ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ШКОЛ ПОЛНОГО ДНЯ
Б. 3. Воронова, З.И. Сазанюк
HYGIENIC REQUIREMENTS ТО THE FULL-TIME SCHOOLS
B.Z. Voronova, Z.I. Sazanyuk НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН
В статье представлены результаты экспертной оценки условий работы полнодневных школ г. Москвы. Работа школы в режиме полного дня предполагает наличие условий не только для проведения учебных занятий, но и для решения воспитательных и оздоровительных задач.
The article represents the result of Moscow full-time schools’ working conditions expertise. Full-time regime of schools presumes conditions for educational process as well as for other educative and health-improving activities.
Среди инновационных процессов, происходящих в современной школе, особое место занимают школы полного дня. Хорошо известное и устоявшееся понятие «продленный день» относится к режиму группы учащихся (в основном начальных классов), которые после уроков остаются в школе под наблюдением воспитателя, гуляют, обедают, готовят домашние задания, а в оставшееся время играют или читают. Иное содержание понятия «школа полного дня». Оно относится не к определенной группе школьников, а к школе в целом, и не только к ее режиму, а ко всему организационно-пе-дагогическому укладу. Школа полного дня — это новый тип школы, открытой целый день и обеспечивающей максимальное раскрытие способностей учащихся, их всестороннее психосоциальное и физическое развитие через коллективную совместную с педагогами деятельность.
Отличительная особенность школы в режиме полного дня — возможность в рамках одного учреждения наиболее полно интегрировать дополнительное образование в общее, решать в едином комплексе не только образовательные, но и воспитательные и оздоровительные задачи. Появление школ полного дня следует рассматривать как социальный заказ, поскольку именно школа может взять на себя не только обучение, но и успешно решать воспитательные задачи, поскольку большинство родителей не может посвящать достаточное время воспитанию детей.
Публикации гигиенистов, педагогов и социологов последних лет свидетельствуют о негативной ситуации с организацией досуга детей: подавляющее большинство учащихся в
свободное от занятий в школе время предоставлены сами себе и проводят его преимущественно у экранов телевизоров или компьютеров. Только 39 % учащихся имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования. Серьезной проблемой остается детская безнадзорность и ее социальные последствия: травматизм, девиантное поведение, правонарушения и др.
В этой связи все острее становится необходимость организации послеурочной деятельности учащихся. В определенной степени эту проблему призваны решить разрабатываемые в настоящее время общеобразовательные стандарты второго поколения. В них включены регламенты внеучебной (послеурочной) деятельности школьников (10 ч/нед.), которая, согласно проекту нового Базисного образовательного плана, становится обязательным элементом школьного образования. Часы, отводимые на внеучебную деятельность учащихся, предполагается использовать на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Внеучебные занятия должны проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. Проведение этих занятий может быть обеспечено не только учителями общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в т. ч. педагогами учреждений дополнительного образования.
Появление нового уклада функционирования школы пока еще не нашло отражения в современной гигиенической литературе. Имеются лишь единичные исследования, посвя-
щенные гигиеническим аспектам работы полнодневных школ. Между тем, длительное пребывание детей в условиях общеобразовательного учреждения может иметь и негативные последствия для здоровья детей. Указанные проблемы актуализируют необходимость обоснования рациональных и безопасных для здоровья условий обучения и воспитания.
Как следует из выше изложенного, работа школы в режиме полного дня предполагает наличие условий не только для проведения учебных занятий, но и для решения воспитательных и оздоровительных задач.
В ходе проведения экспертной оценки условий работы полнодневных школ г. Москвы нами было установлено, что архитектурно-пла-нировочные решения большинства существующих общеобразовательных учреждений, построенных 20—30 и более лет назад, не позволяют в полной мере обеспечить условия для полноценной организации спортивно-оздоровительной работы, дополнительного образования, игровой деятельности, «уединенного» отдыха детей. Это согласуется с данными А. Зверева (2006 г.) о том, что большинство существующих российских школ (около 95 % школьных зданий) предназначены, главным образом, для обучения детей. Лишь в последние годы проектирование и строительство школьных зданий в определенной мере стало откликаться на современные педагогические и социальные требования. Материальные ресурсы школы, особенно полнодневной, в значительной степени определяют возможности полноценной реализации всех направлений ее работы.
