Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий'

Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
533
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / BODY 'S FUNCTIONAL STATE / ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / УТОМЛЕНИЕ / PUPILS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL LOADS / PHYSIOLOGICAL COST OF EDUCATION / FATIGUE / SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А., Уланова С. А., Лашнева И. П.

Гигиеническая оценка педагогической технологии обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды и технологии «ИнтеллекТ» показала, что их реализация сопровождается снижением утомительного влияния образовательной нагрузки за счет оптимизации организации учебного процесса и повышения функциональных возможностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А., Уланова С. А., Лашнева И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-PRESERVING CAPACITIES OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

The hygienic evaluation of pedagogical technology for teaching under the active sensory-developing environment and the Intellect technology showed that their implementation caused a reduction in the fatiguing effect of an educational load, by optimizing the organization of a teaching process and enhancing the functional capacities of pupils.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий»

гиена и санитария

2/2012

Гигиена детей и подростков

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.955:373.3

М. И. Степанова1, З. И. Сазанюк1, М. А. Поленова1, С. А. Уланова2, И. П. Лашнева1, Н. О. Березина1, А. С. Седова1, Е. Д. Лапонова1

здоровьесберегающие возможности педагогических технологий

1НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва, ^Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Образование и здоровье», Сыктывкар, Республика Коми

Гигиеническая оценка педагогической технологии обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды и технологии «ИнтеллекТ» показала, что их реализация сопровождается снижением утомительного влияния образовательной нагрузки за счет оптимизации организации учебного процесса и повышения функциональных возможностей учащихся.

Ключевые слова: учащиеся, школьное обучение, педагогические технологии, образовательные нагрузки, функциональное состояние организма, физиологическая стоимость обучения, утомление

M. I. Stepanova1, Z. I. Sazanyuk1, M. A. Polenova1, S. A. Ulanova2, I. P. Lashneva1, N. O. Berezina1, A. S. Sedova1,

E. D. Laponova1 - HEALTH-PRESERVING CAPACITIES OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Research Institute for Hygiene and Health Protection of Children and Adolescents, Children’s Health Research Center, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow;

2Republican "Education and Health" Center of Psychological and Pedagogical Rehabilitation and Correction, Syktyvkar, Republic of Komi

The hygienic evaluation ofpedagogical technology for teaching under the active sensory-developing environment and the Intellect technology showed that their implementation caused a reduction in the fatiguing effect of an educational load, by optimizing the organization of a teaching process and enhancing the functional capacities ofpupils.

Key words: pupils; school education; pedagogical technologies; educational loads; body’s functional state; physiological cost of education; fatigue

Не умаляя значимости других причин неблагополучия в состоянии здоровья детской популяции, гигиенисты детства указывают на четкую связь повышения утомляемости и невротизации, усиления дезадаптации и ухудшения состояния здоровья учащихся с интенсификацией школьного обучения и увеличением объема учебных нагрузок [2-5]. Вместе с тем такие факторы, как нарастающий информационный поток, использование интенсифицирующих методов обучения и др., сдерживают реализацию мер, способствующих нормализации учебных нагрузок в школе. Сегодня на пороге перехода школы на общеобразовательные стандарты второго поколения есть все основания полагать, что проблема перегрузки учащихся будет стоять все также остро. Так, впервые за многие годы новые санитарные правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) увеличивают на 1 ч максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для всех учащихся независимо от продолжительности учебной недели.

Степанова М. И. - д-р мед. наук, зав. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Сазанюк З. И. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Поленова М. А. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Уланова С. А. - канд. биол. наук, руководитель (CenterPPRK@ mail.ru); Лашнева И. П. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Березина Н. О. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected]); Седова А. С. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания (sedovaks@mail. ru); Лапонова Е. Д. - канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания ([email protected])

Исследования последних лет показывают, что образовательную нагрузку в условиях вариативной организации учебного процесса нельзя рассматривать в отрыве от педагогических технологий, которые могут как усиливать, так и снижать ее негативное влияние на детский организм. В связи с этим все большее значение приобретают методы и приемы обучения, которые помогают развитию познавательных способностей и учебной мотивации у школьников и повышают устойчивость детского организма к развитию переутомления.

