зарплаты Совета профсоюзов, Дома санитарного просвещения. Такие же комиссии работают в некоторых районах республики. Механизаторы и члены санитарных постов обучаются основам профилактики травматизма.
По частной проблеме «Охрана здоровья детей и подростков» было заслушано 5 докладов. Материалы докладов В. В. Крыжановской и сотрудников—«Режим дня сельских школьников под влиянием летней производственной практики», Е. А. Т и-м о х и н о й и сотрудников — «Гигиеническая характеристика сельскохозяйственного труда школьников во время летних каникул»—позволяют заключить, что при выполнении школьниками сельскохозяйственных работ наблюдались нарушения в режиме дня и труда. Результаты исследований дают возможность разработать обоснованные предложения при производственном и политехническом обучении школьников. Так, рекомендуется во время летней производствнной практики для школьников 6—7-х классов сократить рабочий день до 2 часов (М. С. Клячкин); предоставить отдых 1'/2 месяца для учащихся 6—8-х классов и месяц — для учащихся 9—10-х классов; ослабленным учащимся в возрасте до 14 лет разрешать работать только на учебно-опытном пришкольном участке и не больше 3 часов; допускать школьников к сельскохозяйственной работе только после медицинского осмотра. На этой секции также сообщалось о заболеваемости ревматизмом среди детей сельской местности (И. Д. Ящук) и об обслуживании детей на сельском врачебном участке (М. А. Гагаева).
По частной проблеме «Гигиена питания» заслушано 5 докладов. В докладе А А. Тостановской «Некоторые итоги гигиенических исследований химических веществ, применяемых для обработки продовольственных культур и животных» сообщается об опасности, связанной с использованием ядохимикатов. А. А. Захидов и сотрудники доложили материалы по «Вопросу питания сельского населения в некоторых районах Узбекистана»; В. М. Володченко — «Питание детей в колхозных детских яслях Саратовской области».
Об обеспеченности витаминами сельского населения Закарпатья сообщение сделал В. А. С а б о в с сотрудниками.
А. К. Кощеев сообщил о сконструированной им лаборатории для бактериологического контроля за качеством мытья и обеззараживания столовой посуды, рук.
Конференция подвела итоги научных исследований по сельской гигиене и наметила дальнейшие пути деятельности в этой области.
-й- -Йт
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Кандидат медицинских наук Е. М. Вайнруб (Киев)
С в по 10/У 1961 г. в Киеве проходила Республиканская научная конференция по проблеме «Охрана здоровья детей и подростков». В работе конференции приняли участие гигиенисты, педиатры, офтальмологи, архитекторы, педагоги, научные работники и практические санитарные врачи Украинской ССР, а также гости из Москвы, Ленинграда, Таллина, Минска и других городов.
Итоги и перспективы изучения проблемы «Охрана здоровья детей и подростков» были освещены в докладе С. С. Познанского.
Доклад Д. Н. Калюжного и Г. И. Яковенко был посвящен вопросам изучения гигиены детей на селе в свете решений январского Пленума ЦК КПСС.
В докладе С. Е. Советова «Изучение истории гигиены детей и подростков на Украине» были охарактеризованы основные этапы развития гигиены детей и подростков начиная с первой половины XIII века.
По вопросам гигиены производственного обучения и производительного труда учащихся в городских и сельских школах выступили с докладами В. В. Крыжа-новская, Е. М. Вайнруб, Г. И. Яковенко, М. С. Приталюк (Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены), Р. Г. Сапожников аг Н. М. Попова (Институт гигиены детей и подростков АМН СССР), Н. Т. Лебедева (Донецкий медицинский институт), Ц. Л. Усище в а, Л. В. Михайлова (Институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР), Е. Д. В ы дри (Украинский институт педагогики). В этих докладах были изложены результаты физио-лого-гигиенических исследований режима дня при организации политехнического обучения учащихся 5—8-х классов и производственного обучения в городских и сельских школах учащихся 9—11-х классов.
