Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР'

РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1026
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР»

Рамки статьи не позволяют даже бегло упомянуть о многих работах по изучению других разнообразных видов небактериальных отравлений.

Результаты многочисленных работ по пищевым отравлениям, выполненных советскими исследователями, с успехом и широко использовались практическими работниками для организации и проведения профилактических мероприятий против пищевых отравлений. Вся необходимая для санитарных врачей санитарная регламентация, имеющая отношение к профилактике пищевых отравлений, была систематизирована в специальном сборнике (Е. С. Красницкая, 1949).

Заканчивая обзор научных работ, выполненных за 40 лет советской власти по важнейшим разделам гигиены питания, необходимо отметить, что ближайшая перспектива научной деятельности гигиенистов и ее успехи в практике будут определяться выполнением тех задач, которые были поставлены XIII съездом гигиенистов, микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов.

Поступила 17/У 1957 г.

* -Аг -¿г

РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР

JI. Н. Заглухинская

С первых дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют исключительное внимание народному образованию и охране здоровья детей, ставшим первоочередной государственной задачей.

За годы советской власти количество школьников достигло 28,2 млн. (1955/56 учебный год), из них только 3,6 млн. составляли учащиеся начальных школ и в то же время 5,25 млн. юношей и девушек — VIII-—X классов. В дореволюционной же России (1914 г.) из 9,7 млн. учащихся в начальных школах обучалось 8,6 млн., т. е. 88,6%. Обучение детей рабочих и крестьян ограничивалось начальной школой.

За 40 лет изменилась наша Родина, которая, осуществляя социалистическое преобразование экономики, одновременно достигла огромных успехов на культурном фронте. Ни в одной стране нет такой заботы о детях, как в СССР. Много прекрасных зданий яслей, садов, школ, ремесленных училищ, школ ФЗО, техникумов выстроено, воздвигается и будет строиться в нашей стране. Забота партии и правительства о детях и молодежи ярко выражена в Директивах XIX и XX съездов КПСС, в которых предусмотрено завершение всеобщего среднего образования в крупных городах и подготовка условий к переходу на всеобщее среднее образование в остальных городах и сельской местности и поставлен вопрос о подготовке к всеобщему политехническому обучению.

Директивы XX съезда открывают широкую перспективу — предусматривается развитие политехнического обучения в общеобразовательных школах, повышение уровня учебно-воспитательной работы в школах, особое внимание уделяется развитию спорта и физкультуры среди детей и молодежи. Решение съезда предусматривает увеличить объем строительства городских и сельских школ примерно в 2 раза по сравнению с пятой пятилеткой. Вводится совершенно новый тип школы — школа-интернат, предусматривается расширение сети школьных столовых и буфетов. 40-ю годовщину советской власти страна встречает, осуществляя новый важнейший этап в развитии советской школы.

Грандиозное развитие народного образования потребовало в первую очередь резкого увеличения в городах и в сельской местности фонда

школьных помещений, ибо количество школ, «полученных в наследство» от царской России, составляло 123 700, в том числе 119 400 начальных.

За годы советской власти выстроено 55 634 новых школьных здания, в том числе 42 004—в сельской местности. В связи с переходом на всеобщее среднее образование особенно усилилось строительство школ в сельской местности в послевоенные годы. Так, помимо приведенных выше данных, только по инициативе и на средства колхозов за две последние пятилетки на селе построено 19 964 школы на 1 961 000 мест

Организация школьного дела, отвечающего интересам Советского государства, за 40 лет советской власти неоднократно менялась, и в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями изменялся и тип школьного здания.

Строительство школ по индивидуальным проектам было начато в 1923—1924 гг. в основном в крупных городах.

Строительство новой советской школы явилось отражением поисков новых методов обучения в Советской стране, которые требовали обширного состава помещений, специального оборудования и своеобразной расстановки мебели. Кроме обучения школьников, здание предназначалось и для внешкольной клубной работы с молодежью, не охваченной обучением, и со взрослым населением.

