Научная статья на тему 'НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВКИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ'

НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВКИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW SYSTEM FOR THE SCHOOL BUILDINGS LAY-OUT

In comparison with other types of class-room a pentagonal one has a number of advantages: abundant lighting, good natural ventilation, proper acoustics, and a better means for arranging the equipment in accordance with the teaching processes. The building of pentagonal class-rooms will require new compositional forms, as yet unknown in the construction practice, which however, will excell the existing types of school buildings by their functional, technical, constructional and aesthetic features.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВКИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ»

НОВАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВКИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИИ'

Кандидат архитектуры С. С. Нанушьян

| | л

Основным элементом школьного здания является класс, форма и размеры которого определяют условия освещения, проветривания, отопления, акустики и ориентации, степень его пригодности для целей воспитания и обучения. Нахождение оптимальной формы класса стало насущной задачей проектантов. В нашей строительной практике повсеместное распространение нашел прямоугольный класс, который вследствие низкого уровня освещенности, отсутствия сквозного проветривания, плохой акустики и односторонней ориентации не соответствует современным гигиеническим и педагогическим требованиям.

Опыт строительства классных комнат за рубежом и проведенные в связи с этим исследования доказывают, что в отношении света, воздуха, звука и инсоляции квадратный класс лучше прямоугольного. Не вызывает также сомнения, что для проведения живых, свободных и разнообразных занятий, для демонстрации наглядных пособий квадратное помещение подходит в большей степени, чем прямоугольное. Но квадратный класс глубже прямоугольного и поэтому требует двустороннего освещения. В связи с этим школы могут строиться только одноэтажными.

Предложения об использовании квадратного класса в многоэтажном строительстве, когда прямой свет попадает в класс лишь с одной стороны, а другая сторона освещается во вторую очередь, через коридор (подсвет), оказались неприемлемыми. В этом случае четвертый ряд ученических мест оказывается в зоне интенсивного затемнения. На та-

и

кую глубину не хватает прямого света с левой стороны, а подсвет с правой стороны не вносит сколько-нибудь существенного улучшения. Основной поток света закрывается потолком коридора и полезной для освещения затененной части класса становится очень незначительная часть света, идущего через внутреннее окно. По тем же причинам представляется спорной идея так называемого поперечного класса, когда в прямоугольнике классной комнаты освещается не длинная, а узкая сторона при наличии подсвета (второй свет) с другой узкой стороны. *

Для экспериментального строительства в качестве наиболее целесообразной формы мы предлагаем пятиугольный класс. Такую форму можно использовать в многоэтажном строительстве, как прямоугольную, и сочетать ее с преимуществом квадратного класса с двусторонним освещением. Вместе с тем ей присущи свои новые черты. В этом можно легко убедиться при анализе основных показателей этой формы класса.

Свет. В пятиугольный класс свет попадает с двух сторон, каждая из которых по внутренней стороне равна 5,6 м и повернута по отношению друг к другу под углом 108°. Подобное сочетание дает ряд преимуществ: увеличивается светонесущая поверхность; коэффициент естественного освещения наиболее отдаленной от источника света точки достигает 3,5%, что в 3 раза больше уровня освещенности существующих классов. Столь высокого показателя нет ни у одной многоэтажной школы. Наряду с увеличением количества света повышается качество его, он падает слева и сзади. Это рекомендуемое сочетание, исключает возможность появления теней, неизбежных в квадратном классе, освещаемом с левой и правой стороны. Если в прямоугольном классе степень освещенности убывает по мере удаления от окон, то в пятиугольном перекрещивающиеся, накладываемые друг на друга световые потоки, падающие с одной и другой стороны пятиугольника, а

1 Печатается в порядке обсуждения — Ред.

также сокращение расстояния от окна до тыльной стороны пятиугольника обеспечивают хорошее распределение света и равномерность освещения.

В пятиугольном классе образуется наиболее благоприятная световая среда и обеспечивается высокий комфорт видения. Благодаря потокам направленного света достигается высокая освещенность классной и приколочной досок, чего нет в прямоугольном и квадратном классах. В пятиугольном классе нет периферийного пространства с затененными углами, стены класса становятся своеобразными рефлекторами, намного увеличивающими уровень освещенности. Хорошее распределение естественного света ослабляет контрасты. Повышение общего уровня освещенности уменьшает отношения яркости между внутренними плоскостями класса и способствует приспосабливаемости глаза к яркости небесного свода (рис. 1).

