Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ'

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»

СЪЕЗДЫ • СОВЕЩАНИЯ • КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ШКОЛЬНОЙ

ГИГИЕНЫ

Г. М. Сербин

В Научно-исследовательском институте физического воспитания и школьной гигиене АПН РСФСР 3—5 февраля 1960 г. состоялась очередная (через каждые 2 года) научная конференция по вопросам школьной гигиены.

Директор института А. А. Маркосян, открывая конференцию, подчеркнул необходимость дальнейшего изучения возрастной физиологии; изменений физиологических реакций ребенка во время его деятельности и отдыха в тех естественных условиях внешней среды, в которых они протекают; научной разработки наиболее рациональных форм организации режима дня, учебного и физического труда, активного отдыха, сна и нормирования их продолжительности.

Обсуждению подверглись выполненные в последние 2 года научные работы по проблемам: гигиена политехнического обучения, производственного обучения и производительного труда учащихся; режим дня и учебная нагрузка учащихся; проектирование и благоустройство детских учреждений.

М. В. Антропова (Институт физического воспитания и школьной гигиены АПН ■ РСФСР) в докладе «Вопросы гигиены производственного обучения и производительного труда учащихся 9—11-х классов средней школы» поставила ряд вопросов, возникших перед школьными гигиенистами в связи с решениями XXI съезда КПСС и новым законом о школе. К ним относятся рациональные формы медицинского обслуживания учащихся 9—11-х классов и учащихся вечерних (сменных) школ, в том числе и организация профессиональной консультации, создание гигиенических условий трудового обучения, разработка научно обоснованных рациональных форм организации производственного обучения и производительного труда.

Научные исследования необходимо организовать по следующим проблемам:

1. Возрастная работоспособность учащихся. Изыскания форм организации трудовой деятельности, способствующих повышению работоспособности.

2. Выносливость организма. Дети обладают недостаточной выносливостью к физическому труду, и в особенности связанному с длительным статическим напряжением. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду, самообслуживанию, улучшение физического воспитания будут способствовать выработке выносливости.

3. Состояние здоровья и физического развития у детей и подростков следует изучать одновременно и параллельно с первыми двумя в процессе трудового обучения, производительного труда применительно к различным видам производства.

Л. В. Михайлова, Ц. Л. Усищева и Н. Г. Дьячкова (Институт физического воспитания н школьной гигиены АПН РСФСР) в докладе «Гигиеническая оценка организации призводительного труда учащихся X—XI классов средней школы на предприятиях металлообрабатывающей промышленности» на основании обследования школ Москвы, Перми. Свердловска, Воронежа, Курска и собственных исследований, проводившихся в школе № 503 Москвы, отметили значительное участие школьников в работах на режущих, токарных, фрезерных, строгальных, сверлильных, шлифовальных станках. Большинство учащихся работают со взрослыми рабочими в общих цехах. Изучение реакций организма (частота пульса, тремор пальцев рук, зрительно-моторная реакция, время латентного периода и др.) показало умеренный характер изменений. Выполняемые школьниками работы соответствуют их возрастным возможностям. Анализ же индивидуальных данных свидетельствует о появлении неблагоприятных реакций, связанных с недостатками организации производительного труда учащихся, с отсутствием в отдельных случаях соответствующих гигиенических условий. На некоторых рабочих местах шум достигал 90—95 дб, перепады температуры воздуха в 10—14°; раннее вставание при работе в первой и поздний отход ко сну при работе во второй смене приводят к нарушению режима питания и недосыпанию, а значительная учебная нагрузка — к недостаточному пребыванию детей на открытом воздухе.

Исследования Л. И. Александровой и Л. Е. Любомирского в ткацком и моталь ном цехах текстильно» фабрики в Орехове-Зуеве (Институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР) показали, что школьники работали в условиях сильной вибрации и значительного шума, достигавшего 90—105 дб. Вследствие напряженного рабочего дня примерно у 20% детей после работы наблюдались неблагоприятные сдвиги в состоянии сердечно-сосудистой системы, у 50% скрытый период двигательных условных реакций удлинялся. Тонус мышц к концу дня обычно повышался у большинства школьников. Но даже в этих условиях при высбкой температуре и влажности воздуха, но интенсивном движении его не наблюдалось ухудшения теплового состояния работавших школьников.

