Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА, ЗДАНИЙ ШКОЛ В ШВЕЦИИ '

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА, ЗДАНИЙ ШКОЛ В ШВЕЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА, ЗДАНИЙ ШКОЛ В ШВЕЦИИ »

ЗА РУБЕЖОМ

^ =

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА

ЗДАНИЙ ШКОЛ В ШВЕЦИИ

К. И. Лучина

Главный инспектор по школьной гигиене Министерства здравоохранения СССР

Во время 2-недельного пребывания в Швеции в конце 1962 г. мы ознакомились с гигиеническими вопросами обучения в школах этой страны.

Следует отметить прежде всего, что специальной службы, которая занималась бы школьной гигиеной, нет ни в королевском медицинском управлении, ни в министерстве образования Швеции.

Профилактическим обслуживанием школьников и осуществлением санитарного контроля за условиями и режимом обучения в школах ведают национальное министерство образования, школьные дирекции муниципалитетов крупных городов и губернские врачи, состоящие на государственной службе. В их обязанности входят организация профилактического обслуживания школьников и наблюдение за ними, гигиеническая оценка проектов строительства школ, гигиеническая оценка школьных программ, контроль за соблюдением комфортных условий в школах и за использованием труда школьников в производстве. Предложения санитарного порядка носят рекомендательный характер.

Представители здравоохранения работают сейчас над проблемой снижения нагрузки школьников (годовой и недельной). С этой целью проводятся эксперимент по 5-дневной учебной неделе, а также мероприятия по ликвидации параллелизма в прохождении учебного материала в общих школах и гимназиях. Имеется стремление устранить тенденцию уменьшения числа часов, отводимых на занятия физкультурой в неделю.

С 1951 г. в Швеции введено обязательное 9-летнее обучение для детей в возрасте с 7 до 15—16 лет. Сейчас уже 40% всех детей учатся в таких школах. Школьная реформа должна быть закончена в 1972 г.

После окончания 9-летних школ подросткам предоставляется возможность продолжать обучение в 3-летних гимназиях с уклонами (гуманитарным, коммерческим, техническим, хозяйственным), в 2-летних профессиональных училищах и в средних технических училищах.

В связи с тем что школьная реформа далеко не завершена, в Швеции еще имеются начальные школы с 6—8-летним обучением, реальные школы для детей, оканчивающих 6-летние школы, и др.

Вместимость школьных зданий различная: от 90 до 300 учащихся в начальных школах и до 1000 учащихся в тех зданиях, где объединены начальная и средняя школы. В классах занимается по 30—35 человек. Учебный год продолжается 37 недель, занятия ведутся 6 дней в неделю.

Число учебных часов в неделю для начальных классов не превышает 20 и для старших — 35. Уроки в первом классе продолжаются 40—45 минут, в остальных — 45 минут. Перемены длятся по 10—15 минут и используются для пребывания школьников на свежем воздухе. После 2—3 уроков дается 40 минут для горячего завтрака (второе блюдо, молоко и бутерброды) и прогулок на свежем воздухе. Завтраки в школах бесплатные, меню составляется на несколько недель, чаще на месяц. Меню вывешивается в школах, о нем оповещаются родители.

Во всех школах введены уроки труда: в 3—4-х классах — по 2 часа, в остальных — по 4 часа в неделю. В 4-м классе для девочек программа предусматривает 20 часов в учебном году для работы в мастерской по обработке дерева. С первого класса все школьники овладевают некоторыми навыками домоводства (пришивание пуговиц, штопка и т. д.). Домоводство в полном объеме — шитье, кулинария, стирка белья, уход за квартирой, ребенком и т. д. — начинается с 7-го класса, на это отводится по 4 часа в неделю.

Производственного обучения старшеклассников в Швеции нет.

Учащиеся гимназии, в том числе технического профиля, а также реальных школ овладевают той или иной профессией в стенах учебного заведения, в специальных лабораториях, мастерских и т. д. Производственной практики на предприятиях или в учреждениях по изучаемой профессии нет.

