Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛ В ФИНЛЯНДИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛ В ФИНЛЯНДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛ В ФИНЛЯНДИИ»

3 А

Р У Б ЕЖОМ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ ШКОЛ В ФИНЛЯНДИИ

' Архитектор С. И. Гринев

В Финляндии существует два основных типа средних школ: восьмилетняя народная школа и двенадцатилетняя средняя школа, в которой 8 классов занимаются по программе народной школы и 4 последних класса (лицей) — по программе, необходимой для поступления в высшее учебное заведение. В народной школе обучение бесплатное, в лицее платное. Последние 2 класса народной школы называют гражданской школой. Здесь обычно приобретают основные профессиональные навыки массовых специальностей, необходимые для того, чтобы юноши и девушки, окончившие народную школу, могли иметь заработок или продолжить образование в специальных ремесленных учебных заведениях (с платным обучением).

В зависимости от срока обучения и количества параллельных классов школы по вместимости могут быть 8-классные, 12-классные, 16-клас-сные, 24-классные.

В финских школах уделяется большое внимание физическому воспитанию и трудовым навыкам: для мальчиков — главным образом по обработке дерева и металла; для девочек — по домоводству. В школьном здании сразу привлекают внимание размеры и хорошее оборудование спортивного зала, кабинет домоводства, мастерские.

Проектирование и строительство школьных зданий ведутся в индивидуальном порядке, часто по заказным и открытым конкурсам. В основу проектирования закладываются технические условия и нормы, утвержденные Министерством просвещения Финляндии для средних школ и Государственным советом для народных, гражданских и вспомогательных школ.

Для различных категорий школьных зданий установлена соответствующая площадь помещений. Для финской народной школы при максимальной наполняемости класса (30—35 учащихся) предусмотрены следующие размеры классных комнат: младшие классы (1-й, 2-й) — 44—47 м2; старшие классы (3-й, 6-й) — 54—60 м2; гражданская школа (7-й—8-й) —57—60 м2; неполная средняя школа (1-й, 5-й) —57—60 м2; вспомогательная школа (для отсталых учащихся)—27—30 м2. В средней школе (лицей) классы по 63 м2, вместимостью на 40 человек.

Высота классной комнаты при естественной вентиляции должна быть не менее 3,4 м, при искусственной — не менее 2,9 м (для средних школ — не менее 3,2 м).

Площади кабинетов и лабораторий для изучения естественных наук определяются в тех же размерах, что и классные комнаты, но с учетом дополнительных помещений типа лаборантских комнат и хранилищ учебно-наглядных пособий размером от 10 до 40 м2.

Размеры гимнастического зала в зависимости от категории школы должны быть для младших классов народной школы (1-й, 2-й)—90— 120 м2 при высоте 4—4,5 м\ для средних классов народной школы (3-й, 6-й) —130—148 м2 при высоте 4,5—5,2 м; для средней школы минималь-

но

ный размер спортивного зала 200 м2 с высотой не менее 5,5 м. Для школы не менее чем на 540 учащихся рекомендуется два спортивных зала или один большой размером 360—390 м2 (с раздвижными перегородками). При спортивном зале полагаются подсобные помещения: а) для

Рис. 1. Класс приготовления пищи. Оборудован индивидуальными столами для разделки продуктов и электроплитами. На передней

стене: учебная доска, часы и радио.

и

Рис. 2. Столярная мастерская. Расположена на первом этаже здания. Оборудование установлено на полу из деревянных брусков, поставленных на торец. Такой пол исключает вибрацию и не повреждает инструмента при падении его на пол.

народной школы — 2 раздевальные и умывальные (40—44 м2), склад гимнастических снарядов (18—20 ж2); б) для средних школ — 2 раздевальные и умывальные (60 м2), склад гимнастических снарядов (20 м2).

Для ручного труда и домоводства в народной школе предусмотрены следующие размеры помещений: комната труда девочек—54—60 м2\ кабинет домоводства — 100—124 м2 (рис. 1); комната труда мальчиков (мастерские по дереву — 90—135 м2, мастерские по металлу — 90—135 м2) (рис. 2).

