Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БЕРЛИНЕ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БЕРЛИНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БЕРЛИНЕ»

Официальные органы должны были бы предоставить в распоряжение компетентных исследователей необходимые средства для изучения указанных проблем.

IV. Так же, как и в других областях, должен быть облегчен и усилен обмен научным опытом между исследователями различных стран.

По теме 3

«Поздние последствия ионизирующего излучения на жизнь человека»

Различные докладчики особенно подчеркивали опасность канцерогенного и вызывающего мутации действия излучения. Два японских докладчика сообщили точные сведения о поздних гематологических и канцерологических последствиях, которые наблюдаются у людей, переживших взрывы атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки.

За последние несколько лет количество ионизирующего излучения, которому подвергается все население земного шара, быстро увеличивается. Докладчиками были приведены данные, характеризующие размеры этого увеличения в различных областях — медицине, промышленности, экспериментах (взрывы атомных бомб).

Соответственно современному состоянию науки и связанной с этим угрозой еще больших опасностей настоятельно рекомендуется ограничить до абсолютного минимума все поводы, которые могли бы повести к абсорбции ионизирующего излучения как коллективами, так и отдельными лицами.

Международный конгресс присоединяет свой голос к голосам крупных ученых США, Германии, Советского Союза, Англии и других стран, которые разъясняют населению, парламентам и правительствам всего мира громадную опасность, которая им угрожаем, и которые требуют прекращения испытаний ядерного и термоядерного оружия, а также его производства.

От имени конгресса предлагается созвать международную конференцию для обсуждения эффективных мероприятий по применению атомной энергии исключительно на благо человечества.

В конгрессе участвовали представители 31 страны.

Подробный отчет о конгрессе будет опубликован. Предварительные закупы можно направлять по следующему адресу:

Всемирный врачебный конгресс по изучению условий жизни.

Вена, 1, Хельферсторферштрассе 4/12/111—Телефон 63 12 39.

-¿г -¿г

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАБОЧЕЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БЕРЛИНЕ

М. Д. Большакова, С. М. Громбах, Г. Н. Сердюковская

В Берлине (ГДР) 25—27 июня 1957 г. состоялось международное рабочее совещание по гигиене детей и подростков, созванное Институтом социальной гигиены (директор - проф. К. Винтер) Гумбольдтского университета. В работе совещания приняли участие врачи, педагоги, психологи и архитекторы из Германской Демократической Республики, представители Федеративной Республики Германии, Австрии, Чехословакии, СССР, Англии, Польши, Греции. Всего присутствовало около 300 человек.

Советский Союз был представлен делегацией в составе доцента М. Д. Большаковой, доцента Н. М. Аксариной, доктора медицинских наук С. М. Громбаха, проф. А. Я. Гуткина и Г. Н. Сердюковской — главного инспектора по школьной гигиене Министерства здравоохранения СССР.

Первое заседание было посвящено развитию, воспитанию и гигиене детей раннего возраста; второе — гигиене школьного возраста; третье — профессиональному образованию и профпатологии подростка.

На первом заседании выступил с приветствием статс-секретарь по высшему образованию д-р Гирнус, указавший на большое значение воспитания здоровых детей и на необходимость предотвращения войны. Первая половина заседания была посвящена в основном развитию высшей нервной деятельности детей в возрасте до 3 лет (доклады

Н. М. Аксариной — Москва, Тюдор-Харт — Лондон, Кох — Прага, Шмидт-Кольмер — Берлин, Робертсон — Лондон). Вторая половина была посвящена питанию и физическому развитию детей раннего возраста, а также строительству детских яслей и садов.

В докладах Аксариной, Коха и Шмидт-Кольмер указывалось на необходимость строить воспитание детей раннего возраста на основе учения И. П. Павлова. Д-р Кох (Прага) излагал результаты проведенных им исследований возбудимости центральной нервной системы детей первого года жизни в разные часы дня. Пользуясь своей методикой учета латентного периода двигательной реакции, он установил, что наибольшая возбудимость отмечается у детей в период с 30 до 90 минут после сна. Непосредственно после сна и спустя более 90 минут после сна возбудимость ниже.

