Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ (Обзор литературы)'

ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ (Обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ (Обзор литературы)»

ОБЗО РЫ

ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ

ШКОЛ ЗА РУБЕЖОМ (Обзор литературы)

Проф. А. Я. Гуткин

Из кафедры гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического

медицинского института

После Великой Отечественной войны широкое распространение ' приобрело за рубежом типовое и индивидуальное проектирование школ. Далеко не все одобренные проекты были осуществлены, строительство новых школ проводится за рубежом медленно и в объеме, далеко не удовлетворяющем потребности, что хорошо известно читателю из печати.

Некоторые проекты школ и некоторые построенные школы отражают определенное направление и представляют интерес для советского гигиениста. Интересны также некоторые рекомендации и решения в отношении нормирования элементов школьных зданий, принятые в частности на V Международном конгрессе по школьному строительству и воспитанию на открытом воздухе, состоявшемся в Швейцарии в 1953 г., и др.

Материалы о школьном строительстве широко освещаются в различных архитектурных журналах и сборниках, например: «Internationale des Architects (UIA)», «La construction Moderne», «Architecture Française», «L'architectural d'aujourdhui», «London Architectural Press», «Building Research Congress», «Architectural Design», «Architectural Record», «The Builder», «Scholl Design and Construction», «Designing of primary and secondary Schools in great Britain Building Research», «Bauen und Wohnen», «Schweizerische Bauzeitung» и др.

Центральный институт информации по строительству, Бюро научно-технической информации при Академии архитектуры и строительству СССР нередко суммируют наиболее интересные материалы из этих источников.

Печатаемый ниже краткий обзор касается капиталистических государств -—США, стран Латинской Америки, Англии, Франции, Швеции, Швейцарии. Из этих стран две последние не воевали, в них школьное строительство не прекращалось и во время войны. В отношении типового проектирования впереди других капиталистических стран идут США, за которыми следует Англия, копирующая проекты США. В то же время в США в противоположность Англии, Швеции, Франции почти не занимаются вопросами нормирования.

В проектах школ многих государств (в особенности США и Англии) уделяется особое внимание физкультуре, спорту, посадкам зелени, лужайкам, клубным общественным мероприятиям. В некоторых новых школах,, в особенности в США, выделяются помещения для продажи учебных пособий, детского белья и одежды, пищевых продуктов для детей, лекарств и витаминов, рассады и семян, игрушек и т. п.

Из конструкций, представляющих интерес для гигиенистов, следует отметить применение сборного стандартного строительства, части кото-

poro изготовляются заводским путем, использование дешевых заменителей синтетического типа вместо кирпича, бетона, черепицы, использование в больших объемах стекла — для стен, панелей, раздвижных перегородок между помещениями, бескоридорных школ (США, штат Мичиган). В США продолжают развиваться встроенные в габариты школ или пристроенные к школам отделения для дошкольников и помещения для временного пребывания малышей, оставляемых взрослыми. Шире проектируются мастерские (главным образом в школах ■США) и помещения для домоводства. Учитывая климатические условия, в некоторых школах (особенно в Англии) выделяются помещения для сушки платья и обуви, площадки для классов на воздухе, открытые галереи для проведения перемен (вместо коридоров) с выходом из классов. Хорошо используется в строительстве школ опыт организации палат в военных госпиталях с обилием естественного света, аэрацией и организацией в них условий, облегчающих уход за чистотой.

Ниже мы излагаем обзор некоторых конкретных принципов и элементов, которые могут быть частично использованы в школьном строительстве СССР, разумеется, с учетом местных условий и особенностей.

Пришкольные участки. При организации пришкольных участков представляется интересным их нормирование (в Англии) с учетом заполняемое™ школ. Площадь участка на школу с 150 учащимися— 0,6 га, с 300 учащимися — 0,81 га, с 450 учащимися — 1,2 га, с 600 учащимися— 1,51 га. Площадки для игр сообщаются с основными раздевальными и туалетными помещениями. Для сообщения с гимнастическим залом устраиваются крытые переходы через площадки для игр.

В США, в Англии для улучшения связи с участком предусматриваются выходы из классов на двор и возможность проведения занятий и рекреаций на воздухе. Во Франции большая часть участка используется под сад с выходом в него через широкие раздвижные двери. Недавно построенный в окрестностях Марселя лицей с интернатом на 750 человек имеет участок в 16 га; большая его часть отведена под сад. На территории участка расположены 4 корпуса интернатов, корпус столовой, 3 учебных корпуса и здание медицинского пункта между интернатом и учебным корпусом.

