С. Петербург 19 сентября (1902 г.)
Милостивый Государь Александр Николаевич!
Сообразивши мои занятия, я нахожу, что мог бы принять участие в курсах для санитарных врачей. Но мне не ясна надобность в дроблении нашего предмета по нескольким лекторам. Я вполне уверен, что мой многоуважаемый товарищ проф.
A. Я. Данилевский, много и постоянно занимающийся вопросами питания, один мог бы с полным успехом исчерпать тему о главнейших законах питания нашего организма. Мое участие имело бы основание лишь в том случае, если бы предполагалось надобным дать также сведения и о новейших успехах в области пищеварения.
Примите уверение в совершенном почтении И. Павлов
Из отчета Санкт-Петербургской городской исполнительной санитарной комиссии за 1902 г. видно, что курсы были открыты в октябре 1902 г.
«С октября до конца года прочитаны следующие курсы: А. С. Ви-рениус — по школьной гигиене 2 лекции; проф. А. Я. Данилевский — по гигиене питания 2 лекции; проф. Д. К- Заболотный — по борьбе с заразными болезнями 2 лекции; магистр ветеринарных наук М. А. Игнатьев — по мясоведению 2 лекции; приват-доцент по гигиене
B. А. Левашев — по дезинфекции 1 лекция; проф. И. П. Павлов — по физиологии пищеварения 2 лекции; проф. С. А. Пржибытек — практические занятия по исследованию пищевых продуктов; В. И. Яковлев — по водоснабжению 2 лекции...
Независимо от практических чтений, некоторыми лекторами были устроены демонстративные занятия и экскурсии... Проф. Д. К. Заболот-ным устроены 2 демонстрации по бактериологии в Институте экспериментальной медицины, ¡причем осмотрены были и все отделения института...
Проф. И. П. Павлов показал целый ряд опытов в своей физиологической лаборатории»...1.
Таким образом, И. П. Павлов, приглашенный председателем санитарной комиссии прочесть лекции о питании, прочел в октябре—декабре 1902 г. на курсах для санитарных городских и земских врачей 2 лекции по физиологии пищеварения, сопроводив их показом опытов в своей лаборатории в Институте экспериментальной медицины.
Поступила 18/VI 1956 г.
ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА В ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Доцент 3. П. Ковалькова Из кафедры школьной гигиены Харьковского медицинского института
В Чехословацкой республике медицинская наука достигла значительного развития. Научно-исследовательская работа, в основу которой положены принципы павловской физиологии, проводится более чем в 40 научно-исследовательских институтах Министерства здравоохранения и Академии наук Чехословакии. Особенно много сделано в области профилактики.
1 Отчет Санкт-Петербургской городской исполнительной санитарной комиссии за 1902 г., СПБ, 1903, стр. 240—241.
В начале 1956 г. в Праге вышел № 1—2 журнала «Чехословацкая гигиена», посвященный вопросам школьной гигиены.
В передовой статье акад. В. Муха «О развитии, целях и задачах нашей школьной гигиены» охарактеризована школьная гигиена в капиталистической Чехословакии, которая формально выполняла гигиенические мероприятия в школах, причем материальной базой для этого была благотворительность имущих классов общества. Анализируя работу по школьной гигиене, проведенную в Чехословакии при народно-демокра-тической власти, автор указывает, что у них изучаются: гигиенический режим в яслях и школах, физическое развитие, общее состояние здоровья, степень нагрузки детей и подростков. Прошком и Кукуром установлено, что в Праге, Братиславе вес и рост детей гораздо выше, чем они были при капиталистическом строе. Положительные сдвиги в физическом развитии детей авторы относят за счет улучшения экономических условий жизни населения. Критикуя недостатки в постановке физического воспитания учащихся, автор предлагает для дальнейших исследовательских работ по школьной гигиене изучение ряда актуальных вопросов — питания детей в зависимости от возрастных особенностей, закаливания, режима дня школьников в связи с политехническим обучением и др. В заключении он обосновывает необходимость тесного сотрудничества школьного врача и школьной медицинской сестры с педагогами и родителями.
В статье Н. Кукура «Гигиенические проблемы яслей» отмечено, что развитие сети яслей приняло массовый характер в таком городе, как Братислава. Оборудование в них комфортабельное при выдержанных гигиенических нормах. Что же касается режима дня детей яслей, то этому не уделяется достаточно внимания. При всем этом питание детей обеспечено в гигиеническом отношении. Физическое воспитание детей и закаливание их в яслях находятся в зачаточном состоянии.
