Научная статья на тему 'От архитектуры детского сада к школьной архитектуре* (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)'

От архитектуры детского сада к школьной архитектуре* (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура детского сада / образовательное пространство / дизайн детского сада / типовые проекты дошкольных учреждений. / architecture of a kindergarten / educational system / design of a kindergarten / generic design of early childhood institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Ирина Ильинична

Изменения системы образования в мире и новые условия существования системы образования радикально сказались на инфраструктуре образования. Ее изменениям посвящено много нормативноправовых актов, конференций, публикаций и т.д. Существенно меньше внимания уделялось такому важнейшему элементу системы образования, задающему пространственные, содержательные, эстетические и программные нормы жизнедеятельности, являющемуся связующим звеном между образованием и человеческим сообществом, как архитектура. Педагоги, говоря о роли среды в воспитании, редко уделяют внимание архитектуре. Тем не менее пространство детского сада оказывает значимое влияние на создание среды. В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи ответы на эти вопросы существенно различались. Автор рассказывает о современных тенденциях в строительстве детских садов и школ, рисках, которые возникают при строительстве типовых зданий, и показывает, каким требованиям должно отвечать пространство современного детского сада, раскрывает, как изменения в образовании приводят к формированию новых тенденций в архитектуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Ирина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Architecture of a Kindergarten to Architecture of a School: Analysis of Contemporary Foreign Practices in a Changing Educational Environment

Changes in the world’s education system and new conditions for the existence of the education system have radically affected the infrastructure of education institutions. Many legal acts, conferences, publications, etc. are devoted to its changes. Much less attention has been paid to such a crucial element of the education system, which sets spatial, substantive, aesthetic and programmatic norms of life activities, which is a link between education and the human community, as architecture. Teachers, speaking about the role of the environment in education, rarely pay attention to architecture. Nevertheless, the space of the kindergarten has a significant impact on the creation of the environment. In different historical periods, there were different views on where children should be, what kind of education they should receive and who should provide it. Depending on the era, the answers to these questions differed significantly. The author focuses on modern trends in the construction of kindergartens and schools, the risks that arise in the construction of standard buildings and shows what requirements should the space of a modern kindergarten meet, reveals how changes in education generate new trends in architecture.

Текст научной работы на тему «От архитектуры детского сада к школьной архитектуре* (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)»



УДК 373.2:371.3 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10065

Комарова И.И.

От архитектуры детского сада к школьной архитектуре

(Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)

Комарова Ирина Ильинична**, Совет по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, Международная педагогическая академия дошкольного образования (Москва, Россия)

Изменения системы образования в мире и новые условия существования системы образования радикально сказались на инфраструктуре образования. Ее изменениям посвящено много нормативно-правовых актов, конференций, публикаций и т.д. Существенно меньше внимания уделялось такому важнейшему элементу системы образования, задающему пространственные, содержательные, эстетические и программные нормы жизнедеятельности, являющемуся связующим звеном между образованием и человеческим сообществом, как архитектура. Педагоги, говоря о роли среды в воспитании, редко уделяют внимание архитектуре. Тем не менее пространство детского сада оказывает значимое влияние на создание среды. В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи ответы на эти вопросы существенно различались. Автор рассказывает о современных тенденциях в строительстве детских садов и школ, рисках, которые возникают при строительстве типовых зданий, и показывает, каким требованиям должно отвечать пространство современного детского сада, раскрывает, как изменения в образовании приводят к формированию новых тенденций в архитектуре.

Ключевые слова: архитектура детского сада, образовательное пространство, дизайн детского сада, типовые проекты дошкольных учреждений.

Для цитирования: Комарова И.И. От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада) // Современное дошкольное образование. - 2020. - №2(98). - С. 14-27. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10065 Материалы статьи получены 15.12.2019.

Когда мы говорим о школьном строительстве за рубежом, мы должны понимать различия в возрастной периодизации российского образования и значительной части западного: то, что у нас является старшей и подготовительной группами детского сада, в ряде стран относится к уровню К-1, К-2 начальной школы. Соответственно, к помещениям начальной школы предъявляются совершенно иные требования. Тем не менее говорим мы о начальной или средней школе, основные тенденции в современном школьном строительстве за рубежом повторяют тенденции, наметившиеся в архитектуре образовательных зданий для воспитания и образования детей младшего возраста.

* Окончание. Начало в СДО №1, 2020.