Цель исследования заключалась в установлении характера и степени влияния учебных занятий на функциональное состояние организма (ФСО) учащихся при использовании различных инновационных педагогических технологий. В ходе серии исследований была дана гигиеническая оценка технологии обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды (АРС) [1] и образовательной технологии «ИнтеллекТ» (ОТИ).

Исследования проводились в условиях естественного гигиенического эксперимента. В первом случае на протяжении двух учебных лет под наблюдением находились 270 учащихся начальных классов, обучающихся традиционно и с использованием технологии АРС, в четырех массовых общеобразовательных школах Сыктывкара. Программы обучения и объем образовательной нагрузки в сравниваемых группах были идентичны. Для оценки функционального состояния учащихся использовались корректурная проба, показатели психомоторики, критическая частота слияния световых мельканий. Ультразвуковая диагностика состояния общих сонных артерий, внутренней сонной артерии, среднемозговой и вертебральных артерий, рео-

52

Дневная динамика умственной работоспособности учащихся в классах с использованием АРС и традиционной организацией обучения.

О Улучшение Ухудшение ^ Без изменений

энцефалографические обследования сосудов головного мозга осуществлялись с помощью четырехканального реографа, аппарата «Акусон-128 XP» (США).

Динамическое двухлетнее исследование влияния школьного обучения с использованием ОТИ на организм учащихся 1-10-х классах проводилось в одной из московских школ. Всего под наблюдением находились 20 классных коллективов (270 учащихся). Гигиеническая экспертиза ОТИ проводилась на фоне недельной образовательной нагрузки, превышающей в различных классах гигиенические регламенты СанПиН 2.4.2.1178-02 от 3 до 7 ч в неделю. Группу контроля составили 170 учащихся одной из школ Москвы, в которой объем образовательной нагрузки также превышал гигиенические регламенты. Кроме того, полученные данные сравнивали с показателями, характерными для популяции современных московских школьников, обучающихся традиционно.

В работе применялся комплекс физиолого-гигиенических методов исследования, позволяющий оценить динамику функционального состояния ЦНС учащихся и их психофизиологических реакций на учебную нагрузку.

Педагогическая технология АРС была разработана педагогами для общеобразовательных учреждений Крайнего Севера с учетом негативного воздействия на детский организм неблагоприятных климатических условий проживания (сенсорный голод, гиподинамия). Особенностью технологии АРС является не только увеличение объема двигательной активности детей в процессе занятий, но и включение в урок элементов активной и пассивной профилактики зрительного утомления, близорукости, нарушений опорно-двигательного аппарата, создание дополнительных условий для игры, предметного моделирования и повышения познавательной активности в ходе учебного занятия.

Как показала физиолого-гигиеническая оценка, неблагоприятные сдвиги со стороны ряда функциональных систем и состояния здоровья младших школьников при обучении на фоне АРС были значительно менее выражены, чем у их сверстников, обучающихся традиционно. Увеличенный объем двигательного компонента, эргономические и планировочные решения рабочих мест, использование офтальмотренажа, нетрадиционной мебели (конторок) способствовали меньшей частоте случаев сильного и выраженного утомления, неблагоприятных изменений артериального давления (вегетативный компонент утомления).

Так, результаты изучения дневной динамики умственной работоспособности (УР) учащихся в классах с использованием АРС свидетельствовали о большей ее устойчивости, чем в условиях традиционной организации обучения (группа контроля).

Позитивные изменения были отмечены в состоянии ЦНС и сердечно-сосудистой системы учащихся. Так, в классах с АРС была установлена меньшая распространенность неблагоприятных изменений сосудистого тонуса к концу учебной недели (25,0 ± 9,0% против 52,4 ± 10,0% в группе контроля; p < 0,05), а также повышенного и высокого уровня невротизации детей (64,3 ± 10,0% против 92,0 ± 6,0% в группе контроля; p < 0,05).