На этом этапе строительства получили распространение школы-гиганты с количеством мест 1500—1800 и даже 4000, имеющие большую протяженность и самую разнообразную конфигурацию. Площади помещений отвечали оптимальным санитарным нормам (класс 70—80 м2, физкультурный зал 200 м2, мастерские 100—160 м2 и т. д.).

К существенным санитарным недочетам школ-гигантов относится чрезвычайное скопление в здании детей различных возрастов, недопустимое с эпидемиологической точки зрения; увеличение радиуса обслуживания учащихся и, кроме того, наличие бесконечных потоков детей и взрослых, приводившее к нарушению гигиенических условий учебно-воспитательного Процесса.

Массового распространения школы-гиганты не получили. В то же время осуществление всеобщего начального обучения при недостаточном фонде школьных помещений привело к перегрузке школ и к многосменное™ (3 смены). Перед страной встал вопрос о необходимости массового, но в то же время экономичного школьного строительства.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 1935 г. «О строительстве школ в городах и о приеме в высшие педагогические учебные заведения» отмечалось отставание школьного строительства от прироста учащихся, серьезные ошибки в проектировании и были намечены конкретные мероприятия по ликвидации многосменности. Постановление обязывало разработать типовые проекты школьных зданий (на 880, 400 и 280 мест) и впредь вести по ним строительство.

Постановлением было определено соотношение учебной (60—65%) и подсобной (40—35%) площади и были впервые установлены нормы проектирования школ для строительства их в городах, небольших рабочих поселках и районных центрах 2.

В процессе подготовки этого постановления школьные гигиенисты Москвы разработали основные гигиенические принципы проектирования и строительства школьных зданий, считая их минимальными и обязательными. Они сводились в основном к следующему: соблюдение минимально необходимых размеров помещений (1,25—1,5 м2 на ученика в классе) и земельных участков (25 м2—40 м2 на ученика при строи-

1 Приведенные цифры взяты из статистического сборника «Народное хозяйство СССР». М., Госстатиздат, 1956.

2 Эти нормы проектирования школ действовали до введения строительных норм и правил (СН и П 1955).

5*

67

тельстве в городе), обеспечение односторонней застройки коридора (ширина коридора 3 м), устройство удобной связи здания школы с участком, обеспечение условий аэрации и вентиляции и т. д.

Эти рекомендации гигиенистов в отношении размеров плошадей в основном были учтены при составлении первых в Советской стране норм на проектирование школ. Правильность их подтверждена жизнью и они сохранили определенное значение для настоящего и дальнейшего проектирования школ.

Но в разработанных типовых проектах имелись и ошибки, допускавшиеся во имя художественно-архитектурного оформления школы, ухудшавшие санитарные условия, — балконы с колоннами, широкие карнизы, декоративные вестибюли с множеством колонн, что вскоре по требованию санитарной организации было устранено. При эксплуатации школ-новостроек выявился ряд недостатков, а именно: установленная для рекреации ширина коридоров (2,5 м) была явно недостаточна; отсутствие кабинета врача, подсобной комнаты при буфете, биологической лаборатории, живого уголка, гимнастического зала вынуждало изыскивать для них помещение. Например, широко практиковалось объединение 2 классных помещений для физкультурного зала, санитарный узел отводился под живой уголок и др.

Архитекторы, учитывая санитарные и педагогические требования, соответственно усовершенствовали типовые проекты.

Среди архитекторов, специализировавшихся на проектировании школьных зданий и до настоящего времени участвующих в этой работе, необходимо особо упомянуть Л. Е. Асса, А. С. Гинцберга, К. И. Джуса, В. Я. Смышляева, Н. М. Вавировского и др.

Общим санитарным недостатком, сохранившимся в улучшенных типовых проектах, было отсутствие специального физкультурного зала, который в некоторых проектах заменялся актовым залом на 4-м этаже или расширенными до 5—6 м рекреационными коридорами.