Воздух. По гигиеническим требованиям в классе должен быть обеспечен четырехкратный обмен воздуха. Прямоугольный класс с естественной вытяжкой воздуха и притоком его через оконные фрамуги не обеспечивает требуемый гигиеническими нормами воздухообмен. В этом нас убеждает многолетняя практика эксплуатации школьных зданий. В настоящее время представляется нереальным рассчитывать в решении проблемы вентиляции классной комнаты на массовое внедрение центральной приточно-вытяжной системы. Она требует специального оборудования и усложняет строительство.

Проблема вентиляции класса без всяких дополнительных затрат успешно решается в пятиугольном классе. Угловое проветривание содействует реализации идей «аэрируемых классов». При помощи оконных фрамуг, открываемых с одной и другой стороны, возникают встречные круговые потоки воздуха, которые, скользя по сторонам пятиугольника, омывают поверхность ограждений и мебели (см. на рис. 1 схему встречных круговых потоков воздуха).

Оконные проемы пятиугольного класса располагаются таким образом, что количество и направление входящего воздуха можно регулировать в зависимости от изменения направления ветра.

Звук. Требованиям акустики пятиугольный класс соответствует в наибольшей степени. Общеизвестно, что параллельность сторон прямоугольного и квадратного классов отрицательно влияет на слышимость и распределение звука. В пятиугольном же классе непараллельность стеновых поверхностей обеспечивает как равномерное распределение звука, так и хорошую слышимость.

В пространстве, ограничиваемом непараллельными сторонами, не возникают так называемые стоячие звуковые волны. Кроме того, пятиугольная форма дает больше гарантии устранения эха, чем квадратная или узкая и длинная прямоугольная.

Инсоляция. Пятиугольный класс всегда освещен прямыми

лучами солнца. Даже в наихудшем случае, когда световая поверхность класса обращена на север, благодаря тому что освещенные стороны пятиугольника повернуты на северо-восток и северо-запад, обеспечивается инсоляция классной комнаты в течение 2 часов «утреннего» и и 2 часов «вечернего» солнца. Во всех остальных случаях класс инсо-лируется более продолжительное время (см. на рис. 1 схему продолжительности инсоляции пятиугольного класса).

Пятиугольный класс увеличивает градостроительную маневренность школьного здания, облегчает задачу типового проектирования. При выборе участка отпадает необходимость учитывать ориентировку здания на оптимальную сторону. При любой композиции и любом расположении здания сочетания окон пятиугольного класса обеспечат как продолжительность, так и глубину инсоляции. Вместе с тем структура окон пятиугольного класса облегчает задачу борьбы с вредным

ч

I •

« s

Ч H

С 5

о с

ж

s

CQ

-Д H

о о s я

о

О)

о

CJ

CS

«

О)

s

32

CS CQ

S s

a a) 3 a œ p

CJ O Q

^ с >>

О К

s s a rí

ЁЛиянием солнца, с чрезмерной блесткостью. Одну из двух сторон пятиугольника, на которую попадают прямые солнечные лучи, можно закрывать шторами, жалюзи или же оборудовать солнцезащитным устройством. В южных районах, где возможно уменьшение светонесу-щей поверхности, сторона пятиугольника, подвергающаяся излишнему воздействию солнца, может быть полностью или частично закрыта. Возможно также устройство завесы из деревьев.

Размещение оборудования. Характерная для пятиугольного класса веерная система расположения парт, по мнению специалистов, является наиболее совершенной. Это в значительной степени приближает ряды ученических парт к классной доске и столу учителя. Расстояние от наиболее отдаленной парты до классной доски вместо 8,35 м в прямоугольном классе сокращается до 6,75 м в пятиугольном, т. е. уменьшается на 20% (см. на рис. 1 схему расстановки оборудования).

