:ледующее: на площадках комбайнеров окись углерода не была обнаружена, на тракторах МТЗ-2 и ДТ-54 концентрация ее колебалась в пределах 0,019—0,25 мг1л, т. е. была немного больше концентраций окиси углерода, которые были определены на таких же тракторах другими исследователями.
Большое значение при ночной уборке хлеба имеют хорошие, правильно установленные на машинах источники освещения. Результаты изучения освещенности на новых хлебоуборочных машинах при работе з ночное время приведены в таблице. Из данных таблицы видно, что плохая освещенность была на зернопогрузчике сеялок ЗП-1,5 и зерноочистительной машине.
Выводы
Мероприятия по улучшению условий труда при работе на хлебоуборочных машинах должны заключаться в следующем.
1. На зерновых комбайнах и тракторах необходимо уменьшить ин-генсивность шума, снизить уровень вибрации, улучшить герметизацию пылеобразовательных процессов на зерновых комбайнах; на тракторах устранить загазованность окисью углерода.
2. Для снижения влияния пыли на организмы во время уборки хлеба механизаторы должны работать в комбинезонах, иметь защитные очки и респираторы для применения в необходимых случаях, а после пыльной работы должны мыться под теплым душем.
3. Необходимо улучшить предупредительный санитарный надзор при конструировании и испытании хлебоуборочных машин, а также организовать текущий санитарный надзор в развитых зерновых районах.
Поступила 12лч1 1961 г.
Ъ * *
ф • # \
0'
I 4* . * ¡ж * °У ' гДЬ * •
ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЛЕНИНГРАДЕ
Проф. А. Я. Гуткин
Из Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института
За последние десятилетия школьное строительство в нашей стране пережило значительную реформу: с 1935 г. построено около 100 000 школьных зданий, больше чем на половину ученических мест, имеющихся в Советском Союзе. За это время произошли значительные изменения в системе, методах строительства, планировании школ* Опыт этого строительства использован в значительной степени; его отражают многочисленные типовые проекты сорртских школ.
Мысль о строительстве экспериментальной школы возникла у нас 10 лет назад. Под этим углом зрения производились многочисленные разрозненные экспериментальные исследования, объединенные в дальнейшем при строительстве экспериментального объекта.
В настоящее время в Ленинграде закончено проектирование экспериментальной школы на 940 учеников. Ленинградский городской Совет ггпустил средства на ее строительство. Выделен земельный участок площадью 3,96 га. Площадь каждого класса 54,5 м2 (вместо обычных 50 м2) компенсирует кубатуру в связи с уменьшением высоты до 2,98 м.
Основным принципом планировки является блочный метод строительства. Блок — это объединение классов, обеспеченное своим гардеробом, туалетными помещениями, имеющий контакт с участком, отвечающий определенным педагогическим требованиям. В отношении про-
тивоэпидемической профилактики блок является безупречным. По принципу блоков экспериментальная школа состоит из 3 зданий начальной школы (двухэтажное), средней (трехэтажное) и общешкольного павильона физического воспитания — «школьного клуба» (двухэтажное). Здания связаны теплыми переходами шириной 2,8 м с двусторонним освещением, представляющими рекреационное помещение, зимний сад. В глубине участка проектируется дом для обслуживающего персонала.
Для обеспечения максимального пребывания школьников на воздухе классы первого этажа в начальной школе имеют специальные выходы на участок. Эти выходы позволят в случае необходимости создать изоляцию и карантинизацию. Приклассные участки — дворики для занятий на воздухе, открытые для солнца, организуются с навесами на случай дождя. Здание имеет балконы и террасы для возможно большего использования свежего воздуха и для дифференцированных физических упражнений. Блоки для первых классов обеспечивают максимальную преемственность с детским садом, рекреационное помещение в них устроено по типу групповой с тем, чтобы его можно было использовать как комнату продленного дня. Первые и вторые классы расположены в первом этаже, что дает возможность проводить уроки в этих классах длительностью 35 минут с удлинением перемен, проводимых на воздухе. У каждого класса есть свой гардероб, оборудованный для хранения сменной обуви и имеющий специальные устройства (мощная вытяжка, трубы отопления для просушивания верхнего платья). Гардероб внутристенный в виде частично выступающих ниш-шкафчиков.