В инструкции по постройке и внутреннему оборудованию зданий средних школ, утвержденной Министерством просвещения Финляндии, имеется ряд основных положений, определяющих требования, предъявляемые к классной комнате: «классных помещений должно быть столько же, сколько классов в школе. Отношение длины к ширине не более 3 : 2, ширина не более 7 м. Кубатура — 5 м3 на одного учащегося при искусственной вентиляции и 6 м3 — при естественной (рис. 3).

Окна должны располагаться по длинной стене класса. Дневной свет должен быть слева от учащихся. Поверхность окон — не менее 1/§ от поверхности пола».

Рис. 3. Классная комната. Оборудована, одноместными столами и стульями. Оконные переплеты металлические. Искусственное освещение — люминесцентное вдоль балок. Несущие стены — поперечные.

Финские архитекторы при строительстве школ находят самые разнообразные композиционные и объемно-пространственные решения, не только слепо подчиняясь предусмотренным нормам, но и совершенствуя их в поисках создания более удобных в эксплуатации, красивых и менее дорогих школьных зданий. Характерными приемами решений являются: небольшая этажность (1—3 этажа), павильонная композиция, бесчердачные перекрытия с плоскими или пологими кровлями, фасады с большими поверхностями стекла и узкими простенками.

Во всех новых школах имеются хорошо оборудованные столовые, помещения которых используются только по прямому назначению.

Актовых залов в новых школах нет, но допускается совмещенное использование гимнастического зала для общих актовых мероприятий. Для этой цели применяют различные типы специального оборудования — портативного и легкого.

Большой интерес вызывает прием складирования на специальных выдвижных тележках, закатывающихся под сцену.

Осматривая школьные здания, выстроенные за последние годы, не трудно заметить, что финские архитекторы не всегда строго придерживаются утвержденных норм для проектирования. Соблюдая эти нормы для основных учебных помещений, проектировщики находят пути улучшения этих помещений. Особо заметно отклонение от нормы во второстепенных, не учебных, помещениях в сторону уменьшения площади их. Так, например, на рекреационные помещения по инструкции полагается 15—25 м2 на каждый класс и плюс 5—15 м2 на каждое специальное учебное помещение. При подсчете получается, что общая

площадь рекреационных помещений в финских школах должна быть больше, чем в наших типовых проектах, на 30—40%.

При осмотре ряда новых финских школ бросается в глаза обратное явление: площади и высота коридоров, теплых проходов, рекреационных залов сокращаются до минимума.

За счет этого представляется возможность улучшить комфорт здания и его экономические качества.

Финляндия — северная страна, близкая по климатическим условиям большой части нашей родины, поэтому нас очень интересовали вопросы взаимосвязи гигиенического режима с архитектурными решениями школьного здания, его фрагментов, деталей, отделки и оборудования.

Осмотр ряда новых школьных зданий продемонстрировал нам весьма интересные примеры решения этих вопросов: удачное строительство здания школы в самой живописной и озелененной части города или на его окраине.

Почти сплошь состоящая из стекла стена класса создает единство учебного помещения с внешним пространством. До предела простая архитектура здания умело дополняет окружающую северную природу.

Удобное и быстрое открывание всей поверхности окна помогает обеспечить прохладный и чистый воздух в учебном помещении. Финский школьник имеет возможность каждый перерыв побывать на открытом воздухе, подвигаться, порезвиться. С этой целью снижена этажность школы, сделаны выходы на открытый воздух из каждого класса или из секции школьного здания, состоящей из нескольких классов. Децентрализованные гардеробы, расположенные в коридоре при каждом классе, также способствуют этому.

Для удобства проведения перерыва в любую погоду во дворе устроены навесы от дождя, спортивные сооружения, а поверхность грунта покрыта асфальтом, вымощена плиткой или камнем. В каждом школьном дворе обязательно имеется навес для велосипедов и лыж.

В гимнастических залах пол подобен зеркалу: гладкий, ровный, блестящий. Он изготовлен из выдержанных, хорошо подогнанных и выструганных деревянных реек. Поверхность его один раз в 2 года покрывают тонким слоем прозрачной мастики, предохраняющей древесину от механического повреждения и позволяющей производить влажную уборку помещения.