По сравнению с четырехрядной расстановкой парт в квадратном классе в пятиугольном классе за счет удаления от классной доски крайних рядов парт улучшаются углы видимости. Веерное расположение парт способствует концентрации внимания учеников на классной доске, облегчает позу ученика и учителя. Расходящиеся по вееру проходы увеличивают пространство перед пристенным шкафом и приколоч-ной доской. При этом благодаря непараллельности рядов парт по отношению к окнам уменьшается возможность попадания слепящего света.

Достоинства пятиугольного класса в полной мере раскрываются при переходе к активным методам обучения, когда дети учатся в действии, а планировка класса каждый раз меняется в соответствии с требованиями учебного процесса.

Связь с природой. Пятиугольный класс обеспечивает наиболее благоприятные видовые условия. В нем расширяются горизонты, увеличивается зрительное окружение, создаются условия, приближающиеся к существующим на природе, являющиеся, как известно, наилучшими для проведения занятий:

Экономичность, индустриальность. По сравнению с другими типами классных помещений пятиугольный класс самый экономичный и дешевый. Это подтверждается простым арифметическим расчетом.

Если четырехгранная форма классной комнаты объемлет наименьшее пространство при наибольшей поверхности, то пятигранная форма-класса охватывает то же пространство при меньшей, чем у четырехгранника, поверхности. Благодаря этому достигается резкое сокращение расхода материалов на основные конструктивные элементы здания. Сравнение пятиугольного класса с прямоугольным показывает, что при той же высоте и площади расход материалов на внешние и внутренние стены в пятиугольном классе меньше на 7%. Если учесть, что стоимость материалов составляет 60% стоимости общестроительных

Рис. 2. План первого этажа восьмилетней школы на 960 учащихся.

/ — гимнастический зал 270 м2\ 2 — снарядная 15 м2; 3 — душевая мальчиков 22 м2; 4 — душевая девочек 22 м2; 5 — комната инструктора 12 м2\ 6 — лаборантская химии 22 м2; 7 — лаборатория физики 71 м2; 8 — лаборантская физики 16 м2; 9 — кабинет врача 12 м2; 10 — кабинет зубного врача 12 м2; И — кабинет директора 21 м2; 12 — канцелярия 15 м2; 13 — лаборантская биологии 22 м 14 — лаборатория естествознания 71 м2; 15 — вестибюли с гардеробом 340 м2; 16 — холл 44 м2; 17 — мастерская по обработке дерева 74 м2; 18 — мастерская по обработке металла 74 м2; 19 — инструментальная 22 м2; 20 — кабинет домоводства 56 м2; 21 — помещение пищеблока 95 м2; 22 — кабинет старшего воспитателя 12 м2; 23 — комната технического персонала 12 м2; 24 — радиоузел и кинопередвижка 15 м2; 25 — актовый зал — буфет 206 м2; 26 — инвентарная 16 м2; 27 — эстрада, класс пения 40 м2; 28 — кабинет завуча 16 м2; 29 — туалетные учащихся и персонала 24 мг; 30 — квартира сторожа 34 м2; 31 — фотокабина 5 м2. Итого 1684 м2. Общий строительный объем

здания 18 300 м2. Строительный объем на одного учащегося 19 м2.

|)абот, легко представить, какие резервы экономии таят в себе пятиугольные композиции.

Говоря о стоимости, нужно иметь в вкду, что теплопотери и расходы топлива на отопление пятиугольного класса, имеющего увеличенную остекленную поверхность, в сравнении с другими классными помещениями возрастают, как это видно из произведенных нами теплотехнических расчетов, незначительно. Эксплуатационные расходы в пятиугольных классах будут еще меньше, если учесть экономию электро-энергии, требуемой для искусственного освещения.

Статически совершенная пространственная структура пятиугольного класса создает возможность перехода к облегченным сборным железобетонным конструкциям, значительно удешевляющим строительство. По нашим предварительным подсчетам, в пятиугольном классе по сравнению с прямоугольным в 2 раза уменьшается вес перекрытия, т. е. радикально решается одна из самых актуальных задач индустриального строительства. Преимущества пятиугольной структуры с особой силой сказываются в каркасно-панельных конструкциях. Функциональная и технико-конструктивная характеристика пятиугольного класса при сложении школьного комплекса в целом становится достоянием других помещений школы — лаборатории, мастерских, рекреаций и т. д. Пятиугольник площадью 54 м2 превращается в основной планировочный модуль. Если продолжить взаимопротивоположные стороны пятиугольника на величину, равную стороне пятиугольника, возникнет трапециевидная форма площадью 22 м2, представляющая собой вспомогательный планировочный модуль.