** Контакты: irinakomarova@mail.ru

Изменение пространства школы, определяемое изменением функций системы образования в условиях общества знаний

Проектирование школ, способных адаптироваться к современной педагогике и стилям преподавания завтрашнего дня, по мнению многих архитекторов, -это фантазии. Считается, что здание школы должно обладать такими характеристиками, которые позволяют быстро переструктурировать его под новый образовательный уклад. «Вы должны допускать развитие моделей обучения без огромных

UDC 373.2:371.3 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10065 From Architecture of a Kindergarten to Architecture of a School: Analysis of Contemporary Foreign Practices in a Changing Educational Environment Irina I. Komarova*, Research Council of the Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development and Trade of the Russian Federation, International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia Changes in the world's education system and new conditions for the existence of the education system have radically affected the infrastructure of education institutions. Many legal acts, conferences, publications, etc. are devoted to its changes. Much less attention has been paid to such a crucial element of the education system, which sets spatial, substantive, aesthetic and programmatic norms of life activities, which is a link between education and the human community, as architecture. Teachers, speaking about the role of the environment in education, rarely pay attention to architecture. Nevertheless, the space of the kindergarten has a significant impact on the creation of the environment. In different historical periods, there were different views on where children should be, what kind of education they should receive and who should provide it. Depending on the era, the answers to these questions differed significantly. The author focuses on modern trends in the construction of kindergartens and schools, the risks that arise in the construction of standard buildings and shows what requirements should the space of a modern kindergarten meet, reveals how changes in education generate new trends in architecture. Keywords: architecture of a kindergarten, educational system, design of a kindergarten, generic design of early childhood institutions. For citation: Komarova I.I. (2020). From architecture of a kindergarten to architecture of a school: analysis of contemporary foreign practices in a changing educational environment. Preschool Education Today. 2:14, 14-27 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10065 Original manuscript received 15.12.2019. * Contacts: irinakomarova@mail.ru

затрат на перенастройку пространства», -считают они.

По рекомендациям Национального института строительных наук, «важность внешнего вида школы играет определяющую роль, принижать которую не следует. Школьное здание, привлекательное, отвечающее и соответствующее дизайну и обстановке района, создает чувство гордости и ответственности среди учащихся, учителей и общества. Внешний вид должен украшать окрестности и отражать ценности сообщества. Интерьер школы должен улучшать учебный процесс».

Школьные объекты в большей степени, чем другие типы зданий (за исключением детских садов), оказывают глубокое влияние на их обитателей и функции здания, а именно на преподавание и обучение. Дети могут негативно реагировать на неблагоприятные условия.

Структура школьного здания и условия существования в нем должны быть извест-

ны всем с первого дня пребывания в школе. С этой целью следует издать концепцию здания в качестве учебного пособия (3D-учебник по каждой конкретной школе).

Класс - не класс, игровая площадка - не игровая площадка. Rockford Public School. Иллинойс (2019). Photographs:Robert Benson, Christopher Barrett

Школы перестают быть отдельно стоящим зданием и превращаются в комплексы

Школа Цзян Синьюань. Чжэнань Роуд, район Цзян, Цзинань, Шаньдун, Китай (2016) / Photographs: ZYStudio

Средняя школа Нанкин Миндао. Китай (2018) / Photographs: Bowen Hou

Четкое зонирование пространства школы по возрастным группам: начальная школа (1-4 класс), средняя школа (5-8 класс), старшая школа (9-11)

Школа в Копенгагене / Дания (2017). Четыре небольшие подшколы, разделенные по возрасту учащихся, делят большое здание. Классы для самых маленьких учеников являются самыми большими в школе, потому что все функции - такие как открытые площадки, места для театра, а также места для занятий и занятий спортом - собраны в классной комнате и вокруг нее. Каждая из четырех подшкол находится на общей базе, где располагаются общие помещения, такие как фойе, спортивные сооружения, кафетерий, библиотека и театральные помещения. Отдельная зона для классных комнат позволяет закрывать их после школьных занятий, пока база может оставаться открытой для сообщества. Photographs: Adam M0rk

Начальные школы проектируются различных размеров, конфигураций и планировок в зависимости от школьного округа и программы.

Они должны выделяться визуально, быть удобны акустически и термически; иметь отличное качество воздуха в помещении и быть безопасными. Эти здания также должны иметь хорошую окружающую среду, поскольку она обучает сама по себе.

Лидеры сообщества, родители и педагоги ценят школы, которые имеют тесную связь с сообществом. И, наконец, начальные школы должны быть экономически эффективными, чтобы максимально ограничить финансирование и обеспечить наилучшие условия обучения для бюджета.

Средние школы ставят перед архитекторами особые задачи. Школьники в этом предподростковом возрасте становятся более независимыми и темпераментными. Они перешли из начальной школы, где обучение по большей части происходило в одном классе с одним учителем, и теперь они учатся следовать расписанию и находить дорогу в разные части здания.

Ученикам средней школы требуется больше места для своих вещей, а также новые функциональные помещения: научные лаборатории, художественные студии, центры декоративно-прикладного искусства, для музыкальных и других программ. Медиа-центры, от 300 до 500 квадратных метров, часто используются в средних школах.

Единство внутреннего и внешнего пространства школы: уличное пространство тесно связано с внутренним

Внутренняя среда является естественным продолжением наружной, благодаря окнам, которые открываются и обеспечивают легкий доступ из классных комнат в сад и другие открытые зоны, которые можно использовать в учебной программе.

