Научная статья на тему 'СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ГДР'

СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ГДР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ГДР»

ЗА РУБЕЖОМ

SS

СЕМИНАР ПО ГИГИЕНЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В ГДР

С. М. Громбах Из Института гигиены детей и подростков АМН СССР

27 июня—1 июля 1960 г. в Берлине в Академии социальной гигиены, гигиены труда и усовершенствования врачей происходил семинар для врачей по вопросу охраны здоровья детей и подростков в связи с политехническим образованием. В семинаре участвовало около 120 врачей из Германской Демократической Республики (ГДР). Руководителями семинара были директор Института социальной гигиены проф. Е. Маркуссон и старший научный сотрудник этого же института Г. Маркуссон. В работе семинара участвовали, помимо немецких ученых, научные работники, а также сотрудники министерств здравоохранения СССР, Болгарии, Венгрии и Чехословакии.

От Советского Союза г. докладами выступали А. А. Маркосян — директор Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР, С. М. Громбах — заместйтель директора Института гигиены детей и подростков АМН СССР и Н. Г. Прокофьева — ассистент кафедры гигиены II Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова.

Занятия семинара начались 27 июня в аудитории Академии социальной гигиены. С приветствиями выступили ректор академии проф. Гольдштейн и директор института социальной гигиены проф. Е. Маркуссон. Перед началом занятий участникам семинара был роздан текст принятого 2 декабря 1959 г. закона о социалистическом развитии школы в ГДР. Согласно этому закону, обязательным для всех детей ГДР являете» обучение в 10-классной общеобразовательной политехнической школе (Oberschule), которая состоит из первой ступени (1—4-й классы) и второй ступени (5—10-й классы).

Основным направлением обучения и воспитания во все школьные годы является политехническое образование и обучение. Обучение связано с общественно полезной деятельностью. В центре политехнического обучения находятся в младших классах уроки труда, а начиная с 7-го класса — работа на производстве. Врачам было приятно прочитать в законе следующие строки: «Соблюдение правил школьной гигиены и обучение здоровому образу жизни должны быть неотъемлемой частью работы школы».

Доклад Постлера — руководителя сектора политехнического обучения Министерства народного образования ГДР — охарактеризовал время и место, которые отводятся политехническому обучению в учебных планах немецких школ. В ГДР политехническое обучение привлекает очень большое внимание, так как, во-первых, оно организовано еще недавно и не нашло окончательных форм и, во-вторых, вокруг него возникают не только педагогические, но и политические споры, поскольку на Западе кое-кто не прочь изобразить политехническое обучение как применение детского труда. Поэтому соблюдение всех пра-

вил гигиенв. труда и охраны здоровья школьников и изучение влияния политехнического обучения на здоровье детей для врачей ГДР очень важно.

Б первое время были допущены большие ошибки — школьники работали на скотобойнях и т. п. После большой дискуссии, в которой приняли участие педагоги, врачи, учителя, рабочие и т. д., с сентября 195У г. принят новый учебный план, согласно которому политехническое обучение в ГДР построено следующим образом: с 1-го по 4-й класс школьники 1 час в неделю выполняют несложные работы; в 5—6-х классах дети получают навыки работы с бумагой и деревом в школьных мастерских и знакомятся путем экскурсий с трудом на производстве (2 часа в неделю). Начиная с 7-го класса (т. е. с 13 лет), все школьники один раз в неделю работают на промышленных предприятиях, при этом ученики 7-го класса — в учебных мастерских, а ученики 8—10-х классов — непосредственно в цехах, где для них выделены рабочие места, иногда отмеченные специальными флажками.

Во избежание случайностей и произвола в подборе промышленных предприятий существует твердая программа политехнического обучения.

Для городских школ

7-й класс — обработка металла — 33 дня в году; 8-й класс — машиностроение (I ступень) — 20 дней, электротехника — 13 дне»; 9-й класс — сельскохозяйственное производство — 33 дня; 10 класс — машиноведение (II ступень) — 30 дней, политехнический практикум — 2 недели.

Для сельских школ

7-й класс — растениеводство (I ступень) — 15 дней, обпаботка металла 18 дней; Ь-й класс — обработка металла (продолжение) — 11 дней, электротехника — 11 дней, животноводство (I ступень) — II дней; 9 и 10-й классы — растениеводство (И ступень) — 17 дней, животноводство (II ступень) — 17 дней, машиноведение — 29 дней, политехнический практикум — 2 недели.