Анализ данных ультразвуковой диагностики сосудистого кровотока также свидетельствовал в пользу АРС: у этой группы школьников в состоянии крупных сосудов отмечалось в среднем меньшее количество негативных (5% против 17% в группе контроля) и большее количество позитивных (57% и 32% соответственно) сдвигов. Среди них было достоверно больше детей, не имеющих выраженных отклонений в состоянии крупных сосудов (64% против 35% в группе контроля; p < 0,05). Дневная и недельная динамика показателей, характеризующих функциональное состояние зрительного анализатора учащихся, также свидетельствовала о преимуществе инновационной технологии обучения.

На здоровьесберегающий характер технологии АРС указывала и благоприятная динамика состояния здоровья учащихся этих классов. Их отличали положительная тенденция изменения состояния здоровья детей по результатам медицинского осмотра, уменьшение индекса пропуска занятий по болезни (2,38 против 4,21 в контрольных классах). Достоверно лучшие показатели психоэмоционального состояния детей также были зарегистрированы в классах с АРС: на это указывала большая частота эмоциональных реакций радостного цветового спектра (81% против 63,9% в группе контроля) и меньшая частота грустного цветового спектра (10,3% против 20,5% соответственно). Кроме того, у них отмечалась лучшая адаптация к учебному процессу, а также увеличивалось число детей с хорошей и отличной успеваемостью.

Таким образом, полноценная реализация технологии АРС способствовала снижению последствий неблагоприятных дидактогенных факторов (переутомление, физическое закрепощение, гиподинамия и т. д.), повышению комфортности на уроке, снижению физиологической "стоимости" обучения, а также сохранению психофизического и эмоционального здоровья детей.

Напряженный и интенсивный характер школьного обучения предъявляет повышенные требования к учебным и познавательным возможностям учащихся уже в начальных классах. Вместе с тем характер современного школьного образования практически не предполагает целенаправленного развития тех умственных функций, которые формируют когнитивный процесс, технологию усвоения учебного материала. Этот довольно существенный изъян в школьном обучении по-

53

гиена и санитария

2/2012

Распространенность показателей сильного и выраженного утомления учащихся (в %) на фоне использования ОТИ (экспериментальная группа) и в группе контроля

Классы Экспериментальная группа Группа контроля

1-е 61,3 ± 4,71 27,3 ± 3,1*

2-е 54,0 ± 4,5 25,3 ± 3,1*

4-е 35,6 ± 5,0 54,0 ± 3,5*

5-е 43,9 ± 4,0 56,9 ± 3,5*

6-е 34,4 ± 4,9 45,2 ± 3,5

7-е 41,9 ± 5,5 45,1 ± 3,5

8-е 32,9 ± 5,4 46,3 ± 3,5

9-е 36,1 ± 5,2 35,7 ± 3,4

10-е 35,4 ± 5,4 25,9 ± 3,1

Примечание. * — различия достоверны (р < 0,05).

зволят преодолеть новые федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколения [7], предполагающие в качестве обязательного элемента обучения целенаправленное формирование у учащихся так называемых учебных действий. Такая педагогическая инновация должна стимулировать повышение познавательных способностей учащихся, их функциональных возможностей, устойчивости к развитию утомления.

Одним из примеров такого подхода может служить ОТИ, реализация которой предполагает повышение эффективности учебной деятельности путем целенаправленного развития когнитивных функций школьников. В ходе гигиенической оценки нами было установлено, что реализация ОТИ проводилась на уроках по всем базовым предметам с помощью специальных заданий, направленных на тренинг когнитивных функций учащихся, в первую очередь их предметно-речевых умений и навыков (чтения, говорения, письма и восприятия на слух) и психических качеств (памяти, внимания, воображения и мышления).

Результаты изучения влияния новой педагогической ОТИ на фоне повышенной образовательной нагрузки на ФСО учащихся и последующий сравнительный анализ с популяционными данными показали, что учащиеся практически всех возрастов выполняли корректурные задания с большей скоростью, чем их сверстники из группы контроля (р < 0,01-0,001). В связи с этим выявленные особенности школьников следует рассматривать не только как закономерное проявление естественного совершенствования аналитических и синтетических функций ЦНС по мере взросления учащихся, но и как результат целенаправленного тренинга их когнитивных способностей.