Д. X. Нусбаум и Н. С. Фокина изучали труд учащихся п учебно-производственных типографиях (Институт физического воспитания школьной гигиены АПН РСФСР), в которых школьники 5—7-х классов работали 2 раза в неделю по 90 минут (2 академических часа). В эти дни в течение дня сохранялась работоспособность на более высоком уровне, чем в дни без труда. Кстати, тоже отмечали и другие докладчики, объясняя благотворным влиянием смены умственной и физической деятельности.

Интересен результат исследований, проведенных в летних сельскохозяйственных молодежных лагерях Г. И. Яковенко. Е. М. Вайнруб и С. М. Приталюк (Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены). Часть учащихся 7-х классов работала 3 часа до обеда и 2 часа во вторую половину дня после перерыва в З'/г часа; другая часть учащихся работала 5 часов без перерыва. Учащиеся 8-х классов были разделены на две группы: одна работала без перерыва 4 часа, а другая — 6 часов. В первой группе через каждые 20 минут работы проводили физкультминутку, а через 45 минут—15-минутный перерыв. У школьников первой группы после двух недельного пребывания в лагере жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, экскурсия грудной клетки, процентное содержание гемоглобина были более\ благоприятными, чем у школьников второй группы.

Все докладчики утверждали, что трудовая нагрузка школьников не превышает физических возможностей, но наблюдавшиеся нежелательные явления обусловлены неправильной организацией труда без учета санитарных и гигиенических требований. Необходимы дальнейшие углубленные исследования, связанные с нормированием труда школьников, сочетающих учебную работу с производственным трудом, чередованием разных видов деятельности, обеспечением оптимальной внешней среды на рабочих местах школьника. Необходима организация тщательной профессиональной консультации учащихся до направления их на работу.

Выступавшие в прениях по этой проблеме призывали к осторожности в оценке тех изменений реакций, которые наблюдаются во время и сразу после окончания работы, так как у детей они очень лабильны и нередко значительные изменения быстро проходят. В связи с этим важно изучать и период реституции.

Выступившие в прениях докладчики указывали на положительный опыт организации на предприятиях отдельных производственных цехов для учащихся. Такие цехи и бригады школьников организованы в Перми и Свердловске. В них лучше могут быть обеспечены все гигиенические условия для режима и труда. Н. Г. Дьячкова отметила огромное воспитательное значение самообслуживания. В школах, как правило, стало значительно чище, детям прививают чувство ответственности за санитарное состояние помещений. Вместе с тем в ряде школ не выполняется инструкция о самообслуживании. Дежурным не выдают спецодежду, не подогревают воду, не хватает инвентаря для уборки, что снижает как воспитательное, так и гигиеническое значение самообслуживания.

Режиму дня учащихся были посвящены доклады Ц. Л. Усишевой (Институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР), Г. М. Яковенко, Е. М. Вайнруб, С. М. Приталюк, Украинский научно-исследовательский институт коммунальной ппиены), В. Г. Хиона (Таллинский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены) и др.

В школах-ннтернатах бытуют различные режимы дня воспитанников. Так, в одной из школ-интернатов перерыв между занятиями удлинен до 65 минут для приема второго завтрака; утренние занятия в младших классах включают четыре урока, из которых последний отводится для приготовления домашних заданий; уроки же физкультуры, пения и рисования перенесены на вечерние часы. В другой школе режим дня ничем не отличается от обычного. Данные исследований и анализ различных реакций организма показали явное преимущество первого варианта режима.

В детских домах режимы примерно одинаковые. Питание в них трехразовое, в то время как в школах-интернатах — четырехразовое. Нарушения режима в школах-интернатах и детских домах чаше всего происходят за счет сокращения времени сна и прогулок и удлинения его для приготовления учебных заданий.

Был изучен режим дня 1729 сельских школьников Украины. Отмечены достаточное пребывание учащихся на свежем воздухе, гневной сон у детей 7—14 лет, участие в сельскохозяйственных работах на открытом воздухе начиная с 4-го класса. Продолжительность приготовления домашних учебных заданий в I—4-х классах составляет 1—2 часа и в 5—7-х классах — 2—3 часа в день. Благоприятный режим положительно отражается на состоянии здоровья сельских школьников: содержание гемоглобина в крови, сила сжатия кистей рук, острота зрения и ряд других показателей у них выше, чем у городских.