Под влиянием рисунков детей команда дизайнеров создала уникальные места в детском саду, которые видны с улицы. Каждое пространство имеет уникальные геометрические окна разных цветов, которые разбивают пространство школы. Rockford Public School. Иллинойс (2019)

Во дворе школы. Wilson School, in Arlington, Va. США. (2019) Photographs:Laurian Ghinitoiu

Groenendaal Primary School Park Classrooms. Gagelveldenstraat 71, 2170 Merksem, Belgium (2019). Photographs: David Jacobs

Школа будущего города Ханчжоу Хайшу. Китай (2018)

Начальная школа Noor e Mobin G2. Иран (2017). Photographs: Ali Daghigh, Arash Nasiri, Behruz Khamseh, Farid Almasi, Soroosh Riazi

Увеличение общественных пространств: общественных зал, расширение коридоров (их слияние с классами)

Средняя школа Кихей на Мауи при Департаменте образования штата Гавайи (HIDOE)

Rockford Public School. Иллинойс (2019). Практически в школе коридоров нет вообще. Это хорошо видно на плане

Школа будущего города Ханчжоу Хайшу. Китай

Простота навигации

Физическая организация школы должна обеспечивать простую навигацию, которая создает уверенность, но не в ущерб безопасности.

Появление новых функциональных пространств

Основные типы пространства для начальных школ включают, но не ограничиваются:

• Административные офисы.

• Художественный объект.

• Кафетерий - в начальных школах кафетерий часто дублирует аудиторию, или «столовую».

• Классная комната - дневное освещение является наиболее важным в классных комнатах, где происходит большинство преподавания и обучения.

• Общие зоны / дворы.

• Спортивный зал.

• Медицинские услуги.

• Лобби - школы часто демонстрируют командные призы в фойе или организуют красочные показы на уровне глаз ребенка.

• Медиа-центр - школы превращают традиционные библиотеки в медиа-центры, адаптируясь к новым технологиям, а также к другим вопросам, таким как комфорт, гибкость и максимальное использование пространства.

• Многоцелевые комнаты.

• Музыкальное образование.

• Научный центр.

• Уборные.

Трансформируемое пространство

Средняя школа Кихей на Мауи при Департаменте образования штата Гавайи (HIDOE)

Изменение функционала лестниц

Wilson School, in Arlington, Va. (США)

Школа в Копенгагене, Дания

Школа будущего города Ханчжоу Хайшу. Китай

Открытость школ для родителей и предоставление помещений для представителей сообщества

Znjan-Pazdigrad Primary School. Сплит. Хорватия

Здание школы в Сплите, окруженное жилыми домами, небольшими мастерскими, торговыми центрами, садами и теплицами, стало центром городского сообщества. До строительства школы территория страдала от нехватки социальных объектов и общественных зон. Решено было ее строить таким образом, чтобы она выполняла и функции центра для сообщества. Два нижних этажа выполняли функцию базы школы с комплексами спортивных сооружений и общественных пространств, два верхних - учебные заведения, перекрывающиеся на вечер.

Спортзал в цокольных этажах, который используется школой и сообществом. Znjan-Pazdigrad Primary School. Сплит. Хорватия

Доступность пространства для всех участников образовательного процесса

В здании должны быть спроектированы места для удовлетворения особых потребностей школьников, преподавателей и административного персонала с ограниченными возможностями. Детям с СДВГ и другими ограничениями, которые ухудшаются из-за чрезмерных раздражителей, могут помочь перестраиваемые светодиоды, затемнение и обеспечение более теплых тонов при освещении. Поскольку цветопередача освещения в настоящее время стоит вдвое дороже, чем стандартное освещение, школы используют более дорогие варианты освещения в классах с особыми потребностями, где они могут принести наибольшую пользу.

Акустическое общество Америки опубликовало два американских национальных стандарта по акустике в классе:

• ANSI / ASA S12.60 Часть 1: Постоянные школы.

• ANSI / ASA S12.60 Часть 2: Перемещаемые классные факторы.

В здании должен быть обеспечен гибкий дизайн, который позволяет легко модифицировать пространства.

Школы строятся с учетом новых тенденций в строительстве

Увеличение этажности школ в некоторых случаях

Сегодня появилось еще одно направление в архитектуре школьных зданий - вертикальные школы. Это результат того, что стоимость земли, необходимой для одно- или двухэтажных городских школ, слишком велика, чтобы оправдать традиционное строительство. Подобные школы проектируются в основном для более взрослых детей, не относящихся к дошкольному возрасту.

Средняя школа Чикаго спроектирована на 13 этажей. Здание отступает от красной линии застройки, чтобы обеспечить больше естественного света, и имеет зону отдыха с искусственным покрытием на 750 кв. метров, которая используется как классная комната на открытом воздухе и место для сбора школьников

Средне-высшая школа GEMS в Бостоне

В проекте школы Clark Avenue в Челси (Бостон) было пять этажей, на которых размещались классные комнаты, и еще одно здание с меньшим количеством этажей для тренажерного зала и кафетерия. При проектировании новой школы было заложено открытое пространство с садом и площадкой для выступлений на открытом воздухе с многоуровневыми трибунами. Это открытое пространство, занимает около трети территории прежней школы. Таким образом проект привнес наружные пространства и зелень в школу, которая раньше была окружена асфальтом

