ЗА РУБЕЖОМ
и ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ И ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ В ШКОЛАХ ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Кандидат медицинских наук А. А. Бирюкович
При посещении во второй половине октября 1961 г. в числе делегации Министерства просвещения РСФСР Венгерской Народной Республики мы ознакомились с работой начальных и средних школ, постановкой физического воспитания, медицинским обслуживанием школьников и научно-исследовательской работой по вопросам физической культуры и врачебного контроля среди детей и подростков.
После освобождения Венгрии, с принятием закона о всеобщем 8-летнем обязательном образовании количество учащихся в школах резко возросло. Детей в школы принимают с 6 лет. Обучение совместное, однако в отдельных школах имеются также классы, где учатся только мальчики или только девочки. После начальной 8-летней школы учащиеся могут поступать в средние школы — гимназии (9—12-й классы).
Начальные школы в основном размещаются в новых типовых зданиях, хорошо оборудованных, чистых и светлых. Во многих школах, в классных комнатах на окнах имеются раздвигающиеся легкие матерчатые желтые шторы, защищающие глаза от яркого солнца. Панели, как правило, белые, легко моющиеся. Парты и столы в кабинетах легкие на дюралюминиевой основе с почти горизонтальной крышкой. Для преподавателей в вестибюлях установлены круглые столы и кресла, где они могут отдыхать во время перемен, если не идут в учительскую. Учительские большие, хорошо оборудованные. Многие педагоги ходят в белых халатах. С 5-го класса в школах обязательно изучение русского языка. По выбору дети изучают еще немецкий, английский или французский язык. Экзамены проводятся только в 8-м и 12-м классах. В других классах перевод осуществляют по текущей успеваемости.
Раздельное.по полу обучение физической культуре проводится в большинстве школ с 7-го класса. Тот факт, что оценка по физической культуре введена в аттестат и играет роль при переводе из класса в класс, способствует более ответственному отношению к этому предмету со стороны детей и родителей. Оценка выставляется за овладение техникой выполнения программных упражнений.
В большинстве школ имеются специальные спортивные залы и во всех школах — спортивные площадки. В тех школах, где физкультурные залы отсутствуют, принимаются меры к их строительству. Спортивные площадки, как правило, в хорошем состоянии, чистые, имеют искусственный грунт и регулярно поливаются из шланга перед началом занятий. В ряде школ, кроме площадок для ручного мяча, имеются площадки для баскетбола, волейбола и тенниса.
Мы посетили 10 спортивных зал, и повсюду нам бросались в глаза чистота, обилие пролетов гимнастических стенок (22—32) и канатов (8—14). Во всех залах имелось по 3—4 подвижных 'наклонных лестницы по 3 плинта и 2—4 щита для баскетбола.
- ----------
В зале Института спортивной медицины и школьной гигиены доктора Немишури наше внимание обратили на себя легкие маты из пара-лона, обтянутые гладкой синтетической тканью.
Во многих школах при физкультурных залах имеются душевые комнаты с горячей водой. Так как занятия школ идут в две смены, учащиеся могут принимать душ только после кружковых занятий.
Интересно одновременное сочетание на одной подставке медицинских весов и ростомера, что безусловно, удобно в медицинских кабинетах малого размера (см. рисунок).
В настоящее время в Венгерской Народной Республике принят закон о перестройке народного образования и об усилении связи школы с жизнью. Во всех школах обучение сочетается с общественно полезным и производительным трудом на политехнической основе. В школах создаются столярные, слесарные швейные мастерские, комнаты с набором газовых плит для обучения приготовлению пищи. Учащиеся гимназий (9—12-е классы) проходят практику на производствах, главным образом пищевой промышленности.
В Венгрии очень распространены школы продленного дня. В каждой школе существует 8—9 таких групп с общим количеством детей до 300—350 человек. В эти группы принимаются дети только работающих родителей. Каждую группу ведет специальный воспитатель-педагог, дополнительно нигде не работающий. Его нагрузка составляет 25 часов в неделю. Оплата производится по договору со школой. Дети в школах продленного дня получают трехразовое питание: в 10 часов— молоко, булка с маслом, сыр; в 12 часов — первое, второе блюдо и фрукты; в 15 часов 30 минут — сыр и фрукты. Молоко привозят
Одновременное сочетание на одной подставке медицинских весов и ростомера.
киносеансы,
в бутылках емкостью 250 г. В пробку каждой бутылки опущена трубка из «пищевого» алюминия, через которую дети пьют молоко.