В течение еженедельного «рабочего дня» ученики 7-го класса проводят на заводе 3 часа (в том числе 2 часа работают и в течение часа проходят теоретическое обучение основам производства), ученики

8—10-х классов проводят на заводе 4 часа (в том числе 3 часа работа и 1 час теоретическое обучение).

Над школьниками шефствуют бригады рабочих. Педагоги совместно с предприятиями составляют планы работ школьников, обращая строгое внимание на то, чтобы нагрузка и учебные места соответствовали требованиям охраны труда и не оказывали вредного влияния на здоровье учеников. Врачи принимают участие в разработке планов политехнического обучения и распределении учеников по рабочим местам. Врачи совместно с комиссиями по охране труда подготовили листовки по охране здоровья и предупреждению несчастных случаев и раздали эти листовки школьникам.

Проведена проверка политехнического обучения в 500 школах и установлено, что в основном ученики получают нужные знания. Вместе с тем оказалось, что ученики 7-го класса не вполне подготовлены к обучению на предприятиях. Постановлением Политбюро СЕПГ от 15 января 1960 г. о дальнейшем развитии политехнического обучения предусмотрена организация специальных политехнических кабинетов на предприятиях, а в некоторых случаях — мастерских в школах. Недопустимо, чтобы учеников использовали как дешевую рабочую силу, как это иногда имеет место.

Сельские школы не всегда могут строить политехническое обучение по типу — один учебно-рабочий день в неделю, тем более что еще не выработаны планы занятий в плохую погоду. Поэтому учащиеся сельских школ и некоторых 9-х классов городских школ получили возможность работать несколько дней подряд во время весеннего сева. Опыт

показал, что такой способ хорош. Он дает возможность лучше освоить работу на сельскохозяйственных машинах. Во избежание травматизма упомянутое постановление Политбюро СЕПГ устанавливает, что при проведении политехнического обучения следует обратить особое внимание на охрану труда и соблюдение требований гигиены труда.

В прениях по этому докладу, а также в докладе Шмидля (Лейпциг) было подчеркнуто, что к вопросам гигиены политехнического обучения привлечено мало внимания врачей. Врач школы или предприятия должен участвовать в работе педагогического совета. При допуске учеников к той или иной работе решающее слово должен иметь врач. Шмидт-Кольмер (Берлин) выдвинула предложение, живо поддержанное большинством присутствующих, чтобы программа практических занятий политехнического обучения, начиная с 7-го класса, была различна для мальчиков и девочек.

В докладах представителей Чехословакии — Янда (Прага), Лнп-ковой и Рольного (Братислава) — были приведены данные исследований влияния политехнического обучения на здоровье учащихся. В Чехословакии политехническое обучение проводится в 1-м классе — 1 час в неделю, во 2—5-х классах — 2 часа в неделим в 6—9-х классах — 3 часа в неделю в школьных мастерских и в Ю^Т^'х классах^— 6 часов в неделю на производстве или в сельском хозяйстве. Двухлетние наблюдения показали, что неблагоприятных отклонений в состоянии здоровья учащихся нет. Заболеваемость среди учащихся в школах с политехническим обучением и без него одинакова. В настоящее время основное внимание следует уделить более углубленным физиологическим исследованиям и установить, как влияет политехническое обучение не на здоровье, а на развитие детей.

Отвечает ли физическая нагрузка уровню развития и возрастным возможностям детей? Прежними работами Янда было установлено, что оптимальной является нагрузка, равная 30% максимальной. В возрасте 14—17 лет это составляет 4,2 кал/мин для мальчиков и 3,2 кал/мин—для девочек. Большинство работ в строительстве и сельском хозяйстве, за исключением вспомогательных, к участию в которы.х учащихся привлекать не следует, находится в пределах этих энергетических затрат.

Для детей 11—13 лет, по мнению докладчика, оптимальными являются энергетические затраты, равные '/в максимально возможных т. е. 1,3—2,1 кал/мин для мальчиков и 1,2—1,8 кал/мин для девочек. Эти данные получены при работе учащихся на велоэргометре, т. е. весьма интенсивной работе в течение 10 минут, чего на практике никогда не бывает, так как ученики всегда делают частые перерывы в работе. Поэтому в приведенных нормативах нагрузки заложены резервы. Весьма важен вопрос тренировки и адаптации к работе. Необходимо согласовывать степень интенсивности работы с уровнем физического развития школьников. Статическое напряжение значительно труднее., чем динамическое. В связи с механизацией производства вопрос о статическом напряжении приобретает особую важность. Нужно так организовать труд учащихся, чтобы динамическое и статическое напряжение сменяли друг друга.