Наши исследования показали, что в школах, выстроенных по старым проектам, отсутствие необходимых для спортивных занятий помещений и оборудованных на пришкольном участке спортивных площадок приводит к тому, что в организации дополнительного образования и досуговой деятельности детей, как правило, преобладают занятия интеллектуальностатического характера. Это не позволяет в полной мере удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, в то время как преодоление социальной гипокинезии — одна из важных задач современного школьного образования (Сухарев А.Г., 2007).
В условиях полного дня школьникам необходимо иметь «личное пространство», специальные уголки для отдыха и досуга. То есть для того, чтобы пребывание ребенка в полнодневной школе было психологически комфортным, необходимы элементы домашнего уюта. В ряде
школ созданы такие «оздоровительные отсеки» внутри учебных классов (кресло, угловой диван, этажерка с книжками и игрушками, уголок для чаепития и пр.). Наличие персональных шкафчиков-локерсов для хранения учебных пособий, спортивной формы и другого позволяет существенно снизить вес ранцев и портфелей учащихся.
Более благоприятные показатели психоэмоционального состояния в большей степени свойственны учащимся школ полного дня, которые располагаются в зданиях, выстроенных по современным проектам. Эти школьные здания отличает наличие атриумных пространств, просторных рекреаций, спортивных и тренажерных залов, бассейна, кабинетов, изостудий и помещений для дополнительного образования, современно оборудованных столовых, «мягких уголков», зеленых оазисов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов и др. У учащихся этих школ частота дискомфортных эмоциональных состояний регистрировалась достоверно реже (13,2 % против 26,5 % случаев, р < 0,001) по сравнению с их сверстниками из школ, выстроенных по старым проектам. Из этого следует, что появление инновационной модели — школы полного дня — предполагает разработку новых стандартов общеобразовательных учреждений, обеспечивающих гармоничное — духовное и физическое развитие детей, необходимость обоснования новых принципов пространственной организации образовательного процесса.
Принципиально важное значение имеют данные о том, насколько пролонгированное пребывание, совмещение общего и дополнительного образования в школе адекватно возрастным и функциональным особенностям учащихся. Проведенное нами в течение всего учебного года наблюдение за учащимися младших и средних классов показало, что, независимо от особенностей функционирования школ полного дня, дневная, недельная и годовая динамика показателей умственной работоспособности, частота неврозоподобных реакций и дискомфортных эмоциональных состояний носит однонаправленный характер. Так, в динамике дня происходит закономерное постепенное снижение показателей умственной работоспособности к концу пребывания детей в школе и нарастание (на 10—15 % по сравнению с условной «нормой») частоты случаев сильного и выраженного утомления. Однако к началу занятий следующего дня их работоспособность
восстанавливается до достаточно высокого уровня. Недельная динамика умственной работоспособности учащихся соответствовала ее биоритмальной кривой — подъем к середине недели и спад к концу. В динамике учебного года отмечалось снижение частоты неврозоподобных реакций и возрастное повышение уровня умственной работоспособности — интегрального показателя функционального состояния, имеющего решающее значение для успешной учебной деятельности. Эти результаты позволяют заключить, что инновационная форма организации обучения детей в основном соответствует их возрастным возможностям, о чем свидетельствует улучшение всех показателей функционального состояния организма от начала к концу учебного года.
Полнодневное пребывание школьников, особенно младших классов, предполагает такую организацию их жизнедеятельности, которая бы создавала необходимые условия для реализации биологической потребности в двигательной активности, необходимой продолжительности сна.
Изучение суточного бюджета времени показало, что для учащихся младших классов, независимо от особенностей организации работы школ полного дня, характерен дефицит сна и пребывания на воздухе. Недостаточная продолжительность сна выявлена у большинства детей: 2 и более часа не досыпает от 30,8 до 58,3 % первоклассников и от 52,0 до 85,7 % четвероклассников. В этой связи более половины учащихся испытывает потребность в дневном сне. Продолжительность прогулки у учащихся полнодневных школ была меньше физиологической нормы. Вместе с тем, средняя продолжительность прогулки учащихся полнодневных школ составляла 60—70 % от гигиенического норматива, тогда как продолжительность прогулки у «домашних» детей, не посещающих школу полного дня или группу продленного дня, — меньше 1 ч, что составляет всего 30 % от норматива.
Аналогичную ситуацию мы выявили и с затратами времени на приготовление уроков. В отличие от «домашних» детей, у которых средняя продолжительность приготовления уроков превышает норматив в среднем на 1 ч, у их сверстников, посещающих полнодневную школу, средняя продолжительность приготовления уроков незначительно превышает рекомендуемый гигиенистами регламент на 15— 30 мин. Во всех возрастах число учащихся полнодневных школ, которые занимаются допол-
нительным образованием, было больше, чем среди «домашних».
