Научная статья на тему 'Некоторые гигиенические предпосылки к проектированию и строительству общеобразовательных школ'

Некоторые гигиенические предпосылки к проектированию и строительству общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые гигиенические предпосылки к проектированию и строительству общеобразовательных школ»

решает вопрос кондиционирования в помещениях с естественным освещением.

Остаются соображения планировочного характера. Но и этот вопрос решается путем расположения перечисленных цехов по периферии здания холодильного корпуса; цехи, требующие более низких температур (посол, выдержка мяса, осадочная, сушилка, хранение колбас), располагают в центральной части корпуса, в его холодильном контуре.

Нет сомнения, что хорошее естественное освещение позволяет значительно улучшить санитарное содержание производственных помещений, обеспечивает лучшее качество продукции, является средством профилактики против бактериального обсеменения и механического загрязнения сырья и улучшает.условия труда. Все это заставляет решительно высказаться за скорейшее решение вопроса об обязательности естественного освещения во всех производственных помещениях колбасного цеха, за исключением тех, где температура воздуха по условиям технологии не должна превышать 8°.

Громадный рост сельского хозяйства и пищевой промышленности, намеченный в директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 гг., вызывает необходимость строительства и реконструкции большого числа предприятий пищевой промышленности. К этим предприятиям должны быть предъявлены высокие требования как в смысле оснащения их новейшей техникой, так и создания оптимальных гигиенических условий, обеспечивающих высокое качество продукции.

Настоящая статья не исчерпывает всех вопросов, которые возникают при рассмотрении проектов пищевых предприятий различного профиля, и было бы весьма желательно, чтобы практические работники поделились ■своим опытом по экспертизе проектов пищевых предприятий на страницах журнала «Гигиена и санитария».

-¿г -¿г

Л. Н. Заглухинская

Некоторые гигиенические предпосылки к проектированию и строительству общеобразовательных школ 1

Вопрос о гигиенических основах строительства новых школьных зданий в настоящее время приобретает особое значение в связи с историческими директивами XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза о переходе от семилетнего образования на всеобщее среднее образование и осуществлении политехнического обучения в средней школе. Согласно директивам XIX съезда партии, строительство городских и сельских школ-должно увеличиться в 1951—1955 гг. примерно на 70% по сравнению с предыдущим пятилетием.

Требования, предъявляемые к строительству школ, весьма многочисленны и разнообразны; решающее место среди них занимают педагогические и гигиенические вопросы. Вопросы архитектуры, в частности, внешнее оформление здания школы, имеют конечно, определенное, но далеко не решающее, значение; их следует рассматривать и решать как подчиненные, а не основные в проектировании школ. К сожалению, некоторые архитекторы не понимают этого. Например, в интересах архитектурного

1 Печатается в порядке обсуждения. Ред.

Л4

оформления здания в типовом проекте школы на 400 мест (шифр 222) применен тип окон с большим количеством переплетов (до 16 звеньев стекол), что резко снижает освещенность учебных помещений.

Некоторые архитекторы, пренебрегая гигиеническими требованиями, выдвигают проекты многоэтажного строительства школьных зданий в крупных городах и т. д.

Правильно такое архитектурное решение, при котором здание и органически связанный с ним школьный участок запроектированы с соблюдением всех гигиенических и педагогических принципов и в то же время оформляют улицу, составляя часть единого архитектурного ансамбля. Примером такого хорошего сочетания гигиенических и архитектурных качеств может служить школа № 201 имени Зои Космодемьянской в Москве, школа-десятилетка в Рублеве, участок которой выходит на магистральную улицу и имеет вид оформленного сквера, школа в Кунцеве Московской области и др.