Девятиэтажная школа Huili для международной образовательной группы Wellington в Шанхае, Китай, делится на две вертикальные секции, где на верхних этажах находятся дети старшего возраста. Здание включает в себя крытый трек, бассейны и крытое футбольное поле

Вынесение прогулочных площадок на крыши

Wilson School, in Arlington, Va. (США)

Обучающая и тактильная архитектура

Архитектура вовлекает детей непосредственно в процесс познания, одновременно обеспечивая решения стимулирующей и образовательной задач

В некоторых школах классы заменены на образовательные сообщества, которые обеспечиваются мягкой, подвижной мебелью, предназначенной для того, чтобы ее толкали, тянули и перемещали

При строительстве учитываются новые знания в области антропологии, психологии, строительных материалов и экологии

Во-первых, главным принципом является необходимость использовать экологические материалы, которые поддаются рециклингу. Во-вторых, используются энергоэффективные материалы, в том числе современные изоляционные материалы.

Школы с нулевой энергоэффективностью

Первая государственная школа K-12 во Флориде с нулевой эффективностью открыта 6 августа 2019 года. Школа STEM емкостью 44 820 человек, которая официально открылась 12 августа для 500 учеников, спроектирована и построена так, чтобы использовать на 76% меньше энергии, чем обычная школа, и экономить 115 000 долларов в год на затратах на электроэнергию. Особенности проекта включают в себя крышу с 650 самобалластными солнечными батареями, которые будут вырабатывать 228 кВт энергии. На проектирование и строительство трехэтажной школы ушло 16 месяцев, а стоимость строительства составила 13 292 000 долларов

Школа в Копенгагене (Дания) включает 10 солнечных батарей на каждого ученика, которого она может разместить. Батареи будут производить более половины годовой потребности в электроэнергии. Множество панелей будут использоваться в рамках учебной стратегии школы. Студенты смогут следить за производством энергии и использовать собранные данные на таких предметах, как физика и математика

Комфорт

Особые требования в образовательной организации уделяются комфорту. Причем комфорту не только детей, но и педагогов, и всех, кто работает в здании. Начальные школы должны улучшать здоровье и продуктивность учащихся, учителей и персонала. Для этого должны выполняться следующие требования:

1. Использование естественной вентиляции. Дети, как правило, более чувствительны к загрязнителям воздуха внутри помещений, чем взрослые, и чаще страдают от аллергии и астмы.

2. Обеспечение акустического комфорта. Плохая акустика в классе не просто раздражает. Если речь идет о детях младшего возраста, когда они не могут слышать педагога, они, как правило, не «заполняют пробелы», в отличие от взрослых, и это может нарушить процесс обучения.

3. Обеспечение теплового комфорта. Системы вентиляции и кондиционирования для поддержания необходимой влажности. При этом учителя должны иметь доступ к контролю над температурой в своих классах.

Совокупность естественного и искусственного освещения в классах

Дневное освещение должно быть приоритетом, особенно в классных комнатах. Дневное освещение - это контролируемое поступление

естественного света в пространство помещения. Блики могут отрицательно сказываться на процессе обучения. Исследования показывают положительную корреляцию между дневным освещением и успеваемостью учащихся.

Rockford Public School. Иллинойс (2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дневное освещение должно быть объединено с высокоэффективным электрическим освещением и элементами управления им для оптимизации визуального комфорта.

Мансардные окна используются для распределения естественного дневного света в классных комнатах, библиотеках, многоцелевых комнатах и офисах этой школы на 800 учеников ^5. Жалюзи, установленные в люках на крыше, помогают контролировать уровни дневного света и могут использоваться для затемнения помещений, когда

это необходимо. Окна классных комнат обеспечивают дополнительный дневной свет и защищены глубокими выступами, которые контролируют прямой солнечный свет и блики. Начальная школа Дена Бур, Салида, Калифорния

Дизайн должен обеспечить рассеянное, равномерное дневное освещение в классных комнатах. Следует избегать попадания прямых солнечных лучей.

Мониторы на крыше, которые обеспечивают дневной свет в классах этой начальной школы на 200 учеников, дают дополнительное преимущество: улучшенную акустику

Южная часть школы защищена от прямых солнечных лучей

Цветовая стимулирующая гамма

На образование и воспитание детей на разных этапах развития большое влияние оказывают воздействие света, цвета, масштаба, даже то, как школа расположена.

Библиотека / Медиазал получает достаточно дневного света

Создание зон комфорта для детей и для педагогов

Розанна Гольф Линкс Начальная школа. Австралия

Экономическая эффективность школьных зданий

Школьные округа, как правило, разделяют свои капитальные и операционные бюджеты и поэтому не имеют большого стимула учитывать долгосрочные затраты на здание при принятии решений о его проектировании и строительстве. Однако, чтобы снизить общую стоимость владения зданием при обеспечении его качества, необходимо сбалансировать

первоначальные затраты на проектирование и строительство со стоимостью освещения, отопления, охлаждения, ремонта и других операций по эксплуатации и техническому обслуживанию объекта. Для этого требуется:

• Применять экономически эффективные принципы при планировании, проектировании, строительстве и эксплуатации школьных помещений.