В этом же павильоне находится учительская с методическим кабинетом для младших классов, канцелярия с кабинетами директора и заведующего учебной частью, расположенными с двух сторон от канцелярии, и комнат ручного труда (для занятий домоводством).
В павильоне средней школы выделяется лабораторный блок—лаборатории-аудитории физики (с фотолабораторией, комнатой радио и телевидения), химии, естествознания (с лаборантскими комнатами) — и политехнический блок.
Лаборатории организуются со ступенчатыми полами, кинофицированы, так же как и классы. Шторы для затемнения вписываются внутрь верхнего откоса оконного проема, экран предусматривается перед или над классной доской, спускается на блоке. Одновременно со спуском экрана производится постепенное автоматическое затемнение при помощи реостата; управление — со стола учителя. Политехнический блок состоит из 3 цехов-мастерских (для обработки дерева, металла и для занятий машиноведением), чертежной комнаты и комнаты для хранения материалов и изделий. Для повышения звукоизоляции и исключения вибрации двери обиты звукоизолирующими материалами, станки установлены на звукоизоляционных основаниях. В мастерских не должно быть кафельных, цементных и других холодных полов.
Оборудование политехнического блока в целом должно отражать оборудование ученического цеха на производстве и способствовать правильному положению тела. В нишах расположены клееварка и экранированный (защищенный) точильный камень с выходом в вентиляционный канал.
Педагогический блок состоит из 2 комнат отдыха с методическим кабинетом и туалетного помещения. К одной из комнат отдыха примыкает балкон или эркерное окно.
В этом же павильоне организуются классы пения и музыки, обеспеченные акустическими устройствами. Двери с резиновыми прокладками открываются в обе стороны без помощи рук. Класс черчения используется и как класс рисования и лепки. Пищевой блок рассчитан на
двухсменное питание всех классов; питание первых классов проводится в рекреации — комнате продленного дня. Пищевой блок организуется с расчетом на снабжение всех детей горячим завтраком из двух блюд. Медицинский блок расположен на первом этаже рядом с ожидальней — санитарной выставкой, размещенной вблизи зимнего сада, на стыке с политехническим блоком. Ожидальней может быть светлая, уширенная: часть вестибюля. В кабинете врача предусметрено обширное эркерное окно с возвышением пола для установки зубоврачебного кресла перед ним. Во врачебном кабинете имеется также и регистратура.
В общешкольном павильоне располагается «школьный клуб», состоящий из гимнастического зала с соответствующими санитарными элементами, плавательного бассейна, актового зала, классов охраны зрения и слуха, комнат для родителей, общественных организаций, кружков, выставки и т. п.
Классы охраны зрения и слуха организуются на 12 человек каждый со специальным оборудованием (индивидуальные парты), специальными устройствами (слуховые усилители), большой световой отдачей и высокой искусственной освещенностью (стены по периметру покрыты светлой тканью для поглощения звука, освещенность составляет 500 л/с, полы покрыты светлым линолеумом и пр.). Организуется комната для родителей (для встреч с педагогами, собраний, работ родительского комитета и пр.), кабинеты пионерской и комсомольской организаций и пр. Такова схема планировки, принятая и утвержденная экспертным советом.
Планировка участка предусмотрена из расчета 6—10% на застройку, проезды, проходы, дорожки, хозяйственный двор; 35—40%>—на гимнастическую и игровую зоны (зимой каток, горки и пр.), 45—50°/о — на овощно-полеводческую и озелененную зоны. В состав последних входит природоведческий, географический участок, зоологическая база, теплица, рыбный пруд. Участок используется для игр и спортивных занятий, проведения перемен в утилитарных, учебных, декоративных, познавательных целях. На территории овощно-полеводческой и озелененной зоны растут травы (в том числе лекарственные), злаки, плодово-ягодные кусты и деревья, цветы, растения разнообразных пород для их изучения и утилизации школой.