1С4

Изучались отдельные моменты режима у первоклассников Таллина. Оказалось, что девочки бывают на открытом воздухе меньше мальчиков. Учащиеся первой смены пользуются свежим воздухом больше учащихся второй смены, а в целом первоклассники пребывают на свежем воздухе меньше, чем это для них рекомендовано. Сон занимающихся во второй смене продолжительнее, чем в первом. Исследованиями установлена некоторая зависимость в деятельности сердечно-сосудистой системы от продолжительности сна и времени пребывания на воздухе. Так, длительное пребывание на воздухе сочетается с более редкой частотой пульса у мальчиков и повышением его у девочек. У детей, находящихся на воздухе до 4 часов в день, пульсовое давление снижается, а у гуляющих более 4 часов оно несколько повышается.

Обследование режима питания учащихся (Г. В. Цицишвнли, Тбилиси) показало, что только 24% из них регулярно завтракают в школе, 18%—нерегулярно и 58% школьников не завтракают. У старших школьников последней группы интервалы между приемами пищи увеличиваются до 6—7 часов, у младших — до 5—6 часов. Показатели высшей нервной деятельности у них хуже, увеличение латентного периода зри тельно-моторной реакции наблюдается у 50%.

В отдельных колхозах школьников обеспечивают бесплатными завтраками и молоком. Московский городской Совет депутатов трудящихся принял постановление о выделении средств на бесплатное обеспечение молоком учащихся школ.

Изучение режима дня в детских садах (В. П. Спирина, Москва) позволило установить, что при правильной организации его до дневного сна у детей наблюдается повышение показателей дыхания, сердечно-сосудистой сисгемы, газообмена и электрической активности головного мозга. За время дневного сна эти показатели несколько снижаются, но не достигают исходного уровня. За вторую половину дня величина показателей вновь несколько возрастает, но в меньшей степени, чем в утренний период. После ночного сна все перечисленные функции возвращаются к норме. Чрезмерная деятельность детей во время бодрствования, плохо проведенный дневной сон вызывают утомление и снижение вышеуказанных показателей, что приводит к ухудшению ночного и дневного сна.

В целях компенсации ультрафиолетовой недостаточности в условиях севера в Мончегорске были проведены исследования 1500 детей дошкольного возраста (А. П. Забалуева, И. К. Галанова, Институт общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Сысина АМН СССР и Институт курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения РСФСР). Установлено, что облучение ультрафиолетовым излучением эритемных люминесцентных ламп оказывает положительное влияние на обший тонус организма, увеличение веса, нормализацию фосфорно-кальциевого обмена, снижение заболеваемости. Облучение детей проводилось в осенне-зимний период в течение 4—5 месяцев (в среднем при '/8—'/б эритемной дозы в сутки). Повышение дозы облучения (на севере) до '/« эритемной дозы дает более высокий эффект при обязательном тщательном наблюдении врача за состоянием здоровья.

По вопросам школьного строительства, благоустройства и оборудования с докладами выступили Г. П. Сальникова (Институт физического воспитания и школьной гигиены АПН. РСФСР), И. Ю. Каракис, С. С. Познанский, Е. Н. Синкевич, II Г. Король, В. А. Свитко (Институт проектирования городов УССР, Киевский медицинский институт, Академия строительства и архитектуры УССР), А. И. Канчели, О. И. Дедабришвили (Тбилисский медицинский институт и научно-исследовательский институт гигиены и санитарии Министерства здравоохранения Грузинской ССР), М. А. Шарова, Е. А. Тимохина, Е. М. Белостоцкая, В. А. Телешев (Московский научно-исследовательский институт санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР), Д. С. Лешннский (Научно-исследовательский институт педагогики Министерства просвещения БССР), А. А. Камаева (Марийский педагогический институт имени Н. К. Крупской), Г. Г. Нпкогосян, В. Р. Акопян, А. А. Оганесян (Ереванский медицинский институт), Э. Я. Валдре (Таллинский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены), Е. М. Вайнруб, Н. И. Пильмян, Л. А. Слуцкая, Н. А. Ильферович (Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены).