• Выбирать элементы здания на основе анализа стоимости жизненного цикла. Этот вопрос требует особого внимания, так как в РФ и в западном обществе существуют принципиально различные цели строительства вообще и «образовательного» строительства в частности. Если основной целью строительства в России является возведение здания и сдача его в эксплуатацию, то в большинстве зарубежных стран задача строительства разобрать здание после того, как оно построено и отслужило свой срок. При этом важно, чтобы основная часть строительных материалов, полученных при разборке здания, могла быть вновь направлена на повторное использование: так называемый рециклинг строительных отходов.

• Указывать материалы и продукты, которые легко обслуживать (сопоставьте их с воздействием на здоровье детей и окружающую среду).

• Ввести объект в эксплуатацию, чтобы убедиться, что он работает в соответствии с замыслом проекта.

• Использовать инструменты моделирования и анализа энергии для оптимизации энергетических характеристик (интеграция систем дневного освещения, высокопроизводительных систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, энергосберегающих строительных конструкций и высокопроизводительного электрического освещения).

Исторические школьные здания

Исторические школьные здания - те, которые построены 50 лет назад и больше. Обычно они являлись центрами своих сообществ и были спроектированы для оптимизации естественной вентиляции и дневного освещения. Считается, что сообщества должны изучать историю своих школ и участвовать в планировании новых школ, чтобы принимать мудрые решения относительно ремонта или нового строительства. Все плюсы и минусы ремонта старой школы должны быть проанализированы. К объектам анализа относятся:

• Целостность конструкции.

• Доступность для сообщества.

• Ориентация здания - с точки зрения доступа солнечного света.

• Возможности дневного освещения (т.е. большие окна) и возможные барьеры (многоэтажные здания).

• Другие функции, которые увеличивают или мешают визуальному / тепловому / акустическому комфорту.

• Потенциал для повышения энергоэффективности, водосбережения, безопасности и надежности, а также технологий.

• Эстетика.

• Значение для сообщества в исторической перспективе; историческое значение.

• Близость к жилым кварталам (возможность прогулок / езды на велосипеде до школы).

Безопасность

Мы много говорили об архитектуре образовательных зданий, но обеспечение их безопасности является безусловным приоритетом. Как средствами архитектуры можно увеличить безопасность детского сада или школы?

• Максимизировать визуальный доступ к коридорам и школьным площадкам.

«Нестандартные» коридоры, множество видов на улицу и изнутри, а также окна между классными комнатами и коридором -все это улучшает безопасность и чувство безопасности в здании. Начальная школа Boscawen, Boscawen, Нью-Гемпшир

• Повысить чувство собственности и чувство принадлежности к территории учеников, предоставляя им удобные, а не казенные помещения и четко определяя границы школ.

• Планировка местности вокруг школы должна обеспечить контроль доступа к зданию и участкам лиц и транспортных средств.

• Использовать прочные, нетоксичные строительные материалы.

• обеспечить при проектировании школы убежища для экстренных случаев.

• Обеспечить безопасный выход из здания в случае чрезвычайной ситуации.

Заключение

Как мы видим, новые тенденции в системе образования требуют новой архитектуры, которая обеспечила и поддержала бы изменение образовательных технологий.

1. Согласование между зданием и образовательной программой должно быть тщательно продумано. Пространственная игра архитектуры должна гармонировать с детской игрой.

2. Сегодня к архитектуре детского сада и к архитектуре школы общество и профессиональное сообщество предъявляют схожие требования: трансформируемые помещения, гибкая планировка, много вспомогательных помещений широкого профиля, комфортная среда, панорамные окна, наличие широких коридоров и лестниц и т. д.

3. Гибкая планировка: в зависимости от динамики изменения численности населения часть площади в одно время может быть занята помещениями самого детского садика, в другое время - отводиться под помещения для дополнительного воспитания и начальную школу.

4. Должны быть использованы натуральные природные, «теплые» материалы. Особое внимание в проекте уделяется поверхностям, то есть фактуре, текстуре, цвету.

5. Архитектурный проект внутри и снаружи должен быть насыщен деталями, несущими позитивную и познавательную информацию: идеально для развития будет использование «умных» поверхностей (музыкальных или говорящих стен, светящихся предметов...), реагирующих на действия человека.

6. По результатам социологического опроса, состав помещений должен быть дополнен специализированными комнатами для охра-

ны, проекционными залами, дополнительными комнатами для сотрудников, комнатами ожидания, бассейном.

7. Площадь всех помещений, особенно гардеробных, должна быть увеличена.

8. В помещениях, где пребывают дети, очень важен микроклимат. Поэтому особое внимание надо уделить качеству и количеству воздуха (тщательно продумывать систему кондиционирования и вентилирования), предусматривать большое количество естественного освещения.

Угрозы

• Сегодня прослеживается попытка поставить знак равенства между детским садом и школой. Это видно даже по формулировкам программ на конференциях и форумах, посвященных образовательной среде.

• Попытка решать за счет перенасыщенной среды вопросы воспитательные.

