Научная статья на тему 'Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения'

Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
190
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / CHILDREN AND ADOLESCENTS / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / THE SECURITY OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ПРЕДМЕТОВ ОБИХОДА И ТОВАРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ / HOUSEHOLD ITEMS AND GOODS FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Сухарева Л.М.

Физиолого-гигиеническая оценка и экспертиза современных значимых и распространенных инновационных технологий обучения и воспитания детей (новые двигательные режимы для дошкольников, школа полного дня, модульная организация учебного процесса, предметно-ориентированная педагогическая технология «ИнтеллекТ», динамический урок, гендерный подход к обучению, спортивная рекреация, инновационная программа профессиональной ориентации на рабочие профессии) позволили обосновать регламенты их использования и рекомендовать к широкому использованию в образовательных учреждениях. Гигиенические исследования предметов обихода и товаров для детей позволили рекомендовать к использованию светодиодные источники света, оптимальные модели мебели и ученических сумок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Сухарева Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING OF CHILDREN AND YOUTH IN THE CURRENT CONDITIONS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Physiological and hygienic evaluation and examination of modern important and widespread innovative technologies of training and education of children (new modes of movement for preschool children, full-time school, modular organization of educational process, object-oriented educational technology «Intellect», a dynamic class, the gender approach to learning, sports recreation, an innovative program of vocational guidance for blue-collar occupations) allowed to justify the regulations for their use and recommend their widespread use in educational institutions. Hygienic studies of household items and goods for children allowed to recommend LED light sources, the optimal models of furniture and student bags for the use.

Текст научной работы на тему «Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения»

4

ЗНиСО август №8 (233)

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева

SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING OF CHILDREN AND YOUTH IN THE CURRENT CONDITIONS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

V.R. Kuchma, L.M. Sukhareva НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

Физиолого-гигиеническая оценка и экспертиза современных значимых и распространенных инновационных технологий обучения и воспитания детей (новые двигательные режимы для дошкольников, школа полного дня, модульная организация учебного процесса, предметно-ориентированная педагогическая технология «ИнтеллекТ», динамический урок, гендерный подход к обучению, спортивная рекреация, инновационная программа профессиональной ориентации на рабочие профессии) позволили обосновать регламенты их использования и рекомендовать к широкому использованию в образовательных учреждениях. Гигиенические исследования предметов обихода и товаров для детей позволили рекомендовать к использованию светодиодные источники света, оптимальные модели мебели и ученических сумок.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, дети и подростки, безопасность образовательных технологий, предметов обихода и товаров для детей.

Physiological and hygienic evaluation and examination of modern important and widespread innovative technologies of training and education of children (new modes ofmovement for preschool children, full-time school, modular organization of educational process, object-oriented educational technology «Intellect», a dynamic class, the gender approach to learning, sports recreation, an innovative program of vocational guidance for blue-collar occupations) allowed to justify the regulations for their use and recommend their widespread use in educational institutions. Hygienic studies of household items and goods for children allowed to recommend LED light sources, the optimal models of furniture and student bags for the use.

Keywords: sanitary-epidemiological well-being, children and adolescents, the security of educational technologies, household items and goods for children.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения во многом зависит от уровня научных достижений в исследовании особенностей роста, развития и формирования здоровья детей и подростков в процессе жизнедеятельности, а также гигиенической оценки условий, средств и технологий обучения, широкого спектра предметов детского обихода.

Исследования, выполненные в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН в последние годы, позволяют существенно обогатить подходы и технологии обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. Они касаются как изучения особенностей роста и развития детей, формирования здоровья, так и гигиенической оценки условий жизнедеятельности детей и подростков.

Результаты лонгитудинальных исследований физического развития учащихся с 1-го по 8-й класс (Скоблина Н.А. и сотр.) свидетельствуют о проявлениях признаков акселерации современного поколения детей: они достоверно опережают своих сверстников 90-х гг. прошлого столетия по длине и массе тела, срокам шепагеИе. Однако мышечная сила и выносливость по-прежнему ниже, чем у предыдущих поколений и зачастую не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к детям системой обучения и воспитания, особенно в сфере физической культуры. Установлены особенности формирования тела ребенка. Специальные исследования П.И. Храмцова и сотр. (2009) показали, что изменились некоторые пропорции тела современных детей: длина голени больше по сравнению с таковой у детей предшествующих поколений. Эти дан-

ные являются веским аргументом к пересмотру стандарта школьной мебели, а в настоящее время существенно усложняют оценку соответствия школьной мебели конкретному ребенку.

Было установлено (Звездина И.В. и сотр.), что формирование заболеваемости детей в значительной степени определяется возрастом начала их систематического обучения в школе. Поступление детей в школу младше 7 лет увеличивает риск возникновения различных нарушений: физического развития, костно-мышечной системы, нервной и сердечно-сосудистой систем, органа зрения учащихся. Эта закономерность сохраняется на протяжении всего периода обучения в школе. При этом процент часто болеющих детей в 1,5—2 раза выше, чем у старших одноклассников. Это необходимо учитывать при обосновании требований к условиям и организации воспитания детей.