Доклад Тюдор — Харт (Лондон) был посвящен влиянию эмоций (положительных и отрицательных аффектов) на нервную деятельность; доказывалось благоприятное влияние положительных аффектов. Бесспорно правильным в докладе был призыв к созданию среды, способствующей положительному эмоциональному тонусу у детей.

Шмидт-Кольмер (Берлин) фиксировала внимание на вопросах развития детей в яслях и домах младенца. Вопросы, связанные с пребыванием детей в детских учреждениях, особенно домах ребенка и круглосуточных яслях, волнуют работников ГДР. В докладе констатировались нередкие случаи отставания в развитии речи у детей, находящихся в домах ребенка, в связи с недостаточным опытом воспитательной работы. Робертсон (Лондон) в своем докладе утверждал, что никакое детское учреждение не может заменить мать и поэтому до трехлетнего возраста воспитание может протекать только в семье.

Прения развернулись в основном вокруг этого вопроса и г.оклада д-ра Гемпеля (Лейпциг) о подготовке сестер-воспитательниц для детских учреждений. При этом выявились две точки зрения: одна — о возможности и целесообразности общественного воспитания детей раннего возраста, за которую высказалось большинство выступавших, другая — противоположная, которую поддерживали в основном представители Англии и ФРГ.

Н. М. Аксарина, опираясь на многолетний опыт детских учреждений СССР, показала возможность общественного воспитания, основанного на научных принципах.

С. М. Тромбах изложил результаты научных исследований, посвященных установлению физиологически обоснованных норм температуры воздуха в учреждениях для детей раннего возраста.

В докладах Шобовой и Мечир (Прага) было показано состояние здоровья и физическое развитие детей первых трех лет в Чехословакии на основании обследования 2590 детей. Интересно то обстоятельство, что дети города и деревни не представляют различия по состоянию здоровья и физическому развитию.

Д-р Спилиопулос (Греция) в своем сообщении указывал на неблагоприятное влияние неправильного питания матерей на здоровье детей.

В докладе д-ра Капалина (Прага) говорилось о росте детских учреждений в народно-демократической Чехословакии. Если в 1937 г. в стране насчитывалось всего 86 яслей, то в 1950 г. их было 698, а в 1955 г.— 1155. Гигиенические принципы строительства яслей, выдвигаемые чешскими специалистами, в основном совпадают с теми, которые приняты в СССР.

После заседания были продемонстрированы фильмы: «Воспитание детей в яслях» (СССР), «Салли идет в больницу» (Англия), «Двухлетняя идет в больницу» (Англия). Советский фильм имел успех. Английские фильмы стремились доказать преимущества пребывания матери с ребенком в больнице, однако это было сделано неубедительно.

На втором заседании был заслушан доклад проф. Кацпржак (Варшава), высказавшего основные принципиальные соображения о роли среды в развитии школьников, о необходимости улучшить медицинское обслуживание в школах, повысить роль школьного врача, использовать школу для оздоровления детей.

Капалин (Прага) предложил метод индивидуальной графической оценки роста и веса школьников в сигмальных отклонениях от возрастных стандартов, позволяющий наглядно прослеживать динамику физического развития и соответствия его возрастным нормам на протяжении всего периода обучения.

М. Д. Большакова доложила о больших масштабах изучения физического развития школьников в СССР, успехах, происшедших в этой области за годы советской власти, рассказала о мероприятиях, позволивших в послевоенные годы улучшить физическое развитие детей, которое за время Отечественной войны было несколько нарушено.

В ряде докладов главным образом представителей Западной Германии была показана зависимость физического развития, состояния здоровья детей и их успеваемости от условий жизни. Докладчиками отмечено, что за последние годы состояние здоровья и показатели физического развития школьников ухудшились. По данным школьных врачей, у 50—75% детей состояние здоровья ниже нормы. Это объясняется ухудшением условий жизни, повышением цен на молочные продукты, овощи, фрукты, а также нарушением режима дня детей, которые, как правило, мало спят.

Д-р Маркуссон (Институт социальной гигиены) рассказал о масштабах начатого в ГДР статистического изучения физического развития и состояния здоровья школьников. Под наблюдение взято свыше 200 000 детей, 25% из которых находится в крупных городах, остальные — в маленьких городах и селах. В настоящее время материал собирается и будет подвергнут статистической обработке.