Что касается вопросов санитарно-технического оборудования, то им уделялось мало внимания как архитекторами, так и гигиенистами. Научные гигиенические исследования в этой области были крайне недостаточны, утвержденных норм, стандарта санитарно-технического оборудования в те годы почти не было.

Крайне недостаточно при строительстве школ в этот период выполнялось основное гигиеническое требование — связь школьного здания с пришкольным участком, обеспечивающим педагогическую и оздоровительную работу с учащимися на свежем воздухе.

Для строительства школ в сельских местностях правительством были установлены размеры участка 0,5—2 га в зависимости от типа школы, что отвечало оптимальным гигиеническим требованиям. Указанные размеры участков трудно было реализовать при строительстве городских школ, особенно в крупных городах. В крупных городах (Москва, Ленинград, Горький, Иваново, Грозный) размеры участков резко колебались от 0,3 до 4 га, имелись и карликовые участки (0,15—0,25 га). Часто выбор участков носил случайный характер, поэтому аэрация и инсоляция школьного здания не всегда обеспечивались.

Возобновившееся после Великой Отечественной войны школьное строительство базировалось уже на данных учета предшествовавшего опыта и на основе новых возросших требований, предъявляемых к физическому воспитанию учащихся, к преподаванию биологических наук и развитию общественно-политической жизни школьного коллектива. В связи с осуществлением всеобщего 7-летнего обучения и постепенным переходом в городах на всеобщее среднее образование возникла необходимость ликвидации многосменности занятий в школах, возросшей после Великой Отечественной войны, и улучшения санитарно-гигиенических и педагогических условий школьного здания.

Типовые проекты 1947—1950 гг. уже применялись не только в РСФСР, но и по всей стране. По сравнению с проектами 1935—1936 гг. они имели свои преимущества. Более вдумчиво и рационально была решена внутренняя планировка помещений. Но и эти проекты еще не отвечали полностью гигиеническим требованиям. В них отсутствовал гимнастический зал, был один центрально расположенный вход, ухудшающий рекреацию для классов первого этажа, была неудачной планировка туалетных помещений и др.

После Великой Отечественной войны особо остро встал вопрос о создании условий для физического воспитания в школах, что требовало в первую очередь обеспечения школ гимнастическими залами, на строительство которых правительство отпустило дополнительные средства. В результате были разработаны новые типовые проекты школ (на 280, 400, 880 мест), в которых предусмотрен гимнастический зал, с подсобными помещениями, а в школах на 880 мест и актовый зал. Увеличены площади лабораторного блока. Для обеспечения ранее выстроенных школ гимнастическим залом были разработаны типовые проекты его в виде пристройки и отдельного здания.

Одновременно были установлены размеры (0,5—1,5 га) .земельных участков городских школ и созданы типовые проекты генеральных планов участков, в которых был предусмотрен полный набор спортивных, игровых площадок, а также площади для агробиологических занятий школьников.

В связи с неправильно понятым отдельными архитекторами требованием удешевления строительства в некоторые действующие типовые проекты, несмотря на возражения санитарного надзора, были внесены изменения за счет снижения санитарных качеств строительства. Например, количество мест в школах было увеличено за счет ликвидации буфета, кабинета врача и др. В некоторых проектах буфеты были предусмотрены в подвале. С увеличением количества учащихся в школах нарушались гигиенические нормативы некоторых вспомогательных помещений.

В основном же архитекторы снижали стоимость за счет удешевления конструкций и внедрения индустриальных методов строительства. В то же время были выдвинуты предложения о новом типе школьного здания на 1080, 1360 учащихся для крупных городов и о повышении (до 5) этажности здания. Однако эти предложения встретили резкие возражения со стороны санитарного надзора и школьных гигиенистов.

