ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА
САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ
___Г— =£3. --
НОРМАТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТРУДОВЫХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ I, II, III и IV КЛИМАТИЧЕСКИХ
РАЙОНОВ
Г. Н. Сердюковская Из Министерства здравоохранения СССР
Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР» выдвинул новые требования к устройству и содержанию общеобразовательных школ и школ-интернатов. В связи с этим Госстроем СССР утверждено новое задание на проектирование общеобразовательных трудовых политехнических школ и школ-интернатов для I, II, III и IV климатических районов.
Этим заданием предусматривается разработка следующих типовых проектов зданий школ и школ-интернатов.
1. Восьмилетние общеобразовательные трудовые политехнические школы: а) на 320 учащихся — 8 классов; б) на 480 учащихся — 12 классов; в) на 640 учащихся — 16 классов; г) на 960 учащихся — 24 класса.
2. Средние общеобразовательные трудовые политехнические школы: а) 3-летние вечерние (сменные, сезонные) средние общеобразовательные школы в составе 1Х ~Х1 классов: на 480 учащихся — 24 класса, на 720 учащихся — 36 классов; б) 3-летняя средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением в составе IX—XI классов на 432 учащихся — 12 классов; в) 11-летние средние трудовые политехнические школы с производственным обучением в составе I—XI классов на 536 учащихся — 14 классов, на 964 учащихся — 25 классов.
3. Восьмилетние общеобразовательные трудовые политехнические школы-интернаты на 240 учащихся — 8 классов, на 480 учащихся — 16 классов.
4. Одиннадцатилетняя общеобразовательная трудовая политехническая школа-интернат с производственным обучением в составе I—XI классов на 330 учащихся — 11 классов.
5. Спальные корпуса школ-интерпатов на 240 и 330 мест.
6. Столовые для школ-интернатов на 240, 330 и 480 учащихся.
7. Хозяйственные корпуса для школ-интернатов на 240, 330 н 480 учащихся.
Количество учащихся в классе принимается: с I по VIII класс —• 40 человек, с IX по XI класс — 36 человек, в школах-интернатах —• 30 человек.
Указанные типовые проекты зданий общеобразовательных школ должны быть разработаны с учетом возможности использования их под школы продленного дня и учебные корпуса школ-интернатов.
Общеобразовательные школы-интернаты в I, II и III климатических районах можно строить в виде одного здания или в виде ряда отдельных корпусов, соединенных между собой переходами, а в IV климатическом районе — в виде отдельных зданий или павильонов.
Здания общеобразовательных школ и учебных корпусов школ-ин-тернатов следует проектировать, как правило, не выше 3 этажей, а. спальные корпуса школ-интернатов — не выше 4 этажей. Для затесненных участков городской застройки можно проектировать здания школ высотой 4 этажа.
Высоту этажей (от чистого пола до чистого пола вышележащего' этажа) всех помещений общеобразовательных школ, учебных и спальных корпусов школ-интернатов и столовых следует принимать в 3,3 м,. высоту гимнастического зала размером 9X18 м — не менее 5,5 м, а гимнастического зала размером 12X24 м — не менее 6 м до низа выступающих конструкций; высоту актовых залов площадью менее 100 м2 принимают 3,3 м, а площадью более 100 м2 — 4,2 м.
Окна классных помещений в I, II и III климатических районах должны быть ориентированы на юг, восток, юго-восток и юго-запад. Допускается ориентация окон классных помещений на запад в размере не более 25% от общего числа классных помещений. Ориентация окон классных помещений в IV климатическом районе допускается на все стороны горизонта, кроме западной и юго-западной.
