно в младших возрастах. В то же время отмечается некоторое повышение заболеваемости ревматизмом с тенденцией роста в старших классах.

Наибольшего внимания заслуживают исследования остроты зрения. Понижение ее (без коррекции) в Ленинграде наблюдалось у 19% школьников. Состояние близорукости среди городских и сельских школьников было освещено в специальном докладе (А. Н. Николаев, Р. Я. Алексикова), в котором была установлена зависимость распространения близорукости от условий внешней среды — продолжительности учебных занятий в школе и дома, неправильного построения школьного расписания, неудовлетворительного состояния освещения в школах и сельских интернатах, неправильной посадки за партами и пр. Распространение близорукости было значительно выше в школах с худшими гигиеническими условиями и в первую очередь в тех, в которых занятия проводились в две смены с неудовлетворительным искусственным освещением. Наиболее высокий подъем близорукости среди школьников Ленинграда отмечался при переходе из IV в V и из VII в VIII класс, что соответствует значительному увеличению учебной нагрузки учащихся этих классов по сравнению с предшествующими. Характерно отметить, что в сельской местности распространение близорукости было значительно выше у учащихся младших классов, преимущественно занимавшихся во вторую смену, и ниже у учащихся старших классов, в режиме дня которых уделялось много времени пребыванию на свежем воздухе. Полученные данные указывают на необходимость уменьшения учебной нагрузки, особенно в старших классах, соблюдения гигиенических норм режима дня, естественного и искусственного освещения.

Из других заболеваний школьников отмечены тонзиллиты, болезни уха, горла и носа, нервной системы, сколиозы и нарушения осанки и др. Изучение общей заболеваемости учащихся по материалам первичной обращаемости детей в поликлиники Еревана выявило значительный удельный вес инфекционных болезней, хотя по сравнению с 1940 г. она и уменьшилась вдвое (В. Р. Акопян). Результаты выборочного санитарного обследования школ позволили прийти к заключению, что во многих школах имеются факторы, которые неблагоприятно влияют на здоровье детей (малые размеры участков, многосменность, неудовлетворительное оборудование классов, неблагоприятные микроклиматические условия и др.). Все это настоятельно требует усиления предупредительного и текущего санитарного надзора за школами.

Были также заслушаны доклады «Динамика физического развития детей дошкольного возраста Москвы за 30 лет» (М. И. Корсун-ская) и «Материалы по динамике физического развития рабочих подростков и учащихся ремесленных училищ машиностроительной промышленности г. Горького в послевоенный период» (Р. А. Гильман). Эти материалы убедительно показали, какие большие сдвиги произошли в физическом развитии детей и подростков в послевоенный период. В 1955 г. подростки 16 и 17 лет имели рост выше на 10,8—11,9 см, вес больше на 8,76—10,12 кг и размер грудной клетки шире на 8,76—9,88 см, чем их сверстники в 1945 г. Эти сдвиги являются яркими показателями улучшения условий труда и быта рабочих подростков в нашей стране.

В исследованиях физического развития и состояния здоровья детей и подростков съезд признал необходимым обобщение имеющихся и накопление новых материалов по возрастным группам, хронологическим этапам, климатическим поясам и т. д. В этом направлении следует предусмотреть разработку унифицированных методов и сроков исследования. Не менее существенным является выделение однородных или близ-

ких друг к другу по климатическим, санитарно-топографическии и производственно-экономическим признакам территорий для установления в них «стандартов» санитарного состояния подрастающего поколения в качестве периодически меняющегося условного критерия здоровья.

При изучении состояния здоровья детей и подростков съезд признал необходимым проведение совместных с клиницистами исследований распространения отдельных заболеваний с целью установления индивидуальных и массовых санитарно-гигиенических мероприятий, способных содействовать повышению сопротивляемости организма и снижению заболеваемости. В плане этих исследований в первую очередь необходимо иметь в виду ревматизм, туберкулез, детские инфекции, дизентерию, рахит, тонзиллит, функциональные заболевания сердца, расстройства нервной системы, нарушения зрения и слуха, детский травматизм, искривления позвоночника и другие деформации скелета.