Планировка и строительство школы должны быть неразрывно связаны с планировкой пришкольного участка. Размеры участка для строительства школ в сельских местностях установлены в зависимости от типа школы в 0,5—2 га; размеры эти оправданы практикой. В отношении городских школ, к сожалению, до сих пор нет узаконенных размеров участка; разработаны в порядке рекомендации только набор и размеры спортивных, игровых и агробиологических площадок. На практике размеры участка для городских школ на 880 мест дают резкие колебания от 0,3 до 2 га (Горький, Иваново, Грозный). Назрела острая необходимость иметь узаконенный размер участка и для городских школ; на основе опыта крупных городов, учитывая необходимое оборудование участка, следует принять в качестве нормы площадь не менее одного гектара.

Большое значение имеет правильный выбор и хорошая планировка участка. Однако на практике часто выбор участка для школы носит случайный характер и, как правило, не учитывает перспективного развития школьного здания, новых форм и методов обучения. Недостаточные размеры участков ставят уже сейчас некоторые школы перед большими затруднениями в отношении пристройки гимнастического зала, постройки легких павильонов, навесов. В связи с новыми программами по биологии потребовалось выделение агробиологических площадок, что также осуществляется с большими трудностями вследствие недостаточных размеров участков. Школьный участок может явиться базой для внешкольной круглогодичной работы с детьми (спорт, Цгры и пр.); в соответствии с постановлением VII пленума ЦК ВЛКСМ при школах организуются летние городские пионерские лагери; необходимо максимально развивать организацию классов на воздухе.

Для удовлетворения всех этих требований обширный, благоустроенный, озелененный, пришкольный участок имеет решающее значение. Гигиенисты и архитекторы обязаны учитывать эту роль пришкольного участка при решении вопроса о его размерах.

Многолетний опыт проектирования, строительства и эксплуатации новых школ в нашей стране позволил внести в проекты ряд элементов, повысивших санитарное благоустройство школ. Типовые проекты последних лет по сравнению с 1935—1936 гг. улучшались за счет более вдумчивого, рационального решения внутренней планировки помещений. Однако и эти проекты, по нашему мнению, еще не отвечают полностью гигиеническим требованиям.

В связи с неправильно понятым некоторыми архитекторами требованием удешевления строительства в некоторые действующие типовые проекты внесены изменения за счет снижения санитарных качеств строительства. Например, количество мест в школах увеличено с 880 до 960, с 400 до 440 мест за счет ликвидации буфета, кабинета врача и пр. Буфеты в

некоторых проектах предусмотрены в подвале, лишены нормального естественного освещения, отдалены от учебных помещений и не могут поэтому правильно использоваться школьниками. С увеличением количества учащихся в школах нарушены гигиенические нормативы некоторых помещений (площади гардеробных, рекреаций, туалетов).

До сих пор в типовых проектах школ отсутствовали гимнастические залы, что является крупным гигиеническим недостатком. Во вновь разрабатываемых типовых проектах средних школ предусматривается гимнастический зал с подсобными помещениями.

Напряженная работа учащихся требует максимального пребывания детей на свежем воздухе, включая и малые перемены, в течение всего учебного года. Это явится одним из средств, предупреждающих переутомление, улучшающих общее состояние здоровья, способствующих закаливанию и повышению успеваемости учащихся. Отсюда существенно важным в проектировании школ является правильное расположение входов, связывающих школу с ее земельным участком, и планировка гардеробных, обеспечивающая свободный и быстрый процесс одевания и раздевания.

Школы должны иметь два входа, что позволит разделить учащихся различных возрастов (начальная, средняя. школа) и уменьшить их контакт.

Наиболее рациональное разрешение вопроса о гардеробе возможно при его децентрализации, о чем поднимался вопрос в печати, на совещаниях гигиенистов и архитекторов. Децентрализация гардероба может быть решена путем выделения приклассных помещений и поэтажных гардеробов. Децентрализованный гардероб в первую очередь должен быть организован для детей младших возрастов (I—IV классов).

Возражения против устройства таких гардеробов в школах сводятся, главным образом, к опасению з'аноса пыли и грязи в школу. Такой довод неоснователен.