Большое внимание уделяется школьным участкам при строительстве школ в Швейцарии. Обычный размер участка — примерно 4,4 га.

Этажность, типы строительства, численное комплектование школ. Характерными являются два положения: малоэтажное и павильонное строительство.

Так, V Международный конгресс по школьному строительству и воспитанию на открытом воздухе рекомендовал школы на 4—6, на 8—12 и на 16—24 класса, невысокие павильоны для младших школьников и 2—3-этажные здания для старших. В Англии, где велось 2—3-этажное массовое школьное строительство, с 1945 г. начали строить одноэтажные павильонного типа здания. Возобновлено строительство школ «открытого воздуха» для детей, больных туберкулезом, впервые начатое в 1907 г.

В Англии получил распространение тип школы прямоугольника с внутренними открытыми дворами. Площадь застройки небольшая, создаются удобные условия для наблюдения за детьми. Встречаются, исходя из эксплуатационно-экономических соображений, школы с центральным коридором.

Несколько лет назад (1950—1951) в США появился тип школы в виде гребенчатого павильона («пальцев»). Каждый класс сообщается с двором (улицей) и может быть освобожден в случае пожара за 15—20 секунд. Неэкономичность такого строительства компенсируется его неогнестойкостью, что снижает стоимость на 5—10% по сравнению

с многоэтажным строительством. Особенно широко строительство гребенчатых школ распространено на юго-западе США. Здесь, кстати, строго соблюдается принцип постепенности. Сначала строится одна секция здания с 4—6 классными комнатами, затем по мере расширения школы пристраиваются отдельные, тоже вполне законченные секции. Такая планировка позволяет осуществлять в классных комнатах сквозное проветривание (штат Оклахома). Школа гребенчатого типа — это группа параллельно расположенных узких, удлиненных прямоугольников, в которых запроектированы классные комнаты, соединенные по одной стороне с общим помещением различного служебного назначения. Проекты очень компактны и включают только самое необходимое: по периметру расположены классные комнаты, в центре — служебные помещения. Дневное освещение регулируется сочетанием свесов крыш и внутренних отражателей из цементно-бетонного картона исключающих устройство дорогостоящих наружных затенений и внутренних занавесей (штор).

Во Франции появился тип школ-ротонд. Это два концентрических кольца. В наружном кольце (зоне) расположены по преимуществу учебные и другие комнаты (например, жилые) длительного пребывания. В центральном кольце (зоне) — раздевальные, туалетные и подсобные помещения. Центральная зона освещается посредством иллюминаторов, заделанных в потолке. Приведенная планировка дает возможность постоянно наблюдать за детьми через застекленные части перегородок. Во Франции приняты также школы-павильоны, выходящие в сад и сообщающиеся короткими переходами. Авторы проектов утверждают, что проект обеспечивает ориентацию классов на юг.

Павильонная система все шире используется в Швейцарии. Например, в Люцерне 12 классов сгруппированы в 3 павильонах с использованием остальных помещений для нужд обслуживания. Средняя школа в Женеве состоит из 8 классов и расположена в парке. Здесь старое многоэтажное здание сочетается с павильонной одноэтажной современной системой школьного строительства при сплошном застеклении стен.

Западная Германия следует павильонному типу, связывая павильоны теплыми крытыми переходами. Между павильонами — площадки для игр на воздухе. Свесы крыши и выступы 2-го этажа защищают от прямых солнечных лучей. Ориентация классов — на юг.

Советские гигиенисты не могут одобрить устройство таких свесов, уменьшающих естественную освещенность.

В Бразилии разработано 140 различных типов и размеров школ, большинство которых копирует школы США.

Франция крайне нуждается в большом количестве школ. Достаточно сказать, что по плану 1956 г. было необходимо построить начальных школ на 20 000 классов, средних школ — на 10 000. Эту программу выполнить не удалось. В результате классы нередко рассчитываются на 50 учеников. В США, Западной Германии, Англии, Швейцарии комплектование классов идет на 42—48 учеников, даже больше (в Западной Германии и на 50 человек). Одновременно проектируются классы на 30 учащихся (младшие классы) и на 30—36 человек (старшие классы).

Школы преимущественно комплектуются на 400 человек (160 дошкольников, 240 учащихся младшего возраста), на 600, 680, только в отдельных случаях — на 900 учеников.