Большое внимание съездом было уделено проблеме гигиены учебно-воспитательной работы. В докладе А. Н. Кабанова «Физические закономерности развития утомления у школьников разного возраста» были приведены данные исследований за 10 лет. Согласно им установлено, что с возрастом изменяется динамика процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, увеличивается устойчивость доминантных очагов, снижается склонность к углублению и затягиванию парабиоти-ческих процессов. Уменьшается также двигательная хронаксия, изменяется электрическая чувствительность глаза и критическая частота мельканий, вегетативные рефлексы становятся более постоянными, причем уменьшается их интенсивность и снижается количество случаев с двуфаз-ным и извращенным характером реакции, повышается устойчивость мышечного тонуса, изменяется характер потенциалов токов действия скелетной мышцы при ее максимальном напряжении, дольше сохраняется синхронность в работе отдельных мышечных волокон и увеличивается способность к содружественной работе наибольшего количества волокон в одном ритме, в основе чего лежит выравнивание их лабильности. Наиболее существенно отметить, что с возрастом уменьшается влияние длительности выполняемой умственной и физической работы на ее качество и скорость. ( ,

Изучение влияния учебного дня на многие из этих показателей позволило наблюдать возрастные особенности развития утомления. У здоровых детей 7—8 лет первыми признаками начинающегося утомления оказываются падение дисциплины и усиление подвижности, что объясняется невозможностью длительного сохранения возбуждения нервной клетки в связи с легко развивающимся охранительным торможением. К концу первого года обучения доминантные очаги становятся более устойчивыми, в связи с чем вырабатывается способность преодолевать начальные стадии утомления. В дальнейшие годы постепенно усиливается способность корковой клетки к длительной и интенсивной работе. При этом становится реальной возможность более значительного утомления, связанного с наступлением в работающих органах и прежде всего в мозговой коре изменений, отражающихся на работе всего организма и требующих значительного времени для их устранения.

Типично, что утомляемость школьников младших классов в основном зависит от общей гигиенической организации режима, а начиная с III—IV классов все большее значение в возникновении значительного утомления приобретает учебная нагрузка. Экспериментальными исследованиями доказаны следующие закономерности: а) чем старше школьник, чем напряженнее он работает, тем резче может проявляться утомление; б) приготовление уроков дома является источником значительно большего утомления, чем занятия в школе; в) при занятиях во вторую смену явления утомления обычно выражены сильнее, что объясняется

особенностями режима дня; г) контрольные работы и экзамены не при водят к чрезмерному утомлению при условии правильной организации занятий и соблюдения надлежащего режима; д) систематические обязательные занятия гимнастикой в школе перед началом учебного дня повышают работоспособность и снижают утомляемость учащихся. Было также отмечено, что у школьников младших и средних классов состояние повышенной утомляемости может легко возникать как при нарушении режима, так и после различных даже легко протекавших недолговременных заболеваний, например ангины и сезонные катары верхних дыхательных путей.

В качестве конкретных гигиенических мероприятий предлагается положить в основу профилактики утомления детей 7-летнего и младшего школьного возраста принцип переключения рефлекторной деятельности с утомленных клеток мозговой коры на более работоспособные, с умственной деятельности на физическую и т. д. (В. Я- Кряжев). Этот принцип должен получить самое широкое практическое приложение к режиму учебных занятий детей в школе.

Вопросам гигиенической организации режима дня школьников был посвящен ряд докладов (Ф. М. Туровская, Б. И. Темкин, Л. И. Фиг-лин и др.). Полученные данные свидетельствуют о том, что требования, предъявляемые школой к учебным занятиям дома, завышены. Количество школьников, у которых длительность приготовления уроков превышает нормы, рекомендованные Министерством просвещения РСФСР, очень велико, достигая наибольших цифр в I, IV, V и VI классах. Рекомендованная для учащихся старших классов (VIII—X) длительность приготовления домашних заданий очень велика и доходит до 10 часов умственного труда в день, что является неприемлемым. Отрицательные сдвиги в функциональном состоянии организма учащихся, особенно их высшей нервной деятельности, под влиянием домашней учебной работы начинают проявляться у школьников первых классов после 54—60 минут, у учащихся III—IV классов — после l'/г часов, у учащихся V классов— после 2 часов, у учащихся VII классов — после 2'/2 часов и у учащихся VIII—X классов — после 3 часов. Исследования показали, что целесообразно организованный активный отдых учащихся после учебных занятий в школе, особенно проводимый в играх малой и средней подвижности в течение 1—Р/г часов, дает наибольший положительный эффект, что выражается в увеличении работоспособности при последующем приготовлении уроков, увеличении времени ясного видения, уменьшении длительности реакции глазо-сердечного рефлекса (М. В. Антропова и др.). Однако положительный эффект правильно организованного активного отдыха отсутствует при чрезмерной учебной нагрузке, предшествующей ему. В равной мере и активный отдых со значительной физической нагрузкой вызывает падение работоспособности, уменьшение устойчивости времени ясного видения и увеличение длительности глазо-сердечного рефлекса.