Вполне допустимо с гигиенической точки зрения, особенно для учащихся старших классов, расположение гардероба с цокольном этаже.

Планировочное решение рекреации в действующих типовых проектах не соответствует гигиеническим требованиям. Типовые проекты предусматривают один центрально расположенный вход. В таких случаях классы, располженные в первом этаже, лишены полноценной рекреации, так как она является проходной для учащихся, направляющихся во второй этаж, в буфет, гардероб, туалетные помещения, библиотеку (типовые проекты, шифр 221, 256, 222, 254 и др.). Рекреация вышележащих этажей решена несколько лучше. Это широкие, не менее 3 м, с односторонней застройкой коридоры, изолированные от лестниц и обслуживающие только прилегающие классы. Недостатком их являются застроенные торцы, в связи с чем здесь образуются темные пространства и отсутствует возможность сквозного проветривания.

Гигиенически полноценным рекреационным помещением можно считать только такое, в котором отсутствуют темные углы и обеспечено сквозное проветривание. Это помещение должно обслуживать только прилегающие классы и не быть транзитным. Рекреационное помещение может устраиваться и в виде отдельных залов.

Дальнейшее улучшение медицинского обслуживания учащихся не только в городских, но и в сельских школах, медицинский контроль за физическим воспитанием требуют постоянной работы врача в школе. В типовых проектах школ кабинет врача, несмотря на отсутствие его в нормах проектирования, выделен и оправдан практикой. В некоторых типовых проектах из ложно понимаемой экономии не продусмотрено кабинета врача. Такое решение тем более недопустимо, что оно принято для школ на 880 человек.

аб

Планировка туалетных помещений была и остается одним из слабых мест в проектировании школ. В некоторых типовых проектах туалетные комнаты выходят в рекреационный коридор (272) или входы в них расположены вблизи дверей, ведущих в класс (256). В одном из типовых проектов (256) санитарные приборы монтируются на стене, отделяющей класс, что недопустимо.

Недостаточно внимания уделяется оборудованию туалетных помещений. Правильно спланированные и оборудованные туалетные помещения должны способствовать закреплению у детей гигиенических навыков, приобретенных в детских садах. Однако, этого нельзя обеспечить при наличии одного умывального крана на 40—60 школьников: дети не успевают, особенно в начальной школе, помыть руки перед едой, после работы на агроучастке, в живом уголке и пр. Рационально количество умывальных кранов довести до 1 : 20 для младших классов и 1 : 30 для старших.

Настало время разработать для школьных умывален специальные конструкции электрополотенца, автоматические мыльницы, централизованной проводки жидкого мыла и т. п.

Устанавливаемые в школах фаянсовые унитазы с деревянными сидениями, обычно применяемые при строительстве жилых зданий, непрактичны и не оправдывают себя в эксплуатации школ. Сидения очень быстро срываются, унитазы амортизируются. Назрел вопрос о разработке специального типа «школьного» унитаза, обеспечивающего гигиеническое пользование им и санитарное содержание помещения. Уборные для учащихся I—III классов должны быть оборудованы детскими унитазами, разработанными в 1938—1940 гг. для детских садов и оправдавшими себя на практике.

Ручные спуски у смывных бачков не должны допускаться. Необходимо перейти на более гигиенические приспособления (педальные спуски). ""

В связи с выпуском архитектурного стандарта (АС 02-48) в типовые проекты школ внесена новая конструкция фрамуги, которая с точки зрения гигиены не может быть рекомендована: струя холодного воздуха направляется непосредственно на учащегося. Заслуживают рекомендации как отвечающие гигиеническим требованиям и проверенные Украинским институтом коммунальной гигиены и Ленинградским санитарно-гигиеническим медицинским институтом школьные фрамуги, раскрывающиеся в обе стороны при помощи рычажного устройства.

