Заместитель главного инженера Украинского государственного проектного института «Сантехпроект» В. Р. Барон сообщил о результатах обследования, испытания и наладки систем вентиляции на предприятиях Харьковского и других совнархозов, выполненных институтом в 1958—'1961 гг. Докладчик предложил необходимые мероприятия по повышению эффективности вентиляционных систем на промышленных предприятиях. На стадии проектного задания надо уделить особое внимание прогрессивным технологическим решениям, исключающим или резко ограничивающим выделение вредных веществ в воздух производственных помещений. Важное значение имеет организация на крупных заводах специальной службы для проведения планово-предупредительного ремонта и систематического контроля за нормальной работой вентиляции и пр.
О гигиене труда на производстве, связанном с применением ароматических углеводородов, эмульсий и моющих растворов, сделали сообщение научные сотрудники Института гигиены труда А. Г. Вычегжанин, В. Б. Карамышев, А. М. Матусов. Они предложили исключить из числа используемых моющих растворов хромпик, ввести дополнительную промывку обрабатываемых деталей, механизировать моечные процессы, наити новые индифферентные охлаждающе-смазочные жидкости для замены эмульсий и др.
Научный сотрудник Института гигиены труда С. Ю. Диденко сообщил интересные данные о нагреве приточного воздуха производственных помещений путем сжигания природного газа без калориферов. Результаты исследований показали, что-подаваемый в цех воздух не содержит загрязнений. Поскольку были выявлены отдельные технологические дефекты установок, группа конструкторов института разработала и передала для опытного внедрения на ряде крупных заводов Харькова новые конструктивные решения указанных приточных установок.
Характеристике шумов на машиностроительных заводах посвятил свой доклад научный сотрудник Института гигиены труда Б. Я. Шейнин. Он рекомендовал уменьшение объема обрубных и очистных работ за счет изменения технологии получения слитков и их обработки, модернизацию пневмомашинок для снижения шума, ликвидацию утечки воздуха и пара в машинном зале заводской ТЭЦ, вывод дробеструй-щиков из дробеструйных камер, замену обработки поковок .на молотах прессовой обработкой, звукоизоляцию и вынос из производственных помещений голтовочных барабанов, изоляцию шумовых участков, обеспечение работающих на этих участках антифонами.
Научный сотрудник В. Ф. Руденко (Институт гигиены труда) дал гигиеническую оценку виброгасителя для глубинного вибратора модели И-116 Ярославского завода «Красный маяк». Применение этого виброгасителя позволяет снизить вибрацию в месте поддерживания инструмента бетонщиком до предельно допустимой, в связи с чем заводу-изготовителю было указано на необходимость организации массового-выпуска указанных защитных приспособлений.
С сообщением о санитарной характеристике ремонтных мастерских и заболеваемости механизаторов выступил ассистент Харьковского медицинского института В. П. Авраменко.
Содержательные доклады об условиях труда и отдыха машинистов были сдела ны сотрудниками дорожной СЭС Южной дороги кандидатами медицинских наук М. Л. Липецким и 3. И. Мановец.
* * *
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ГИГИЕНЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Старший научный сотрудник Р. Г. Сапожникова
13—15/111 1962 г. в Москве состоялась научная конференция, посвященная вопросам гигиены политехнического и производственного обучения. Это первая тематическая конференция по проблеме гигиены детей и подростков, организованная Институтом гигиены детей и подростков Академии медицинских наук СССР, Институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР и Московским научно-исследовательским институтом гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана. В работе конференции приняло участие 387 научных работников, практических врачей и преподавателей медицинских и педагогических институтов всех союзных республик. В конференции принимала участие большая группа работников по гигиене детей и подростков из Чехословакии, Германской Демократической Республики и Болгарии. Всего было заслушано 57 докладов.
Открывая конференцию, заместитель министра здравоохранения СССР Т. А. Николаева указала на задачи гигиенистов в связи с перестройкой школы и решениями;
XXII съезда партии. Прошедший съезд гигиенистов наметил основные задачи в области гигиены детей и подростков — вопросы нормирования и контроля за здоровьем детей и подростков.
Необходимо иметь научные критерии для оценки здоровья детей. Недостаточно еще разрабатываются гигиенические нормативы для учебных цехов и производствен* ных мастерских. Мало внимания уделяется условиям работы в сельском хозяйстве и химической промышленности; требуется большое число научных и практических работников для изучения вопросов политехнического и производственного обучения.