Исследования организации производственного обучения учащихся сельских школ показали, что в некоторых школах продолжительность работы в поле в период летней производственной практики на 1—2 часа превышала гигиенически допустимые нормы. В большинстве случаев работа в поле проходит в условиях большой инсоляции. Пока-
^атели сердечно-сосудистой деятельности, функциональной подвижности нервных процессов и мышечной работоспособности у учащихся при различных видах сельскохозяйственного труда свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к продолжительности и организации труда учащихся сельских школ в зависимости от тяжести выполняемой работы.
Изучение труда по профессиям металлообрабатывающего профиля показало, что большинство учащихся работает в цехах вместе со взрослыми. Выполняемые школьниками работы соответствуют их возрастным возможностям. Однако анализ индивидуальных данных свидетельствует о появлении неблагоприятных реакций, связанных с недостатками организации производительного труда учащихся, с отсутствием в отдельных случаях соответствующих гигиенических условий.
Более благоприятные данные при исследовании функционального состояния центральной нервной системы и мышечного аппарата были получены у учащихся, работающих в ученических цехах. К концу работы функциональные возможности их организма не только не снижались, но даже несколько повышались.
Н. Т. Лебедева показала, что в Донецке и Донецкой области 20% школьников овладевают различными специальностями, связанными с работой в шахтах. При сочетании теоретических занятий с практическими у этих учащихся отмечено снижение утомляемости; только теоретические занятия или экскурсии в шахту приводили к снижению работоспособности, нарушению корковой динамики, что проявлялось в замедлении условнорефлекторных реакций, усилении тормозных процессов.
Все докладчики утверждали, что трудовая нагрузка школьников не превышает физических возможностей организма. Наблюдающиеся нежелательные явления обусловлены неправильной организацией труда, несоблюдением санитарных и гигиенических требований. Необходимы дальнейшие углубленные исследования.
Режиму дня учащихся школ, школ-интернатов и школ продленного дня было посвящено несколько докладов.
В докладах В. В. Крыжа новской, Г. И. Яковенко (Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены), А.А.Филатовой (Украинский институт охраны материнства/ и детства), Т. П. Безверха (Львовский институт охраны материнства » детства) отмечается, что режим дня в школах-интернатах не соответствует гигиеническим требованиям; в нем недостаточно уделяется внимания пребыванию воспитанников на свежем воздухе. На основании экспериментального изучения различных вариантов режимов дня в школах-интернатах рекомендовано для младших школьников четырехразовое пребывание на свежем воздухе, в том числе 25—30-минутная прогулка до уроков.
Представляет интерес доклад Э. Я. Валдре, С. Ю. К о л л а с, Р. В. С и л л а, М. Ю. Теосте, В. Г. X и о н, С. П. Ж у р б а (Таллинский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены) «Влияние экспериментального режима дня с повышенной Физической и умственной нагрузкой на развитие воспитанников школы-интерната». В экспериментальном классе учебная нагрузка была увеличена на одну треть: вместо 24 введено 28 уроков, в том числе 6 уроков физического воспитания в неделю. Вся нагрузка в день составляла 6 часов учебных занятий, 2 часа на приготовление уроков и один час занятия в кружках. Согласно приведенным докладчиками данным, экспериментальный режим не только не вызывал переутомления школьников, но повысил тонус нервной системы, ускорил и улучшил их умственное и физическое развитие.
Организации режима дня в санаторно-лесных школах для нервных детей был посвящен доклад М. В. Прохоровой, которая на основании изучения двух вариантов режима дня рекомендует проводить утреннюю прогулку до уроков, что обеспечивает более высокий исходный уровень работоспособности. Г. В. Колчина сделала предварительное сообщение о гигиенических условиях и режиме дня в школах продленного дня.
Изучение реакции сердечно-сосудистой системы у детей в неактивной фазе ревматизма (В. П. Неделько, Украинский институт охраны материнства и детства) показало, что труд в мастерских не оказывает на них отрицательного влияния. У детей, перенесших атаку ревматизма 6—8 месяцев назад, отмечена отрицательная реакция на труд в мастерских; поэтому такие дети должны временно освобождаться от работы.
Основным итогам и путям научной разработки основ физического воспитания школьников был посвящен доклад Г. Г. Б у х м а н а.