До сих пор в проектах школ не предусмотрено соответствующее устройство для питьевого водоснабжения. Учитывая, что в большинстве городов вода, подаваемая населению, отвечает ГОСТ на питьевую воду, вполне возможно и рационально применение питьевых фонтанчиков в городских школах. Само собой разумеется, что свежая сырая вода имеет гигиенические преимущества перед застоявшейся в сосудах сырой или кипяченой водой.

Большое значение для дальнейшего улучшения строительства школ имела бы организация специального производства санитарно-техническо-го оборудования для школ и детских учреждений.

Желательно, чтобы новые типовые проекты были классифицированы в зависимости от специфических требований участка (конфигурация, размер, ориентация, обеспеченность водопроводом, канализацией).

Учитывая наличие населенных пунктов, еще не имеющих канализации, и вместе с тем того, что массовое строительство школ ведется по типовым проектам, рассчитанным на наличие водопровода и канализации (за исключением 3 проектов школ на 280 мест), что применение «малой» канализации в ряде случаев невозможно по гидрогеологическим и другим условиям места строительства, целесообразно разработать варианты типовых проектов с люфтклозетами для школ на 400 и 280 мест. Целесообразно к типовым проектам разработать варианты генпланов

участков с примерным решением устройства различных схем «малой» канализации. Проектирующие организации непрерывно работают над новыми улучшенными проектами школ. Государственной санитарной инспекции, школьным гигиенистам необходимо учесть указанные выше замечания и активно включиться в разработку этих проектов.

-йг

Л. Б. Доливо-Добровольскчк

Приоритет русских ученых в некоторых вопросах эпидемиологии брюшного тифа

Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана

В свете наших современных гигиенических И эпидемиологических представлений возможность передачи возбудителя брюшного тифа через сточные воды не является чем-то новым и оригинальным. Однако в те годы, когда только закладывались основы современной бактериологии и эпидемиологии, подобное представление, безусловно, было большим шагом вперед.

Между тем до сих пор роль русских ученых в этой области всячески затушевывалась. Американские, английские, французские и немецкие учебники и руководства ни одним словом не обмолвились о том, что первое указание на возможность передачи брюшного тифа через сточные воды было сделано в России. Первая методика для выделения брюшнотифозной палочки из загрязненных вод также была разработана и опубликована впервые в русской печати.

Зарубежные руководства по бактериологии воды утверждают, что возбудитель брюшного тифа впервые был выделен из сточных вод Кюб-лером (КйЫег) и Нейфельдом (Neufeld) в 1899 г.

Это утверждение не соответствует действительности.

Русский исследователь Смоленский в своих работах, опубликованных в 1887 г., опроверг господствовавшую в то время локалистическую теорию Петтенкофера (Pettenkofer), доказав, что колебания грунтовых вод не могут иметь никакого эпидемиологического значения в распространении брюшного тифа. На основании своих исследований Смоленский пришел к выводу, что заболевания брюшным тифом на обследованной им территории вызываются водой из источников водоснабжения, загрязненных сточными водами через подземные воды. Для того чтобы в полной мере оценить новаторство этого предположения, следует вспомнить, что в те годы в отношении способа распространения брюшного тифа безраздельно господствовала теория Петтенкофера, согласно которой «тифозный яд» не вызывает заболевания при передаче от человека к человеку непосредственно, а должен «для созревания» сначала пройти через загрязненную почву. Когда же уровень грунтовых вод понижается, то «тифозный яд» не уходит с водой, а остается в частичках почвы и затем Еместе с почвенным воздухом попадает в атмосферу, вызывая тем самым эпидемию брюшного тифа.

О передаче через сточные воды возбудителя брюшного тифа пишет и Гурко в «Отчете Тифлисского военного госпиталя» в 1889 г. Он обратил внимание на то, что в Кавказской армии основным очагом заболевания брюшного тифа являлся Тифлис, который в то время использовал в качестве источника водоснабжения воду реки Куры. Гурко предположил, что передатчиком инфекции являются сточные воды, которые,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.