• Разобщенность внутренней и внешней среды. Они не воспринимаются как единое целое ни заказчиком, ни проектировщиком.

• Система закупок ориентирована на более дешевые материалы и решения.

• Архитектор не получает содержательного заказа на проектирование

• Нет понимания процессов, происходящих в образовании, на которые надо ориентироваться.

Хороший детский сад - это хорошая программа

• Очень большие общие пространства.

• Максимально застекленный нижний этаж.

• Экологичная архитектура.

• Максимальное использование цвета.

• Яркий внешний облик: ребенок должен гордиться зданием своего садика.

• Лестницы и коридоры выполняют функцию общественного пространства - широкие, дающие возможность детям играть.

• Использование различных на ощупь материалов.

• Развивающая архитектура.

• Энергосберегающее строительство.

• Создание большой общей многофункциональной залы, объединяющей все группы.

• Создание зоны взаимодействия с сообществом вне детского сада.

• Трансформируемое пространство.

ФГОС определяет наличие своей программы у каждого детского сада. ■

Информация об авторе

Комарова Ирина Ильинична, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, академик МАНПО, проректор Международной педагогической академии дошкольного образования (Москва, Россия), irinakomarova@mail.ru

Information about the author

Irina I. Komarova, PhD in History, Lead Researcher, Productive Forces Research Council of the Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development and Trade of the Russian Federation, International Academy of Preschool Education, Moscow, Russia, irinakomarova@mail.ru

Литература

1. 7 признаков, по которым можно отличить хороший детский сад от плохого. https://letidor.ru/obrazovanie/ a34-7-priznakov-po-kotorym-mozhno-otlichit-horoshiy-detskiy-sad-ot-plohogo-15983.shtml

2. Инновационные проекты детских садов для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, Республика Саха (Якутия), 2014 // http://tehne.com/grant/innovacionnye-proekty-detskih-sadov-dlya-rayonov-kraynego-severa-i-dal nego-vostoka-respubli ka-saha-yakutiya-2014

3. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. - 2018. - №8(90). - С. 16-25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032

4. Комарова ИИ. Образовательные кластеры как механизмы смены образовательных укладов // Программа «Одаренный ребенок» в детских садах Якутии. Т. 3: Детско-взрослые сообщества, как механизм развития таланта: [Сб. статей] / Под ред. Ф.В. Габышевой; при участии Т.С. Комаровой, И.И. Комаровой, М.Л. Прокопьевой, О.Н. Степановой. - М.-Якутск, 2017. - С. 198-223.

5. Косс Ж.-Г. Цвет. Четвертое измерение. - М.: Синдбад, 2018. - 240 с.

6. См. Информацию EPA о здоровой школьной среде. Здоровые школы, Здоровые дети. https://www. epa.gov/schools

7. См. Рекомендации по доступности для американцев с ограниченными возможностями (ADAAG). https:// www.access-board.gov/guidelines-and-standards/buildings-and-sites/about-the-ada-standards/background/adaag

8. Стерлинг Монтессори Академия, Моррисвилль, Северная Каролина.

9. Требования к акустике в американских школах. См.: WBDG - Whole Building Design Guide. Acoustic Comfort. https://www.wbdg. org/resources/acoustic-comfort

10. Учебник BIPS 07 / FEMA 428 для разработки безопасных школьных проектов в случае террористических атак и школьных расстрелов, а также практических примеров безопасных комнат FEMA и общественных приютов. https://www.wbdg.org/ffc/dhs/criteria/bips-07

11. AmericanNationalStandardAcousticalPerformance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 1: Permanent Schools. https://global.ihs.com/doc_detail. cfm?&rid = ASA&input_doc_number= %20&input_doc_ title=%20&item_s_key = 00585043

12. AmericanNationalStandardAcousticalPerformance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part

2: Relocatable Classroom Factors. https://global.ihs.com/doc_ detail.cfm?&rid = ASA&input_doc_number= %20&input_ doc_title=%20&item_s_key = 00566066

13. Copenhagen International School Nordhavn / C.F. Mwller. https://www.archdaily.com/879152/copenhagen-international-school-nordhavn-cf-moller

14. Dudek M. (2001) Architecture of Kindergarten. Taylor & Francis; 2 edition. P.3.

15. El Porvenir Social Kindergarden/Giancarlo Mazzanti // https://www.archdaily.com/89896/el-porvenir-social-kindergarden-giancarlo-mazzanti?ad_source = search&ad_ medium = search_result_projects

16. Giraffe Childcare Center / Hondelatte Laporte Architectes // https://www.archdaily.com/316652/giraffe-childcare-center-hondelatte-laporte-architectes?ad_ source = search&ad_medium = search_result_projects

17. Gregg D. Ander, FAIA. Daylighting. https://www. wbdg.org/resources/daylighting

18. Groenendaal Primary School Park Classrooms / HUB. https://www.archdaily.com/925402/groenendaal-primary-school-park-classrooms-hub

19. Hangzhou Haishu School of Future Sci-Tech City — Story of a Small Town. https://architizer.com/projects/story-of-a-small-townhangzhou-haishu-school-of-future-sci-tech-city/