По вопросам школьного строительства, благоустройства и оборудования с докладами выступили М. А. Шарова (Московский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрис-мана), Л. Г. Рогачевская (Институт гигиены детей и подростков АМН СССР), И. Г. Король и С. С. Познанский (Институт архитектуры сооружений Академии строительства и архитектуры УССР и Киевский медицинский институт) В. А. Свитко (Институт архитектуры сооружений). М. А. Шарова установила, что рекомендуемым уровнем естественной освещенности на партах классной комнаты является 600 лк, а наилучшим — 1200 лк, КЕО соответственно составляет 2,5—5%. Разработанная архитекторами совместно с гигиенистами (И. Г. Король, С. С. Познанский) серия типовых проектов объединенных дошкольных учреждений различной вместимости предусматривает самостоятельные входы для каждой преддошкольной группы и веранды для всех групп.
В докладах Е. М. Белостоцкой (Центральный институт усовершенствования врачей), А. Н. Николаева, Ю. Д. Слепенкова (Ленинградский санитарно-гигиенический институт) были приведены данные, характеризующие состояние зрения школьников в связи с условиями жизни и обучения.
На основэнни гигиенических исследований Г. Г. Ястребов (Московский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана), Г. П. Сальникова и Л. Е. Любомир-ский (Институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР) разработали гигиенические требования к производственной одежде учащихся строительных профессий и гигиенические рекомендации относительно размеров, формы и веса столярных и слесарных инструментов для школьных мастерских.
Несколько докладов (Л. А. Мостовая, Украинский институт охраны материнства и детства; 3. П. К о в а л ь к о в а, А. А. С ы ч е в, А. А. Г о р ю н о в а, Харьковский медицинский институт; Г. Б. С м о л я н с к и й, Н. И. Н е с т е р е н к о, Донецкий медицинский институт) было посвящено вопросам изучения физического развития школьников различных городов Украины.
В докладе В. М. Левина были приведены данные, характеризующие корреляционное соотношение между основными антропометрическими признаками, некоторыми физиологическими показателями и отдельными формами патологии у подростков.
Вопросы организации рационального питания в школах, школах-интернатах и ремесленных училищах и контроля за питанием детей осветили Н. С. Ж е л е з н я-к о в а (Одесский медицинский институт), Б. Я. Медовар, А. К. Запорожская, В. И. Андрейченко (Украинский институт питания), Е. А. И в а н о в а, Г. С. М о-настырская (Донецкая городская санитарно-эпидемиологическая станция),
A. А. Н е р у ш, В. Д. В а н х а н я н (Донецкая городская санитарно-эпидемиологи-ческая станция).
На состоянии и задачах исследований в области физиологии труда подростков остановилась И. Б. К р а м а р е н к о, отметившая, что до настоящего времени вопросы физиологии труда подростков разрабатываются еше недостаточно.
Принципам врачебной профессиональной консультации были посвящены доклады
B. М. Левина и И. М. Орлик, указавших, что данная консультация заключается не только в решенни вопроса о допуске подростков к работе, но и в правильной профессиональной ориентации их.
В докладах И. Н. Благовещенской, Н. Т. Ситников а, Н. М. Харко-венко (Донецкий институт физиологии труда¡ГГ И. Б. Яковлевой (Киевский инстит}т гигиены труда и профессиональных заболеваний), И. М. Слепушкиной (Киевский медицинский институт) были представлены данные о функциональных сдвигах в организме подростков под влиянием различных видов работ.
Заслуживает внимания доклад А. Д. Преварской «О трудовой нагрузке подростков-учащихся вечерних школ рабочей молодежи», в котором излагаются результаты изучения режима труда и отдыха подростков, сочетающих учебу и труд.
Вопросы влияния производственных факторов на заболеваемость подростков и разработки медицинских противопоказаний к обучению подростков в судостроительной промышленности были освещены в докладах сотрудников Ленинградского института гигмены труда и профессиональных заболеваний О. Б. Барского, Э. С. Рут е н-•5 у р г, В. М. Левина и др.
Всего было заслушано свыше 50 докладов, по которым была принята резолюция.
-й- -й- "¿г
"7 Гигиена и санитария, № 12