С докладом «Технический прогресс и развитие политехнического и профессионального образования в средней школе» выступил член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР М. Н. Скаткин. Он детально остановился на вопросе о перегрузке учащихся и мероприятиях, устраняющих ее. В докладе поставлен ряд неотложных задач по изучению суммарной нагрузки школьнидя (учебной, ^ццущш^йг^ттщг тцрной и т. п.) и гигиенических основ т^уда учащихся в разных условиях производства. Эта вопросьРми/КГГО успешно решить лишь объединенными усилиями врачей-гигиенистов, педагогов, физиологов и психологов. В докладе проф. С. М. Громбаха «Основные вопросы гигиены политехнического и производственного обучения» было показано, что важнейшим из этих вопросов является дифференциация гигиенических норм и требований в зависимости от возраста, пола и функциональных возможностей учащихся. В связи с этим перед физиологами и клиницистами были поставлены актуальные задачи: определить границы подросткового возраста — установить критерий зрелости. Особое внимание следует обратить на нормирование внешней среды. К числу актуальных и неотложных проблем относится разработка пднниипгт сиеиадьной консультации. Далее проф. С. М. £роттба5Г~подробно остановился на роли метода в исследовании и требованиях, предъявляемых к методам исследования.
Последующие доклады можно распределить на три группы: 1) вопросы гигиены политехнического обучения; 2) вопросы гигиены производственного обучения; 3) гигиена работающих подростков.
В ряде докладов сотрудников Института гигиены детей и подростков АМН СССР (3. И. Бирюкова, П. И. Гуменер, Е. К. Глушкова, Н. Н. Куинджи, Р. Г. Сапожникова и Н. М. Попова) было показано использование современных методов исследования для учета физиологических сдвигов в процессе работы учащихся. Исследование корковой динамики и мышечной деятельности должно явиться одним из важных критериев в диагностике утомления.
Г. П. Меньков (Ярославль) и А. Я. Черкасская (Новозыбков) сообщили о методических приемах изучения дыхания при трудовой деятельности школьников. Педиатры А. И. Ляшенко и В. П. Неделько (Киев) доложили о различии в функциональных сдвигах при работе в школьных мастерских у девочек в зависимости от степени полового созревания и у ревматических больных в зависимости от активности ревматического процесса. Вопросу нормирования искусственного освещения школьных мастерских был посвящен доклад аспирантки В. П. Хоробрых (Москва).
Больше всего сообщений (32 доклада) было посвящено вопросам производственного обучения школьников. Как докладчики, так и выступающие в прениях подчеркивали большую учебную и трудовую нагрузку учащихся. В докладе М. В. Антроповой (Институт физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР) отмечены особенности в реакциях организма учащихся первого года производственого обучения. Автор дает гигиенические рекомендации по обучению школьников в металлообрабатывающей, текстильной промышленности и на предприятиях с конвейеро-поточным типом производства.
В основном доклады были посвящены гигиенической характеристике производственного обучения массовым профессиям в металлообрабатывающей промышленности (Л. В. Михайлова — Москва; Г. Г. Никогосян — Ереван; К. П. Дорожнова — Горький; П. Л. Краснянская — Куйбышев; И. М. Сулейманов — Баку; Н. Н. Преображенская— Ленинград; Л. А. Степанова и Н. М. Харковенко — Донецк; Е. А. Тимохина — Москва; Б. И. Темкин — Куйбышев), но были представлены доклады, дающие гигиеническую оценку обучения и более редким профессиям: шахтным (Н. Т. Лебедева — Минск), профессии телеграфистов (А. И. Данилович — Москва) в радиотехнической (Д. И. Каганович и В. А. Баландина — Новосибирск) и швейной промышленности (А. Г. Сухарев, Л. С. Винокурова, Я. К. Юшко — Москва), в текстильном производстве (Л. А. Леонова — Москва; Т. В. Рассказова — Одесса), на часовом заводе (И. Д. Карцев и Э. А. Бычкова — Москва). Такое широкое изучение условий подготовки по различным профессиям подводит к решению вопроса о показаниях и противопоказаниях при направлении на работу.
Увеличилось число исследований в области гигиены трудового обучения в сельском хозяйстве. По этой тематике было представлено 6 докладов Институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, Московским научно-исследовательским институтом гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана, Украинским научно-исследовательским институтом коммунальной гигиены (Киев), Научно-исследовательским институтом гигиены труда и профзаболеваний (Тбилиси).