При сочетании пятиугольников и трапеции легко компонуются: разнообразные композиции для самых разнообразных условий. В одном-случае спаренные пятиугольники, выделенными сторонами примыкая друг к другу, от следующей пары пятиугольников отделяются спаренными трапециями. Возникает вытянутая в линию и привычная для нашего глаза композиция. В другом случае, как это имеет место в анализируемом проекте школы, пятиугольники располагаются попеременно, с взаимопротивоположных сторон, составляя подковообразную форму. Возможны также различного рода змеевидно-ленточные и звездообразные сочетания.

Во всех этих случаях сущность остается одна и та же — на основе модульной координации школа собирается всего лишь из двух типовых элементов, которые могут быть целиком изготовлены в заводских условиях. Унификация технических средств в пятиугольных композициях не приведет к монотонности и однообразию архитектуры. Наряду с серией типовых проектов в отдельных случаях могут применяться индивидуальные решения в зависимости от окружения, условий местности и рельефа, компонуемые из указанных выше типовых элементов

Возможность свободной комбинации пентагональных форм, а также легкость их сочетания с прямоугольными формами иллюстрируются проектом восьмилетней школы (рис. 2). Здание школы состоит из трех частей. Центральную часть занимает 3-этажный корпус подковообразной формы. В корпусе сосредоточены учебные, учебно-производственные и вспомогательные помещения. Под прямым углом к завершениям подковообразного корпуса примыкает два зала прямоугольной формы: слева — гимнастический, справа — актовый, совмещенный со сто-

Рис. 3. План второго этажа восьмилетней школы на 960 учащихся.

1 — артистическая 13 м2; 2 — клубная комната 13 м2; 3 — балкон 74 м1; 4 — первые классы 172 м2;

5 — рекреация для пеовых классов 94 м2; 6 — туалетные 44 м2; 7 — учительская 44 м2; 8 — холл 20 м2; 9 — вторые классы 172 м2; 10 — рекреация для вторых и третьих классов 188 м2; И — третьи классы 172 ж2; 12 — кабинет ручного труда 47 м2; 13 — холл 20 м2; 14 — четвертые классы 172 м7;

15 — рекреация для четвертых классов 94 м2 . Итого 1339 м2.

I

41

ловой. На первом этаже школы размещаются вестибюли с гардеробами. Система вестибюлей за короткий промежуток времени обеспечивает обслуживание значительного числа детей.

Центральный вестибюль предназначен для учеников 5—6-х и 7—8-х классов; два других вестибюля, располагаемые в завершениях подковообразного корпуса, предназначены для учеников 1—2-х и 3—4-х классов. Кроме того, эти периферийные вестибюли в случае использования помещений школы для населения микрорайона могут обеспечить, при полной изоляции от остальной части здания, функционирование гимнастического и актового залов.

В актовом зале имеется сцена. К ней примыкают по первому этажу обслуживающие помещения, по второму — кружковые комнаты. На уровне 2-го этажа по периметру актового зала расположен балкон. Он увеличивает емкость актового зала и используется для кружковой работы, организации выставок и т. д. В непосредственной связи с актовым залом находятся помещения пищеблока и киноаппаратной. В этом же крыле учебного корпуса помещаются фотокабина, квартира сторожа, слесарная и столярная мастерские, инструментальная.

К световому холлу, расположенному между мастерскими, обращены канцелярия и кабинет директора. Далее в соседстве с центральным вестибюлем размещаются кабинет заведующего учебной частью, комнаты технического персонала и старшего воспитателя. В левой части учебного корпуса рсполагаются лаборатория физики с лаборантскими физики и химии, лаборатория естествознания с лабораторией биологии и кабинет домоводства. Затем следуют кабинеты врача и зубного врача, душевые с раздевальнями для мальчиков и девочек. В соседстве с гимнастическим залом находится снарядная и комната инструктора.

На 2-м и 3-м этажах размещаются классы (рис. 3). Они группируются в секции двух типов: первый тип — секция объединяет комплекс помещений, рассчитываемый на три класса, второй — на шесть классов (одна и две параллели трехкомплектной школы).

