ние величины и характера сдвига скрытого времени для оценки функционального состояния центральной нервной системы.
М. П. Вольфсон (Центральная научно-исследовательская лаборатория гигиены водного транспорта) выступила с анализом методов рационализации труда комплексных перевозочных бригад. Автором было обследовано 97 грузчиков Ленинградского и Одесского портов, у которых после рабочей смены выявлены существенные сдвиги в состоянии сердечно-сосудистой системы, газообмена, терморегуляции, выносливости мышц рук и в состоянии нервной системы, свидетельствующие о переутомлении при перегрузке ими вручную штучных грузов. Для нормализации указанных явлений автором предложено установить режим работы в условиях комплексных бригад таким образом, чтобы каждый грузчик имел возможность 1 '/г часа в течение рабочей смены водить машину малой механизации. Реконструкция существующих машин, умелое сочетание всех имеющихся приспособлений к ним, изменение режима труда при совмещении профессий значительно облегчат труд грузчика.
От большой группы физиологов труда Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены (Москва) с докладом «Физиолого-гигиеническое обоснование рационального режима труда и отдыха машинистов тепловозов и электровозов» выступил А. М. Волков. Изучение физиологических сдвигов в организме машинистов позволило авторам рекомендовать а) запретить езду с оборота при длине тяговых плеч более 120 км\ б) на плечах с длиной тяговых плеч до 120 км разрешить езду с оборота только в том случае, если она в оба конца не будет превышать 6 часов; в) не допускать ночных поездок машинистов более 2 раз подряд.
М. А. Грицевский (Горький) выступил с сообщением «Методика изучения динамики работоспособности аппаратчиков химического производства».
Перед участниками совещания выступили с докладами: И. М. Денисова на тему «Изменение показателей работоспособности на операциях правки сверл завода „Фрезер"», В. В. Беленович (Москва)—«Состояние научных исследований по вопросам производственной гимнастики», Н. 3. Обухова (Москва) —«Физиологическое обоснование активного отдыха на конвейере в швейной промышленности».
Совещание обсудило проект методических указаний по физиологическому разделу темы «Основные направления работы и пути перевода на сокращенный рабочий день и сокращенную рабочую неделю в 1962—1968 гг.», предложенный Институтом труда, и приняло ряд конкретных решений о дальнейшей комплексной работе.
* "й- Ъ
4-я РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Доцент М. Д. Большакова, кандидат медицинских наук М. А. Шарова
Из I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова и Московского научно-исследовательского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР
25—27/1У 1961 г. в Москве состоялась очередная 4-я Республиканская научная конференция по вопросам гигиены детей и подростков, созванная Московским научно-исследовательским институтом гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР. На конференции присутствовало свыше 300 человек — работники научно-исследовательских санитарно-гигиенических институтов, кафедр гигиены медицинских институтов, проектных технических институтов, школьные и школьно-сани-тарные врачи, педагоги, архитекторы, светотехники, представители министерств здравоохранения и просвещения РСФСР, Украинской, Грузинской, Белорусской ССР.
Участники конференции заслушали и обсудили 32 доклада по актуальным вопросам гигиены детей и подростков: гигиена политехнического и производственного обучения, общественно полезного и производительного труда учащихся городских и сельских школ, режим дня детей и подростков вечерних (сменных) школ, общеобразовательных школ с продленным днем, планировка и благоустройство школ и детских учреждений. Во вступительном слове директор Московского научно-исследова-тельского института гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР А. П. Шицкова отметила, что в настоящее время вопросы гигиены детей и подростков приобретают особо важное значение в свете закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».
Доклад М. Д. Большаковой (I Московский ордена Ленина медицинский институт имени И. М. Сеченова) был посвящен актуальным вопросам гигиены детей и подростков. Докладчик определил очередные задачи гигиенистов в связи с широким привлечением учащихся к общественно полезному труду, расширением программы фи-
зического воспитания в школе, огромным строительством общеобразовательных школ, школ-интернатов, школ продленного дня. дошкольных и оздоровительных учреждений, учебных цехов при предприятиях. Решение упомянутых вопросов должно проводиться с учетом обеспечения оптимальных гигиенических условий во время учебных занятий, работы и отдыха школьников и работающих подростков. Одновременно следует расширять круг научных исследований влияния различных видов трудовой деятельности учащихся на функциональное состояние их организма, характер восстановительных процессов, уровень трудоспособности с учетом возрастных особенностей.