Особенно интересны данные исследований влияния режима сна на работоспособность учащихся (Г. Ц. Цицишвили). По данным индивидуального наблюдения, установлено, что среди 45,2% детей, имеющих нарушения режима сна, в 83% случаев это объяснялось длительными домашними занятиями. В то же время среди 54,8% детей, соблюдающих режим сна, большинство выполняло домашние задания в положенное по режиму время. Отдельно был также освещен режим детей в специализированных учреждениях — санаторно-лесных школах для страдающие туберкулезной интоксикацией, ревматизмом и неврозами (М. Д. Большакова и др.).

Определенный интерес представляют новые исследования Н. И. Красногорского по изучению речевой деятельности детей. Речевая деятельность — это прежде всего работа второй сигнальной системы коры голов-

ного мозга. Она отражает внешний и внутренний мир человека в речевых сигналах и является материальной основой мыслительного познания. Известно, какое огромное значение имеет речевая деятельность в деле обучения и воспитания детей. Установлено, что деятельность второй сигнальной системы следует изучать прежде всего на детях в период становления у них речи. Речевые реакции у детей образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения или физиологической эхо-лалии. Эти исследования дают ясное представление о физиологическом развитии речи у детей в отдельные возрастные периоды и дают на основе речи возможность характеризовать тип высшей нервной деятельности ребенка.

Съезд установил, что в исследованиях в области гигиены педагогического процесса важнейшей задачей является изучение гигиены политехнического обучения. В Директивах XX съезда КПСС предложено развивать политехническое обучение в общеобразовательной школе, обеспечив ознакомление 'учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства. Не следует забывать, что подготовка учащихся к производственной деятельности не ограничивается ознакомлением их только с технологией производства, но и предусматривает приобщение их к труду на предприятиях, в колхозах, совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских и включает также культуру труда на основе и с учетом возрастных особенностей учащихся. В решениях XX съезда КПСС предложено улучшить работу по охране труда и предупреждению заболеваний рабочих и служащих промышленных предприятий; тем более обязательны мероприятия по гигиене политехнического обучения учащихся и их учебно-производственного труда. Следует подчеркнуть, что эти вопросы до сих пор почти не изучены и должны быть предметом исследований гигиенистов. На съезде было заслушано только два доклада по этой теме, давших некоторое представление о гигиенической характеристике политехнического обучения в сельской школе (А. 3. Белоусов, Е. М. Белостоцкая и др.) и постановки занятий по труду в режиме дня детского дома (Н. С. Фокина). Особо существенно изучение физического труда детей и подростков как фактора, содействующего поднятию сопротивляемости их организма и повышению их физической и умственной работоспособности.

В плане исследований по гигиене педагогического процесса съездом предусмотрено дальнейшее углубленное изучение вопросов, направленных к обеспечению гигиенических условий умственного труда детей и подростков в различных типах учебно-воспитательных учреждений и в различных условиях режима дня, урока, методов преподавания отдельных, предметов, приготовления домашних заданий и пр. с учетом климатических и других особенностей различных местностей и возрастных ана-томо-физиологических особенностей детей и подростков.

В порядке самокритики надо отметить, что на съезде не нашли достаточного отражения вопросы борьбы с перегрузкой учащихся. Однако в настоящее время становится все более очевидным, что всякого рода меры по снижению учебной нагрузки (рационализация учебного плана школы, сокращение материалов программы и учебников, отмена экзаменов в большинстве классов и пр.) не дают и не могут дать ожидаемых положительных результатов до тех пор, пока все учителя не будут вооружены теоретическими и практическими знаниями по школьной гигиене и не будут в процессе обучения сознательно относиться к ее требованиям. К сожалению, этой истины не осознают в министерствах просвещения союзных республик и Министерстве высшего образования СССР, ведающих подготовкой учителей.