Лаборатории физики и химии и учебные мастерские могут быть ориентированы на все стороны горизонта, а лаборатории биологии — только на южную половину горизонта. Кабинет черчения желательно ориентировать на север. Окна спальных комнат не допускается ориентировать на северную часть горизонта в I и II климатических районах и на западную часть горизонта — в III и IV климатических районах (СНиП глава II-B. 10). /
Учебные помещения школ и школ-интернатов предусмотрены следующие:
1) В 8-летних общеобразовательных трудовых политехнических, школах классы площадью по 50 м2, лаборатории — по 66 м2, 3 лаборантские — по 16 м2, кабинет домоводства — 50 м2, комната ручного' труда — 50 м2, мастерские по обработке металла и дерева — по 66 м2 каждая (в школе на 320 учащихся мастерская совмещенная площадью 82 м2).
2) В вечерних (сменных, сезонных) средних общеобразовательных школах в составе IX—XI классов кабинеть1 литературы и иностранного языка, истории, математики, черчения по 50 м2, кабинет основ промышленного производства — 66 м2, лаборатории физики, химии и биологии — по 5ö м2, 3 лаборантские — по 16 м2, аудитория физики (в школе на 720 учащихся) — по 50 м2 и общая аудитория — по 100 м2 (в школе на 480 учащихся) и 200 м2 (в школе на 720 учащихся).
3) В 3-летней средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением на 12 классов (432 учащихся) в составе IX—XI классов кабинеты литературы, иностранных языков, истории, математики по 50 м2, кабинеты черчения, географии, машиноведения — по 66 м2, общая аудитория — 50 м2, лаборатории физики, электротехники, химии и биологии (последние вместе) — по 66 м2.
4) В 11-летней средней трудовой политехнической школе с производственным обучением классы по 50 м2, кабинеты литературы вместе с иностранным языком, домоводства, ручного труда — по 50 м2, кабинеты истории с географией, математики с черчением, машиноведения — по 66 м2, общая аудитория — 50 м2, лаборатория физики и элек тротехники — по 66 м2, химии и биологии (в школе на 536 учащихся) — 66 м2, биологии (в школе на 964 учащихся) — 66 м2, мастерская по об
работке дерева и металла (в школе на 536 учащихся) — 82 м2, мастер ские по обработке дерева и металла — по 66 м- каждая.
5) В 8-летней общеобразовательной трудовой политехнической школе-интернате — классы по 50 м2, лаборатории (физики и естествознания каждая по 50 м2 в школе-интернате на 480 учащихся и общая в 50 м2 в школе-интернате на 240 учащихся), комнаты ручного труда— 50 м2, кабинеты домоводства — по 50 м2, мастерские по обработке металла и дерева — по 66 м2 каждая.
6) В средней 11-летней общеобразовательной трудовой политехнической школе-интернате с производственным обучением на 11 классов (330 учащихся) классы по 50 м2, кабинеты литературы с иностранным языком, истории с географией, математики с черчением, основ производства, домоводства — по 50 м2, лаборатории физики с электротехникой и химии с биологией — по 50 м2, комната ручного труда — 50 м2, мастерские по обработке дерева и металла — по 66 м2 каждая.
Школьные здания и учебные корпуса школ-интернатов должны быть органически связаны с участками и составлять вместе с ними единые комплексы, предназначаемые для учебных занятий, организации внеклассной и кружковой работы, досуга и отдыха учащихся.
В типовых проектах необходимо предусматривать деление школьных и жилых помещений на комплексы и группы, учитывающие возрастные особенности детей и организацию учебно-воспитательного процесса. Классы и спальные комнаты для детей младшего возраста желательно располагать на нижних этажах.
Рекреации можно проектировать зального и коридорного типа. Глубина зальных рекреаций с торцовым освещением не должна быть больше 2 пролетов или 3 высот ее. Рекреации коридорного типа должны быть шириной 2,8 м в свету, а коридоры — не менее 1,4 м. Площадь, рекреационных помещений принимается из расчета 0,6 м2 на одного ученика в школах и 0.7 м2 — в школах-интернатах.