Широкое развитие гигиенической науки и современной техники, расширение и углубление научной тематики требуют от гигиенистов комплексного решения ряда гигиенических вопросов в содружестве с архитекторами, педагогами, светотехниками, физиками.
В связи с этим большое внимание вызвал доклад начальника Управления 8-лет-них школ Министерства просвещения РСФСР А. А. Черникова. Докладчик сообщил, что новые учебные планы и программы не устраняют умственной перегрузки учащихся, и нужно направить совместные усилия педагогов и гигиенистов на устранение причин, ее порождающих.
В настоящее время предстоит реорганизация 21 ООО 7-летних школ в 8-летние, в которых должны быть обеспечены все условия для умственного, физического и трудового воспитания школьников, что потребует дальнейшей большой работы по проектированию, оборудованию новых зданий, разработке дифференцированного режима для младших и старших школьников школ-интернатов, школ продленного дня и улучшения медицинского контроля за здоровьем и физическим развитием детей.
Доклад «Разработка проблемы режима дня детей и подростков советскими ги-гиенистами> Института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР был сделан М. В. Антроповой. В нем были освещены результаты научных исследований характера физиологических реакций у детей в процессе учебных занятий, приготовления уроков, при разных режимах труда старших школьников, работающих на предприятиях и в сельском хозяйстве, обогатившие гигиеническую науку новыми данными.
Д. И. Каганович и В. А. Баландина (Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт) выявили ряд неблагоприятных физиологических сдвигов у 17— 18-летних учащихся горнопромышленных училищ Кузбасса и разработали гигиенические мероприятия по упорядочению режима производственного обучения подростков. Предварительные исследования, проведенные А. Г. Сухаревым и Л. С. Винокуровой (Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрис-мана Министерства здравоохранения РСФСР), показали, что для учащихся 9—10-х классов, работающих на швейных предприятиях по профессии швей-мотористок, предпочтительнее режим ежедневной двухчасовой работы по сравнению с шестичасовой 2 раза в неделю.
Е. А. Тимохина (Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисман Министерства здравоохранения РСФСР) в условиях производств с высоким уровнем звукового давления шума выявила, что уровень шума в пределах 96—108 дб вызывает развитие тормозных процессов в коре головного мозга. В результате физиологической оценки нескольких режимов работы, отличающихся по продолжительности, было отмечено, что наиболее оптимальным режимом в условиях повышенного звукового давления шума является двухчасовая работа учащихся. О. В. Кайсина (Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР) показала, что продолжительность трудового обучения не должна превышать 7—10 минут, а по разделу хозяйственно-бытовой труд—не более 20—30 минут в день. Д. X. Нусбаум и Д. Г. Матросов (Институт физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР) на основании массового обследования бюджета времени учащихся 8—10-х классов показали большую перегрузку.
Значительное число докладов было посвящено вопросу производственного и общественно-полезного труда учащихся в условиях сельскохозяйственного производства. Большое внимание привлек доклад заслуженной учительницы РСФСР А. Н. Пальцевой (Министерство просвещения РСФСР), в котором были вскрыты недостатки в организации сельскохозяйственного труда школьников: перегрузка, несоблюдение санитарно-гигиенических условий труда, правил техники безопасности, нарушение режима и т. д.
Исследованиями В. В. Крыжановской, Г. И. Яковенко, Е. М. Вайнруб, М. С. Прнталюк (Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены) установлено, что наиболее благоприятные сдвиги в состоянии здоровья школьников отмечены при работе в поле с 8 до 13 часов и с 16 до 18 часов с обязательной организацией обеденного перерыва и отдыха в середине дня с 13 до 16 часов.