Вопросы гигиены подростков нашли освещение в двух докладах, посвященных физиолого-гигиеническим основам производственного обучения в ремесленных училищах машиностроения (3. Д. Горкин и др.) и измене-

ниям реактивности учащихся ремесленных училищ сталеваров и вальцовщиков на облучение и дозированную трудовую нагрузку в процессе адаптации (Н. А. Альтерман). Таким образом, и этот существенный раздел школьной гигиены нашел свое отражение в трудах съезда.

Особое внимание съездом было уделено проблеме гигиенических основ физического воспитания. Было отмечено, что в исследованиях по изучению гигиенических основ физического воспитания и закаливания детского и юношеского организма необходимо изучение средств физической культуры и спорта, туризма и походов. Было подчеркнуто, что эта проблема приобретает в настоящее время особо существенное значение в связи с решениями XX съезда КПСС, обязывающими обеспечить дальнейшее развитие физической культуры и спорта, особенно среди учащихся и молодежи. Съезд указал на необходимость продолжать и развивать работы по изучению воздействия солнечной радиации, аэрации и различных водных процедур, а также искусственных гигиенических факторов, как, например, ультрафиолетового облучения, люминесцентного освещения и др., на повышение защитных сил организма и снижение заболеваемости. Было подчеркнуто, что повышение сопротивляемости организма к заболеваниям надо рассматривать и как средство достижения высокой физической и умственной работоспособности.

Определенный интерес представлял доклад группы авторов (С. М. Громбах и др.), осветивших гигиенические принципы нормирования температуры воздуха в учреждениях для детей раннего возраста. Нормальной температурой следует признать такую, которая обеспечивает благоприятное тепловое состояние большинства детей данной группы. Такой температурой является: для новорожденных 23—26°, для детей первого года жизни 21—22°, для детей 2—3 лет 19—20°. Одним из практических гигиенических выводов является использование свойственных организму детей раннего возраста приспособительных терморегуляторных возможностей, закрепление их упражнением и тренировкой и тем самым расширение границы температурной нормы. Закаливанию детей раннего возраста был посвящен доклад Е. В. Долмановой.

Вопросам закаливания детей дошкольного возраста также было уделено внимание. Существенно отметить, что в настоящее время нельзя ограничиваться пассивным наблюдением за физическим развитием воспитанников детских садов, так как в них имеется много возможностей активно воздействовать на организм, улучшая его развитие путем круглогодичного закаливания детей с использованием физической культуры и природных средств: воды, воздуха и солнца (Г. П. Исаев). Было подчеркнуто, что существенным недостатком в работе детских садов является отсутствие повседневного тесного контакта в работе педагогов и врачей. Последние почти не принимают участия в организации наиболее рационального воспитания детей. Это приводит к тому, что педагоги часто составляют планы воспитательной работы с неравномерным распределением нагрузки на детский организм и недостаточно участвуют в профилактической работе.

Большой интерес вызвали доклады, посвященные проблеме компенсации ультрафиолетовой недостаточности в зимний период года среди детского населения (Н. М. Данциг), опыту и гигиенической оценке массового ультрафиолетового облучения детей дошкольного и школьного возраста (А. П. Забалуева и др.), санации воздуха детских учреждений ультрафиолетовым излучением в присутствии детей (Н. Б. Гущина) и пропусканию ультрафиолетовых лучей солнца тканями, применяемыми для изготовления летней детской одежды, и гигиенической их оценки (Г. А. Глауэр). Все эти вопросы требуют специального освещения, что и будет сделано в ближайшее время.

Отдельно были рассмотрены вопросы, связанные с физическим развитием и функциональными сдвигами в организме школьников во время

спортивных соревнований, профилактикой искривлений позвоночника у школьников, конструкцией парты и осанкой школьников (В. В. Анисимо-ва, В. П. Ковалькова и др.)- Различные дефекты осанки и искривления позвоночника, а также изменения свода стопы встречаются уже у учащихся младших классов и требуют активного врачебного и педагогического вмешательства.

Проблема благоустройства и гигиены строительства детских и подростковых учреждений заняла в работах съезда подобающее ей место. Съезд указал на необходимость изучения и гигиенического нормирования типового строительства школ и школ-интернатов, яслей, детских садов, внешкольных учреждений, пионерских лагерей и других детских учреждений, а также оборудования, в первую очередь школьных мастерских. Вопросы гигиенического нормирования следует особо решить в отношении детского сельскохозяйственного инвентаря, применяемого при работе на учебно-опытных участках, одежды и обуви и предметов личной гигиены детей.

