Научная статья на тему 'ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ'

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ»

ЗА РУБЕЖОМ

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ1

Ф. Янда

Из санитарно-гигиенического факультета Пражского университета и Института

гигиены в Праге

Чехословацкие ученые с давних времен занимались изучением вопросов гигиены детей и подростков: начало развития этой науки связано с деятельностью Яна Амоса Коменского. Влияние Я. А. Комен-ского сказалось, по-видимому, в том, что до второй мировой войны эти вопросы изучались скорее с педагогической, чем с медицинской точки зрения. Правда, на I Международном съезде представителей школьной гигиены в 1903 г. в Париже Альтшуль (АКбсНы!) сделал доклад об экспериментальных методах школьной гигиены, а на III съезде в Нюрнберге в 1910 г. Янеле Рапе1е) —доклад об усталости учеников во время занятий, но это было единичным явлением, когда авторами докладов были школьные врачи. Известные чехословацкие гигиенисты Кредба и Муха много внимания уделяли вопросам школьной гигиены, но несмотря на это, до 1945 г. в Чехословакии практически отсутствовали специалисты и специализированные учреждения по изучению школьной гигиены.

Только в народно-демократической Чехословакии, особенно после издания в 1952 г. закона о санитарно-эпидемиологической работе, начались подготовка работников и создание учреждений по школьной гигиене. Отделения школьной гигиены создавались на санитарно-эпидемиологических станциях в последнюю очередь ввиду того, что уже имелись кадры специалистов и институты по гигиене труда и гигиене пи тания, а коммунальной гигиене нужно было оказать предпочтение перед другими отраслями гигиены.

До указанного момента не существовало даже научно-исследова-тельского учреждения по гигиене детей и подростков, хотя отдельные заинтересованные лица самостоятельно посвящали свое время изучению этих проблем.

После издания закона в 1952 г. в Праге и в Братиславе были организованы научно-исследовательские институты гигиены и санитарно-гигиенический факультет Пражского университета с отделениями школьной гигиены. В этих отделениях были сосредоточены сотрудники, которые раньше работали разрозненно. Ввиду того что Институтом гигиены медицинского факультета в Братиславе руководил акад. Муха, п нем уделялось большое внимание вопросам школьной гимены. В течение последних лет к работе были привлечены некоторые кафедры гигиены медицинских факультетов.

Когда в Чехословакии было положено начало организации научно-исследовательской работы в области здравоохранения, были созданы

1 Доложено на 3-й Республиканской научной конференции по гигиене детей и подростков в Москве 17 марта 1959 г.

две комиссии — одна по проблеме «Здравоохранение подростков». Другая— по школьной гигиене. В 1955 г. эти две комиссии были слиты в одну главную комиссию, в которой была сосредоточена вся научно-исследовательская работа в области гигиены детей и подростков.

После подготовки кадров школьных гигиенистов и окончания первых научно-исследовательских работ началась дискуссия по проблематике школьной гигиены. Большие и часто очень бурные споры привели нас к заключению о необходимости создать особую научную дисциплину по охране здоровья детей и подростков, в изучении которой тесно сотрудничали в области гигиены педиатры и врачи. Таким путем в Чехословакии была создана гигиена детей и подростков.

Гигиена детей и подростков представляет собой профилактическую отрасль медицины, которая использует познания общей и коммунальной гигиены, гигиены питания и гигиены труда, принимая во внимание возрастные особенности детей. Указанная отрасль медицины использует также опыт других областей медицины, в особенности педиатрии, медицины подростков и опыт педагогики, психологии и т. п. Это — комплексная дисциплина, которая исходит из знания закономерностей роста и развития детского организма и его патологии и устанавливает на научной базе необходимые гигиенические предпосылки для жизни и работы детей и подростков (преимущественно в коллективах), учитывая при этом анатомические и физиологические особенности отдельных возрастных периодов.