Сохраняющиеся тенденции роста заболеваемости детей и наметившийся четкий тренд увеличения (до 16—20 % в различных возрастных группах) числа детей с избыточной массой тела свидетельствуют о неадекватных условиях жизнедеятельности детей, в т. ч. в образовательных учреждениях.

При оценке санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений учитывается влияние лишь ограниченного набора инноваций в школе.

Оценка влияния педагогических инноваций осуществляется на основе динамических исследований (в течение урока, учебного дня, учебной недели, а иногда и учебного года) функционального состояния основных систем организма ребенка, а также умственной работоспособности с использованием современных методов исследо-

АВГУСТ №8 (233)

5

вания нейрофизиологических функций, психомоторики, суточного мониторинга артериального давления и частоты пульса, состояния опорно-двигательного аппарата методами ЭЭГ, ЭКГ, ста-билографии, подометрии и др. В контрольную группу исследований входят дети, обучающиеся в «стандартных» условиях.

Сотрудниками Института в условиях естественного гигиенического эксперимента проведена оценка влияния на функциональное состояние организма и здоровье детей следующих инноваций: инновационные двигательные режимы для дошкольников (П.И. Храмцов с сотр.); школа полного дня (М.И. Степанова с сотр.); модульная организация учебного процесса (М.И. Степанова с сотр.); предметно-ориентированная педагогическая технология «ИнтеллекТ» (М.И. Степанова с сотр., П.И. Храмцов с сотр.); динамический урок (П.И. Храмцов с сотр.); спортивная рекреация (П.И. Храмцов с сотр.); инновационная программа профессиональной ориентации (Е.И. Шубочкина с сотр.).

Инновационные двигательные режимы для дошкольников стали необходимы в связи с тем, что в последнее время у детей подготовительных групп чаще выявляется низкий уровень функциональных резервов организма при занятиях по традиционной программе физического воспитания. Разработанные инновационные двигательные режимы основаны на использовании широкого спектра спортивных упражнений и игр, коррекционно-оздоровительных упражнений и новых подходов и оборудования к развитию и совершенствованию координационных способностей, которые имеют низкие значения у дошкольников.

Оценка эффективности инновационных режимов проведена на основе анализа функциональных резервов организма 484 детей в возрасте 5—7 лет. Внедрение инновационных двигательных режимов в динамике учебно-воспитательного года позволило повысить число детей с высоким уровнем функциональных резервов организма по сравнению с традиционным в 2,4 раза (с 16,3 до 39,0 %) и сократить в 1,4 раза число детей с низким уровнем функциональных резервов организма (с 30,4 до 21,0 %).

Школа полного дня. Впервые дано научное обоснование соответствия суммарной образовательной и воспитательной нагрузки, условий организации работы школы полного дня функциональным и возрастным особенностям детей младшего и среднего школьного возраста. Наиболее благоприятные показатели динамики умственной работоспособности, эмоционального и психосоматического состояния, физиометриче-ских исследований выявлены у младших школьников, в режим обучения и воспитания которых была включена динамическая пауза в середине учебного дня и прогулка после уроков (1-й и 4-й класс), 35-минутная продолжительность уроков, их начало в 9-00, дневной сон (1-й класс). Характер недельной динамики работоспособности учащихся средних классов соответствовал физиологической кривой — оптимум показателей

регистрировался в середине недели. В школах полного дня с увеличенным объемом двигательной активности установлены более низкие показатели невротизации и более высокие физиометрические показатели. Среди учащихся школ с современной архитектурной планировкой, предусматривающей наличие большего числа спортивных залов, рекреаций атриумного типа, помещений для занятий дополнительным образованием в сочетании с организацией качественного 3-х разового питания и питьевого водоснабжения, частота дискомфортных эмоциональных состояний была существенно ниже по сравнению с другими школами (18—19,6 % против 26,8—26,7 %).

Модульная организация учебного процесса предполагает сдвоенные уроки по одному предмету, состоящие из трех 30-минутных занятий, при общепринятой продолжительности учебного дня и перерывов между уроками. Модульная организация занятий поддерживает высокий уровень работоспособности в течение всего учебного года, развитие менее выраженного утомления и тревожности учащихся. При этом установлено снижение веса ежедневного комплекта учебников на 1,5—2,0 кг и уменьшение времени на приготовление домашних заданий.

Предметно-ориентированная педагогическая технология «ИнтеллекТ» с помощью специальных учебных заданий и методов преподавания на фоне повышенной образовательной нагрузки способствует развитию школьно-необходимых психофизиологических функций (внимание, мышление, скорость принятия решений и др.), что существенно снижает физиологическую стоимость обучения, предупреждает развитие выраженного утомления и его кумуляцию.