Согласно закону о труде несовершеннолетних, в Швеции запрещено детям до 14 лет участвовать в работах, дающих заработную плату. Подростки с 14 лет после окончания школы и во время каникул имеют право работать на производстве, однако закон предусматривает здесь ряд ограничений.

Каждый подросток в возрасте 14 лет получает специальную «рабочую карточку», без которой он не может быть принят на работу. В эту карточку заносятся показатели его состояния здоровья и данные медицинских осмотров, а также содержатся рекомендации по профессии. Рабочую карточку обязательно подписывают медицинская сестра и врач. На обложке «рабочей карточки» приводятся выписки из закона об охране труда несовершеннолетних.

Подросткам раздаются также различного рода памятки, в которых указывается, какие работы рекомендуются в возрасте 13—16 лет и при каких условиях, а также даются рекомендации по режиму труда.

Физическое воспитание учащиеся получают на уроках физкультуры в спортзалах и на спортплощадках школ, на уроках плавания в бассейнах. Всего на физкультуру отводится 3 часа в неделю.

Школьники пользуются каникулами: летом — 10 недель (с середины июня до начала сентября), зимой — 3 недели, весной — 1 неделя. Существуют спортивные каникулы продолжительностью в одну неделю. Они проводятся в феврале, когда школы нередко выезжают на зимние спортивные базы. Эти каникулы служат целям физического воспитания школьников.

Школьное строительство в Швеции характеризуется большим разнообразием композиционных и конструктивных решений и осуществляется по индивидуальным проектам, по заказу муниципалитетов. Новые школы, с которыми мы ознакомились, — в районе г. Груме (на 300 уча-шихся), в районе г. Орестад (на 90 учащихся) и в г. Вастероз (на 800 учащихся) — построены на участках вдали от промышленных предприятий, железнодорожных и крупных шоссейный магистралей, на возвышенных местах, хорошо инсолируемых и достаточно озелененных.

Школьные участки невелики по размерам (10—15 м2 на одного ученика в селе и 5 ж2 в крупных городах с большой плотностью за-

стройки). Их состав сводится в основном к спортивному ядру и нескольким площадкам для отдыха.

Новые школьные здания блочного, павильонного или блочно-па-вильонного типов, преимущественно одно-, двухэтажные. Такая композиция позволяет обеспечить принцип повозрастного разделения детей, выделить учащихся 1—3-го и 4-го классов в отдельные блоки, изолировать общешкольные и шумные помещения (мастерские, физкультурные залы) и блок питания. Отдельные павильоны связаны между собой либо теплыми переходами, либо навесами (школа в Грумсе). Спортивные залы чаще всего расположены в самостоятельных зданиях и используются населением, сдаются в аренду (спортивный корпус школы г. Вастероз, школа района г. Орестад и др.). Павильонно-блочный тип школьных зданий обеспечивает одностороннюю застройку и наилучшую ориентацию учебных помещений. В Швеции принята ориентация школьных зданий на юго-восток и восток.

Строительными нормами 1955 г. регламентированы в некоторой степени состав и площади школьных зданий. Так, в начальных школах принята площадь класса 52 м2, в средних — от 55 до 58 м2, высота — 3,2 м; норма площади на одного учащегося от 1,57 до 2,34 м2 и норма объема воздуха в классе на одного ученика от 5 до 7,5 мг. Однако большинство составных частей зданий школы и их площади не нормируется.

Ознакомление с новыми школами позволяет ориентировочно указать на состав и площади некоторых основных помещений. В частности, в школах обязательно создаются столярная и слесарные мастерские и классы домоводства. Площадь мастерских составляет примерно 60—70 м2. Класс домоводства, как правило, представлен в виде нескольких помещений различного назначения: комната для шитья, комната для кулинарии (кухня), прачечная, учебная жилая комната и ряд подсобных помещений.

В каждой школе предусмотрены кухня и столовая общая или столовая-комната для игр на один класс. Так, в школе в Грумсе имеется специальный пищевой блок. Он состоит из вестибюля с гардеробом (114 м2)у где размещаются умывальники, из обеденного зала размером 200 м2 и кухни площадью 132 м2. В начальной школе района г. Орестад при каждом классе имеется помещение размером 25—30 м2, используемое как столовая и для игр детей. Это помещение оборудовано столами, мойкой для посуды и умывальником с питьевым фонтанчиком.