Попытка подойти к научному обоснованию санитарного нормирования ученических цехов, пролетов, учебно-производственных мастерских была сделана в докладе Е. И. Кореневской, Ю. Д. Жилова и О. И. Басовой (Москва). В докладе проф.
И. А. Арнольди и В. Б. Латушкиной (Москва) были освещены вопросы медицинской профессиональной консультации при направлении подростков на работу и производственное обучение. Опытом работы комиссии по профессиональной консультации поделилась заведующая городским подростковым кабинетом в Москве Р. С. Бородина.
В ряде докладов были даны гигиеническая оценка условий режима труда и отдыха и физиологические сдвиги у подростков, сочетающих работу с обучением в вечерней или сменной школе (И. М. Орлик, Г. Г. Латышева, Т. С. Некрасова — Харьков; В. М. Левин — Ленинград; Н. М. Королева — Москва; Б. Т. Романов и М. Н. Натовская— Москва). Докладчики и выступающие в прениях указывали на большую нагрузку учебной и производственной работой. Имеющиеся материалы позволяют уже сейчас наметить мероприятия по рационализации учебной и трудовой нагрузки. Эти вопросы были освещены в докладах И. Н. Яковлевой — Киев; Э. С. Рутенбург— Ленинград; Т. В. Мшвнлдадзе — Тбилиси; В. К. Кузьминой — Москва; 3. М. Бутков-ской и В. М. Левиным — Ленинград; Н. В. Ростомбековой, Т. В. Мшвнлдадзе и Г. М. Понаренко — Тбилиси; Т. Л. Сосновой — Москва.
Гости из демократических стран выступили с хорошо иллюстрированными докладами. Интересным был доклад проф. Ренкера (ГДР) о трудовом воспитании детей с физической и психической недостаточностью. Вся система воспитания направлена на то, чтобы эти дети стали полноценными членами общества. Для этих детей созданы специальные школы, в которых они овладевают и различными специальностями.
Профессор Янда (Чехословакия) в докладе о соразмеренности физической работы степени развития подростков привел интересные материалы экспериментальных исследований; он предложил при изучении физического развития детей ввести допол-|нительный--шжазах£ль — доложила о влиянии
"Т^уда на физическое развитие и здоровье учащихся 12-летней школы; доклад В. Лип-ковой был посвящен влиянию производственного обучения на функциональное состояние и режим дня учащихся.
Профессор Кукура сообщил интересные данные о методе определения времени реакции* путем кинематографии. Этим методом можно, не нарушая педагогического процесса, во время урока получить непрерывную запись функций у большого числа учеников (20—27) в течение короткого времени. Ю. Фишер поделился опытом работы, проводимой Министерством школ и культуры Чехословакии, при котором учреждена должность референта по школьной гигиене, охране здоровья учащихся и медицинской подготовке учителей. В обсуждении докладов приняло участие 30 человек. Результаты многих исследований могут быть внедрены в практику.
Вместе с тем необходимо отметить и некоторые недочеты доложенных работ: при изучении влияния трудовой нагрузки на организм лишь немногие исследователи вели наблюдения на протяжении длительного времени; чаще всего изучалось только «острое» воздействие. В некоторых докладах недостаточно уделялось внимание изучению условий внешней среды. При подборе испытуемых не всегда учитывались данные клинических наблюдений.
В ряде докладов была дана разноречивая трактовка физиологических сдвигов у подростков; это требует быстрейшей разработки норм физиологических функций у детей и подростков.
Существенным недочетом является недостаточное привлечение к научной работе практических врачей, свидетельством этого является отсутствие докладов работников санитарно-эпидемиологических станций, школьных врачей. Приходится сожалеть и о том, что от кафедр медицинских институтов было представлено всего лишь 4 доклада. Было высказано пожелание следующую научную конференцию посвятить вопросам гигиены строительства детских учреждений.
По окончании научной конференции состоялся семинар для практических работников по вопросам строительства детских учреждений, который привлек большую аудиторию.
Делегатам конференции была предоставлена возможность ознакомиться с аппаратурой и методами, применяемыми в гигиенических исследованиях.
# -йг -¿г
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Научный сотрудник 3. А. Скобарева
С 27 по 30/Х1 1961 г. в Свердловске состоялась VI Всесоюзная конференция секции светотехники научно-технического общества энергетической промышленности., посвященная проблеме «Осветительные установки».