Можно отметить удачные примеры нового подхода к планировочному решению школьного здания. Примером могут служить две школы на 880 мест (архитектор Г. В. Севан) (Ленинские горы, Москва, 1952). В школе предусмотрены дифференцированные по возрастам приклассные (3 класса) рекреации — залы, изолированные от других помещений, для младших классов гардероб выделен при рекреации, что способствует улучшению санитарно-гигиенического режима, отдыха учащихся и дает возможность использования рекреационных залов детскими организациями и под внешкольные занятия. Кроме того, учебные помещения объединены в блоки, между которыми (в центре) расположены лаборатории, актовый зал и другие помещения общего пользования, что обеспечивает правильный график движения и доступность этих помещений для отдельных классов. Гимнастический зал пристроен и связан теплым переходом с главным зданием.

Нельзя пройти мимо ошибок, допущенных в этот период в типовых проектах школ Москвы. Например, проектом школы на 880 мест (архитектор J1. А. Степанова), применявшимся в строительстве в 1945— 1950 гг., была допущена двусторонняя застройка коридора, освещенного только с торцов; количество классов по этажам доведено до 9, что создавало скопление в темном коридоре 360 учащихся; площадь вестибюля, гардероба, рекреации, санитарных узлов занижена; заглубленный физ-

культурный зал недостаточно освещен и не отвечает принятым размерам по высоте и ширине. Проект встретил резкое осуждение. В 1953 г. наряду с нормами на проектирование школ были утверждены нормы по вентиляции, температурному режиму, искусственному освещению в школах. Учитывая состояние зрения и осанки школьников, особое внимание было обращено на повышение освещенности в учебных помещениях, разработаны требования к люминесцентному освещению. Был разработан ГОСТ на школьную парту. Все это значительно вооружило школьно-саиитар-ную организацию, осуществляющую контроль за строительством школ, а также архитекторов. Активное участие в разработке санитарных нормативов приняли научно-исследовательские институты и кафедры школьной гигиены (Москва, Ленинград, Киев).

Вновь выстроенные школы уже не принимались без полного благоустройства и планировки участка.

Начинтя с 1953 г. стал проводиться всесоюзный конкурс на типовые проекты общеобразовательных средних школ, разрабатывались первые типовые проекты школ-интернатов одновременно учитывались указания партии и правительства о дальнейшем снижении стоимости строительства.

Возникла необходимость разработки типовых проектов общеобразовательных средних школ, обеспечивающих условия политехнического обучения. Программы на проектирование указанных школ включали расширенный состав помещений, в частности в них выделены школьная столовая, мастерские, специальные кабинеты. Школьные здания рассчитаны на 920 и 520 ученических мест. Высота зданий — не выше 4 этажей.

Впервые в истории типового проектирования школ в нашей стране была по гигиеническим соображениям внесена дифференциация проектов по климатическим поясам. Как положительное можно отметить улучшение санитарного качества проектов, представленных на конкурс, в отношении ориентации, естественного освещения, планировки мастерских, этажности и т. д. В проектах предусматриваются питьевые фонтанчики, в первых четырех классах умывальники, ванны для ног при физкультурном зале. В проектах для теплого пояса предусмотрены приклассные гардеробы, свободные выходы на рекреационные дворы, крытые рекреации, защитные устройства от солнца и пр.

Программа конкурса и проекты, представленные на конкурс, были внимательно проанализированы научными и практическими работниками в области школьной гигиены, которые внесли ряд существенных замечаний и предложений.

В 1956 г. при совместной работе архитекторов, педагогов и школьных гигиенистов составлена программа на проектирование совершенно нового типа школы — школы-интерната. Школы-интернаты рассчитаны на 210, 300, 450 и 600 мест. В основу строительства положена павильонная система. Для учебного корпуса используются принятые на конкурсе типовые проекты школьных зданий. При разработке типовых проектов школ-интернатов возникает много вопросов гигиенического и педагогического порядка: например, нагрузка на спальни, размещение мест для отдыха детей, создание условий для медицинского обслуживания, для эстетического воспитания, санитгрно-техническое оснащение. Все это потребует в дальнейшем всестороннего изучения постановки и режима учебно-воспитательной работы в школах-интернатах.