Помещения общеобразовательных школ и школ-интернатов должны иметь непосредственное естественное освещение. Вторым светом допускается освешать комнаты учебных пособий, умывальные в учебных корпусах, подсобные помещения буфетов, гардеробы и уборные персонала.
В классах и учебных кабинетах коэффициент естественной освещенности (КЕО) следует принимать не менее 1,5%, при этом основное освещение должно быть слева от учащихся. Количество учебных помещений со входами со стороны задних рядов парт или столов не должна превышать 25% общего количества учебных помещений.
Гимнастические залы рекомендуется размещать на первых этажах, они должны меть двустороннее освещение, отдельные для мальчиков и девочек раздевальни, непосредственно связанные с залом, с душевыми по два рожка и уборной на одно очко с умывальником. С гимнастическим залом должна соединяться снарядная высотой не менее 2,2 м.
Площадь гимнастического зала должна быть: а) в зданиях 8-лет-них общеобразовательных трудовых политехнических школах — 162 м2 (на 320, 480 и 640 учащихся) и 288 м2 (на 960 учащихся); б) в 3-летней средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением на 12 классов (432 учащихся) — 162 м2; в) в 11-летних средних трудовых политехнических школах — 162 м2 на 536 учащихся и 288 м2 на 964 учащихся; г) в 8-летних общеобразовательных трудовых политехнических школах-интернатах и в средних 11-летних общеобразовательных трудовых политехнических школах-интернатах с производственным обучением на 11 классов — 162 м2.
В зданиях школ и школ-интернатов группу помещений столовых и буфетов рекомендуется располагать на первом этаже.
В школах проектируется актовый зал — буфет площадью: а) в 8 летних общеобразовательных трудовых политехнических школах — 70 м2 (на 320 учащихся), 110 м2 (на 480 учащихся), 140 м2 (на 640 уча щихся) и 210 м2 (на 960 учащихся) с помещениями пищеблока пло щадью 38, 58, 72 и 90 м2 соответственно; б) в 3-летних средних обще образовательных трудовых политехнических школах на 12 классов — 100 м2 с подсобными помещениями 58 м2; в) в вечерних (сменных, сезонных) средних общеобразовательных школах в составе IX—XI классов — только буфет с подсобной площадью 16 м2.
Пропускную способность столовых школ-интернатов рассчитывают, исходя из питания учащихся в 2 смены, а школ — в 4 смены. При столовых школ-интернатов необходимо предусматривать умывальники из расчета один кран на 10 человек одной смены.
Кухни и моечные можно проектировать в одном помещении с выделением моечной из общего объема перегородкой высотой не менее 1,2 м. Они должны непосредственно примыкать к обеденному залу или сообщаться с ним через обособленный коридор шириной не менее 1,5 м.
В школах-интернатах группа помещений медицинского пункта изолятора должна иметь отдельный выход и располагаться на первом этаже.
Санитарные узлы в общеобразовательных школах и в учебных кор пусах школ-интернатов следует проектировать из расчета: а) для мальчиков — один унитаз и 0,4 м лоткового писсуара на 40 человек и один умывальник на 60 человек; б) для девочек — один унитаз на 30 человек и один умывальник на 60 человек; в) для персонала — в школах на 480 учащихся одна уборная на один унитаз с умывальником; в школах на 480 и более учащихся 2 уборные по одному унитазу с умывальником в каждой, а при кухонных блоках — одна уборная на один унитаз с умывальником и один душ.
В помещениях для учащихся I—IV классов, в лабораториях, мастерских, кабинетах врачей и учительских следует предусмотреть по одному умывальнику.
В рекреациях должны быть питьевые фонтанчики.
В комплексах учебных помещений, объединяемых в единый плани ровочный блок со спальным помещением, туалетные должны проектироваться по норме для спален.
Туалетные при спальных помещениях принимаются из расчета: один умывальник на 8 учащихся, один унитаз на 12 девочек, один унитаз и 1 писсуар на 18 мальчиков и 1 ножная ванна на 10 учащихся.