Сравнительный анализ различных вариантов организации работы школ полного дня показал, что наиболее благоприятные показатели динамики умственной работоспособности, эмоционального, психосоматического состояния, физиометрии были установлены у младших школьников, в режим обучения и воспитания которых были включены: динамическая пауза на воздухе в середине учебного дня и прогулка после уроков, более позднее начало обучения (в 9.00), а для учащихся 1-х классов еще и 35-минутная продолжительность уроков и полуторочасовой дневной сон.
В этом случае качественные и количественные показатели, а также интегральный показатель работоспособности первоклассников отличались большей устойчивостью и даже улучшались к концу их пребывания в школе. Сопротивляемость утомлению у них была выше: частота случаев сильного и выраженного утомления к концу дня регистрировалась лишь в 15,1 % случаев против 55,3—33,3 %уих сверстников из других школ (р < 0,05). Рациональная организация режима дня первоклассников обеспечивала наиболее благоприятную ее динамику в течение недели и учебного года: для этой группы школьников характерны самые высокие значения интегрального показателя работоспособности и практически самые низкие значения среди сравниваемых групп учащихся показатели переутомления. Одновременно среди них было меньше, чем среди сверстников из других школ, детей с повышенным и высоким уровнем невротизации и дискомфортных эмоциональных состояний. Среди учащихся этой школы не оказалось детей, которые, по данным анкетирования, испытывали бы потребность в дневном сне. Полученные позитивные результаты, свидетельствующие о здоровьесберегающем влиянии на организм учащихся организации работы полнодневной школы, мы связываем не только с преимуществами режима обучения и воспитания, а также с проведением в условиях школы ряда оздоровительных процедур (витамино-, фитотерапия, ЛФК, массаж, бассейн и др.). На это указывает и снижение частоты острых заболеваний у детей: индекс пропусков в 1-х классах составил 8,5 против 12,1—12,9 уел. ед. и в 4-х классах 6,5—6,9 против 8,3—7,9 уел. ед. у учащихся в других школах полного дня.
Таким образом, сравнительный анализ различных вариантов работы школ полного дня
показал, что новую форму организации учеб-но-воспитательного процесса можно оценить, как адекватную функциональным возможностям большинства младших школьников. Об этом свидетельствует восстановление к утру следующего дня сниженных показателей умственной работоспособности под влиянием организации досуга и занятий во вторую половину предыдущего дня. С гигиенических позиций наиболее оптимальным вариантом режима работы начальной школы полного дня является такой, который предусматривает организацию дневного сна для учащихся 1-х классов, прогулки в середине учебных занятий, что позволяет сохранять не только устойчивые показатели функционального состояния, но и снижать острую заболеваемость детей.
Свой позитивный вклад в формирование здоровья детей вносит и рациональная, обогащенная двигательно-активными занятиями организация досуга и дополнительного образования, равномерное чередование учебы и каникул в течение года (5—6 нед. учебы чередуются с недельными каникулами), качественное медико-психологическое сопровождение детей на протяжении всего периода пребывания детей в школе, полноценное питание.
Аналогичные исследования, в которых под наблюдением были учащиеся средних классов, показали, что сниженный в концу пребывания в школе уровень их умственной работоспособности, также как и у младших школьников, на протяжении всего учебного года восстанавливается к началу занятий следующего дня (исходное значение интегрального показателя работоспособности существенно превышало пороговое значение
1,0 уел. ед. и составляло в среднем 1,21 — 1,71 уел. ед.). Характер недельной динамики работоспособности подростков в полнодневных школах соответствовал физиологической кривой — оптимум показателей регистрировался в середине недели.
В тех школах, где наполняемость классных коллективов была снижена до 10—12 чел., педагогика носила личностно-ориентированный характер, имелась возможность широкого выбора занятий дополнительным образованием, в т. ч. и двигательно-активными его видами, обучение было организовано на фоне оптимального чередования учебы и каникул, меди-ко-психологическое сопровождение учащихся было обеспечено не только в первую, но и во вторую половину дня, полноценное питание было не 2-, как в подавляющем большинстве
школ полного дня, а 3-разовым, утомительное влияние суммарной образовательной нагрузки было значительно меньше, а психосоматический статус подростков отличали более благоприятные показатели (повышенный уровень невротизации был характерен для 27,8 % учащихся против 60,0 % в других школах, р < 0,01).