Типы классных комнат в осмотренных нами школах разнообразны: прямоугольные, поперечные, близкие к квадрату (класс, объединенный с рекреацией в одно помещение), класс-блок, чаще с двусторонним естественным освещением.

Двустороннее освещение решается по-разному: либо при помощи устройства окон справа и слева, если классы строятся в виде отдельных павильонов (Груме, Вастероз), либо при помощи узкой горизонтальной ленты окон, расположенных над кровлей рекреационного коридора, имеющего меньшую высоту по сравнению с классами (Груме), либо при помощи ленточного остекления стены справа из смежного с классом помещения (Орестад).

Освещение классов слева осуществляется рядом объединенных в группу окон, занимающих, как правило, всю стену; окна со спаренными переплетами снабжены удобными, низко расположенными фрамужными затворами, позволяющими во время перемен полностью открывать окна.

Для уменьшения яркости в помещении внутри имеются жалюзи с поворачивающимися пластинками, которые свободно регулируются с внутренней стороны окна. Коэффициент естественного освещения равен 2%.

(3 Гигиена и санитария, № 8

81

Искусственное освещение осуществляется, как правило, лампами накаливания, снабженными светорассеивающей арматурой из молочного стекла или кольцевыми светильниками.

Представляет интерес устройство рекреаций и гардеробов. Площадь рекреационных помещений на одного учащегося, а также их длина и высота не нормируются. Наиболее распространены рекреации коридорного типа с односторонней застройкой шириной 2,5 м и с меньшей, чем у учебных классов, высотой; рекреации зального типа на один класс (Груме) и рекреации, совмещенные со столовой (Орестад). А бывает и так, что рекреации вообще отсутствуют и совмещаются с классом, увеличенным по площади (Груме).

Устройство вестибюлей-гардеробов также решается по-разному. Большей частью для младших школьников устраивается вестибюль-гардероб в виде одного помещения на 2 класса с открытым хранением одежды и обуви (Орестад, Груме).

Открытое хранение одежды в рекреации около каждого класса для старших школьников мы видели в школе Грумса, в той же школе одежда открыто хранится в проходном помещении перед рекреацией зального типа на один класс.

Кроме закрытых рекреаций, оборудуются рекреационные площадки с навесом на школьном дворе (школа в Грумсе).

Физическому воспитанию детей в Швеции уделяют большое внимание. Поэтому во всех школах, которые нам удалось осмотреть (Ва-стероз, Орестад, Груме, Уппсала), имеются хорошо оборудованные спортивные залы. В крупных школах имеется по два гимнастических зала для обеспечения занятий детей разных возрастов, раздельно для девочек и мальчиков, площадью от 100 до 400 м2. Кроме гимнастических залов, есть раздевалки, душевые, снарядные, комнаты инструкторов.

В ряде осмотренных нами школ (Уппсала, Груме) в комплексе со спортивным залом, но достаточно изолированно от него размещен медицинский блок — ожидальная и врачебный кабинет, а иногда и небольшая лабораторная комната.

Для нового школьного строительства в Швеции характерно высокое качество отделочных работ. Стены в классных и других помещениях, как и мебель, окрашены в светлые тона. Даже классные доски зеленого цвета. Для достижения лучшей акустики и уменьшения шума потолки облицованы специальными перфорированными плитками. Покрытие полов, как правило, плиточное, из разного рода пластиков.

Классные комнаты имеют встроенное оборудование (шкафы). В классах используются одноместные столы и стулья (деревянные или на металлическом каркасе). Столы поставлены в 3—4 ряда, расстояние первого ряда столов от доски около 2 м.

Осмотренные нами три новые школы в Швеции представляли для нас интерес с точки зрения того, как в современном школьном строительстве решаются вопросы функционального разделения зданий, соблюдения принципа повозрастного размещения детских контингентов, обеспечения максимума света, воздуха и связи с природой, а также вопросы создания оптимальных условий для физического воспитания и политехнического обучения школьников, организации и условий обеспечения их горячими завтраками.

Поступила 21/1II 1963 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.