Данная школа позволит экспериментальным путем разрешить ряд спорных вопросов. Так, например, до сих пор проблема южной ориентации классов, с убедительностью доказанная гигиенистами, строителями не разрешена. Госстрой не допускает планировку классов только с ориентацией на север. Основным препятствием является главным обра-#зом экономическая, а не конструктивная и архитектурная стороны вопроса. Путем ориентации значительной части здания на юг и организации наблюдений за другими ориентациями предполагается установить экономическую эффективность южной ориентации и одновременно произвести расчеты на оборудование, агрегаты отопления и потребности в топливе.
Вопросы отопления и вентиляции в школах до сих пор не имеют единого решения. Воздушное отопление в школах не применяется по ряду причин (в том числе из опасения передачи аэрогенных инфекций). Приточно-вытяжной вентиляции в школах также нет (Д. Д. Бекарюков, 1933; В. И. Федынский, 1943; В. К. Варищев, 1932, и др.) не только из-за дороговизны, но главным образом вследствие трудности и сложности управления агрегатами при отсутствии в штате школы квалифицированного истопника.
Во всех помещениях школы запроектировано воздушное отопление, совмещенное с вентиляцией. Воздух по каналам поступает в конструк цию перекрытия, откуда через специальные решетки выпускается вдоль окон. Вытяжка естественная, через каналы, встроенные в перегородки.
Во всех прочих помещениях отопление водяное с насосной циркуляцией с нижней разводкой. Частично в качестве отопительных приборов предполагается использовать «трубы в листах» из алюминия; лента труб должна повторять уступы стены. От приточного центра, расположенного в техническом подвале, примыкающем к «защитной зоне» участка, под вестибюлем, воздух попадает в подпольный канал, образованный подшивным потолком в переходах. Туалетные помещения строятся без открывающихся форточек и фрамуг; предусмотрена только вытяжная, вентиляция.
Не разрешена проблема естественной освещенности. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) составляет по СНиП 1,5%. Световой климат Ленинграда (данные Н. Ф. Галанина) при таком КЕО не может обеспечить минимального уровня освещенности в течение 3 зимних месяцев (ноябрь, декабрь, январь). Предполагается с экспериментальной целью несколько классов обеспечить КЕО в 5°/о (светлая окраска стен, пола и мебели, обширные световые проемы почти без переплетов и пр.).
Включение искусственного освещения производится автоматически (с помощью фотореле) при определенном уровне наружного освещения. Осветительные приборы отраженного света размещаются внутрипото-лочно за стеклянными пластинами. Экспериментально проверяются различные виды стекла, в частности увиолевое.
В целях правильной расстановки парт укладка пола (паркетного или дощатого) производится с выделением фактурой мест для прохода детей и учителя, а также свободной площади в 10 ж2 перед классной доской. Эта площадь на 1—2 см возвышается над общей поверхностью-пола, соединяясь с остальной частью класса пандусом.
Вместо звонковой устанавливается автоматическая сигнализация с применением прерывистого свечения лампочек зеленого цвета в классах и красного цвета в рекреации и на участке.
В туалетных помещениях подача воды (фотоэлемент), жидкого мыла, сушка рук организуются автоматически; вместо ручных спусков — педальные, во внутренних нишах-шкафах имеются регистры для сушки тряпок. Сиденья будут окрашены бакелитовым лаком, по некоторым данным — бактерицидным. Для полоскания рта и для питья устраивают действующие по тому же принципу фонтанчики.
В отдельных классах делают низкие подоконники с углублениями для цветочных горшков (низкорослые растения). Для устранения ослеп-ленности на окнах, ориентированных на южную половину горизонта, устраивают специальные шторы, автоматически спускающиеся (частями). ^
В отдельных классах и в классе биологии устраиваются отводящие выпуски для полива цветов.