Физиолого-гигиеническая оценка общеобразовательных уроков интеллектуального характера с активной динамической нагрузкой (динамический урок) показала, что при использовании методов работы с элементами соревнования, групповые (командные) выходы к доске, чередование поз сидя и стоя при использовании ученических конторок, динамический урок заметно снижает статическое напряжение и повышает двигательную активность детей. По данным шагометрии, объем двигательной активности выше в 2,5—3,0 раза по сравнению с традиционным уроком (с 200—250 локомоций до 450—600 локомоций). Интеграция образовательной, двигательной и игровой деятельности повышает умственную работоспособность детей, формирует позитивный эмоциональный фон. На основании оценки умственной работоспособности 98 учащихся 3-х классов было установлено, что высокий уровень работоспособности отмечен у 42,9 % детей на динамическом уроке и только у 15 % — на традиционном уроке. После динамического урока не отмечено ни одного случая выраженного утомления, в то время как после традиционного урока такой уровень утомления выявлен у 35 % обучающихся.

Установлено, что параллельно-раздельное обучение мальчиков с позиции поло-личностных особенностей восприятия (гендерный подход к обучению), является здоровьесберегающей тех-

6

ЗНиСО август №8 (233)

нологией, т. к. при большей продуктивности учебной работы учащихся гендерных классов в течение дня, рабочей недели и года отмечается меньшая распространенность случаев выраженного утомления (36,2 против 43,3 %) и функциональных отклонений (1804,9 против 2250,0).

Основная цель проекта «Спортивная рекреация» — обеспечить организованный активный отдых обучающихся начальной школы на перемене за счет использования различного физкультурно-спортивного оборудования. Обоснован перечень такого оборудования и проведена экспертная оценка травмобезопасности его использования. Совместно с педагогами разрабатываются и апробируются программы и организационные модели использования возможностей спортивной рекреации с учетом требований к объему и характеру движений, чередованию видов оборудования и особенностей архитектурно-планировочных решений зон рекреации, определяемых типовыми проектами зданий школ.

Инновационная программа профессиональной ориентации на рабочие профессии предусматривает использование школьной программы обучения девятиклассников на базе колледжей с дополнительным предметом «введение в профессии колледжа». Обоснована необходимость регламентации учебных нагрузок с учетом более низкой подготовленности учащихся по сравнению со школьниками общеобразовательных школ. Оценка качества жизни учащихся 9-х школьных классов в профессиональных колледжах показала, что, несмотря на большее число неполных семей у подростков, обучающихся в колледже, они достоверно лучше оценивают свое питание, чем учащиеся школ, что обусловлено налаженной системой организованного питания именно в колледжах. Число подростков с низкой двигательной активностью также было ниже среди учащихся колледжа, что связано с большей доступностью спортивных секций.

Сотрудниками Института проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза в соответствии с новой редакцией пункта 1 статьи 42 Федерального закона № 248-ФЗ, ограничивающего их проведение применительно к образовательной деятельности только рассмотрением программ, методик и режимов обучения и воспитания детей. Результаты исследований обеспечили санитарно-эпидемиологическую экспертизу современных, значимых и распространенных инновационных технологий обучения и воспитания детей.

Впервые в мире в Институте проведены психолого-физиолого-гигиенические экспериментальные и натурные исследования с участием добровольцев-испытуемых взрослых и детей, в т. ч. в образовательных учреждениях, по проблемам безопасности использования светодиодов.

Сравнительная физиолого-гигиеническая оценка освещения с использованием светодиодов и люминесцентных ламп показала преимущества инновационных источников света и положительное влияние на функциональное состояние органа зрения и центральной нервной системы. Обоснованы требования к организации системы искусственного освещения в производственных, жилых и общественных зданиях, а также в образовательных учреждениях с использованием новых светодиодных источников света.

В процессе жизнедеятельности дети активно пользуются средствами мобильной связи и коммуникации. Результаты исследований показали, что современные мобильные телефоны в рабочем режиме могут излучать СВЧ поле, превышающее нормируемые показатели. Мощность излучения зависит от месторасположения школы по отношению к передающим станциям основных операторов связи. Мобильные телефоны влияют на функциональное состояние школьников (жалобы на головные боли, трудности засыпания, более частые повышения температуры тела). Степень этого влияния зависит от суммарной продолжительности разговоров в сутки, продолжительности пользования мобильной связью в годах, места нахождения ребенка по отношению к передающей сигнал станции.

При гигиенической оценке (Текшева Л.М. и сотр.) электронных устройств для чтения (риде-ров) с использованием электро-энцефалографи-ческих исследований установлено, что чтение с компьютера и ридера вызывает большее напряжение и утомление на уровне ЦНС, чем чтение с бумажного носителя. По выраженности признаков утомления ридер занимает промежуточное положение между печатным текстом и экраном компьютера. Выявлен эффект повышенной мотивации детей при чтении ридера.

Предложения Института вошли в Приказ Минздравсоцразвития России № 302н, утвержденный 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация:

Кучма Владислав Ремирович, тел.: 8 (495) 917-48-31, e-mail: niigd-nczd@mail.ru

Contact information: Kuchma Vladislav, phone: 8 (495) 917-48-31, e-mail: niigd-nczd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.