20. Hawaii: The Latest Architecture and News.

21. K-12 market trends 2018: Common areas enable hands-on learning. https://www.bdcnetwork.com/ k-12-market-trends-2018-common-areas-enable-hands-learning

22. Kindergarten Sighartstein / Kadawitt-feldarchitektur // https://www.archdaily.com/34252/ kindergarten-sighartstein-kadawittfeldarchitektur

23. Kindergartens // https://www.archdaily. com/6267/kindergartens-70%25c2%25ban-arkitektur

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Liyang Experimental Primary School / UAD. https://www.archdaily.com/921908/liyang-experimental-primary-school-uad

25. Monthey Kindergarden / Bonnard Woeffray Architectes // https://www.archdaily.com/79449/monthey-kindergarden-bonnard-woeffray-architectes

26. Nanjing Mingdao Middle School / XSJZ. https://www.archdaily.com/920400/nanjing-mingdao-middle-school-xsjz

27. NIBS - The National Institute of Building Sciences. http://www.ncef.org/resource-li sts/dayl i ghti ng

28. NIBS - The National Institute of Building Sciences. Safeschools. http://www.ncef.org/safeschools/

29. Rockford Public School / CannonDesign. https://www.archdai ly.com/91 763 9/rockford-public-school-cannondesign

30. Sanmen Dafu Kindergarden / Think Logic Design // https://www.archdaily.com/931646/sanmen-dafu-kinder-garden-think-logic-design

31. Taka Tuka Land / Baupiloten // https://www. archdaily.com/519/taka-tuka-land-baupiloten

32. The Heights Building / BIG. https://www.archdaily. com/92 73 3 6/the-heights-bu ilding-big

33. The Noor e Mobin G2 Primery School / FEA Studio. https://www.archdaily.com/91 1483/the-noor-e-mobin-g2-primery-school-fea-studio

34. The Paradise of Color / Atelier Alter // https://www. archdaily.com/802726/the-paradise-of-color-atelier-alter

35. Two Billion New Homes to be Created in the Next 80 Years // https://www.weforum.org/agenda/2018/03/the-world-needs-to-build-more-than-two-billion-new-homes-over-the-next-80-years.

36. Understanding the Language and Elements of Design. https://www.wbdg.org/design-objectives/aesthetics

37. Vaughan Ellen Larson. Elementary School. https://www.nibs.org/content/elementary-school-whole-building-design-guide

38. WBDG - Whole Building Design Guide. Building Commissioning. https://www.wbdg.org

References

1. 7 priznakov, po kotorym mozhno otlichit' horoshij detskij sad ot plohogo [7 signs by which you can distinguish a good kindergarten from a bad one]. https:// letidor.ru/obrazovanie/a34-7-priznakov-po-kotorym-mozhno-otlichit-horoshiy-detskiy-sad-ot-plohogo-1 5983. shtml

2. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 1: Permanent Schools. https://global.ihs.com/doc_detail.cfm?&rid = ASA&input_ doc_number = %2 0&input_doc_title = %2 0&item_s_ key=00585043

3. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 2: Relocatable Classroom Factors. https://global.ihs.com/doc_detail.cfm?&rid = ASA&input_ doc_number = %2 0&input_doc_title = %2 0&item_s_ key = 00566066

4. Copenhagen International School Nordhavn / C.F. Mwller. https://www.archdaily.com/879152/copenhagen-international-school-nordhavn-cf-moller

5. Dudek M. (2001) Architecture of Kindergarten. Taylor & Francis; 2 edition. P.3.

6. El Porvenir Social Kindergarden / Giancarlo Mazzanti // https://www.archdaily.com/89896/el-porvenir-social-kindergarden-giancarlo-mazzanti?ad_ source = search&ad_medium = search_result_projects

7. Giraffe Childcare Center / Hondelatte Laporte Architectes // https://www.archdaily.com/316652/giraffe-childcare-center-hondelatte-laporte-architectes?ad_ source = search&ad_medium = search_result_projects

8. Gregg D. Ander, FAIA. Daylighting. https:// www.wbdg.org/resources/daylighting

9. Groenendaal Primary School Park Classrooms / HUB. https://www.archdaily.com/925402/groenendaal-primary-school-park-classrooms-hub

10. Hangzhou Haishu School of Future Sci-Tech City — Story of a Small Town. https://architizer.com/projects/ story-of-a-small-townhangzhou-haishu-school-of-future-sci-tech-city/

11. Hawaii: The Latest Architecture and News.

12. Innovacionnye proekty detskih sadov dlya rajonov Krajnego Severa i Dal'nego Vostoka, Respublika Saha (Yakutiya) [Innovative projects of kindergartens for the regions of the Far North and the Far East, Republic of Sakha (Yakutia)], 2014 // http://tehne.com/grant/ innovacionnye-proekty-detskih-sadov-dlya-rayonov-kraynego-severa-i-dalnego-vostoka-respublika-saha-yakutiya-2014