В докладе Ивановой (Болгария) были освещены данные изучения влияния политехнического обучения на организм учащихся. Применяемые методы (исследование условных рефлексов по речедвигательнон методике, тремометрия, эргография, исследование электрической чувствительности глаза, корректурные пробы по Анфимову, арифметические задания по Сикорскому) и полученные результаты в общем аналогичны методакпГТТгаудыахам советских исследователей.

В докладе С. М. Громбаха (СССР) была дана характеристика методов исследования влияния политехнического обучения на организм

7 «Гигиена и санитария», № 2

97

учащихся и освещены принципы их применения в зависимости от поставленных задач. Полный и объективный учет влияния политехнического обучения на организм учащихся может быть получен на основе трех групп исследований: 1) изучения «острого» влияния труда в мастерских или на заводе; 2) изучения динамики работоспособности на протяжении дня, недели, года в зависимости от объема, характера и режима труда; 3) периодических с относительно большими промежутками исследований состояния здоровья больших контингентов школьников для учета сдвигов, вызванных новыми условиями жизни, сочета нием умственного и физического труда.

Доклад А. А. Маркосяна (СССР) «Физиология детей и подростков как основа школьной гигиены» убедительно показал, что гигиенические принципы обучения, нормирования режима труда и отдыха, объема умственной и физической нагрузки школьников могут быть научно обоснованы лишь при помощи исследования различных физиологических функций школьников, направления и величины изменений, наступающих в них под влиянием учебной и трудовой деятельности в ее конкретных формах.

Доклад Н. Г. Прокофьевой (СССР) содержал некоторые конкретные указания по организации внешней среды политехнического обучения (габариты помещений, размещение оборудования, размеры инструментария). Доклады представителей СССР вызвали интерес и получили одобрение слушателей.

Интересным был доклад проф. Ренкера (ГДР) «Задачи врача при политехническом обучении и профессиональной консультации». Врач должен установить, насколько выбираемая профессия соответствует возможностям каждого подростка. С этой целью врач должен знать особенности каждой профессии, следить при этом за теми изменениями, которые вносит в характеристику профессий быстрый технический прогресс, а также хорошо знать здоровье и функциональное состояние организма каждого подростка.

Институт социальной гигиены в Галле, возглавляемый докладчиком, приступил к составлению профессиограмм. Врачебная характеристика профессий включает в себя гигиеническую оценку внешней среды, указания на положение тела во время работы, на необходимое динамическое и статическое •мънйетеот'гга'пряжение, специальные требования к слуху и зрению, чередование труда и отдыха и т. д^Оценивая функциональные возможности подростков, в институте прТШёняют ряд функциональных проб и индексов:_лндекс работоспособности по Ква-

I асу (--пульс • 10-, кндекс работоспособности ц жизненной

I 3 амплитуда кровяного давления г

' емкости ( жизненная емкость легких_ ю) а также пульсовой показатель по I 4 индекс работоспособности

1 Мюллеру. Последний индекс заключается в учете ускорения пульса при |работе на эргометре интенсивностью 1 кгм/сек в течение 10 минут.

В докладе директора Института гигиены труда проф. Брандта (ГДР) были намечены основные направления, выдвигаемые немецкими врачами для охраны здоровья учеников при политехническом обучении. Для учащихся до 16 лет запрещены работы под землей, на коксовании угля, автогенной сварке и т. д. Но вместе с тем, если подростков полностью отстранить от вредных профессий, то они никогда им не научатся. Поэтому их нужно учить этим профессиям, но не допускать работать в них. К работе на сельскохозяйственных машинах можно допускать молодежь лишь с большой осторожностью и при соответствующем устройстве машин. Вождение тракторов и автомашин должно быть запрещено до 18 лет (это заявление вызвало общее одобрение аудитории). Во время работы на производстве после 2 часов занятий должен быть перерыв не менее 15 минут. Кроме того, нужны крат-

повременные перерывы во время занятий. Работа с 20 часов вечера до 6 часов утра запрещается. Подъем тяжести ограничивается до 14 лет 10 кг и до 18 лет — 15 кг.