В статье Н. Кредб «Наша современная школьная гигиена» приводится обзор законодательства и приказов, относящихся к школьной гигиене; указывается литература, издаваемая в Чехословакии, направленная на повышение санитарно-гигиенических условий внешней среды, оказывающей влияние на здоровье молодежи.
Статья Ф. Янда «Гигиеническое попечение о рабочих подростках», связанная с организацией в Чехословакии государственных трудовых резервов и отсутствием опыта по обеспечению н а учло -об основ а иного санитарно-гигиенического режима, основывается на опыте СССР и использует советские санитарно-гигиенические нормативы в ремесленных училищах. В статье отмечается, что чехословацкие санитарные организации постепенно накапливают опыт по осуществлению санитарного надзора, гигиены труда и отдыха рабочих подростков.
В статье А. Майерова и А. Соколай «Гигиенические проблемы детских игрушек» сообщается, что исследованием разнообразных игрушек установлены их недостатки, особенно обращено внимание на токсичность некоторых красок. Рекомендуется: метод дезинфекции при загрязнении игрушек, способ удаления токсических окрасок и прочих недостатков производства.
В статье М. Страха «Промасливание хлопчатобумажной мануфактуры при употреблении домашнего сырья» описан предложенный в Чехословакии способ промасливания хлопчатобумажной ткани для понижения запыленности. Промасливание производится в эмульсии растительного масла в воде. Материал смачивается в эмульсии, пока жидкость не станет прозрачной, затем промасленную хлопчатобумажную ткань высушивают и гладят. Доказано, что промасливание происходит путем адсорбции, что было подтверждено путем исследования весовых соотношений и кинетики промасливания. Промасленная ткань на патовых
плитках поглощает максимум пыли, в помещениях достигается большая бактериальная чистота, чем без промасленной ткани.
В статье В. Линкова и И. Мехура «Проблема гельминтоза в яслях» освещается опыт изучения в яслях зараженности гельминтами детей самого младшего возраста. Установлено, что чаще всего дети поражаются яичками е^егоЫив уеггшсиЬпэ, которыми обсеменяются предметы и мебель, на которых дети сидят. Присутствие яичек на предметах оборудования является показателем санитарно-гигиенического состояния яслей.
Статья Е. Оплтова и Б. Фрич «Опыт наблюдения гигиенического режима в двух школах Праги в 1954/55 учебном году» излагает данные исследований в течение одного учебного года в двух разных типах школ (старый и новый) гигиенического режима, согласно директивам «Указания по повышению гигиенического уровня пражских школ». В результате сравнения данных обследования авторы приводят некоторые цифровые данные и методику работы.
В статье Ю. Грох «^Влияние учебного времени на возникновение утомления у учащихся первого отделения» отмечается, что исследование зрительного импульса показало, что работоспособность учеников первого отделения становится более интенсивной на втором часу занятий, когда следует ставить в расписании более трудные уроки. Мало эффективными для учеников первого отделения являются занятия во второй смене ввиду возникновения у них в часы занятий в это время надлимитного торможения. Исследования 45-минутных учебных занятий учеников первого отделения показали, что это время слишком долгое.
Из статьи И. Бердыхова и М. Ярош «Образование у учащихся привычки правильного держания тела» видно, что среди школьников разных возрастов имеется значительное число детей с отклонениями в осанке. Большинство отклонений функционального происхождения; из причин возникновения их авторы указывают на нерациональный режим, недостаток движений, одностороннюю нагрузку, а также на перенесенные заболевания. Отмечается положительное влияние систематически проводимой физкультуры, на воспитание привычки к правильной осанке, причем подчеркивается, что этим воспитанием следует заниматься систематически и не только на уроках физического воспитания, но и в течение всего школьного периода. Импульсы, с помощью которых образуется эта привычка, должны действовать параллельно и ежедневно как можно более продолжительное время для того, чтобы был выработан стойкий стереотип на всю жизнь ученика.
Чехословацкие ученые внимательно следят за советскими периодическими изданиями, печатают рефераты статей советских авторов. Издается также серия книг «Советская наука» — переводы работ наших ученых, представляющих наибольший интерес для чехословаков.
Поступила 7/У1 1956 г.
"¿Г 'А ТчГ