Вместе с тем динамика другого показателя УР -точности корректурной работы - не позволяет сделать столь однозначный вывод, поскольку показатели точности были выше среди младших школьников и, наоборот, ниже среди учащихся 5-11-х классов по сравнению с аналогичными показателями их сверстников из группы контроля. В целом улучшение скоростных качеств выполнения школьниками корректурных тестов и при этом снижение их качественных показателей по сравнению с традиционно обучающимися школьниками свидетельствует, что ОТИ позитивно влияет на психическое развитие учащихся, но при этом способствует развитию только определенных когнитивных функций. В частности, такие функции, как гибкость и оперативность принятия целенаправленных решений, развива-

ются у школьников недостаточно, что согласуется с данными других исследователей [6].

Не менее информативным оказался сравнительный анализ показателей, характеризующих утомительное влияние обучения на фоне ОТИ в сочетании с повышенной образовательной нагрузкой (экспериментальной группой), с группой контроля. В качестве сравнения была выбрана школа (группа контроля), в которой образовательная нагрузка также превышала предельно допустимую, в основном за счет включения различных, ежедневно меняющихся двигательно-активных занятий (плавание, спортивные игры, занятия в тренажерном зале, ритмика и т. д).

Как следует из представленных данных, первые 2 года обучения с использованием ОТИ сопровождались существенно более высокими показателями утомления школьников, чем в группе контроля (61,3-54,0% против

27,3-25,3%; р < 0,001), что, несомненно, связано с повышенным объемом образовательной нагрузки. Однако по мере увеличения школьного стажа и соответственно продолжительности систематического использования ОТИ показатели утомления учащихся, начиная с 4-го класса, становились достоверно ниже, чем в группе контроля, а с середины второй ступени обучения и вплоть до 10-го класса (за исключением восьмиклассников, у которых показатели утомления были ниже) указанные различия исчезали (см. таблицу). Более благоприятные показатели функционального состояния ЦНС учащихся можно рассматривать как результат накопления эффекта реализации ОТИ - развитие познавательных способностей, обеспечивающих снижение физиологической "стоимости" обучения.

Вместе с тем следует отметить, что в обеих сравниваемых группах значения показателей выраженного утомления в большинстве случаев превышают условную популяционную норму (не более 30%). Это позволяет заключить, что реализуемые как в одной, так и в другой школе педагогические подходы не позволяют в полной мере устранить негативное влияние повышенных образовательных нагрузок. Полученные результаты подтверждают необходимость комплексного подхода для эффективного решения вопросов оптимизации обучения школьников.

В качестве аргументации этого положения приводим показатели УР учащихся 7-х классов, обучавшихся с использованием ОТИ. В 1-й серии исследований (начало учебного года) перемены между уроками проводились традиционно, а во 2-й (конец учебного года) - на 4-й перемене для учащихся были организованы ежедневные подвижные игры на свежем воздухе. В первом случае интегральный показатель УР (ИПР) в конце учебного дня составил 0,5 усл. ед., а распространенность случаев сильного и выраженного утомления достигала 62,2 ± 7,2%, тогда как на фоне двигательно-активных перемен те же показатели (несмотря на конец учебного года) были достоверно лучше: 1,50 усл. ед. и 22,9 ± 6,1% соответственно.

Помимо этого, в ходе гигиенической оценки инновационной образовательной технологии было установлено, что ОТИ способствует повышению познавательных способностей учащихся, поскольку позволяет им осваивать повышенные учебные нагрузки без кумуляции утомления - сниженная в конце учебного дня работоспособность восстанавливается к началу учебных занятий следующего дня. На это указывали устойчивые и высокие исходные значения ИПР (выше 1,0 усл. ед.) у учащихся 1-11-х классов как в начале, так и в конце учебного года.

Полученные результаты позволяют заключить, что эффективным ресурсом гигиенической оптимизации

54

обучения школьников могут служить такие педагогические технологии, которые предполагают снижение утомительного влияния образовательной нагрузки за счет как создания благоприятных условий и организации обучения, так и повышения функциональных возможностей организма школьников.

литер атура

1. Башканова Г. Л., Уланова С. А., Шульга А. А. Организация учебной работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды. - Сыктывкар, 2000.