После обеда (в 12 часов) прогулка; в плохую погоду настольные тихие игры; с 13 часов 30 минут — приготовление домашних уроков. Для проверки приготовления домашних заданий учащиеся групп разбиваются на бригады, и сильные ученики помогают более слабым. После полдника и вторичной прогулки, в 17 часов 30 минут, дети уходят домой.
Дневной сон в школах продленного дня пока не введен. В новых типовых школах предусматривается помещение для дневного сна.
Обеды готовятся не в каждой школе. Школа, имеющая соответствующие условия, готовит питание для 4—5 школ. Продукты завозят на
2 дня. Мясо привозится фасованное, картофель и овощи очищенные. Готовую пищу развозят на машинах из треста. Оплата обслуживающего персонала производится за счет райсовета. В обязанности персонала кухни входит также уборка школьного помещения. Педагогический состав школы за умеренную плату может также получать обеды в школе. Учащиеся, не питающиеся в столовых продленного дня, завтрак приносят из дома.
Медицинский контроль в школе осуществляется школьными врачами и медицинскими сестрами. Школьные врачи состоят в штате райздравотдела. Каждый врач обслуживает 5—6 школ и находящийся поблизости детский сад. Всего он обслуживает 3500—4000 детей; рабочий
день длится 8 часов. Прикрепленная медицинская сестра посещает школы в часы работы врача; с врачом она работает 6 часов, а оставшиеся 2 часа посещает больных детей на дому. В основном при такой нагрузке врач успевает только осмотреть детей при распределении их на физкультурные группы и решении вопроса о противоэпидемических мероприятиях. Дети, нуждающиеся в осмотре специалиста, направляются в поликлиники и там тщательно обследуются.
При распределении на физкультурные группы функциональные пробы применяются редко, а в случае их применения состоят из 5—10 приседаний. Физкультурные группы примерно такие же, как и в наших школах: А. Основная группа. Б. Группа детей, освобожденных от части упражнений (у нас называется подготовительной). В. Лечебная группа, которая в свою очередь подразделяется на следующие подгруппы: а) исправление осанки; б) лечебная физкультура; в) совершенно освобожденные.
Все учащиеся знают, к какой физкультурной группе они принадлежат. Девочки старших классов регулируют свою нагрузку сами, прекращая раньше бег и уменьшая число повторений. Во время менструации девушки от уроков физической культуры не освобождаются.
В школах систематически проходят занятия лечебной физкультурой с детьми, отнесенными в группу В. Занятия проводят преподаватели физической культуры, прошедшие курсы лечебной гимнастики. Эти преподаватели занимаются только с физически ослабленными и больными детьми по особой программе. Физкультурные группы комплектуются из учащихся 4—5 близлежащих школ. Занятия проходят после уроков в спортивном зале одной из этих школ. Каждая группа занимается 2 раза в неделю по 45 минут.
В последнее время большое развитие в школах Венгрии получил туризм. Организуются экскурсии в природу в порядке прохождения учебного материала по естествознанию. В выходные дни туристические походы проводятся пионерскими организациями (пешие, водные, транспортом). В течение учебного года при хорошей успеваемости учащиеся уходят в поход на 2—3 дня. В летние каникулы походы бывают более длительными. В походе первая медицинская помощь оказывается старшим руководителем похода, который, как и большинство учителей, прошел специальные курсы первой медицинской помощи. Кроме того, школьники с 5-го класса тоже проходят курс по оказанию первой помощи.
Дети, выехавшие летом в лагеря, получают первую помощь в местных медицинских пунктах. Продолжительность пребывания детей в лагере 2 недели. Центральный пионерский лагерь на 1500 человек имеет постоянных врача и медицинскую сестру.
Научно-исследовательскую работу по вопросам гигиены и врачебного контроля за физическим воспитанием детей и подростков проводит школьный отдел Научно-исследовательского института физкультуры (заведующий отделом доктор Бакуни) и Институт центральной спортивной медицины и школьной гигиены (руководитель доктор Не-мишури).
Основные .задачи исследований: 1) определение по возрастам (от 6 до 18 лет) допустимости физических нагрузок для детей и подростков; 2) возрастная группировка в спорте; 3) определение необходимого числа занятий по физической культуре в неделю для детей школьного возраста; 4) влияние видов спорта на организм школьников.
Исследование будет проводиться на одних и тех же детях в течение 4 лет, с 1961 по 1964 г., с применением педагогических, гигиенических, врачебных методик.
Поступила 20/ХН 1961 г.
/