Закон об укреплении связи школы с жизнью выдвинул вопрос о строительстве новых типов школ: вовьмилетиих, с производственным обучением, школ-интернатов, производственных мастерских. Необходима разработка с учетом всех гигиенических требований типовых проектов :.даний. Возникает ряд вопросов принципиального значения, требующих разрешения: допустимая минимальная высота классных комнат, их конфигурация, нормы освещенности, воздухообмена, вместимость школ-интернатов, этажность зданий, особенности строительства школ в разных климатических зонах. Исследования показали, что коэффициент естественной освещенности для классных комнат должен быть не менее 2.5%. Рекомендуется естественная освещенность в 600 лк, а наилучшим уровнем является 1200 лк. Следует пересмотреть конструкцию остекления светопроемов н цветовую отделку классов. Повышение освещения крышек парт до 150 лк и суммарного освещения до 1200—2400 W может создать повышение температуры в классе, поэтому желателен перевод на люминесцентное освещение. Окончательно не решен вопрос о типах светильников.

В работе конференции приняло участие около 300 представителей из 53 городов РСФСР и других союзных респ>блик.

Многие выступавшие в прениях отметили огромный интерес гигиенистов к конференциям, организуемым Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР, их целенаправленность, актуальность обсуждаемых вопросов

■йг

К ИТОГАМ ВСЕРОССИЙСКОГО ПЛАНОВО-ТЕМАТИЧЕСКОГО

СОВЕЩАНИЯ

Доцент П. А. Вавилин

Из Московского научно-исследовательского института гигиены и санитарии

имени Ф. Ф. Эрисмана

В Московском научно-исследовательском институте санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана 30 ноября — 1 декабря 1959 г. состоялось Всероссийское планово-тематическое совещание директоров санитарно-гигиенических институтов и заведующих кафедрами гигиены медицинских институтов Москвы и Ленинграда по вопросам планирования научно-исследовательских работ на 1960 г.

После рецензирования представленных планов научных работ в проблемных комиссиях и внесения в них соответствующих коррективов был апробирован и утвержден сводный план научной гигиенической тематики на 1960 г. по РСФСР.

Сводный план на 1960 г. включает 493 научных темы. Они распределяются по основным проблемам следующим образом.

1. Гигиена труда и профессиональные заболевания (проблема 38)—234 темы, или 47,4%.

2. Гигиена населенных мест и проблема акклиматизации человека (проблема 39) — 146 тем, или 30%.

3. Возрастные особенности детского организма в норме и патологии. Охрана здоровья детей (проблема 33) —56 тем, или 11,3%.

4. Физиологические основы и гигиена питания здорового и больного человека (проблема 10)—54 темы, или 11%.

Участниками Всероссийского планово-тематического совещания, было принято развернутое решение, в котором отмечена необходимость улучшения планирования и координации научно-исследовательских работ в Российской Федерации и рекомендуется Министерству здравоохранения РСФСР провести следующие мероприятия:

1) организовать гигиеническую научно-исследовательскую базу в Восточной Сибири;

2) при наиболее крупных гигиенических кафедрах продолжить практику создания научно-исследовательских групп усиления; 3) восстановить закрытые в последние годы санитарно-гигиенические факультеты; 4) создать в Горьковском и Уфимском гигиенических институтах отделы коммунальной гигиены и укрепить эти отделы в Свердловском и Новосибирском институтах. Саратовский институт гигиены и про-

feccиoнaльнoн патологии специализировать на разработке вопросов сельской гигиены; ) при планировании подготовки научных кадров (кандидатов и докторов медицинских наук) использовать в полной мере гигиенические институты и кафедры для подготовки ученых-гигиенистов; 6) при апробации тематики клинических и тематических науч-но-исследовательскнх институтов и кафедр обратить особое внимание на разработку ими вопросов профилактики заболеваний в комплексе с гигиеническими учреждениями; 7) увеличить число лаборантов в институтах и на кафедрах с доведением соотношения между научными работниками и лаборантами 1:1.

^ -к -¿г

РАБОТА ВИННИЦКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ГИГИЕНИСТОВ В 1959 г.

Проф. Р. Д. Габович

В 1959 г. отделение Общества гигиенистов работало совместно с областным отделением Общества микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов. На 8 пленарных заседаниях, 2 конференциях и 5 заседаниях правления, из которых 2 были расширенными, подверглись обсуждению актуальные вопросы организации здравоохранения гигиены и санитарного дела, а также противоэпидемической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.