2 . Куинджи Н. Н., Степанова М. И. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 44-48.

3 . Кучма В. Р., Сухарева Л. М., СтепановаМ. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. - М., 2009.

4. Степанова М. И., Александрова И. Э., Седова А. С. // Рос. педиатр. журн. - 2009. - № 2. - С. 11-14.

5. Сухарев А. Г. Образовательная среда и здоровье учащихся: Науч.-метод. пособие. - М., 2009.

6 . Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Храмцов П. И. // Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международ. участием. - М., 2009. - С. 439-441.

7. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2011.

Поступила 31.05.11

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.95:316.356.2

А. И. Маркова, А. В. Ляхович, М. Р. Гутман

ОБРАЗ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова

В работе рассматривается семья с позиции отношения к здоровью. В фокусе внимания детей - образ жизни родителей, который они копируют в собственной модели поведения. На материале социологического опроса родителей (п = 528) и подростков-школьников (п = 344) установлено, что к окончанию школы у детей формируются нормы поведения, принятые в семье. Отмечены девальвация семейных ценностей, снижение ответственности родителей за здоровье детей. Педагогическая несостоятельность родителей в привитии норм здорового образа жизни (ЗОЖ) детям обусловлена их личным примером, недостаточной мотивированностью на ЗОЖ, распространенностью вредных привычек.

Ключевые слова: семья, дети, воспитание, здоровье, здоровый образ жизни

A. I. Markova, A. VLyakhovich, M. R. Gutman - PARENTAL QUALITY OF LIFE AS A DETERMINANT OF CHILDREN'S HEALTH

Research Institute of Public Health and Management of Health Care Service, I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow

The paper considers a family in the context of an attitude towards health. The focus of attention in children is their parental lifestyle they imitate in their behavioral model. A sociological survey of parents (n = 328) and adolescent schoolchildren (n=344) has established that by the time of leaving school, the children form behavioral norms accepted in their families. There is devaluation offamily values and lesser parenteral responsibility for children’s health. The pedagogical unsoundness of the parents to cultivate healthy lifestyle (HLS) habits in children is due to their personal example, inadequate HLS motivation, and the spread of bad habits.

Key words: family, children, child rearing, health, healthy lifestyle

Из всех факторов социализации институт семьи является самым значимым, его влияние человек испытывает с рождения на протяжении многих лет, аккумулируя традиции и ценности семьи и передавая их следующим поколениям. Семья - это малая социальная ячейка, члены которой связаны взаимной любовью и уважением, общностью быта, духовно-нравственной атмосферой, взаимопомощью и моральной ответственностью. С этих позиций семья является основой здоровья и благополучия всех ее членов. Безусловными лидерами по охране здоровья семьи являются родители. Их отношение к здоровью и образ жизни (позитивный или негативный) часто определяет поведение и здоровье других членов семьи. Особенно дети копируют сценарии поведения родителей. Воспитание здорово-

Маркова А. И. - канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (т. 8(499)246-22-83); Ляхович А. В. - д-р мед. наук, проф., зав. отд. проблем формирования общественного здоровья ([email protected]); Гутман М. Р. - науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи

го ребенка - основная функция семьи. Здоровье - это многогранное понятие. Относительно детей общесемейная деятельность по охране здоровья должна ориентироваться на позитивные установки: формирование и сохранение физического и психического развития, соответствующего канонам возрастной периодизации на разных этапах их жизнедеятельности. Это нравственное и интеллектуальное воспитание, формирование адекватного отношения к жизненным ценностям и гражданской позиции к девиациям в обществе. Последнее особенно актуально в настоящее время с учетом распространенности потребления психоактивных веществ детьми и подростками, которые приняло угрожающие масштабы [1, 2, 15, 22, 23, 25].

Рассматривая здоровье подрастающего поколения как стратегическое направление, Европейское региональное бюро ВОЗ выдвинуло ряд задач, в числе которых ведение здорового образа жизни - ЗОЖ (адекватный рацион питания, физическая активность, гигиена полости рта), предупреждение опасных форм поведения (злоупотребление табаком, алкоголем и другими психоактивными

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.