В течение 3 лет А. Д. Храмцова и Л. Б. Шестакова (Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт) изучали различные варианты режима труда (непрерывный и прерывистый) учашихся 8-го класса в период летней сельскохозяйственной практики. Авторами был установлен наиболее благоприятный режим чередования труда через 50 минут с 10-минутным отдыхом и физкультминуткой через каждые 20 минут. В. В. Максимов (Читинский медицинский институт) на основании
исследований энергетических затрат' у учащихся в состоянии покоя, разных видов деятельности и труда установил калорийность рационов в пионерских лагерях от 2844,14 до 3039,79 кал для 10—11-летних детей и от 3271,27 до 3608,79 кал в сутки для 13—15-летних школьников.
Директор института «Гипропрос» архитектор С. Н. Гринев изложил принципиальные положения перспективного проектирования школ, которые на втором этапе строительства могут быть использованы в качестве школ продленного дня, а при достройке к ним спальных корпусов — в качестве школ-интернатов. Новые строительные материалы и конструкции должны обеспечить возможность использования одних и тех же помещений для разных педагогических целей. Положительным следует считать начало экспериментального строительства школ, позволяющего на опытном объекте (до утверждения типового проекта) наблюдать учреждение в процессе эксплуатации и заблаговременно устранять недостатки.
А. Я. Гуткин (Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт) сообщил, что с 1961 г. в Ленинграде начато строительство экспериментальной школы на 940 человек павильонно-блочной системы с теплыми переходами, навесами для занятий на воздухе, плавательным бассейном, балконами и террасами для утренней зарядки.
Гигиенический анализ проектов объединенных дошкольных учреждений был проведен Е. Т. Смирновой (Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР). В результате выявлено много существенных недостатков в типовом проектировании детских дошкольных учреждений, требующих немедленного устранения.
Член-корреспондент Академии строительства и архитектуры (АС и А СССР проф. Н. М. Гусев (Московский архитектурный институт) сообщил о необходимости повышения коэффициента естественной освещенности в учебных помещениях школ до 2% и создания в них благоприятных яркостных контрастов поверхностей окружающего интерьера. Для обеспечения благоприятной световой обстановки в учебных помещениях школ необходимо улучшить конструктивные решения оконных проемов, простенков между окнами, использовать заполнение проемов светопрочными материалами, улучшить окраску поверхностей и т. д. Искусственное освещение в количественном отношении должно приближаться к естественному, и вопрос о нем следует решать в процессе строительства здания, а не по его окончании.
М. А. Шаровой (Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР) и Е. К- Рузиной (Научно-исследовательский институт строительной физики АС и А СССР) было отмечено, что световая обстановка в типовых классах при существующем решении окон не является благоприятной, поскольку при этом создаются условия зрительного дискомфорта. Зеленая окраска мебели (по сравнению с черной) значительно улучшает условия естественного освещения.
Е. К. Рузина (Научно-исследовательский институт строительной физики АС и А СССР) на модели класса под искусственным небосводом изучала конструктивные решения светопроемов при простенках между окнами в 64, 51, 30 см и при наличии ленточного окна. Наилучшие результаты по коэффициенту естественной освещенности были отмечены при простенках в 30 с« и при наличии ленточного окна.
Е. К. Глушкова (Институт гигиены детей и подростков АМН СССР) исследовала минимально допустимый для учащихся «угол рассматривания». Было установлено, что «угол рассматривания» должен быть не менее 30°. При угле от 21 до 30° создаются неблагоприятные условия для восприятия написанного на доске.
Э. М. Демина (Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР) доложила о результатах физиологических исследований по нормированию искусственного освещения в детских садах
В докладе 3. А. Плужниковой (Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР) и Г. П. Головановой (Научно-исследовательский педиатрический институт Министерства здравоохранения РСФСР) были приведены данные о состоянии ионизации воздуха в детском саду и школе-интернате.
В обсуждении заслушанных докладов участвовало более 25 человек. Конференцией принята резолюция, наметившая ближайшие перспективные задачи а области гигиены детей и подростков; подчеркнута необходимость координации научных исследований между заинтересованными научными и практическими учреждениями и комплексной разработки гигиенических проблем.
■и -и Ъ