На съезде были обсуждены основные вопросы санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями (Г. Н. Сердюковская). При этом отмечалось, что в санитарно-эпидемиологических станциях наиболее отсталой в отношении штатов и обеспечения лабораторной базой продолжает оставаться санитария детских и подростковых учреждений; только эта отрасль санитарного дела в санитарно-эпидемиологических станциях не имеет лаборатории и научно-методического центра. Отмечалось также и то, что в результате невысокой требовательности и отсутствия специальной подготовки большинство школьных врачей, педиатров, как правило, недооценивает вопросы гигиены детей и подростков и ограничивается примитивными санитарными мероприятиями.

Отдельно были рассмотрены гигиенические принципы и спорные вопросы планировки школ (А. Я. Гуткин), гигиенической оценки школ-новостроек в условиях климата юга (А. И. Канчели), режима аэрации классных комнат в условиях климата Тбилиси (О. И. Дедабришвили), а также отдельно обсуждены вопросы санитарного просвещения в школах (И. И. Мильман).

Съезд указал, что одной из важнейших задач научной работы в области школьной гигиены является также изучение вопросов гигиены питания детей и подростков, в первую очередь организации горячих завтраков в школах и суточного питания в интернатных учреждениях (школы-интернаты, детские дома, ремесленные училиша, пионерские лагери и др.). В основном к компетенции школьных гигиенистов должны быть отнесены вопросы организации, режима и качества питания в учреждениях для детей и подростков и изучение их воздействия на физическое развитие, здоровье и учебную работу детей и подростков различных возрастов.

На съезде были также обсуждены вопросы постановки преподавания школьной гигиены в медицинских и педагогических институтах и училищах и вскрыты существенные недостатки в этой работе. Было признано необходимым улучшить и усилить преподавание школьной гигиены на санитарно-гигиенических факультетах медицинских институтов и ввести специальный курс гигиены детей и подростков на педиатрических факультетах. Было признано необходимым коренным образом улучшить преподавание школьной гигиены в педагогических институтах и училищах, внеся обязательные коррективы в их учебные планы, а также ввести школьную гигиену в учебные планы университетов в качестве обязательного предмета.

Съездом были вскрыты существенные недочеты научно-исследовательской работы в области школьной гигиены, в частности, совершенно недостаточное число научных учреждений, в которых можно проводить исследовательскую работу по гигиене детей и подростков, малочисленность научных кадров по этой специальности, ограниченность тематики, недо-

статочная глубина исследовательских работ и др. Было указано также на то, что одним из крупных недостатков, требующих устранения, является разобщенность отдельных научных учреждений, проводящих научно-исследовательскую работу по гигиене детей и подростков (гигиенические и педиатрические институты, кафедры школьной и общей гигиены медицинских и педагогических институтов и др.), а также отсутствие единого научного руководства и планирования всей тематики исследовательских работ по школьной гигиене.

В своих резолюциях съезд признал крайне необходимым организовать в системе Академии медицинских наук СССР или Министерства здравоохранения СССР Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков. Одновременно признано необходимым разработать и освоить новые более точные методы исследовательской работы и конструирование с этой целью новых приборов, основанных на современных научных данных физиологии, физики и химии. Было также решено расширить контингенты аспирантуры по школьной гигиене.

Особо была отмечена обязательность расширения научно-литератур-ной деятельности в области гигиены детей и подростков и обеспечение издания этой литературы в издательских планах Медгиза и Учпедгиза, а также издание реферативного обозрения зарубежной литературы по школьной гигиене. Было признано необходимым расширить санитарно-просветительную работу по гигиене детей и подростков путем дальнейшего увеличения числа изданий научно-популярной литературы в этой области, включив ее не только в планы Медгиза, но Детгиза и других издательств, а также усилить освещение этих вопросов в журналах «Здоровье», «Семья и школа», «Работница», педагогических журналах и др.

Съезд признал необходимым организовать взаимное обогащение опытом в области школьной гигиены в СССР и в странах народной демократии путем систематического ознакомления и обмена литературой.

XIII Всесоюзный съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов со всей убедительностью показал, что вопросы школьной гигиены в настоящее время приобретают большое государственное значение. Неотложной задачей Академии медицинских наук СССР, министерства здравоохранения СССР, Всесоюзного и республиканских обществ гигиенистов, всех санитарных врачей, педиатров и педагогов является претворение в жизнь решений съезда и внедрение достижений гигиены в детские и подростковые учреждения.