Как уже указывалось выше, в школах, работающих в режиме полного дня, больше, чем в обычных массовых школах, уделяется внимание организации двигательной активности детей, отдыху на свежем воздухе, содержательному досугу, что далеко не всегда характерно для школьников, проводящих вторую половину дня дома. Анализ результатов изучения физи-ометрических показателей учащихся выявил, во-первых, более высокий, чем у сверстников обычных школ, уровень их средних значений. Во-вторых, установлена достаточно четкая зависимость динамики и уровня этих показателей от условий и организации учебно-воспи-тательной работы, прежде всего от объема организованной двигательной активности детей на протяжении всего периода их пребывания в школе, что согласуется с данными литературы (Баканов И.М., 2006).
У учащихся 5—7 классов в школах с увеличенным объемом двигательно-активных занятий на протяжении всего дня (дополнительные уроки физкультуры, единый спортивный час, посещение бассейна и тренажерного зала, большой выбор физкультурно-спортивных секций и кружков и др.) установлены более низкие показатели невротизации и более высокие физиометрические показатели. Так, например, средние значения жизненной емкости легких (2 655,7—2 501,7 мл против 2 254,2 мл,р < 0,05) и устойчивость к гипоксии (52,6 против 38,2 с, р < 0,05) у подростков этих школ были достоверно выше.
От начала к концу учебного года ни в одной возрастной группе не происходило значимого ухудшения показателей физического развития учащихся, о чем свидетельствуют результаты наших динамических исследований.
Поскольку учащиеся проводят в стенах полнодневной школы большую часть времени, школьное питание должно быть максимально сбалансированным, полноценным, разнообразным; необходимо стремиться к преемственности школьного и домашнего питания.
В большинстве муниципальных школ было организовано 2-разовое бесплатное питание. Согласно принципам рационального питания длительность промежутков между отдельными
38
ЗНиСО АВГУСТ №8 (187)
приемами пищи не должна превышать 3,5—
4,0 ч. Поскольку в полнодневной школе дети находятся до 16—18 ч, гигиенически целесообразным является организация полдника. Прежде всего это касается учащихся начальных классов (1—4), заканчивающих обед в 12.30, и 5—7 классов (обед — с 13.15 до 13.25). Это подтверждают и результаты проведенного анкетирования: подавляющее большинство детей ужинает дома не ранее 18.00 (21 % школьников — в 18.00—19.00, а 77 % — еще позже), т. е. в данной ситуации длительность промежутков между обедом и ужином составляет 4,5—5,0 ч. По данным анкетирования значительная часть учащихся имеет заболевания органов пищеварения и лишь чуть больше половины из них (57 %) обеспечены диетическим питанием в семье. Учитывая здоровьесберегающие целевые установки в деятельности школ полного дня, для этой категории учащихся необходимо предусмотреть организацию диетического (щадящего) питания. Также необходимо уделять внимание оптимизации ассортимента буфетной продукции.
Подводя итог представленным выше данным можно заключить, что новая модель общеобразовательного учреждения — школа полного дня — при соблюдении целого ряда условий, несомненно, обладает здоровьесберегающим потенциалом. В настоящее время деятельность этих школ не обеспечена необходимой нормативно-методической базой. Мы попытались восполнить этот дефицит и на основании проведенного исследования разработали методические указания «Гигиенические требования
к условиям работы общеобразовательных учреждений в режиме полного дня», которые утверждены Федеральной комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию.
Здоровьесберегающий характер функционирования школы полного дня предполагает:
— наличие достаточного по площади и благоустроенного пришкольного участка;
— наличие не менее двух физкультурных залов, зала для ЛФК, тренажерного зала (для вновь строящихся школ — бассейна);
— наличие игровых и спален (для учащихся 1-х классов), для вновь строящихся школ — самостоятельного блока для начальной школы;
— наличие помещений для занятий дополнительным образованием;
— организацию учебных занятий только в первую смену;
— организацию 3-разового питания, включая диетическое;
— прогулки не менее 2 ч;
— динамическую паузу в середине учебного дня для младших школьников;
— двигательно-активные занятия в блоке дополнительного образования должны учитывать интересы и склонности детей разного пола;
— соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям количество и продолжительность занятий дополнительным образованием;
— наличие медицинского обеспечения детей на протяжении всего времени их пребывания в школе и организацию оздоровительной работы.