Вторая половина заседания была посвящена гигиеническим требованиям к планировке и строительству детских учреждений. Выдвигаемые докладчиками д-ром Мюнковым и архитектором Реттиг (Дрезден) рекомендации в основном приближаются к принятым в СССР. Несколько больше, правда, площадь, приходящаяся на одного ученика в классе (1,3—1,7 м2), при высоте помещения не ниже 3,25 м. Большое внимание уделено освещению классов. Желательно как по мощности, так и по качеству приблизить искусственное освещение к естественному. В школе предлагается проводить обязательную смену обуви в специальном помещении, проектируются просторные душевые при спортзале с 10 умывальниками (1:4) и 7 душевыми рожками (1:6). Желательны комнаты гигиены для старших школьниц.

В докладе был поднят вопрос о необходимости создания Института школьной гигиены, одной из задач которого является разработка совместно с архитекторами и педагогами вопросов, связанных со строительством школ.

В докладе д-ра Янда (Прага) были предложены нормы площади школьных мастерских. Они несколько выше принятых в СССР: площадь на одного ученика в слесарной мастерской 3,6—3,7 м2, в столярной — 5—6 м2. В стандартном классе (52 м2), по мнению докладчика, могут быть размещены не более 15—16 слесарных верстаков или не более 12—13 столярных.

Проф. А. Я. Гуткин в своем докладе выдвинул некоторые гигиенические принципы планировки школ: связь с участком, блокирование помещений по возрастному принципу, классы на открытом воздухе и т. д., вызвавшие большой интерес у присутствующих.

В конце заседания был заслушан доклад Г. Н. Сердюковской «Организация летнего отдыха детей в СССР». Продемонстрированные ею

проекты пионерских лагерей очень заинтересовали архитекторов. Альбом типовых проектов пионерских лагерей был подарен Институту социальной гигиены ГДР.

Третий день совещания был посвящен вопросам" изучения заболеваемости, состояния здоровья и профотбору рабочих-подростков. В докладе д-ра Янда (Прага) была выдвинута задача о нормировании нагрузки подростков, соответствующей их физиологическим свойствам. Оптимальная нагрузка, по мнению автора, должна равняться 30% максимальной для этого возраста.

Д-р Ренкер (Берлин) подчеркнул необходимость медицинского профессионального отбора, учитывающего интересы государства и состояние здоровья подростков. С целью проведения профотбора начата разработка профессиограмм.

В докладе д-ра Прокоп (Вена) были приведены наблюдения над сдвигами в вегетативной нервной системе подростков при работе и занятиях спортом. Дружным одобрением конференции было встречено заявление докладчика о необходимости закона, запрещающего спортивную перегрузку подростков.

Вне программы было заслушано сообщение о развитии детских воспитательных и лечебно-профилактических учреждений в Китае, где число яслей и детских садов с 1949 по 1955 г. выросло в 20 с лишним раз. Кроме того, были продемонстрированы 2 советских фильма: «Закаливание детей раннего возраста» и «Берегите зрение».

На заключительном заседании было единодушно принято воззвание о прекращении испытаний атомного оружия, напечатанное затем в газете «Neues Deutschland». Обращение было подписано представителями СССР, Чехословакии, ГДР, Польши, Греции, Австрии, Англии.

На специальном заседании в Институте социальной гигиены, подводящем итоги проведенному совещанию, директор института проф. Винтер дал высокую оценку докладам советских специалистов, отметив конкретность, убедительность и значительность представленкых материалов.

В свою очередь советская делегация отметила хорошую организацию совещания, его значение для укрепления международных связей.

По окончании совещания Н. М. Аксарина по предложению статс-секретаря Министерства здравоохранения ГДР провела семинар по вопросам воспитания детей раннего возраста. На семинар были вызваны врачи и референты из всех 17 областей ГДР. Н. М. Аксарина изложила основные разделы системы воспитания детей раннего возраста в СССР--режим, методика организации условий жизни вновь поступающих детей в ясли и др.;. на семинаре были доложены и обсуждены формы и методы контроля за развитием детей в яслях и домах ребенка. Кроме того, был продемонстрирован советский фильм «Воспитание детей в яслях».