К секциям первого типа ведет одна лестница, а второго типа — две. Четыре лестницы обеспечивают надежную эвакуацию и быструю связь с участком. Друг от друга секции классов отделяются помещениями, которые на 2-м этаже заняты учительской и кабинетом ручного труда, на 3-м — библиотекой и комнатой общественных организаций.

К названным помещениям примыкают санитарные узлы. Перед классами располагаются зальные рекреации. Они хорошо освещены, хорошо ориентированы и хорошо проветриваются. Будучи связаны между собой системой коридоров, в то же время рекреационные помещения достаточно хорошо отделены друг от друга. В таких рекреациях может быть осуществлен режим школы продленного дня с проведением занятий, игр, пионерских сборов. Рекреации с успехом могут быть использованы для организации сна детей 1-х и 2-х классов и детей с ослабленным здоровьем.

Изолированность рекреационных помещений позволяет без нарушения общешкольного распорядка проводить занятия в соответствии с возрастными особенностями. Децентрализация вестибюлей по 1-му этажу дополняется децентрализацией анфилады рекреационных залов по 2-му и 3-му этажам; рекреационные помещения становятся непроходными. Сообщения между секциями классов осуществляются по вертикали, а по горизонтали на уровне 1-го этажа осуществляется связь между общешкольными помещениями.

Поступила 28/Х 1961 г.

A NEW SYSTEM FOR THE SCHOOL BUILDINGS LAY-OUT

• *

S. S. Nanushyan, candidate of architecture

In comparison with other types of class-room a pentagonal one has a number of advantages: abundent lighting, good natural ventilation, proper accoustics, and a better means for arranging the equipment in accordance with the teaching processes.

The building of pentagonal class-rooms will require new compositional forms, as yet unknown in the construction practice, which however, will excell the existing types of school buildings by their functional, technical, constructional and aesthetic features.

-fr "fr "¿r

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ РАБОТЫ УКРАИНСКОГО ИНСТИТУТА

КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

Член-корреспондент АМН СССР проф. Д. Н. Калюжный

До Великой Октябрьской социалистической революции на Украине не было научного центра по разработке вопросов гигиены населенных мест, не было его и в первые послереволюционные годы. Однако большие восстановительные работы, развернувшиеся в 20-х годах в городах и селах УССР, потребовали активного участия гигиенической компетенции в разработке и научном обосновании осуществляемых государством оздоровительных мероприятий. В этот период и появилась необходимость в организации на Украине соответствующего научного

гигиенического центра.

Подготовка к созданию на Украине центра по научной разработке вопросов оздоровления населенных мест началась еще в 1926 г., когда был организован санитарно-гигиенический отдел (заведовал им проф. В. А. Углов) в составе Харьковского санитарно-бактериологического института, который и начал научную разработку некоторых вопросов коммунальной гигиены. В 1930 г. этот отдел, возглавляемый А. Н. Мар-зеевым, вошел в состав вновь организованного Украинского государственного института здравоохранения. Однако структура и штат отдела не отвечали потребностям жизни, размаху и темпам строительства. Отвечая на решения июньского (1931) Пленума ЦК ВКП (б) по вопросам городского хозяйства и стремясь обеспечить развитие городского строительства в соответствии с гигиеническими требованиями, Народный комиссариат здравоохранения УССР на базе указанного выше отдела организовал в Харькове Украинский институт коммунальной гигиены, который был открыт 1 /VIII 1931 г. Инициатором создания этого института и бессменным его директором на протяжении 25 лет был действительный член АМН СССР проф. А. Н. Марзеев, отдавший этому институту много сил, энергии и творческого таланта.

По мере развития научных знаний и все возрастающих запросов практики социалистического строительства развивалась и научная деятельность института, совершенствовалась его структура. В настоящее время Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены является многопрофильным гигиеническим научным учреждением, разрабатывающим на современном научном уровне различные вопросы общей, коммунальной, радиационной,' школьной, социальной гигиены, организации и истории здравоохранения.

Только за последние годы в связи с необходимостью расширения научных исследований по изучению различных факторов внешней среды, воздействующих на организм человека и здоровье населения, и разработкой гигиенических нормативов в институте организован ряд специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.