Массовое строительство школ, проведенное за 40 лет советской власти, значительно улучшило санитарные условия учебного процесса.

Развитие школьного строительства в СССР шло параллельно с развитием школьно-гигиенической науки и школьно-санитарного надзора. В ряде научных гигиенических институтов и кафедр (Москва, Ленинград, Киев, Вильнюс, Тбилиси и др.) разрабатывались вопросы планировки школьных зданий, санитарно-технического оборудования, благоустройства участков, проводилась гигиеническая оценка школьного строительства.

Выступления школьных гигиенистов на съездах врачей и архитекторов, совещаниях и в печати не могли не сыграть положительной роли в улучшении санитарного состояния школ. Следует отметить большую заслугу в этом деле научных работников в области гигиены детей и подростков — Д. Д. Бекарюкова, А. В. Молькова, М. И. Корсунской, А. Я. Гуткина, П. М. Ивановского и др.

Большую роль в школьном строительстве сыграл предупредительный санитарный надзор, осуществляемый государственной школьно-санитарной инспекцией и школьно-санитарными врачами, которые неуклонно стремились к повышению санитарного благоустройства школьных зданий. Из представителей школьно-санитарного надзора следует отметить Г. Н. Сердюковскую (Министерство здравоохранения СССР), М. И. Пи-липенко (Министерство здравоохранения УССР), Л. Ф. Краузе (Ленинград), И. Д. Кесслер (Московская область) и др.

В дальнейшем предстоит еще большая работа по повышению санитарного благоустройства школы: внедрение новейшего санитарно-техни-ческого оборудования, обеспечивающего успешное освоение навыков личной гигиены и санитарной культуры учащимися; разработка и устройство наиболее эффективных установок по аэрированию и кондиционированию воздуха; безотлагательного разрешения в строительстве школ требует вопрос борьбы с пылью; особо серьезное внимание должно быть обращено на обеспечение средней школы земельным участком, предусматривающим в полной мере спортивные занятия, политехническое обучение, а также оздоровительную работу среди школьников.

Успешное выполнение указанных мероприятий немыслимо без комплексной разработки вопросов врачами, архитекторами и педагогами.

Поступила 29/У 1957 г.

■¿г -¿г -й-

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В БОРЬБЕ ЗА САНИТАРНУЮ КУЛЬТУРУ

Проф. Л. С. Боголепова

Проблема санитарного просвещения широких масс населения всегда привлекала внимание передовых деятелей отечественной медицины. Русские ученые-медики XVIII и начала XIX в. — С. Г. Зыбелин, Н. М. Ам-бодик — в своих докладах, речах и лекциях уделяли значительное внимание популяризации вопросов охраны здоровья детей.

Крупный представитель гигиенической науки А. П. Доброславин основал научно-популярный журнал «Здоровье» и способствовал популяризации гигиенических знаний через международную и всероссийскую выставки того времени, а также через Русское общество охранения народного здравия в Петербурге. Профессора-терапевты XIX в. — Е. О. Мухин, И. Е. Дядьковский, М. Я. Мудров, а позднее С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, А. А. Остроумов и др. — содействовали распространению гигиенических знаний.

Ф. Ф. Эрисманом было выпущено «Общедоступное руководство к предупреждению болезней и сохранению здоровья» (1902).

Следует вспомнить и имена передовых земских врачей И. И. Мол-лесона, А. П. Воскресенского, К. М. Языкова и др., которые в глухие времена царской реакции по мере своих сил и возможностей насаждали семена санитарной культуры среди народа.

Много сделала Комиссия по распространению гигиенических знаний в народе при Обществе русских врачей имени Пирогова, организованная в 1894 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.