13. K-12 market trends 2018: Common areas enable hands-on learning. https://www.bdcnetwork.com/ k-12-market-trends-2018-common-areas-enable-hands-learning

14. KindergartenSighartstein/Kadawittfeldarchitektur // https://www.archdaily.com/34252/kindergarten-sighartstein-kadawittfeldarchitektur?ad_source = search&ad_medium = search_result_projects

15. Kindergartens // https://www.archdaily. com/6267/kindergartens-70%25c2%25ban-arkitektur?ad_ source = search&ad_medium = search_result_projects

16. Komarova I.I. (2017) Obrazovatel'nye klastery kak mekhanizmy smeny obrazovatel'nyh ukladov. Programma «Odarennyj rebenok» v detskih sadah Yakutii [Educational clusters as mechanisms for changing educational ways. Program „Gifted child" in kindergartens of Yakutia]. Vol.3: Detsko-vzroslye soobshchestva, kak mekhanizm razvitiya talanta: [Collected works] / Edited by. F.V.Gabysheva; with T.S.Komarova, I.I.Komarova, M.L.Prokop'eva, O.N.Stepanova. Moscow-Yakutsk. 198-223.

17. Komarova I.I. (2018) Budushchee doshkol'nogo obrazovaniya v epohu cifrovizacii [The future of early childhood education in the digitalization age] Sovremennoe

doshkol'noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 8(90). 16-25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032

18. Koss Zh.-G. (2018) Cvet. Chetvertoe izmerenie [Color. Fourth dimension]. Moscow. Sindbad Publ. 240.

19. Liyang Experimental Primary School / UAD. https://www.archdaily.com/921908/liyang-experimental-primary-school-uad

20. Monthey Kindergarden / Bonnard Woeffray Architectes // https://www.archdaily.com/79449/ monthey-kindergarden-bonnard-woeffray-architectes?ad_ source = search&ad_medium = search_result_projects

21. Nanjing Mingdao Middle School / XSJZ. https://www.archdaily.com/920400/nanjing-mingdao-middle-school-xsjz

22. NIBS - The National Institute of Building Sciences. http://www.ncef.org/resource-lists/daylighting

23. NIBS - The National Institute of Building Sciences. Safeschools. http://www.ncef.org/safeschools/

24. Rockford Public School / CannonDesign. https://www.archdai ly.com/91 763 9/rockford-public-school-cannondesign

25. Sanmen Dafu Kindergarden / Think Logic Design // https://www.archdaily.com/931646/sanmen-dafu-kinder-garden-think-logic-design?utm_medium = email&utm_source = ArchDaily%20List&kth = 610,192

26. Sm. Informaciyu EPA o zdorovoj shkol'noj srede. Zdorovye shkoly, Zdorovye deti [See the EPA's information on a healthy school environment. Healthy schools, Healthy children.]. https://www.epa.gov/schools

27. Sm. Rekomendacii po dostupnosti dlya amerikancev s ogranichennymi vozmozhnostyami (ADAAG) [See the accessibility guidelines for Americans with disabilities (ADAAG)]. https://www.access-board.gov/ guidelines-and-standards/buildings-and-sites/about-the-ada-standards/background/adaag

28. Sterling Montessori Akademiya, Morrisvill', Severnaya Karolina [Sterling Montessori Academy, Morrisville, North Carolina]

29. Taka Tuka Land / Baupiloten // https://www. archdaily.com/519/taka-tuka-land-baupiloten

30. The Heights Building / BIG. https://www. archdaily.com/927336/the-heights-building-big

31. The Noor e Mobin G2 Primery School / FEA Studio. https://www.archdaily.com/911483/the-noor-e-mobin-g2-primery-school-fea-studio

32. The Paradise of Color / Atelier Alter // https:// www.archdaily.com/802726/the-paradise-of-color-atelier-alter?ad_source = search&ad_medium = search_result_ projects

33. Trebovaniya k akustike v amerikanskih shkolah [Requirements for acoustics in American schools]. See: WBDG - Whole Building Design Guide. Acoustic Comfort. https://www.wbdg.org/resources/acoustic-comfort

34. Two Billion New Homes to be Created in the Next 80 Years // https://www.weforum.org/agenda/2018/03/the-world-needs-to-build-more-than-two-bil lion-new-homes-over-the-next-80-years.

35. Uchebnik BIPS 07 / FEMA 428 dlya razrabotki bezopasnyh shkol'nyh proektov v sluchae terroristicheskih atak i shkol'nyh rasstrelov, a takzhe prakticheskih primerov bezopasnyh komnat FEMA i obshchestvennyh priyutov [Textbook for developing safe school projects in the event of terrorist attacks and school shootings, as well as practical examples of FEMA safe rooms and public shelters]. https:// www.wbdg.org/ffc/dhs/criteria/bips-07

36. Understanding the Language and Elements of Design. https://www.wbdg.org/design-objectives/ aesthetics

37. Vaughan Ellen Larson. Elementary School. https:// www.nibs.org/content/elementary-school-whole-building-design-guide

38. WBDG - Whole Building Design Guide. Building Commissioning. https://www.wbdg.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.