Хороший пол для спортивного зала имеет огромное значение. Но хорош ли такой гладкий, блестящий пол? Не падают ли на нем дети, поскользнувшись?

• Чистая, босая нога не скользит даже на мастичном покрытии, поэтому травмы исключены. Школьники хорошо и правильно развиваются и крепнут во время занятий спортом.

При спортивном зале есть душевые комнаты, в которых устроены душевые сетки с наклоном, чтобы не намочить головы, если это нежелательно (зЦмой), и специальные ножные души, назначение которых вымыть ноги до занятий, не включая большого душа.

Мы почти не видели парт. Их заменяют столы и стулья. Финны говорят, что возможность нарушения осанки при этом вполне компенсируется спортивными занятиями, активным отдыхом в рекреационный перерыв и «спортом в быту», к которому прежде всего относится массовое распространение спортивных способов передвижения: велосипед и гребля летом; лыжи и «финские санки» зимой.

Для мебели в финских школах характерна «гарнитурность» ее, т. е. единообразие приемов архитектурных и конструктивных решений, отделки и применяемых материалов. Особое внимание заслуживает широко применяемая в финских школах легко убирающаяся мебель в спортивных залах, используемых в качестве актовых: из-под сцены выкатывают тележки на резиновых роликах (чтобы не портнть пол зала). На

каждой тележке 3—4 кресла, скрепленных между собой в секции, которые легко и быстро расставляют в зале. Пустые тележки задвигают поД сцену.

В тех же залах часто применяют раздвижные перегородки, с помощью которых большой зал можно разделить на два. Перегородки эти из двух слоев синтетической ткани хорошо изолируют звук и легко раздвигаются.

Широко применяется встроенная мебель. Это прежде всего шкафы различного назначения: в классах, лабораториях, мастерских, учительских.

Вся мебель светлая, дерево некрашеное, покрытое прозрачным лаком; металл и пластик светлых мягких тонов.

Школьные столовые рассчитаны на выдачу горячей пищи, в залах стоят столы с пластиковым покрытием, скамьи или стулья.

Кухонный блок оборудован в расчете главным образом на электроэнергию. Приготовляют пищу различно: из сырья, полуфабрикатов или подогревая уже готовые блюда.

В искусственном освещении финских школ устойчивое место завоевал так называемый дневной свет. Встречаются светильники различных конструкций, но все они дают свет ровный и приятный для глаза.

Водопровод и канализация имеются в каждом классе, на моечных раковинах часто ставятся питьевые фонтанчики.

Отопление—центральное водяное, от внешних источников или собственной котельной. Отопительные приборы — из штампованной стали, плоские, мелкого профиля, высотой 50 см, что позволяет снизить уровень подоконника и увеличить поверхность окон.

Внутри финской школы нас поражает обилие цветовых оттенков. Стены класса обычно окрашены в светлые, теплые тона. Темный насыщенный цвет только в классной доске; она зеленая, из матового стекла. Обычно в классе висит вторая доска — на правой стене класса. Эта доска демонстрационная. Она затянута тканью сероватого нейтрального цвета для удобства крепления на ней различного экспозиционного материала.

Потолок класса обычно покрыт плитами звукопоглощающего дырчатого картона. В других помещениях часто встречается подшивка тонкими деревянными рейками на расстоянии нескольких сантиметров одна от другой — также с целью создания звукопоглощающей перфорации.

Стены вспомогательных помещений часто не штукатурят и не красят. Остается чистый бетон или кирпичная кладка. Зато полам уделяют большое внимание, и в разных типах помещений применяют различные материалы: в учебных помещениях полы релиновые, паркетные и пластиковые плитчатые; в спортивных залах—реечные; в рекреационных помещениях—пластиковые (рулонные и плитчатые) и керамические.

Красивая расцветка пола и высокое качество обработки поверхности его придают парадность помещению и удобны при уборке. В общем финские школы производят хорошее впечатление, хотя в них наблюдаются и недостатки, и спорные моменты, и необычные для нашей практики приемы решений архитектурно-строительных, санитарно-гигиениче ских и педагогических вопросов.

Поступила 7/Х 1961 г.

ТиГ & &

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.