Размеры классных и учебных комнат. В ряде капиталистических стран не существует обязательного нормирования размеров учебных помещений. Даже в Англии, где попытки нормирования классов делаются наиболее энергично, существует три размера классных комнат на 40 учеников: 48,3 м2 (установлено в 1951 г.), 55,7 и 65 м2. Высота потолка в классах для младшей ступени ограничена 2,43 м

5 Гигиена п санитария. № 3

65

и 2,58 м, для старшей — максимально 2,89 м. Если для старших школьников недостаточная высота потолка в какой-то мере компенсируется относительно большой площадью (65 м2, на одного учащегося— 4,2 м3), то положение в младших классах, где высота потолка составляет 2,43 м при площади в 48,3 или даже 55,7 м2, оказывается совершенно неблагополучным (2,9 и 3,5 м3). Как увидим ниже, вентиляционная система не является настолько идеальной, чтобы устранить этот существенный дефект. Правда, в английских школах имеется ряд дополнительных учебных комнат, однако во многих случаях они не являются обязательными при строительстве. К ним относятся комнаты для обучения искусству и мастерству площадью 89,2 м2 при минимальной ширине 7,9 м, чертежная площадью 83,6 м2 при длине не более 12,2 м. К необязательным относятся комнаты для общих практических занятий — 83,6—89,2 м2, по географии — 66,9—83,6 м2 (располагаются в первом этаже и могут быть использованы как общие классы).

Классные комнаты во Франции проектируются для школ первой ступени в 58,9 м2 (8,6X6,85 м) при высоте 3,25 м; в эту площадь входит приклассный гардероб. Ширина коридора 1,6 м. Приведенные величины утверждены законом, однако последнее время действуют для первой ступени временные нормы: 53,9 м2 [7,7 м (длина) X 7 м]. Во Франции имеются нормы размеров и набора помещений для лицеев, колледжей (типы учреждений, близкие нашим школам-интернатам), для технических учебных заведений (La construction Modern, 1952, X, № 10).

В Западной Германии классы на 40 человек проектируются квадратной формы размером 66,8 м2 (8X8,35) — 1,67 м2 на одного учащегося; допускается уплотнение класса до 48 учащихся (1,3 м2 на одного учащегося). В проектах приводятся классы прямоугольной формы (9X7,2) в 64,8 м2 при максимальной вместимости 49 учащихся (1,3 м2 на ученика) и формы вытянутого прямоугольника на 56 учащихся (1,29 м2 на ученика) и на 40 учащихся (1,8 м2 на ученика). Выдвигаются требования увеличения площади классных комнат до 2 м2 на ученика.

Размеры классных комнат в различных капиталистических странах различны: в США — 2,8 м2, Швейцарии—1,84 м2, Западной Германии— 1,7 м2, Англии— 1,68 м2 на ученика.

Поражает большая площадь класса, принятая на одного школьника в США. Однако при внимательном ее изучении оказывается, что она относится к одному типу школы, распространенному в штате Иллинойс с 1939 г., где классы комплектуются из 30 учеников. В площадь этих классов (83,6 м2) включены альковы для групповых работ школьников.

Освещение. Вопросы осветительной техники, систем и видов освещения школ представлены в зарубежной практике широко и разнообразно. Нужно отметить ориентацию классов, как правило, на юг и юго-восток. Но иногда классы проектируются в любую сторону и даже на север (классы начальной школы в Кларкевилле, штат Нью-Йорк, США).

В южном полушарии (Бразилия) наибольшая радиация и наибольшая яркость бывает при ориентации на север. Поэтому стены классов полностью остеклены и классы ориентированы на юг; на север — ориентированы коридоры (Architectural Record, 1953, VI). Применяется верхнее (потолочное) естественное освещение, которое считается лучшим и наиболее экономным способом. Оно регулируется при помощи вертикальных отражателей, управление которыми может осуществляться в каждом классе в отдельности. Потолок в классах иногда делается наклонным, так как он лучше отражает свет.

В США широко используется стекло: в классах — от подоконников, в коридорах — от пола до потолка.

Защитными приспособлениями от блескости являются навесы, отражатели, стеклобетонные блоки в верхней части оконных рам; проемы для верхнего освещения отодвигаются к центру.

Широко применяется (в частности, в Швейцарии, Англии) двустороннее освещение; световая лента располагается во внутренней стене класса над потолком прилегающего коридора, имеющего более низкую высоту, чем класс; этот способ освещения обеспечивает и сквозное проветривание. Впервые он введен в Швейцарии (архитектор А. Рок) и широко используется в одно- и двухэтажных школах (L'architectural d'ajourdhui, 1954, III—IV, № 53). Для устранения теней на классной доске при двустороннем освещении устанавливаются отражатели в пределах '/з стены. Во избежание контрастов яркости и для улучшения освещенности рекомендуется устраивать оконные проемы во всю наружную стену классов, оконные переплеты и рамы делать как можно тоньше и обязательно окрашивать в светлые тона, подоконники располагать не выше 15 см над уровнем столов.