Поступила 20/XI 1968 г.

QUESTIONS OF SCHOOL HYGIENE RAISED AT THE XIII All-UNION CONGRESS OF HYGIENISTS, EPIDEMIOLOGISTS, MICROBIOLOGISTS AND

INFECTIONISTS

S. E. Save toff, prof.

At the XIII Ail-Union congress of hygienists, which took place in Leningrad from the 20th to 28th of June 1956. problems of school hygiene, physical development and condition of health of children and adolescents, the hygiene of education and upbringing, the hygienic principles of physical training awd the sanitary order of establishments for children and adolescents have been reported. A number of reports were consecrated to the question of hygienic organization of the regime for schoolchildren. The congress decided that the main problem to be included in the investigations of the hygiene of the process of teaching, should be the hygiene of polytechnical training. The congress has pointed out the necessity of continuing and enlarging the investigations carried out on the questions of the effect of solar radiations, aeration, various hydropathic treatments and artificial hygienic factors (ultra-violet radiation, luminescent illumination, etc.) on the increase of the resistance of the organism and the lowering of the morbidity rate. The congress has pointed to the necessity of working out standard sanitary requirements for model school-buildings, boarding-schools, various establishments for small children and their equipment.

At the congress the questions of teaching school hygiene in medicaf institutes, teachers' training colleges and nurses' training schools, have been discussed. It has been decided to introduce a special course of hygiene for children and adolescents at pediatrics faculties and a course of school hygiene in the universities. The congress has recognized the necessity of organizing an All-Union scientific-research institute of hygiene for children and adolescents in the system of the Academy of medical sciences of the USSR or of the Ministry of pulbic health of the USSR.

Ъ -й- TV

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА СВИНЦОМ И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Научный сотрудник А. С. Зыкова Из Московского областного санитарно-гигиенического института

Большинство промышленных предприятий, на которых применяется свинец, являются источниками загрязнения атмосферного воздуха свинцом. Сюда относятся предприятия цветной металлургии, производство сплавов, полиграфические, кабельные, аккумуляторные и другие предприятия. Степень загрязнения атмосферного воздуха промышленными выбросами, содержащими свинец, изучалась многими авторами (М. А. Быков, 1949; Е. К- Угрюмова, 1939; М. К- Хачатрян, 1952; Н. М. Томсон, 1948—1952, и др.).

В данной работе была изучена не только степень загрязнения атмосферного воздуха свинцом, но и влияние его на здоровье населения. В качестве объекта исследования был выбран один из промышленных центров, в котором расположены оловоплавильный и аккумуляторный заводы, находящиеся в заселенных районах и загрязняющие свинцом атмосферный воздух жилых кварталов. При проведении данной работы определялись валовые выбросы свинца, поступающие в атмосферный воздух от указанных заводов, степень загрязнения атмосферного воздуха свинцом в районе расположения этих заводов и состояние здоровья населения, проживающего в зоне влияния выбросов завода.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха свинцом на аккумуляторном заводе являются выбросы из вытяжной вентиляции от плавильных котлов, карусельных, глетомешальных, пастонамазочных и разломочных машин, от машины по выбивке бракованных пластин, от конвейеров окончательной сборки и столов ручных операций. Вентиляционная система в момент исследования имела очистные установки: гравийным фильтром была снабжена вытяжная система от намазочного отделения и висциновым — от плавильных котлов. При нормальной работе оборудования валовое количество свинца, поступающее в атмосферный воздух от всех вытяжных установок, достигало 5,7 кг в сутки. Выбросы из всех вентиляционных установок производятся на высоте 12—15 м от уровня земли.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха свинцом на оловоплавильном заводе являются дымовые газы от печи Гересгофа и аггломерационных чаш, плавильных и отражательных печей, ватер-жа-кетной печи и рафинировочных котлов. На этом заводе имеются электрофильтры, на которые направляются дымовые газы от всех основных источников выделения свинца. Валовое количество свинца, поступающего в атмосферный воздух от этого завода через электрофильтры, фонари и дефлекторы, составляло 14,7 кг в сутки.

В целях определения степени распространения загрязнения атмосферного воздуха свинцом от предприятий было произведено исследование снегового покрова на территориях, примыкающих к заводам. Результаты анализов снеговых проб указывают на прямую зависимость количества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.