Гигиенические души следует проектировать: а) душ на 20 учащихся в школах-интернатах для I, II и III климатических районов; б) душ на 15 учащихся в школах-интернатах для IV климатического района. В помещениях душевых для мальчиков и девочек предусматривают по одной ванне.
Спальные помещения нужно проектировать не более чем на 15 мест площадью из расчета 4 м2 на одного учащегося. Кабинет директора и канцелярию необходимо размещать смежно, вблизи главного входа в школьное здание. Учительскую и кабинет заведующего учебной частью рекомендуется размещать в центре здания.
В школах и школах-интернатах вестибюль с гардеробом-сушилкой принимается из расчета 0,35 м2 на одного воспитанника. Гардероб для преподавателей и посетителей должен быть выделен из общей площади гардероба. Гардеробы можно проектировать при вестибюлях, по этажам или по учебным комплексам в виде отдельных помещений, в рекреациях вблизи классных помещений. Выход на площадку лестничной клетки непосредственно из учебных помещений и туалетных не допу «кается.
Отопление общеобразовательных школ и школ-интернатов должно производиться от сети теплофикации, районных котельных или хозяйственных корпусов, а также собственной котельной.
Здания общеобразовательных школ и школ-интернатов следует размещать на участках в соответствии с требованиями главы II-B 1 СНиП <1958). Площади участков принимают согласно «Правилам и нормам планировки и застройки городов» СН 41-58.
Поступила 26/VIII 1960 г.
САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА КАК ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ГИГИЕНОЙ 1
Проф. Е. Я. Белицкая
Из Воеино-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова
Санитарная статистика как предмет преподавания зародилась и возникла в недрах гигиены, развивалась в тесной связи с этапами развития гигиены. Это обстоятельство было обусловлено, во-первых, тем, что в России в 60-х годах прошлого столетия были созданы самостоятельные гигиенические кафедры (в соответствии с университетским уставом 1863 г.), во-вторых, тем, что отечественная гигиеническая теория и практика издавна носили ярко выраженный общественный характер, стремление разрешить практические социально-гигиенические задачи.
Приоритет в преподавании санитарной статистики принадлежит Военно-медицинской академии — старейшему высшему учебному заведению и центру научной медицинской мысли в стране.
Изложение вопросов демографической и военно-медицинской статистики началось в академии в 1845 г. и нашло свое отражение в программе курса медицинской полиции и гигиены, составленной проф. П. П. Пе-лехиным. Большое внимание к преподаванию статистики в академии отмечается в 60-е годы, в период формирования гигиены как самостоятельной дисциплины (с включением в нее «сравнительной статистики болезней военных и невоенных людей и изложения военно-медицинских учреждений»). Следует подчеркнуть инициативу и большое участие проф. Я. А. Чистовича как в процессе включения статистики в круг дисциплин для подготовки слушателей, так и в создании самостоятельной кафедры гигиены.
С 1871 г. эту кафедру возглавил проф. А. П. Доброславин. В составленные им программы курсов общей и военной гигиены (1882 и 1889) были включены разделы, посвященные статистике; в практические занятия по гигиене впервые в России было введено «изучение разработки статистических данных с упражнениями в составлении статистических отчетов и приготовлении диаграмм и картограмм».
В I томе (1885) «Курса военной гигиены» А. П. Доброславина содержатся разнообразные статистические сведения; во II (1887) — значительная (первые 3 главы) часть специально отведена вопросам санитарной статистики.
В период руководства кафедрой А. П. Доброславин ввел в 1889 г. доцентский курс по медицинской статистике и географии, весьма успешно читавшийся JI. И. Голынцом.
1 Доложено на 1-м Всероссийском съезде гигиенистов и санитарных врачей в
Омске 6—10 сентября 1960 г.
5 Журнал «Гигиена и санитария». Ni 2
65