Для делегатов были организованы посещения Лейпцига и Дрездена, где они, как и в Берлине, познакомились с детскими учреждениями и достопримечательностями этих городов. Советские делегаты имели возможность посетить ясли, дом ребенка, детские сады, школы, пионерскую республику имени Вильгельма Пика, интернациональный пионерский лагерь в парке имени Тельмана, Высшую школу физического воспитания и стадион в Лейпциге, школу для глухонемых в Лейпциге и Гигиенический музей в Дрездене.

Школ в ГДР строится немного и не по типовым проектам. В них имеется большое количество вспомогательных помещений (классы, рисования, пения, столовые, комнаты для групп с продленным днем). Осмотренная нами школа в Берлине является центром культурной работы со взрослыми жителями района, поэтому имеет отдельный вход в актовый зал и гардероб при нем. Имеются хорошо оборудованные мастерские

(по металлу, по дереву, электричеству). Недостатком являются двусторонняя застройка помещений, большое заглубление мастерских.

В школах имеются просторные спортивные залы с душевыми при них. В одной из школ — децентрализованные гардеробы: по два на каждом этаже. Кабинеты химии и физики выстроены амфитеатром — ученики могут только слушать, смотреть и зарисовывать, самостоятельно же работать не могут. Как объяснил директор школы, это делается во имя экономии места; однако наряду с этим площадь помещений в школах не уменьшается. Хорошо устроено искусственное освещение в школах, широко применяются люминесцентные лампы. Искусственная вентиляция в детских учреждениях отсутствует. Обмен воздуха осуществляется путем проветривания. Во всех учебных помещениях много фрамуг, открывающихся с помощью рычажных приборов. В школе имеются группы продленного дня с трехкратным питанием, в которые входит 15% детей. Для них выделены специальные помещения. Содержание дополнительного персонала этих групп входит в бюджет школы.

Учебная нагрузка школьников определяется следующим недельным числом часов: I класс— 18, II класс — 22, III класс — 26, IV класс — 28, V класс —30, VI класс —31, VII—IX классы — 32, X класс — 33. В это число часов входит физкультура (I—V классы — 2 часа, VI—X классы— 3 часа в неделю) и уроки труда (I—IV классы— 1 час, V—X классы— 2 часа в неделю). Приготовление домашних заданий отнимает у учащихся I—V классов 1 час в день, у учащихся VI—X классов — 2 часа. Факультативно для учащихся VII—X классов преподается иностранный язык 3 часа в неделю и для девочек III—VI классов — домоводство — 1 час в неделю. Младшие школьники носят книги в ранцах, а завтраки — в специальных сумочках.

Медицинское обслуживание детских учреждений имеет ряд недостатков. В штате яслей и детских садов отсутствуют постоянные врачи. Обычно врача приглашают «а несколько часов в неделю для осмотра и оказания помощи больным детям. Лечебная и санитарная работа возложена на медицинских сестер, но знания их в области санитарии и профилактики явно недостаточны.

Ограниченная сроками пребывания в ГДР (8 дней), советская делегация не смогла, к сожалению, достаточно подробно познакомиться с организацией санитарного надзора за детскими учреждениями, постановкой преподавания гигиены детей и подростков в педагогических учебных заведениях. Научной разработкой вопросов гигиены детей и подростков занимается Институт социальной гигиены в Берлине. Этот институт представляет собой расширенную кафедру социальной гигиены медицинского факультета Берлинского университета имени А. и В. Гумбольдт. В настоящее время Институт социальной гигиены состоит из трех отделов: 1) отдел социальной гигиены с санитарной статистикой; 2) отдел гигиены труда и 3) отдел гигиены детей. На базе Института социальной гигиены создано немецкое научное общество социал-гигиенистов, подразделяющееся на ряд секций и подсекций. Подсекции детской гигиены объединяют врачей, педагогов, психологов и архитекторов.

Подводя итоги результатам участия советской делегации в международном совещании по гигиене детей и подростков, можно отметить, что это совещание позволило установить личные связи с зарубежными коллегами, ознакомиться с состоянием детской гигиены в ряде стран и поделиться обширным опытом и достижениями советских ученых и педагогов в этой области. Необходимо всемерно расширять эти связи путем обмена литературой, взаимного участия в конференциях, направления статей в иностранную периодическую прессу. Пожелания об этом мы неоднократно слышали от участников берлинского совещания.

Поступила 9/Х 1957 г.

-й- -ЙГ -й-

5 Гигиена и санитария. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.