Первые годы были посвящены изучению состояния здоровья детей отдельных возрастных групп с целью выявления их основной гигиенической проблематики. В Пражском институте изучались гигиенические требования к школьным партам (Капалин), к эксплуатации яслей (Казмарова), причины заболеваемости в училищах государственных трудовых резервов (Янда), рост и развитие учащихся (Бена). Кроме того, были разработаны медицинские критерии для выбора профессии подростков (Янда). Братиславский институт уделил особое внимание борьбе с пылью в детских учреждениях (Кукура) и борьбе с гельминтозами (Липкова).

Начиная с 1955 г. главное внимание гигиенистов было сосредоточено на гигиене производственного обучения и изучении зависимости состояния здоровья школьников от режима дня и гигиенических условий. С 1958 г. изучаются преимущественно 3 следующие основные проблемы:

1) развитие трудоспособности молодежи в различных жизненных условиях;

2) физическое и психическое развитие молодежи в различных жизненных условиях;

3) научное обоснование стандартов по строительству и эксплуатации учреждений для детей и подростков.

В рамках вышеуказанных проблем была разработана методика для изучения динамики роста детей и подростков (Капалин, Прокопец), изучалось влияние на ребенка посменного обучения (Капалин. Роль-ны), гигиенические требования к профессиональному обучению (Янда), к организации отдыха пионеров (Рольны), к режиму жизни и труда сельской молодежи и студентов (Ванечкова), к школьной физкультуре (Соукупова), к сельским школам (Одхазелова).

В настоящее время изучается гигиеническая проблематика укрепления связи школы с жизнью и прежде всего в направлении ее политехнизации. Этот вопрос разрабатывается Чехословацкой Академией наук как часть целой комплексной проблемы. Кроме того, делаются попытки определить факторы, которые оказывают влияние на развитие детей, с целью создания научной базы для его планомерного улучше-

5 9

ния. Мы также занимаемся изучением жизни студентов и стремимся создать научную базу для стандартов по строительству, освещению и режиму работы в школах.

Поступила 8/VI 1959 г.

Ъ Я

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫМ КОНЦЕНТРАЦИЯМ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Проф. 3. Б. Смелянский

Регламентирование предельно допустимых концентраций токсических веществ в воздухе промышленных предприятий было начато впервые в мире в 1930 г. в СССР. В настоящее время законодательное регламентирование имеет место в ряде стран: в США, Чехословакии, Германской Демократической Республике и др. Международной организацией труда опубликованы в 1957 г. рекомендации в отношении допустимого содержания токсических веществ в промышленности, в которых в основном использованы американские данные. Нормативы, установленные в разных странах, существенно отличаются друг от друга, что определяется различной целевой установкой и различными методами, принятыми для обоснования предельно допустимых концентраций в разных странах. Эти различия особенно отчетливо выявились на XII Международном конгрессе по промышленной медицине в 1957г. (Хельсинки), где вопрос о гигиенических нормативах был программным. Представленные на конгрессе доклады отдельных государств (СССР, США, ФРГ и др.) выявили резкие расхождения в подходах и практике нормирования в разных странах. Это побудило постоянный комитет Международной ассоциации по промышленной медицине созвать специальный симпозиум по предельно допустимым концентрациям токсических веществ в промышленности, который состоялся 14—17 апреля 1959 г. в Праге.

Программа симпозиума предусматривала обсуждение четырех тем: 1) изучение существующих определений и концепций по предельно допустимым концентрациям в разных странах; 2) оценка существующих методов и способов, применяемых в разных странах для определения и установления предельно допустимых концентраций; 3) предельно допустимые концентрации в биологическом материале; 4) оценка значения надлежащих химических и физико-аналитических методов и способов отбора проб воздушной среды в промышленности.

Основным докладчиком по первой теме был проф. А. А. Летавет, который дал определение основных понятий и концепций, принятых в СССР в области предельно допустимых концентраций. В частности, он подиеркнул, что под предельно допустимыми следует понимать такие концентрации химических веществ, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного продолжительного времени не могут вызвать у работающих каких-либо патологических изменений или заболеваний, обнаруживаемых современными средствами исследования. Докладчик обратил внимание на то, что содержание токсических веществ в воздухе на уровне предельно допустимых концентраций не может ни в какой мере рассматриваться как оптимум воздушной среды, а потому должны использоваться все средства современной техники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.