В прениях по этому докладу оживленно обсуждался вопрос о возможности работы учащихся на животноводческих фермах при наличии коров, больных туберкулезом. Закон разрешает работу учеников, если число больных коров не превышает 20%; врачи же предлагали установить более строгие ограничения.

В докладах директора высшей школы вспомогательной педагогики проф. Барчи (Венгрия) и Бартш (ГДР) были поставлены вопросы политехнического обучения умственно отсталых детей. Доклад проф. Барчи носил более общий характер, намечал принципы отношения к физически и умственно «неполноценным» детям: «Наш лозунг — не жалеть неполноценного, а воспитать его». В докладе Бартш были приведены конкретные примеры привлечения учеников вспомогательной школы к общественно полезному труду и освещались некоторые вопросы методики занятий с ними.

В прениях вызвала интерес постановка дефектологии в Советском Союзе. Ответ на вопросы по этому поводу дал А. А. Маркосян. Последний доклад был сделан директором Института питания проф. Грефе (ГДР) на тему «Политехническое обучение и питание». Доклад, во-первых, дал оценку наиболее распространенному в Германии питанию, которое, по словам докладчика, не соответствует научным нормам, так как в нем превышены нормы потребления мяса и жиров и недостает углеводов, и, во-вторых, указал на необходимость давать ученикам школы основные знания по рациональному питанию и привлекать их к политехническому обучению на предприятиях пищевой промышленности. к

Было организовано 4 секционных семинара: 1) физиологические и психологические основы гигиены политехнического обучения; 2) гигиенические требования к местам занятий; 3) гигиена политехнического обучения в сельском хозяйстве; 4) политехническое обучение умственно отсталых детей. К руководству первыми тремя семинарами были привлечены представители Советского Союза. Занятия семинаров проходили в виде обмена мнениями и носили весьма оживленный характер. По их окончании были выработаны рекомендации по обсуждавшимся вопросам.

Участники семинара посетили машиностроительный завод, где проходят политехническое обучение учащиеся одной из школ, и школу продленного дня. На заводе работают ученики 7—9-х классов. В день посещения работали только ученики 7-го класса. Для них отведена большая мастерская с раздевальнями (отдельно для мальчиков и девочек) и учебная комната. Вместе с учащимися на завод приходит и их классный руководитель, который помогает преподавателю труда. Он же проводит в учебной комнате один, урок по своей специальности, чтобы учебный день был достаточно насыщен и вместе с тем ученики не должны были ходить в этот день в школу. Устройство мастерской не представляет интереса. С точки зрения оборудования, соответствия его росту учеников, освещения и т. п. она оставляет желать много лучшего. Рабочие места учеников 8—10-х классов непосредственно в цехах также не вполне соответствуют гигиеническим требованиям: недостаточно светло и просторно.

Школа продленного дня расположена в старом и очень неудобном здании. Но режим ее построен хорошо. С утра идут обычные школьные занятия, затем 70-минутный перерыв для обеда и отдыха, приготовление уроков и свободное время. Детям предоставляется большая свобода в выборе занятий. Принцип поклассной группировки нарушается: дети группируются в зависимости от их наклонностей и инте-

7*

99

ресов. Часть времени они проводят в близлежащем парке, некоторые — в музыкальной школе и т. п. Представляет интерес попытка изменить на внеклассное время внешний облик класса: столы сдвигают и покрывают скатертями, доску затягивают пестрой занавеской и т. п.

Краткость пребывания и большая насыщенность программы помешали нам ознакомиться с детскими учреждениями, со строительством школ и т. п., что было весьма желательным. Тем не менее участие представителей Советского Союза в прошедшем семинаре кажется весьма целесообразным. Помимо углубления и расширения столь необходимых * научных контактов, выступления советских делегатов оказали болыш ю практическую и методическую помощь здравоохранению социалистических стран. Они продемонстрировали масштабы и глубину научных исследований в Советском Союзе. Со своей стороны советские научьые работники могли заимствовать некоторые полезные методические приемы в разработке вопросов гигиены политехнического обучения.

Пребывание советских ученых в Берлине происходило в обстановке радушного гостеприимства и дружбы с врачами ГДР и представителями братских стран — Венгрии, Болгарии, Чехословакии.

Поступил« 19/1Х 1960 г.

\

* т=г -¿Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.