Большое внимание уделяется содержанию светового оборудования в чистоте. Окраску стен рекомендуется производить матовой, светлой краской, не допускать полированных поверхностей, классные доски окрашивать в светлые тона с применением мела темного цвета.

В литературе большое место уделяется планировке и устройству физкультурных залов, туалетных помещений, гардеробов и их оборудованию. Остановимся только на некоторых элементах.

Площадь школьного зала очень различна, например 18,2X9,14 м квадратной формы с передвижной сценой или 21X12 м (высота не более 4,8 м). В школах на 600 человек строят нередко 2 зала (в Бирмин-гаме 4 зала) с минимальной площадью каждого 74,3 м2. На 300 учеников имеются залы в 111,5, 139,4, 185,8 м2.

Площадь для школьной столовой не всегда выделяется; используется малый зал школы или две смежные комнаты с раздвижными перегородками. Зал для приема пищи обычно рассчитан на две смены из расчета 0,9 м2 на одного обедающего.

Для размещения мебели зала при использовании его как столовой выделяется специальная кладовая или пространство под сценой. Следует еще раз подчеркнуть частое использование в школьном строительстве (особенно для столовых) раздвижных перегородок, главным образом в Англии (например, в Бирмингаме). В практике школьного строительства в СССР они используются редко; в связи с обязательностью охвата школьным питанием всех школьников этот строительный прием следовало бы применять значительно чаще.

В некоторых странах (Швейцария) гимнастические залы размещаются в отдельном здании.

Вентиляция в школах предпочитается в виде сквозного проветривания, нередко используются механические побудители; норма обмена— до пятикратного в час в зависимости от характера помещения. В Англии начиная с 1907 г. «нагнетательная» вентиляция почти не применяется.

Используется новый вид вентиляции, по идее подобный шведским коробам. В подоконнике устраиваются горизонтальные щели, образующиеся при выносе застекления из плоскости стены. Величина щелей регулируется при помощи задвигающихся щитков. Этот вид заменяет фрамуги и неоткрывающиеся окна, обеспечивая непрерывную циркуляцию воздуха.

В организации вентиляции английских школ учитывается желательность поддерживать температуру воздуха в начальных школах на уровне 14—16°.

Подача чистого воздуха должна составлять от 39 до 18 м3/час на одного школьника (Building Research Congress, 1951).

5*

67

В процессе строительства уделяется внимание вопросам акустики,

устраиваются малослойные стены и перегородки.

Рекомендуется туалетная комната для каждого класса, для старших классов допускается одна групповая уборная с умывальной (на 3—4 класса). Для Англии характерен вынос уборных в пристройку.

В разных странах применяются общешкольные раздевалки (одна и больше), приклассные гардеробные комнаты (одна, располагаемая между каждыми двумя классами, которые ею обслуживаются) и коридоры-раздевалки (в нишах и альковах); проектируются школы с организацией раздевалок на лестничных площадках. Каждый тип имеет свои недостатки и преимущества.

Относительно оборудования школ отметим окраску мебели и стен в светлые «чистые» тона, дверей и книжных полок в различные яркие цвета (красные, зеленые, желтые и т. д.), устройство резиновых прокладок под ножками столов для поглощения шума, наличие не менее двух классных досок (в передней и боковой стене для объявлений), окрашенных в контрастные цвета по отношению к стене.

В школах США, Англии, Франции, Швеции и др. широкое и разнообразное развитие имеют мастерские и классы домоводства. Следует помнить, что в капиталистических странах большинство школьников оставляет школу после четырехклассного обучения, уходя на производство из соображений материальной нужды. В зависимости от местных условий в некоторых школах имеются профессиональные школьные мастерские: швейные и рукоделия (Швейцария), по дереву, по металлу и автомобилям, (Швеция), мастерские технического труда, ткацкие мастерские и пр. Очень разнообразны классы по обучению домоводству: учебные кухни, комнаты по уходу за новорожденным, по оказанию первой помощи, по мелкому домашнему обиходу (окраска стен, оклейка обоев, мелкий ремонт и отделка и т. п.), классы стенографии, машинописи, счетоводства и даже косметики (Канзас, США).

Эти материалы, как и материалы по планировке и оборудованию лицеев и колледжей, в гигиеническом отношении заслуживают специального обзора.

Поступила (6/У 1957 г.

тйг тйг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.