В некоторых классах для покрытия панели вместо масляной применяют эмульсионную водонерастворимую краску. Переднюю стену класса окрашивают в переходящие цвета между цветом доски и остальной части стены класса. В классах, а также в мастерских-цехах предусматривается использование звукоизолирующих материалов при длительности времени реверберации в 0,8 секунды (О. Кнудсен, 1936).
При организации гимнастических залов будут предусмотрены замена металлических сеток спускными веревочными (или из синтетического материала) шторами, прикрепляющимися к подоконнику; периметральный душ (с постепенным изменением температуры воды от комнатной до умеренно горячей); устройство в торцовых частях зала автоматически поднимающихся «ставен» с крупным гравиальным (беспыльным) песком под ними. Площадь зала 15x24 м (при высоте 6 ж) с аутами.
Мы привели общие, главнейшие принципы строительства экспериментальной школы, не считая их исчерпывающими; отдельные элементы
проекта нуждаются еще в уточнении и дополнениях. В каждой республике и крае должна быть организована одна экспериментальная школа, отражающая свои территориальные, этнографические и экологические особенности, по типу которой должно идти школьное строительство.
литература
Бекарюкова Д. Д. Охр. здоровья дет. и подростков, 1933, № 4, стр. 9.— Варищев В. К- Там же, 1932, № 1—2, стр. 17.—Г оромосов М. М., Ц и п е р Н. А. Гиг. и сан., 1960, № 7, стр. 8.—Кнудсен В е р н. О. Архитектурная акустика. Киев, 1936.—Ф еды некий В. И. Гиг. и сан., 1943, № 8—9, стр. 1.
Поступила 25/1Х 1961 г.
-¡V -А-
КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С МУХАМИ
НА РЫНКАХ
Энтомолог А. К. Политое
Из Грозненской городской санитарно-эпидемиологической станции
Я * . • 9
Борьба с мухами на рынках нередко носит односторонний характер и не дает должного эффекта. Во многих случаях на рынках создаются весьма благоприятные условия не только для питания, но и для выпло-да мух. Даже при самой тщательной уборке и вывозе мусора часть пищевых отходов остается на рынке под ларьками, пищевыми палатками, в углублениях почвы и т. п. Этого бывает вполне достаточно для беспрерывного пополнения мушиной популяции в течение всего летнего сезона.
В Грозном до 1961 г. борьба с мухами на центральном рынке приводилась в основном городской дезинфекционной станцией по договору с управлением рынками. Мусор ежедневно вывозился трестом очистки. Отдельные торгующие организации использовали для борьбы с мухами липкую бумагу и ленты. Несмотря на это, эффективность всех этих мероприятий была очень низкой.
Причинами низкой эффективности этих мероприятий являлись большие интервалы между сроками обработки (до 10—15 дней), применение малоэффективны* в летний период инсектицидов ДДТ и ГХЦГ и устойчивость мух к действию этих препаратов, отсутствие борьбы с личиночной стадией мух на т°гритории рынка и в окружающей его зоне, недостаточное применение липкой бумаги и т. д.
В 1961 г. городской санитарно-эпидемиологической станцией и городской дезинфекционной станцией был разработан совместный ком плексный план прогивомушиных мероприятий на рынке. Прежде всего было обращено внимание на борьбу с предимагинальной стадией мух как на самой территории рынка, так и в окружающей его зоне. С этой целью вся территория рынка была обследована на наличие личинок мух в земле путем взятия проб во всех местах без асфальтового покрытия. Всего было взято 100 проб, из них в 40 обнаружены личинки. Плотность личинок местами доходила до 200 на 1 м2. Все точки, где были обнаружены личинки мух, подвергались регулярной обработке инсектицидами. В дальнейшем обследование территории рынка проводилось регулярно. Одновременно была обследована окружающая рынок зона радиусом до 250 м. Она была разделена на 7 участков, за каждым из них был закреплен бонификатор городской санитарно-эпидемиологической станции для постоянного обслуживания под руководством энтомологов.